Зареев Роман Сергеевич : другие произведения.

Хватит делать из театра музей!

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Гроза
   (Сколько можно топить Катерину?)
  
   Посвящается Е.В.
  
  Начну сразу с вопроса: это, что какой-то заговор? Просмотрев несколько постановок, ознакомившись с критикой, я не разу не натолкнулся, хотя бы отдаленно, на то, что на самом деле в пьесе Катерина не тонет! То, что она погибает, сомнений нет, но как? Когда Катерину принесли и положили перед Тихоном, на виске ее была маленькая ранка и ровно одна капелька крови, видно об якорек ударилась при падении. И лежала она перед ним как живая. Не очень-то описание подходит к утопленнице! Тем более, что утопленники всплывают лишь на третий день, и учтите еще течение, а ее нашли сразу. Но на протяжении двух веков героиня неумолимо бросается с обрыва и тонет, превращая театр в музей! Даже самые передовые режиссерские находки, неизменно топят ее и театр с ней, ибо все это лишь модернизация формы, приводящая минимум к перепостановкам, максимум к потере авторского присутствия. Так в чем причина гибели Катерины?
  
  Я не литературовед и не литератор, не претендую на глубокие познания жизни и творчества Островского. Предлагаю вам, опираясь лишь на материал пьесы попытаться все-таки разобраться, а может и впервые посмотреть на пьесу под другим углом. Тем самым, остановив модернизацию форм, без содержания.
  
  И так по порядку. Давайте представим себе тихий летний вечер. Заросший кустами и высокой, выше человеческого роста, полынью овраг за домом Кабановых. Внутри этих "русских джунглей", на самом дне оврага, едва заметную тропинку, ниткой протянувшуюся до берега Волги. У берега одинокую фигуру девушки. У нее в руке ключ от калитки, которая и отворила ей путь к этой тропинке, сначала к любви, теперь к оврагу. Тот ради кого она тут оказалась только - что оставил ее навсегда. Она выкрикивает последние слова: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Уходит - ремарка автора. И далее: крик - "Женщине в воду бросилась!" Но, судя, по ремарке она уходит. Как? Куда? Значит, она уходит туда, откуда потом и бросается? Я не психолог но, вряд ли находясь в таком "пограничном" состоянии, а у Островского определение состояния Катерины прописано четко, она стала бы выбирать место "получше"! Хочу обратить внимание вот на что. Если с момента начала пьесы до ее кульминации, признание Тихону в измене, время идет достаточно неспешно, то после признания события разворачиваются в реальном времени, а момент общения Тихона с Кулигиным и прощальная сцена Бориса с Катериной происходят параллельно! Так что времени на поиски места "получше" у Катерины нет! И еще, может с психологией у меня не важно, как и с топографией у Островского, но не надо быть топографом, что бы понять, что из оврага нельзя броситься! Вот и у Александра Николаевича она не бросается, а уходит! Куда?
  
  Но для начала предлагаю разобрать название пьесы. Гроза - атмосферное явление, включающее в себя электрические разряды "молния", сопровождающиеся звуковыми ударами "гром", и чем громче удары, а промежуток времени между громом и молнией меньше, тем гроза ближе, а значит опаснее. Теперь о Катерине. Если сопоставить ее жизнь замужем с жизнью до него, то становиться понятным ее внутренний конфликт. Представьте себе, ровную и светлую жизнь, когда все вокруг ее говорят о любви, и жизнь за мужем, где все, что она слышит и видит грех! Где с одной стороны рабская трусость вперемешку с пьянством, а с другой постоянные упреки и унижения. Где любовь заменили жалостью. А там, за калиткой в овраге такая любовь, что тебе Катя и не снилось,
  А ключик от калитки, вот он! На! Так, что как гроза это следствие столкновения отрицательной и положительной энергии, так и внутренний конфликт Катерины это столкновения разных способов восприятия жизни. Жизни во грехе, и жизни в любви. Так что Катерина и есть сама по себе гроза, и в первую очередь сама для себя! Остается лишь установить, где и когда эта гроза разразится? По крайней мере, когда сверкнула молния, мы знаем точно. Она сверкнула в момент принятия решения Катерины взять ключ и открыть калитку для первого свидания с Борисом. Мы так же знаем, что гром от этой молнии прогремел в момент признания Тихону в измене, но эта гроза, бушующая внутри героини, а нам, по законам жанра, нужно вывести ее наружу, что бы эта стихия разрушила не только саму Катерину, но и все вокруг ее. А для этого требуется удар молнии одновременный с громом, т.е. мощный!
  
   Но как вообще Катерина оказалась там, где оказалась: в овраге? Почему не в другом месте? Если Борис оказался в овраге желая- " с местом тем попрощаться, где мы повстречались", то - для Катерины это стоило огромных усилий. Находясь под присмотром, запертая на территории Кабановых, потеряв смекалистую и хитрую Варвару, в постоянном унижении, мучаясь от любви и стыда! Тут и в самом деле руки на себя наложишь. Скорее всего, так бы и случилось, если бы не ключ. Ключ от калитки, оставшийся у нее со времени первого свидания! Так - что смею предположить, что в овраге она оказалась, не ища места для самоубийства, а по совсем другому поводу.
  По какому?
   Позволю себе пару предположений на выбор. Мог Борис взять Катерину с собой? Почему бы и нет! Могла бы беглая Варвара подготовить побег и для Катерины? Могла! Но то, что оказалась она, в овраге ища спасение факт! Вот только Борис ее с собой не взял, да и про Варвару далее не написано, а написано, что "бросилась".
  Хотя лично я не стал бы фантазировать на тему: что могло бы быть?, а обратил бы внимание на то, что уже произошло. Например, между четвертым и пятым действием!
  
