Меня всегда интересовало: как люди выбирают веру. "Выбор" кажется понятным, когда семья воспитывает тебя в соответствии с определенными установлениями, когда страна исповедует одну религию, когда весь уклад жизни настроен так, что у тебя, по существу, нет выбора веры. Впрочем, бывает и так, что человек верит наперекор обстоятельствам своей жизни, или не верит ни во что.
Я уверен, что я верю в истину, что я знаю истину, и эта истина делает меня свободным. Но меня могут спросить: почему ты так уверен, почему тебя не убеждают примеры из других вер? И я отвечу: потому что моя жизнь сложилась так, потому что я так пришел к этой вере, потому что так Бог привел меня к Себе. Это было сотрудничество Его и меня. Он не насиловал мою волю, а лишь предлагал. Я искал и откликнулся. Так случилось в моей жизни, и я не думаю, что здесь кто-то ущемил мою свободу. Я сам захотел отдать всё, что у меня есть, Тому, у Кого всё есть. А может, Ему "не хватало" только моего сердца и моей веры, но правильнее будет сказать, что мне не хватало Его в своей жизни. Ведь не Богу нужны молитвы, посты, службы, славословия, а нужны они тем, кто молится, постится, участвует в богослужении. Это нам нужна дисциплина, нам нужны уставы и традиции, нам, людям, нужен Бог... А Бог любит нас, как бы мы ни отворачивались, ни бежали от Него. Но если один не хочет жить совместно, то другой разве станет силой заставлять его?
Я думал об этом и не решался разрушить границы молока и кофе в своем латте. Посетителей в кафе было немного, и это давало возможность, отвлекшись от шума и разноголосицы, подумать о чем-то своем.
Один из посетителей - мужчина среднего возраста в сером свитере и круглых очках - отложил газету и, очевидно, пытаясь завязать разговор с сидевшей неподалеку девушкой в черном платье, спросил ее:
- Я вижу у вас татуировки на пальцах. Что они означают? Крест, полумесяц, звезда Давида... И что это еще - третий глаз?
Я невольно бросил взгляд на пальцы девушки, держащие планшет. Действительно, на фаланге каждого пальца правой руки был изображен тот или иной религиозный символ.
Девушка, фыркнув, отвернулась, не удостоив мужчину ответом, а он, тонко улыбнувшись, тихо произнес: "Перегородки религий до неба не достают, не так ли?".
На что я немедленно отреагировал:
- Разве?
Он удивленно воззрился на меня и, встав, попросил позволения присесть за мой столик. Я разрешил.
- А вы так не считаете? - Мужчина сел и внимательно посмотрел на меня голубыми глазами. - Меня зовут Максим... Вы считаете, что различия религий так велики?
- Разве нет? - Я, наконец, смешал все виды жидкостей в своей кружке. - Разве различия не столь принципиальны, что исключают всякое единство? В основе каждой религии лежат разные догматы. В обрядах может быть условное сходство, в нравственности они могут находить единство, и даже в проводимой "внешней политике" они могут быть одинаковы, но не в самом ядре веры.
- Но Бог ведь един?
- Един. Но может ли Он быть не один в каком-то ином смысле? Что мы вообще можем сказать о сущности Бога? Что мы можем сказать о Нем, кроме того, что Он Сам нам открывает? Мы говорим, что Он един, но почему мы не можем говорить, что Он - Троица? Если Он Сам так открыл о Себе.
- Вы знаете, для меня проблема даже не в том, что Он открывает, - мужчина побарабанил пальцами по столу, - а в том, можем ли мы верить Ему в этих Его "открытиях"... Я знаю, что вы скажете: Бог благ, добр, любит Свое творение. Не спорю. Но глядя на компьютерные игры, читая фэнтэзийную литературу, поневоле спросишь себя: не заблуждается ли Бог? Нет, Он может совершенно искренне говорить, что Он один, что Он создал всё и что, кроме Него, нет иных богов и вообще никого. Однако можно предположить - не сочтите это за хулу, - Бог не знает о том, что есть вне Его Самого. Мир - это Его творение, Он Абсолют для него, Он знает всё в нем, и Он по правде может сказать, что Он Творец мира, Создатель всего в нем... Это так. Но что если Сам Бог не один? Что если Он... скажем так, отошел в сторонку и создал этот мир, вообразив, будто Он один на всем свете. Что если Бог добросовестно заблуждается в Своем... если хотите... одиночестве, единственности?
- То есть вы предлагаете усомниться в словах Бога?
