Аннотация: Рассказ на трёх языках. Заметка о главах 26 - 28 книги Николая Богословского "Тургенев"
Рассказ на трёх языках. Заметка о главах 26 - 28 книги Николая Богословского "Тургенев"
В результате поражений в войне 1870-1871 годов во Франции пал режим Наполеона III.
Семья Виардо и Тургенев возвращаются во Францию.
"Тургенев охотно оказывал всяческую помощь эмигрантам, содействовал устройству их литературных произведений в различные журналы и газеты, снабжал деньгами, хлопотал за них перед французскими властями, организовывал литературно-музыкальные утренники для сбора средств. На одном из таких утренников, происходившем в доме Виардо, артистка выступила сама с пением романсов Чайковского на слова Фета. Лопатин, бывший на этом утреннике, вспоминал, что Полина Виардо, которой было уже за пятьдесят лет, исполнила романсы с сильным, страстным чувством." (Здесь и далее - цитаты из книги Николая Богословского "Тургенев").
"Беседуя однажды с публицистом-народником С. Н. Кривенко о Щедрине, Иван Сергеевич сказал:
- Знаете, мне иногда кажется, что на его плечах вся наша литература теперь лежит. Конечно, есть и кроме него хорошие, даровитые люди, но держит литературу он."
"За время своей жизни за границей Тургенев нередко встречался со многими представителями главнейших европейских литератур.
Но наиболее тесные творческие и дружеские связи возникли у него с французскими писателями-реалистами - Гюставом Флобером, Эдмондом Гонкуром, Альфонсом Доде, Эмилем Золя и Ги де Мопассаном, составившими тесное литературное содружество.
Особенно часто бывал в их кругу Тургенев в семидесятые годы, когда переехал из Баден-Бадена в Париж."
"После франко-прусской войны 1870 года вокруг Флобера объединились наиболее талантливые молодые французские писатели, "внуки Бальзака" - Эмиль Золя, Альфонс Доде и Ги де Мопассан. Через Флобера Тургенев познакомился с ними и примкнул к "кружку пяти". Входившие в этот кружок писатели время от времени встречались на артистических обедах, носивших название то "обедов Флобера", то "обедов освистанных авторов", то есть писателей, подвергавшихся когда-либо резким нападкам со стороны критики или публики."
"В семидесятые годы и в начале восьмидесятых Тургенев особенно деятельно способствовал сближению русской и западноевропейских литератур и прежде всего французской. Благодаря его содействию появлялись переводы на французский, английский, немецкий языки сочинений Пушкина, Гоголя, Крылова, Лермонтова, Салтыкова-Щедрина, Писемского. К некоторым изданиям он давал предисловия, популяризируя за рубежом лучшие произведения русской литературы.
С другой стороны, он стремился продвинуть в русские журналы произведения Флобера, Золя, Мопассана, Гейне и других писателей."
Зимы Тургенев проводил на верхнем этаже дома, приобретенного им и Виардо.
"Летом он обычно переезжал в Буживаль, под Парижем, где находилась усадьба Виардо - "Ясени", рядом с которой в живописном парке у него была уютная, небольшая дача, вся в цветах и в зелени."
Состоялось примирение Тургенева с Некрасовым и Львом Толстым.
"В июне 1878 года представители всех европейских литератур, съехавшиеся во время всемирной выставки в Париж на международный литературный конгресс, единогласно избрали Тургенева своим вице-президентом."
"Тургенев диктовал рассказ "Конец" по-французски, по-немецки и по-итальянски. После нескольких коротких сеансов Виардо прочитала ему сводную редакцию на французском языке, и он остался доволен и удовлетворен рассказом."
"22 августа (3 сентября), в два часа дня, Тургенев скончался в Буживале. Умирая вдали от родины, он просил похоронить его в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом с Белинским..."