Аннотация: Литературный мир. Литературно-исторический очерк.
Литературный мир. Литературно-исторический очерк.
'Литературный мир' и субъективные впечатления о литературном мире - изменчивы.
Соответственно, изложенное мнение имеет временный, ситуативный, субъективный (дискуссионный) характер.
Но выскажемся в целях 'исторического наблюдения' за процессом.
1. Четыре сегмента литературного мира.
Современная российская литература может представляться как явление, состоящее из четырех сегментов.
1.1. Первый сегмент - это фейковая литература, псевдо-литература. Практически отсутствуют реальный книжный рынок, существенные реальные тиражи, реальные возможности для реальных писателей жить на реальные авторские вознаграждения...
Что остается? Остаются возможности для издания, для публикации за некий (загадочный) счет неких книг от неких авторов, для производства общественного фейка: 'У нас есть литература!'.
Иными словами, можно указать на кого-то или на что-то - для примера, для впечатления, для создания общественной иллюзии.
1.2. Второй сегмент - это массовый литературный мусор.
Где-то звучала цифра - публикуется в год в России около двух миллионов книг. Иногда тратишь некоторое время и читаешь что-то ... Общее впечатление (с долей преувеличения и субъективности) такое.
Одна треть из этих 'двух миллионов' пишется авторами лично. В этой первой трети встречается и что-то интересное. Остальное - чушь, замаскированная или под загадочность, или под что-то иное.
Вторая треть пишется литературными фабриками.
Еще одна треть изготавливается компьютерными программами.
Никто большинства этих книг (из литературного мусора) не читает, не издает, не покупает. Но в силу определенных обстоятельств авторам этих книг выгодно представлять себя творческими личностями, участниками литературного процесса, представителями творческого слоя, интеллигенции.
1.3. Третий сегмент - это исторические фамилии. Они умелым образом сгруппированы, появляются в нужный момент для видеосъемок и для фотографирования, они произносят нужные слова и создают общее впечатление для публики: 'У нас все хорошо!'.
Первый, второй и третий сегмент действуют в определенной гармонии, маскируя факт разрушения и отсутствия национального книжного рынка, маскируя процесс ликвидации литературы как элемента культуры.
1.4. Четвертый сегмент - это развлекательные книги, которые реально читаются, реально публикуются и реально продаются, приносят реальный доход. Как правило, их продают в местах отправления пассажиров авиа-, железнодорожного и прочих видов транспорта (или в аналогичных прибыльных местах).
2. Иерархия литературного мира.
2.1. Литературные руководители.
Ошибочно думать, что во главе литературного мира стоят какие-либо выдающиеся мыслители или писатели.
Руководство литературным миром столь же фейково по своей природе, как и современная российская литература.
Руководить (для современной 'российской литературы') - это значит иметь доступ к власти и к деньгам, и - производить фейки. Организовывать разного рода выставки, встречи и прочие мероприятия. Получать и тратить для этого деньги. Вытеснять (нежданных) конкурентов, если таковые появляются...
Особенно ценны для круга литературных руководителей те личности, которые имеют некоторые литературные способности и имеют потенциал для создания некоторого литературного продукта с некоторой общественной ценностью и значимостью.
Подобным личностям обеспечивается теплое место в иерархии, финансовое снабжение, своего рода 'литературные рабы'. Так или иначе, на литературной ниве в результате усилий таких личностей (и их окружения) что-то выращивается. В предисловиях прославляются все участники руководящей группы.
Деятельность соответствующих творческих личностей делает репутацию всему (в общем, беспомощному в творческом отношении) литературному руководству. - Тем эти личности с их 'потенциалом' и их деятельность 'полезны'. По крайней мере, их произведения можно рекламировать и прославлять. В читательской среде, в публике интерес к их произведениям или не значителен, или минимален.
2.2. Литературные подчиненные.
Под руководителями литературного мира расположен слой 'литературных подчиненных'. К ним можно условно отнести тех людей, которые или в силу искреннего стремления к участию в культурном развитии, в литературном процессе, или в силу корыстного циничного расчета, готовы тратить личные деньги для приобретения личного бэйджика ('корочек') со словом 'писатель'.
Русская литература имеет громадный авторитет, традицию, историю, мировую репутацию.
'Российская литература' пытается представлять себя как своего рода преемника русской литературы. Соответственно, 'литературные подчиненные', - те, кто очарованы русской литературой, - будучи под гипнозом, танцуют под чужую музыку. Естественно, люди такого склада не способны написать чего-то существенное.
Можно задать теоретический вопрос: а имеют ли свою долю литературные руководители от денег, затрачиваемых литературными подчиненными для получения статуса 'писателя' ('современного' 'российского' 'писателя' - если быть точным)?
2.3. Самостоятельные авторы.
Под самостоятельными авторами можно понимать тех, кто по разным причинам не танцует под чужую музыку.
Самостоятельных авторов можно разделить на три группы.
Первая не пишет чего-то заметного. Она ни для кого не представляет интереса. И на нее просто не обращают внимания (что является нейтральной разновидностью бойкота).
Вторая и третья группы - это те, кто пишет что-то существенное. Они, естественно, ни в коей мере литературному руководству и тем, кто над ним расположен, не нужны. Всех их бойкотируют. Максимум на что представители второй и третьей групп могут рассчитывать - это размещение произведений на интернет-платформах для бесплатных публикаций.
Вторая группа отличается от третей тем, что быстро утрачивает энергию, способность к творческой деятельности и быстро выпадает в осадок.
К третьей группе относятся те, кто пишет что-то заметное и существенное, и действует в течение достаточно длительного, заметного период времени.
Как выше отмечалось, к третьей группе применяется бойкот как основной метод подхода. Однако в ряде случаев бойкот дополняется и другими методами (подходами).
Могут применяться методы прямого и непрямого давления.
Из литературных штучек, трюков можно упомянуть метод создания квази-двойников и метод косвенного рецензирования. Мы об этих методах писали (например: "Скетч о теории литературного заговора").
Старый-новый метод - приведение в полную или частичную неисправность счетчиков на платформах бесплатных публикаций - чтобы затруднить автору и читателям ориентацию в динамике популярности и читательского интереса.
Иногда бывает и так. Сначала счетчики портятся частично, а по мере возникновения необходимости - полностью.
Можно поиграть в блокировку доступа автора к своему контенту и в другие цифровые игры.
К автору подсылаются литературные пранкеры с псевдо-рецензиями, чтобы, в случае 'удачи', изобразить человеческую доверчивость в виде личностной глуповатости.
Трюки позволяют продолжать бойкот, продолжать производство иллюзии 'незаметности' самостоятельного автора, но, одновременно, создавать ему дополнительные трудности и препятствия в его деятельности.
Творческая самостоятельность - она не приветствуется.
3. Общее мнение.
Современный литературный мир - это фейк со специфической иерархической структурой и специфическим слоем руководителей.
Большой Литературный Российский Фейк призван замаскировать факт разрушения и отсутствия национального книжного рынка, замаскировать процесс ликвидации литературы как элемента современной культуры, замаскировать процессы ликвидации культуры целом и постепенного погружения в пещерное состояние.
Таковы некоторые (субъективные, дискуссионные) впечатления о современном состоянии современного литературного мира.