Аннотация: Здесь приведено письмо Либермана к одному семинаристу, написанное в 1835 году. О святой Мессе и смысле Литургии. Пер. с немецкого.
О Жертве святой мессы.
Патер Франц Мария Пауль Либерман
Патер Ф.М.П. Либерман (1802-1852) был основателем Конгрегации миссионеров святейшего сердца Марии, которая в 1848 году объединилась с конгрегацией Святого Духа. Его героическая добродетель была признана в рамках процесса канонизации, который сейчас идет. Здесь приведено письмо Либермана к одному семинаристу, написанное в 1835 году.
Мой дорогой брат!
Что я могу сказать вам о любви Иисуса Христа к нам, выраженной в Святых Дарах? Даже святые не могли познать этой тайны, как же вы можете требовать, чтобы я говорил об этом? Однако я не хочу и молчать; наш Спаситель слишком много дает нам в этом таинстве, дабы об этом молчать, и в то же время, слишком много, дабы стать достойным говорить об этом. Что же делать? Все, на что способны мы, бедные грешники. Постараемся же любить Его всем сердцем! Да не возникнет в наших сердцах ни малейшей склонности, не направленной к Нему! Мы будем делать все только из любви к Нему.
Я хочу напомнить вам о беседах, которые мы вели здесь. Это было в навечерие праздника Святых Даров. Естественно, эта тайна тогда составляла предмет нашей беседы. Речь шла о вопросе, как следует настроиться, чтобы приблизиться к милосердию Божьему, которое двигало нашим Спасителем, когда Он установил это таинство. Было отмечено, что Он преследовал при этом четыре цели. Конечно, на самом деле их больше, но кто может измерить всю глубину и ширину любви Иисуса Христа в этом святом таинстве? Можно лишь восхищаться нашим дорогим Спасителем, молиться и петь хвалы Его неисчерпаемой любви к нам.
Прошу вас, постараемся же соответствовать этой неописуемой любви настолько, насколько мы можем! Если мы вникнем в четыре намерения, о которых я хочу вам рассказать, мы сможем угодить этим Отцу нашего Господа Иисуса Христа, ведь Он позволяет своему Сыну совершать бесчисленные чудеса благодати не для того, чтобы мы были привязаны к этой земле и полны себялюбия, Он гораздо более желает оторвать нас от тварного, чтобы осуществить Свои милосердные намерения во всей их широте. Да прославится Его святое Имя всеми ангелами и святыми, в особенности же Святой Девой!
Вот четыре смысла, которые Спаситель вложил в Святое Таинство:
1.Наш Спаситель желал приобщить нас к участию в духе Его жертвы, поскольку святая Евхаристия - это жертва. Спаситель приходит к нам, чтобы принести нас вместе с Собой в жертву Своему Отцу. Если бы только мы сами были принесены в жертву Вечному Отцу, Отец не принял бы приношения, и мы стали бы жертвами Его гнева и Его справедливости. Потому к нам приходит Спаситель с Его полнотой святости и благодати, чтобы сделать нашу жертву чистой и беспорочной, позволяя нам разделять все те качества и преимущества, которые сделали Его Жертвой, угодной в глазах Отца, полной приятного благоухания.
Первая подготовка к св. Причастию таким образом, должна состоять в том, чтобы принять дух самоотречения и отбросить любые свои личные склонности, потому что жертва требует полного уничтожения. Мы должны духовным образом уничтожить в себе естественное бытие, которое предназначается в жертву Богу, чтобы жить лишь в Нем, как я вам сейчас объясню. Подумайте, чего требует от Вас жертва, и обо всем, что сделал наш Спаситель в течение Своей жизни и особенно на Голгофе. Старайтесь во всем войти в Его образ мысли и чувства, и так Вы осуществите первую ступень подготовки к Св. Причастию.
2. Наш Спаситель приходит к нам, чтобы вложить в нас семя вечного Воскресения. Так как наша плоть поражена грехом, она все время склоняется к тварному, находя радость лишь в нем, и она не может воспринять Бога; для Бога она - предмет проклятия и не может быть допущена к Его великолепию. В своем милосердии Спаситель приходит к нам и позволяет нам быть частью чистоты и величия Своего Тела. Наше тленное тело греха и смерти Он приобщает к святости, нетленности, величию и бессмертию Своего собственного тела.