- Я имею на это право, - лукаво улыбнулся он. - Я же неверующий... И я говорю: почему не может быть богов выше или вдобавок к нашему?
- Тогда скажите, как Богу доказать вам лично, что Он один-единственный во всех возможных мирах, состояниях? Как Ему уверить вас в том, что Он не заблуждается, что Ему можно доверять, что Он говорит правду, открывая ее через Писание и Предание?
Максим задумался.
- Таких доказательств нет, - ответил я за него. - И не будет. Потому что любой факт, любое слово вы можете поставить под сомнение, сказав, что Бог "добросовестно заблуждается". Но поймите еще и другое. Ваше сомнение ущербно. Оно ни к чему не ведет, а только разуверяет и разочаровывает. Вы убеждаете себя в том, что Богу не стоит верить. Но кому тогда верить? Кто несет истину? Какие-нибудь махатмы или носители третьего глаза? А почему они не могут "добросовестно заблуждаться"? В таком случае можно поставить под сомнение любую, повторю, любую веру и религию. Почему Будда достиг нирваны? Не мог ли он заблуждаться? Почему Мухаммед так уверен, что общался с Богом? Не мог ли он заблуждаться? И так далее. Последовательно придерживаясь вашей позиции, можно прийти к абсолютному неверию, к неверию и в собственное существование, к неверию в существование мира, знания, всего на свете. Могу ли я верить своим чувствам? Могу ли я верить своему уму?.. В каждом из этих случаев я должен доверять своим чувствам, своему уму, прочитанным книгам, людям, ученым... Вера сопровождает меня всюду.
- Значит вы не допускаете даже мысли о том, что Бог может не знать о том, что Он не один?
- Если вы полагаете, что Он не один, то вы, вероятно, знаете, как Ему убедиться в этом?
- Хотя бы усомниться... Не с этого ли начал Декарт?
- Бог может ответить вам словами Декарта же: "Я мыслю, значит Я существую". Если Он видит Себя Абсолютом, то кто или что может разубедить Его в этом?
- Ну... - Максим снисходительно махнул рукой. - Сегодня Он думает, что Он Абсолют, а завтра к Нему приходит Некто и говорит: "Я выше Тебя"... Неужели это так трудно представить?
- Труднее представить, что Бог в самом деле один, един, - я отпил кофе. - Мы верим в Бога и доверяем Ему. Мы верим Его Слову и убеждены в Его верности, в Его истине... Эта вера подтверждается Его силой, Его заботливостью о нас, Его благостью и вниманием к миру...
- Это всё замечательно, конечно. Мир, может, и принадлежит Ему, но как знать, вдруг есть кто-то еще?
- И что вы делаете? Вы не верите в Творца нашего мира, мира, в котором вы живете, и веруете - в кого? В того, кто ни словом, ни делом не объявил о себе, кто молчит, кто существует ли - даже неясно. И эту веру вы предлагаете людям?
- Я предлагаю людям здоровое сомнение...
- Здоровое ли? Я уже говорил, к чему это приведет - к полному безверию, к крайнему солипсизму и разочарованию в жизни. Есть ли вообще жизнь? Что она такое? Если я не могу никому и ничему верить, то что мне остается? Только умереть. Но даже умерев, я не буду уверен в своей участи. Представьте: вы умираете и встречаетесь со Христом. Но вы же сомневаетесь во всем и говорите Ему: "Я не верю в то, что я действительно вижу Тебя. Я не верю в то, что со мной случилось и случится. Это всё - порождения моего мозга"... Если быть последовательным в вашем... сомнении, то любое посмертное существование - это ложь, это игра ума, агония мозга перед смертью, полным исчезновением. И до своей смерти мозг рождает образы, схваченные на земле: он рождает Судию-Христа, он рождает ад и муки, он рождает дьявола и Страшный Суд, он рождает вечную геенну... И вы до конца будете сомневаться: а действительно ли я мучаюсь в аду, а действительно ли я чувствую то, что чувствую?
- Это облегчит мои... муки, - с ехидцей заметил он.
- Или только усугубит их... Зачем же нужен Христос, или зачем нужно исправлять свою жизнь? Зачем нужно творить добрые дела? Ведь есть "здоровое сомнение" в Боге, в мире, в посмертной участи. А раз так - незачем и стараться... Как вот той девушке за столиком: она позаботилась обо всем - она верит во всё подряд, и что бы ни случилось с ней после смерти, она может сказать, что верила в... Христа, Аллаха, Яхве или в Кришну... Эта религиозная всеядность говорит только об отсутствии настоящей веры, духовного стержня. Ей всё равно, с кем она встретится по смерти, она думает, что готова к любому развитию событий...
