Зарипов Захар Владимирович : другие произведения.

Сказка о том, как собаки от волков отделились

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Краткая реконструкция установления межвидовых связей людей и предков собак с одновременным описание конкурентных преимуществ человека в дикой природе.

  Случилось это в те стародавние времена, когда оправлялась тайга от очередной долгой зимы. Поредели леса, отступили ледники, и покрылись просторы Дальнего Востока и Сибири бескрайними степями. В тех степях водились громадные звери: огромные кабаны ростом выше взрослого человека; шерстистые носороги - огромные звери с длинной шерстью и громадным толстым рогом на носу; мамонты - громадные северные слоны с густым мехом и торчащими изо рта большими клыками, которые называют бивнями.
  
  В те времена водились в наших землях лютые хищники: громадные медведи с когтями как кинжалы, свирепые тигры с зубами словно сабли. Водились в ту пору в северных степях и волки. Страшные были те хищники, крупнее любого хищника в наше время, однако ж, появился вдруг в тех степях зверь, который был всех их страшнее.
  
  Пришёл тот зверь с юга, из далёких земель, в которых не кончается лето. Называл себя тот зверь человеком. Был он невысокого роста, не слишком искусен был в беге или плавании, и поначалу тигры и медведи отнеслись к нему без внимания. Занимались своими делами, охотились на свою громадную дичь и думать не могли, что с приходом того зверя придёт конец их царству.
  
  Хоть и не мог человек спорить с древними хищниками в силе, цепкости когтей и остроте зубов, однако ж, был он хитрее любого степного хищника. Вместо цепких когтей делали люди орудия из камня, а ловкость и быстрый бег заменили они способностью кидать копья. Острые же и длинные зубы да густой мех и вовсе были им без надобности, ведь служило им само южное солнце, которое умели они вызывать по своему желанию - называли они то солнце огнём, и грел их огонь в холода, и даровал огонь им пищу, и служил им огонь верой и правдой.
  
  И вышли из числа людей великие охотники, били они и мамонта, и кабана, и даже шерстистого носорога. Много было дичи в тех степях, огромными были звери для охоты, и били этих зверей охотники нещадно, убьют мамонта и едят его неделю, потом откочуют, убьют носорога и ещё неделю едят, так и стали жить охотники в северных степях и горя не знали.
  
  Наконец, надоело хищникам, что мелкий и слабый зверь их добычей промышляет, и собрались они на совет:
  - Человек маленький и слабый, - сказали пещерные медведи - раздавим его, растерзаем, переломаем ему кости!
  - Человек медленный и хилый, - согласились саблезубые тигры, - нагоним его в чистом поле, зарежем острыми клыками!
  - Человек хрупкий и шкура у него тонкая, - присоединились вепри, - нападём на его гнездо, растопчем копытами, раскидаем бивнями!
  - Человек мал да удал, - вдруг возразили волки, которые были меньше и слабее всех остальных хищников, поэтому сначала думали, а потом в драку лезли; и охотились стаей, потому что знали, что в единстве сила.
  Зарычали тут другие звери, обозлились на волков, и хотели их тут же растерзать, но волки оскалились, собрались в стаю. Ощетинилась стая зубастыми пастями и отступила в леса и степени. Стали волки издалека смотреть, чем дело закончится да звериную борьбу на ус мотать.
  
  Первыми пошли на людскую стаю в атаку вепри, но люди повтыкали вокруг стойбища острые колья, нарыли глубокие ямы и переловили всех вепрей, убили их и ели много месяцев. Радовались люди, что вепри сами пришли, праздновали, пели и веселились.
  
  Увидали это медведи да тигры, но значения не придали: "Эка невидаль, вепрей на мясо пустили!" - думали они. - "Вепрь, зверь, конечно, свирепый, да только не одного с нами норова, не настоящий он хищник, а всё больше собиратель, орехи о корни любит больше, чем мясо - плохой из него охотник!"
  
  И пошли в атаку на людей медведи. Отступили люди, ощетинились копьями, стали разить медведей, кидая копья с большого расстояния, и всех медведей перебили. До того люди на медведей не охотились, а тут как распробовали медвежий жир, какой он полезный да питательный. Завернулись в медвежьи шкуры и увидели, что они тёплые и красивые. И стали уже сами на медведей охотиться! Да ещё и в медвежьих пещерах жить начали. И до того дошло, что не считался охотник взрослым, пока не принесёт в стойбище медвежий череп.
  