  
  Раз уж я тут упомянул о времени, то давайте немного уточним его. Как известно действие разворачивается по следующей схеме: начало- праздник, отъезд Тихона и десять счастливых дней для Катерины с Борисом, праздник- признание в измене Тихону и далее по выше описанному. Заглянем в церковный календарь. Существуют три праздника подходящие по времени с сюжетом пьесы. Разница между первым и вторым одиннадцать дней, что в принципе подходит. Но, скорее всего это период между вторым и третьим:
  ...Дрожит вся, точно ее лихорадкой бьет; бледная такая, мечется по дому, точно ищет чего. На мужа не смотрит. Маменька замечать это стала, ходит да все коситься на нее, так змеей и смотрит: а она от этого еще хуже.
  Исходя из этих слов Варвары, после возвращения Тихона, прошло еще сколько- то времени, предположим, что это и есть время между вторым и третьим праздником - месяц. Далее в сцене прощания:
  Катерина. Ты не забыл меня?
  Борис. Как забыть, что ты!
  Катерина. Ах, нет, не то, не то! Ты не сердишься?
  Борис. За что мне сердиться?
  Катерина. А я все думала, что ты на меня сердишься, проклинаешь меня...
  Борис. Что ты, что ты!
  Катерина. Да нет, все не то я говорю: не то я хотела сказать! Вот забыла! Что-то нужно было сказать!
  Борис. Время мне, катя!
  Катерина. Погоди, погоди!
  Борис. Ну, что же ты сказать то хотела?
  Катерина. Сейчас скажу...
  Что же такого хочет она сказать да все не решается, учитывая их десяти дневное счастье и время их разлуки? Неужели речь идет о беременности? Как же надо не любить своего персонажа автору, что бы из совсем юной, богобоязненной девушки, сделать не только самоубийцу, но и убийцу, заставив совершить сразу два смертных греха! Но, как известно Островский достаточно долго писал "Грозу" тщательно работая над характерами героев, и не любить своих персонажей, он не мог. Так, что шанс на спасение для Катерины он все же оставил!
  Существуют два предпоследних предложения из прощального монолога Катерины, подтверждающие существование этого шанса:
  ... я вспомнила! А поймают меня, да воротят домой насильно... Ах, скорей, скорей!
  А теперь перенесемся чуть раньше: в пятое явление второго действия:
  ... Такая уж я уродилась горячая! Я еще лет пяти была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем- то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и оттолкнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!
  Я не отрицаю тот факт, что Катерина думала о самоубийстве, так же допускаю, что оказалась она в овраге с мыслями о спасении, готов признать, что мысли о спасении и самоубийстве в какой-то момент объединились и стали тождественны, но я уверен, что в эту минуту слабости и пришла на выручку память. Память о детской выходке Катерины!
  Куда уходит Катерина; догнать Бориса и рассказать про беременность, либо к условленному с Варварой месту для побега, либо, к словно ожидавших своего часа детским воспоминаниям, лодкам во множестве разбросанных по берегу, не важно! Важно то, что мысль о самоубийстве ее в тот момент уже не беспокоила! Но нам так же нет смысла не доверять очевидцам утверждающим, что бросилась. И очевидцы не врут, они видели падение, но какое? Катерина споткнулась! Вот, что приняли, издалека, при наступающей темноте, за падение очевидцы.
  
  Все, что случилось с Катериной, вернее, то, что так и не допустило ее к лодкам, может быть всем чем угодно. Длинная юбка, затрудняющая быстрое движение, высокая полынь, путающая ноги, или просто камешек, выскочивший из-под ног не важно! Речь даже не о том, что самоубийство перечеркнул несчастный случай! Суть в другом: разумеется, Островский, владел азами своего ремесла, когда из цепи случайных событий автор и складывает всю сюжетную линию. Но ни разу еще он не ставил случай в ряд с главными лицами пьесы, и не выводил его на решающее место! Гроза как квинтесенция случая! Случай, рок, вот та одновременная мощь разрушившая все вокруг! Случай правит человеком, и правит до сих пор, и будет править! Это не что иное, как предостережение к нам всем. Мы можем видеть и слышать грозу, мы даже можем предсказать ее, но мы никогда не знаем, куда и в кого она ударит!
  
  Я не литературовед и не литератор, не претендую на исследования жизни и творчества Островского. Я всего лишь руководствуюсь текстом пьесы в самом простом ее прочтении. Просто хватит делать из театра музей, переворачивая и модернизируя форму теряя в содержании автора! Так, что в следующий раз, желая утопить Катерину заново, либо по-новому осветить "темное царство" ее неугасаемым лучом, подумайте: все это может зацепиться высокой полынью за длинный подол или выскочить из-под туфельки камешком!
  ... Я смерти не боюсь! Другое страшно, что застанет она тебя вдруг, внезапно, какая ты есть сейчас, без покаяния! (А.Н.Островский "Гроза").
  
  
   Роман Зареев
   Актер, режиссер.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"