Смотрела как-то очень занятную передачу по "РТР-планете" о юродивых.
Актеры, священники, историки, писатели разбирали, кто есть юродивый, зачем он, кого можно считать юродивым и прочее.
Из актеров, принимавших участие - Мамонов. Его высказывания не могу процитировать - они наивны и отрывочны, нелогичны, и не выстроены в связный текст, хотя общий посыл понятен - юродивый есть совесть народа. Его не любят так же, как не любят свою совесть. Ибо совесть и юродивый отделены от плотного материального тела. Эта отделённость и отстраненность не дают в полной мере утробе и тщеславию насладиться мелочными победами, убийствами и грабежами.
Юродивый, по мнению историков и писателей, обязательно вызывает отвращение обычных людей. Это один из самых важных признаков истинного юродства.
Юродивый гоним и побиваем, отвержен и наг.
Вот только никто не вспомнил о пророках - иудейские пророки очень похожи на русских юродивых. Есть еще русские литературные пророки-юродивые.
У Пушкина пророк - глас Божий. Это поэт, волей Божьей, изменивший свою человеческую природу, а значит, жжет глаголом сердца людей той правдой, которую они, предавшись любви к собственному телу и его слабостям, не хотят слышать и знать. У Пушкина пророк, еще не знающий горя и унижений, отверженности и печали, он еще рядом с небесной волей и торжествует оттого, что получен великий дар. Но мы-то, читатели, знаем, что ждет того, кто посмеет наш смрад назвать смрадом.
У Лермонтова пророк - гонимый глас Божий.
В Евангелие Христос - пророк, глас и сын Божий - распят.
Интересен факт того, что юродивые сначала вели рутинную жизнь обычных людей. Василий Блаженный, над телом которого сооружен храм Покрова Богородицы, был сапожником. Ксения Петербургская была обычной женой богатого купца и лишь после смерти мужа стала юродивой, добровольно раздав всё богатство.
Юродивый, как и библейский пророк, находит признание после смерти.
Ну, это-то понятно - не надо бояться, что этот грязный, голый, не связанный ни с кем и ни с чем человек посмотрит в твои бесстыжие глаза и скажет тебе то, кто ты есть на самом деле. Любить покойников легко и просто.
Мамонов процитировал из Евангелия ту посылку, где Христос говорит о том, что любить того, кто любит тебя просто, а попробуй полюбить того, кто тебя ненавидит. Мамонов утверждает, что юродивый любит тех, кто гонит его.
Не знаю, можно ли любить демона, живущего в каждом из нас. Что-то в этом не дает мне согласиться со всеми этими утверждениями. В частности с тем, что сейчас нет юродивых. Не думаю, что это так. Сейчас, по-моему, каждый бомж, каждое брошенное дитя - юродивый, каждая старуха, копающаяся в мусорном баке в поисках еды - юродивая, каждый музыкант в подземном переходе - пророк. Все они вопиют к нашему человечьему, не демоническому, а именно к человечьему.
Да, шут, безусловно, отвечает вашему утверждению о провокации. Но не юродивый. Я всего лишь коснулась обязательного признака юродства - отверженности. Отверженность роднит юродивого и шута. Но это не единственный признак, определяющий юродивого. Самый главный признак - юродивый любит тех, кто подвергает его гонениям и - внимание! - молится за них. То есть юродивый на деле осуществляет завет - любить того, кто не любит тебя. (Я, правда, не очень понимаю, как это возможно - любить женщину-сотрудницу, к примеру, которая шипит тебе в спину гадости, плетет интриги, звонит по телефону твоему мужу и в матерных выражениях делится с ним своими впечатлениями о тебе. Ну, так я и не юродивая - не умею любить ненавидящих меня. Умею только от всей души, искренне и истово, ненавидеть в ответ.)
И, главное, юродивый возносит свой голос перед Господом в защиту того, кто недостоин этого. Подобное свершает пророк, но не шут.
Кроме того, юродивый обладает даром предвидения. Еще один дар - возможность исцелять. Все эти дары ничего не стоят в социуме. Ни-че-го. Ибо юродивый не берет денег за свои пророчества и исцеление, говоря, что получил дар бесплатно и потому отдает тоже бесплатно.
Для меня юродивый - выше пророка. Пророк всегда среди людей, социум ему не противен, и он в гуще событий; с помощью дара предвидения - пророчествует, манипулируя людьми.
Юродивый стоит над событиями, в стороне от людей, но он не отшельник, хоть и аскет. Умение юродивого даже в наших морозных широтах жить нагим сближает его с природой. Для меня он мостик между тремя точками: человеком, живущим в социуме, человеком-животным-природным и Богом.
Функций у юродивого чрезвычайно много и об этом была действительно интереснейшая беседа. Если Вы размышляете о юродивых с тем же упоением, что и я, то поймете, что для меня подобное обсуждение не рядовое событие, а работа духа. А она не терпит поспешных суждений.
Кстати, чем Мамонов не современный юродивый? Всем критериям соответствует.