  Увидали саблезубые тигры, как расправились люди с пещерными медведями, и решили в лобовую атаку не ходить, а нападать на людей из засады. И стали в степи и в лесу охотников выслеживать и по одному отлавливать. Зазевавшихся детёнышей человеческих (детишек, значит), ловить да есть. И тогда поняли охотники, что исходит для них от саблезубых тигров великая опасность.
  Стали люди-охотники тигров выслеживать и, если нападал какой-нибудь тигр на охотника или ребёнка, не останавливались пока не найдут и не убьют его. Все дела свои бросали, от охоты отказывались, но гнали тигра до самого убежища и, если прятался тигр на дереве - сжигали то дерево дотла, а если забивался тигр в пещеру - травили его дымом, и либо задыхался тигр в пещере, либо выскакивал на охотничьи копья и так находил свою смерть.
  
  Посмотрели волки на то, как расправился человек с медведями да тиграми и решили держаться от такого опасного зверя подальше. Может, и нет у человека когтей и клыков, но зато есть копья и огонь, который только одному человеку и подвластен.
  
  Жила тогда среди волков одна волчица, и погиб её кормилец-волк на охоте, напоролся брюхом на оленьи рога. Нечем стало кормить волчице своих волчат, и стала она ходить следом за охотниками и искать - не осталось ли чего от их охоты.
  
  Оно ведь как в те времена было: завалят охотники мамонта, что-то нажарят и сразу съедят; жир, кости, сало да жилы запасут; может чего ещё на огне завялят, да только разве всё мамонтовую тушу приберёшь? Хорошо, если зима - что не съел, заморозить можно, а когда лето? Вот и выбрасывали охотники много порченого мяса и требуху, а волчица тем и питалась, ведь тяжело ей с волчатами одной охотиться.
  
  Как-то раз пошли охотники на охоту, долго ходили они в тот день, но что-то не повезло им, толи зверь дальше откочевал, то ли ещё какая причина была, но не встретили они никакой дичи. А волчица за ними ходила и всё ждала, что они чего-нибудь добудут, да и ей что-то достанется.
  Так и проходили охотники целый день, но ничего не нашли и легли спать голодными, и волчица недалеко от их лагеря уснула, думает - сегодня не повезло, завтра поймают, ведь и у волков так бывает, что иной день охота не удаётся.
  
  На следующий день проснулись охотники и волчица, и увидели большого лося. Но пока похватали охотники копья и кинулись ловить лося, сбежал лось и скрылся в густых зарослях. Искали охотники лося и не смогли найти. И поняла тут волчица, что не только руками, зубами да шкурой слаб человек, но ещё и нюхом не остёр. Она-то видела, куда ушёл лось, и по запаху сразу нашла его след.
  Сама волчица не смогла бы убить лося, а есть хотелось всё сильнее, и решила она не ждать, пока люди сами зверя найдут, а привести их к лосю - пусть убьют его и ей будет чем поживиться.
  Выскочила она из своего убежища и хвать одного охотника за ногу! Разозлился охотник, побежал за волчицей, и остальные охотники вслед за ним - а волчица как раз по лосиному следу побежала и скоро уже вывела их на поляну, где тот лось прятался. Увидели охотники лося, окружили его и забили копьями.
  
  Понял укушенный охотник, что волчица специально их к лосю вывела. Отрезал ей большой кусок мяса, и наелась волчица досыта и волчат своих накормила. И стала волчица не просто за охотниками следом ходить, но и дичь им, с помощью своего острого нюха, выслеживать. Покажет охотникам, где зверь засел, охотники зверя убьют и ей мяса дают.
  
  Выкормила волчица своих волчат, выросли они большими и сильными, от сытной пиши стали они сильнее любого волка. И научила их волчица зверя для людей выслеживать, и стали они вместе с людьми охотиться. И прозвали люди тех волчат собаками, и до того дошло, что поселились собаки с людьми в одном стойбище, вместе они охотились, вместе добычу делили: собаки острым нюхом зверя найдут, громким лаем напугают - думает зверь, что гонится за ним волчья стая - и кидается зверь бежать, а там его уже охотники поджидают.
  
  Хорошо пошла у людей охота, и стали с тех пор собаки и люди друзьями. А пещерные медведи и саблезубые тигры и вовсе вымерли или измельчали. И если сейчас встретит тигр или медведь человека в тайге, старается обойти его и в драку не ввязываться - помнят тигры и медведи, чем драка с человеком кончается и без крайней нужды в бой не вступают.
  