Чтобы участвовать в этом величии, которое непостижимая доброта Иисуса желает нам одолжить, мы должны отбирать у нашего тела все чувственные наслаждения, какие возможно, и сгибать наше тело в коленопреклонении, дабы оно получило возможность принять Дары Божьи. Плоть, желающая стать частью света, благодати и божественности Иисуса на коленях Его Отца, должна принять участие в Его муках, боли, лишениях, которые Он перенес со столь великой любовью. Чем сильнее наше тело будет умерщвлено на земле из любви к нашему Спасителю Иисусу Христу, тем великолепнее будет оно сиять после Воскресения.
То, что я говорю Вам, возможно, вас огорчит, поскольку для вас это невозможно на практике. Но не беспокойтесь об этом, бедные люди, как мы с вами, должны довольствоваться теми страданиями, которые нам посылает Бог, и быть готовыми принять их с большой радостью, как драгоценный подарок Его любви и благодати. День боли, которая исходит из руки Божьей, освящает нас гораздо больше, чем сотни дней боли, которые мы устраиваем себе сами, особенно тогда, когда мы не исполняем волю Божью во всех отношениях. Не будем расстраиваться из-за того, что мы так немного можем сделать, но возместим это тем, что постараемся внутренне любить Бога изо всех сил и от всего сердца.
3.Иисус приходит к нам, чтобы сделать нас частью Своего единства с Отцом Небесным. Здесь я могу лишь молчать, это слишком величественно для такого бедняка, как я. Говорить о единстве с Богом или о единстве Иисуса с Его Отцом - то же, что падать в пропасть. Я часто говорил вам, что наше единство должно начинаться на земле, расти и наконец стать совершенным на Небесах. Святое Причастие для христианской души - это Рай на Земле, ее единство с Иисусом чудесным образом становится совершенным в Причастии, при условии, если душа находится в состоянии, которое я описал выше. Хотя это единство не столь совершенно, как на Небесах, оно все же создает в нас чудотворное действие благодати, изобильно подает нам Духа Святого, Которого мы должны стараться сохранить в себе.
Чтобы участвовать в этом единении, сохранять его, мне кажется очень важным обращение к себе самому после того, как Бог обратился к нам. Друг мой, обратите особое внимание на этот пункт, он очень важен, это обращение должно происходить без напряжения, в постоянстве, покое и мире. Мы не должны искать его, дабы насладиться им; мы должны просто стараться стать едиными с Богом и наполниться Его Благодатью и Любовью.
4.Четвертый смысл - следствие единения, о котором я только что говорил. Наш Спаситель желает поделиться с нами Своей жизнью в святом Причастии. Он показывает это нам в виде того, как соединяется с нами. Он приходит к нам в образе пищи. Так же, как пища сохраняет жизнь нашего тела, переходя в его сущность, так наш Спаситель становится жизнью и пищей нашей души. Он говорит: тот, кто ест Его Плоть и пьет Его Кровь, тот имеет жизнь вечную, а в том, кто не ест Его Плоти - жизни нет. И что это за жизнь? Сам Иисус Христос, сказавший: "Я есмь воскресение и жизнь".
Сейчас речь идет о том, чтобы знать, что мы должны делать, чтобы обладать внутренне этой жизнью Иисуса Христа. Мы должны освободиться от любой склонности к себялюбию, от любого обращения к себе самому. Мы должны стараться больше не ощущать ничего, что находится вне Бога. Мы не должны ни о чем думать, ничего делать, не должны ничем наслаждаться, в нашем сердце не должно быть ни малейшего движения, кроме того, что вызывает Дух Святой в нас. Естественный человек должен умереть, чтобы в нас жил лишь человек духовный. По слову апостола Павла: "Уже не я живу, но живет во мне Христос". Я знаю, что человек не может достичь этого состояния в строгом смысле слова, это доля избранных на небесах, но мы должны стараться приблизиться к этому состоянию изо всех сил, дабы наисовершеннейшим образом принять участие в благодати, которую нам желает подать Иисус Христос в святой Евхаристии.
Наполните сердце любовью к нашему чудесному, милосердному, достойнейшему любви Иисусу в Его святом таинстве! Обладайте пылающей жаждой к святому Причастию! Принимайте его так часто, как вы только можете! Простите плохой почерк и неясность моего письма к вам.
Да пребудет с вами благодать нашего Господа Иисуса Христа!