Зайцева Елена Анатольевна : другие произведения.

Стихи - хи-хи, или Немного ши

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

 
 
Стихи - хи-хи, или Немного ши
 
(из колонки бывшего редактора "Новой Литературы")
 
 
Как-то без интереса занимаюсь в последнее время стихотворцами. Интерес этот гас, гас, и вот, кажется... В одном из обзоров вот какую странную штуку говорю: надо проверять тексты - относительно мира. Не отталкивают ли их вот эти деревья-дома-стены - не отплёвывается ли от них окружающий мир? Совет, конечно, шизоватый, понимаю. И всё-таки - попробуйте как-нибудь. Давайте попробуем.
Смотрим, что пишут наши поэты:
Мой бедный дом, я словно тень
В тебе, и тени нет покоя
В твоей беззвучной пустоте,
Где нас с тобой - печальных - двое...
 
(Катерина Ремина)
 
У ангела есть несколько часов,
чтобы со мной о счастье помолиться,
И допьяна молитвою напиться,
И повторить: "Все будет хорошо"...
 
(Солнце Вечера -
симпатичный, кстати, псевдонимчик; я бы себе Солнце Вчера взяла, да поздно коней на переправе менять)
Что тут скажешь... Когда я вижу "В твоей беззвучной пустоте, Где нас с тобой - печальных - двое", мне почему-то думается: так-таки и в беззвучной? почему печальных? почему не трое, не четверо? На эти дурацкие вопросы можно даже ответить - и даже какие-нибудь внятные, вменяемые ответы дать, это-то я понимаю. Дело не в вопросах и ответах. Дело в том, что текст позволяет так с собой поступать. Выпускает из своего пространства - на какие-то там побочные, - дурацкие как правило, - раздумья, впечатления. Я вижу угол компьютера, все четыре угла, потом стол - у него тоже углы, один, два, три, четыре, - и так далее, далее. И любой из углов сильнее, чем слова на экране. Я совсем отвлекаюсь, пью кофе, ухожу в письма, в интернет, в работу - и нет никакой разницы, печальных их там двое или трое или четверо, понимаете? Это провал. Это могут быть очень осмысленные и даже красивые и даже оригинальные стихи, но когда любой угол сильнее, - это провал. Хороший текст все эти углы обламывает, срезает, не знаю... растворяет, - он их убирает. Он собой всё пространство занимает, тут уже не до углов...
Купила "Аукцыон", все альбомы. Два дня - никаких углов! Чуть в столб не врезалась - столбов тоже не вижу. "А я старый пионэр - много знаю!"* - и всё, никаких углов, столбов, компьютеров. Возвращаемся к Солнцу Вечера: "чтобы со мной о счастье помолиться, И допьяна молитвою напиться...". Брр. Отвлекаюсь, письма, интернет... Надоедает - и к "Пионэру"! Понимаете, к "Пионэру" - хочется, а к этим словам - теням и молитвам - нет. Ими заниматься только по необходимости можно. Я всё это перечитываю исключительно потому, что мне обзор писать. А обзор писать я буду, мне это нужно. Буду, даже если ни поэтов ни прозаиков не останется, одна шапка - "Новая Литература". Я тогда объясню, как я это в цвете вижу - какая у меня "Н" вишнёвая, какая "Л" голубая. У меня это как у Соломона Воложина "в лоб", до бесконечности могу твердить... Ну ладно, поэты-то ещё имеются, зря я в такую апокалиптику забралась. И поэты есть, и прозаики, и критики. Критиков, правда, мало. Что ж это делается: своего лепета - романами, романами. Чужой - никто даже в миниатюрах не воспринимает. А зря. Полезно! Чужой текст - всегда или чудо, или профилактика. К тому же - весёлая профилактика. Я вот, например, критику прочитывая, такое нахожу!
 