  ***
  
  Информация для взрослых:
  
  Легенда более-менее правдива, явных ошибок в ней нет. Конечно, вряд ли человек был причиной вымирания мамонтов или саблезубых тигров, но лепту свою вносил - это точно. Что до охоты на пещерных медведей, то найдены целые скопления медвежьих черепов, которые явно были сложены в культовых целях.
  В некоторых африканских племенах и сейчас охотник не считается взрослым, пока не убьёт какого-нибудь крупного хищника. Есть основания полагать, что так же могло быть у древних людей, но точных данных по этому вопросу нет.
  А вот мстительность людей - факт достаточно известный: если тигр, волк или медведь нападает на человека, то его никогда не оставляют в живых, его преследуют, находят и убивают. Скорее всего, люди делали так всегда, потому крупные хищники на людей не охотятся. Медведь или тигр может напасть на человека в тайге, только если сильно голоден или защищает детёнышей.
  Поэтому бывалые таёжники знают, если встретил тигрёнка или медвежонка - немедленно уходи как можно дальше! Наверняка рядом его мать. Ну и конечно, встретив хищника, нельзя бежать: бегущая цель - это дичь; тут работает инстинкт: если что-то убегает - это добыча.
  И ещё: никто точно не знает, как именно произошло приручение собак, но современные исследователи сходятся в том, что процесс этот был двухсторонним. Сначала волки просто следовали за человеческими кочевьями, потом, видимо, загоняли в сторону людей крупного зверя, которого не могли убить сами. А затем и люди научились использовать предков собак для охоты. И волки, и люди - животные социальные, и именно поэтому им было проще наладить сотрудничество. И у взрослого волка, и у взрослого человека (пусть и древнего) уже есть навык совместной деятельности, который они и использовали для взаимной выгоды.
  Представления о том, что человек слабое животное вообще не верны. Например, орангутанг - человекообразная обезьяна, примерно одного размера с человеком, не имеет никаких естественных врагов, а ведь он даже не умеет делать копья или пользоваться огнём! Охотники с копьями страшны сами по себе, но если к копьям прилагается ещё и несколько ручных волков (собак), то нет в живой природе такой силы, которая могла бы им противостоять.
  Есть предположение, что именно приручённые волки сыграли решающую роль в противостоянии наших предков с остальными сапиенсами (например, неандертальцами), которые в ходе этого противостояния были полностью уничтожены.
  
  Информация для детей:
  
  Никогда нельзя недооценивать противника. Нельзя ввязываться в противостояние, если ты ничего не знаешь о сопернике. Если противник сильнее, и победа невозможна, надо искать другие возможности, в том числе возможности для сотрудничества, даже если это может казаться неприятным и не желательным.
  Волки смогли выжить потому, что предпочли не связываться с людьми. Они понимали, что сила в единстве, и целенаправленная совместная деятельность может дать преимущество даже над сильным и могучим противником, если в его рядах нет единства.
  В настоящий момент численность собак многократно превышает численность волков, потому что противостоянию и нейтралитету они предпочли сотрудничество. Это называет взаимной выгодой: если у одного есть преимущество в одном (как у человека в вооружённости), а у другого в другом (как у собак в нюхе и скорости), то вместе они могут сделать намного больше, чем каждый из них по отдельности. Если охотник без собаки не сможет найти лося, а собака без охотника не сможет его убить.
  Именно такие отношения называются взаимовыгодным сотрудничеством, когда при совместной деятельности каждый получает намного больше, чем он мог бы получить один.
  
  Вопросы для обсуждения:
  Что такое взаимная выгода? (Это когда мы вместе можем добиться такого результата, которого никто из нас по отдельности получить не может).
  Всегда ли, чтобы получить что-то, нужно отобрать это у другого? (нет, не обязательно, можно сделать что-то вместе и тем увеличить совокупное богатство).
  Чем человек превосходит всех остальных животных? (человек может изготавливать сложные вещи, а самое главное отличие - человек владеет огнём, именно огонь обеспечил нашим предкам сытую жизни и благоприятные условия для существования - в сравнении с дикими зверями, конечно. Некоторые животные пользуются орудиями труда, например, обезьяны; некоторые имеют сложную речь, например, дельфины; некоторые даже умеют использовать огонь, когда он есть, например, некоторые орлы могут разбрасывать горящие ветки, чтобы гнать и убивать дичь. Но ни одно животное, кроме человека, не умеет добывать огонь и не зависит от него так сильно. Люди не живут без огня - тепловой энергии в самом широком смысле).
  Какие вещи заменяют современному человеку огонь? (можно рассказать о машинах, электроприборах, электричестве и многом другом).
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"