Русская фэнтези - 2007 (сборник). - М.: АСТ, Хранитель, 608 с.
Десять авторов, по произведению от каждого. Шедевров нет, но в этом-то жанр как раз трезвореалистичный, без шедевроманий. Что-то более или менее читаемое нет-нет да получается. Здесь такие "среднечитабельные" Андрей Ездаков ("Путь "Оборотня") и Василий Ворон ("Обращённый к небу"). Ещё, пожалуй, Владимир Васильев со своим ведьмаком ("Матадор"), но его расслабленность всё-таки нагловатая. Мол, у меня этого ведьмака - циклы и циклы, знаю я, как это делается, и вообще - не парюсь. А немного попариться и не помешало бы. "Изящен, но не вульгарен" - как бы это сказать, маэстро... изящен - это же как минимум не вульгарен; нельзя быть "роскошным в меру", роскошь - то, что сверх меры...
"Обращённый к небу" и "Путь "Оборотня" - прелесть, конечно, а не названия; сами тексты, слава богу, не до такой степени. К небу обращён меч Ильи Муромца, и повесть эта о его, Ильи, взрослении. Повесть простенькая - прямо-таки до безобразия, но и по-своему, по-гадкоутёночьи, симпатичная. Забавно, знаете ли, посмотреть, как Илюша боевые шаолиньские премудрости постигает. Да и не только боевые ("- Учитель, почему у людей разные боги?"; "- Вежда, для чего нужны небоевые движения?.."; "- А что есть Истина?"). В общем, любознательный мальчик, пусть уж он взрослеет и учится, Илюша-то :). "Путь "Оборотня" - на самом деле путь Вокши, удачливого и обстоятельного (обстоятельного - и поэтому удачливого) охотника, члена Охотничьей Лиги. Лига помогает людям отбиваться от разной нечисти, появляющейся то тут, то там - некогда здесь погибла Империя магов. Но магия это малосказочная какая-то, физическая ("Вокша убрал камень в небольшой плоский футляр из неизвестного ему материала, почти не пропускающего магию..."), и видно, что автор к ней спокоен, а не как это часто бывает (смотрите, эльф! я и сам фигею). Повесть вообще "физически-предметная", где-то даже утяжеляет такая обстоятельность (обороты-неразвороты даёт, действие подтормаживает) но всё-таки не до статики, текст не застревает, идёт...
У Алексея Талана текст прыгает. Не "Гора Смерти", а гора невнятицы получилась. Кому-то там нужен или не нужен его или не его родовой камень... Зато ясно, что автор писал что-то отрывистое. Ритмическое. Сильно! стилистическое. Он так решил. Не отступится. Не сорвётся. Сдаваться нельзя. Бросается. Выплывает. Произносит. Забрасывает. Прыгает. Шаг. Взмах. Взмах. Дышит!
Юлия Остапенко (повесть "Лютый остров") старалась быть внятной, и наверно не зря бы старалась - если бы пустила свои психопознания на мирные цели. Скажем, неплохо бы пленённому и проклятому герою (Люту) как-то поактивнее интересоваться собственной судьбой. Вот уж полповести прошло, а он только догадался спросить, можно ли из плена освободиться, проклятие снять. Ему отвечают: можно, и любой тут знает, как. И что же наш Лют спрашивает дальше? "Решил, что лучше помалкивать"... И так далее, далее, уж не говоря о том, что не тянет герой на подростка, достаточно взрослым дядечкой получается. И вот этому дядечке приходится всякие детские гримаски делать вроде "Упс! Чупа-чупс-то в кармане остался, а у мамки стирка!" ("Ай, лихо! Лук-то я дома оставил!")...
"Жизнь на вкус" Людмилы Коротич вообще непонятно как в "фэнтезях" оказалась. Это, конечно, ещё придумать надо, что снежинки заглядываются на зелёные шёлковые трусики Леночки ("лицезреют открывшееся шоу"), но, по-моему, стоило бы это отнести на счёт метафор, на леди-стилистику, так сказать. Как и здешних импозантных ангелов и декольтированных ангелесс. Кремовое небо и беременные тучи.
Другое дело Инна Живетьева со своими "Двумя крыльями", она-то на месте - если и не сильно "фэнтезийная", то усиленно русская это точно. Патриотичен Ярка зело, и словеса соответственно тому понатреньканы.
Ну, и осталась у нас тройка Китаева-Васин-Медникова, их, как ни крути, могли только для ради количества взять. Опус Анны Китаевой называется "Только сон". Басу приснилось, что он женился, а потом развёлся, - она (фея) капризничала. "Жизнь вурдалака" Александр Васин написал в девяностых - дата есть в книжке, но и догадаться можно было. Федька Осьмухин стал вурдалаком и всех кусал, пока его Еремеич колом не убил. "Не-геройские дорожки" Елены Медниковой: в тварный мир пришла некая сильно смердящая Неназываемая Тварь, и её нужно вернуть на родину. И её возвращают на родину - "интернациональная бригада" из волка, дракона, ворона, кота и человека. Всё. Все довольны. Сказке конец, кто слушал молодец, а я ещё раз, под занавес: никаких жанровых притеснений. Наоборот: разве ж я не понимаю, что поди-ка собери десять произведений, чтобы два-три читались. А здесь собрали. И это неплохой процент, приемлемый.
(январь - май 2009)
Елена Зайцева (arinazay@rambler.ru)