...По сути, поэзия Гевора - это циклическая вариативность, наполненная поистине буддистским скепсисом, одной и той же темы - куда не ступит нога человека - везде абсолютное фиаско. Один шаг влево - боль. Шаг вправо - потерянность. Шаг вперед - абсурд. Шаг назад - бред.
(Владимир Гуга)
 
...Рассуждая логически, между "еще-не-речью" и "уже-не-речью" как раз и должна находиться (обнаруживаться) сама речь. Но именно "должна", а долгов поэзия старается избегать. Здесь ключевые слова: "в их интенции" - направленности, стремлении быть чем-то или не быть чем-то. В данном случае - стремлении не быть ни тем, ни другим.
(Михаил Айзенберг)
 
В общем, чудо - это редко. Зато профила-актики... Кстати, о чудесах заговорили, и вспомнился мне перл с родного "Ньюлита", тоже, в общем-то, о чуде:
 
"Легенда о чуде" Виктории Светловой - незамысловатый кусочек доброты от автора в виде короткой легенды.
(Игорь Солнцев)
 
Надо так? Не надо. А почему не надо?.. Отсюда и критика. Все мы критики, - кто не критик, тот не читатель. Кто не читатель, тот не писатель, и его здесь нет - это не вы, не я, это... там. Вернёмся к нашим баранам (меня одна мадам, прочитав статью, спросила: не слишком ли грубо? поэты не обидятся, что они - бараны?).
Из жизни я,
Как из штанишек детских,
Давно уж вырос.
По мне кутья,
Наверно, стынет где-то,
И стонет клирос.
А я живу,
И радуюсь повсюду
 
Зверью и людям,
Кошу траву,
На счастье бью посуду,
И... будь, что будет!..
 
(Сергей Прохоров)
Кстати, Сергей - тоже наш коллега, редактор (журнал "Истоки"). Давайте-ка, по блату что называется, ещё его почитаем:
...Хороша ты, Русь моя, в пору сенокосную!
На земле такой поры краше есть едва ль.
Когда зорькой раннею, когда зорькой росною
Шелестит под косами клевера листва...<...>
 
Днём был зной,
А ночью дождь прошёл.
Боже мой,
Как жить-то хорошо!
 
(Сергей Прохоров, разумеется)
Ну... Ваша позиция ясна. Комментарии чуть позже. Да и какие комментарии к тому, что жить хорошо?.. Дальше.
Дело мужчины - сеять.
Дело яблока - зреть.
Сатана расставляет сети,
и всяк его пленник на треть.
Всяк гуляет над бездной,
верно тебе говорю.
Послушай рассказ о бедной,
глупой Шарлотте Дрю...
 
(Алексей Сомов)
Вау (опаньки), какие всё-таки разные у нас авторы! :)
И какое всё-таки типовое это разное. Прохоров - деревенщик, патриот, почвенник и пр., см. синонимы. Сомов явный ситибой / анфан террибль, сильно эрудит, сильно космополит и пр., см. антонимы к тем синонимам. Ни то ни другое мне... даже нельзя сказать "не нравится". Никак - вот это ближе. Я не ищу ни почвенников, ни над-почвенников. Мне хорошо, прекрасно живётся и без того, чтобы Прохоров это озвучил. Мне так плохо, как Сомов ни в одной своей "садюшке" не поймал. Ни тот, ни другой не волшебники. И даже не учатся. Не буду Бродского цитировать (а собиралась, но как-то... не в меру уже), процитирую-ка я другого поэта. К вопросу о юморе (ведь пытался товарищ Прохоров пошутить?), к вопросу о чернухе (ведь пытался господин Сомов быть мрачным?):
Девочка красивая
В кустах лежит нагой.
Другой бы изнасиловал,
А я лишь пнул ногой.
 
(Олег Григорьев)
Вот такая маленькая изящная ужастинка. На чёрную божью коровку похожа, которая на какое-то мгновенье всё изображение, всё окружающее перекрывает. Не полезешь с этой коровки ни в письма, ни в кофе, ни углы компа обозревать. Хотела сказать "всё гениальное просто", да ведь и не гениально это. Просто хорошо. Хорошее тоже просто. Критики, правда, этого не знают (см. выше), а остальные догадываются, но как-то... безрезультатно. Ждём результатов (ждём: я, углы, столбы, кофе, интернет и прочий вас окружающий мир :)).
 
 
 
---------------------------------------------------------------------------------
* В альбоме "Четыресполовинойтонны", 1997 г.
---------------------------------------------------------------------------------
 
 
 
 
 
(ноябрь 2010)
Елена Зайцева (arinazay@rambler.ru)

 

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"