- Не все ли мы встретимся с Богом? Творцом этого мира?
- Да, все... Но для кого-то эта встреча будет катастрофой, для кого-то - праздником, для кого-то - трагедией, для кого-то - радостью... Кто-то стремится к ней всю свою жизнь, кто-то ищет возможности как бы подольше ее избежать, кто-то вздохнет свободно и счастливо, кто-то заскрежещет зубами... Если перегородки не достигают до неба, то казалось бы, все должны получить равное, так ведь? Какая разница - был ты шаманом или брахманом, жрецом Перуна или муллой, иереем или пастором? Все ведь в одно верят, так? Поэтому какой же скрежет зубов, какая тьма внешняя? Какой, в конце концов, дьявол?! Даже сатанизм ведь - это путь к Богу, перегородка-то до неба не доходит... Поэтому, может быть, лучше всего ни во что не верить? Сделать себе кучу наколок "на все религии жизни" и жить в свое удовольствие. А после смерти сказать: "Ну, я-то в Бога верил, вот и наколки могу показать". А в какого бога - неважно... Но не об этом говорит Христос. Он говорит: "В Бога веруйте и в Меня веруйте". Почему вы не спрашиваете Его: "А Кто Ты такой, чтоб и в Тебя тоже веровать наравне с Богом?" Почему в Коране Аллах говорит, что у Него не было Сына, а в Евангелии глас с неба глаголет: "Сей есть Сын Мой возлюбленный"?.. Сомнение хорошо, когда оно к месту и ко времени. Человек может усомниться - правильную ли веру он избрал. И его поиск, возможно, приведет к истине, но возможно также, что уведет от истины... С сомнения начинается вера: правда ли, что мир возник сам собою? Правда ли, что жизнь возникла сама по себе? Правда ли, что после смерти мы все исчезнем? С этих сомнений начинает свой путь сомневающийся, но приходит он к вере - и сомнения исчезают... Верующий, если и сомневается, то не в сути своей веры, не в краеугольном ее камне. Потому что иначе он рушит всё здание, всю свою веру, и становится неверующим. Хорошо ли это?
- Без сомнений нет веры, - в его глазах уже читалось разочарование и усталость от моих слов. Мне и вправду нужно было говорить меньше, поэтому я лишь сказал:
- В начале... Но потом, когда приходит вера, какие могут быть сомнения? Если они и появляются, то их легко рассеять: достаточно прочесть соответствующую литературу, поговорить со сведущими людьми, провести опыты или углубиться в молитву... Все сомнения так или иначе разрешимы, но если сомнения в корне, то вера подрывается и шатается... Тогда начинается поиск... К добру ли? Бывает, что к добру... Но когда-нибудь нужно остановиться. Не в познании, нет, и не в стремлении к совершенству, но остановиться в поиске сомнений, в сомнениях самих по себе... Ибо если сомневаться всегда и во всем, то и жить станет невозможно...
- Но я же живу, - ответил он, поднимаясь. - И мне прекрасно живется...
- Да? - Я чуть усмехнулся. - Позвольте мне усомниться в этом... Если вам живется прекрасно, значит вы непоследовательны в своих сомнениях. Значит во что-то вы еще верите...
- Может быть, - загадочно произнес он и откланялся.
А я вернулся к своим размышлениям. Так легко сомневаться! Почему, к примеру, все так уверены в наличии ада? А не пустоты и небытия после смерти... Ах, да! Извечный вопрос - что есть бытие, и может ли быть небытие?.. Но почему все твердят: в аду будет так-то или так-то? Мол, девять кругов там, или скрежет зубов... Можно ответить: есть свидетельства. Нам возразят: а есть другие свидетельства. Столько религий в мире, и каждая твердит свое, свою правду о посмертной участи человека, рисует свой ад. А где "настоящая правда"? Где истина? Почему я должен верить одному и не верить другому? Почему я должен убеждаться доказательствами одних и отвергать доказательства других? Какие-то менее убедительны, а какие-то - более? Почему я должен верить Библии и не верить Корану?
От одного человека я слышал слова: "У истины, настоящей истины, нет и не может быть критики, не может быть отрицаний. Она есть, как факт... Вера же - это игрушка сердца. Или последний довод разума. Сегодня ты испытываешь комфорт и удобство от своей веры, завтра разочаровываешься в ней и в людях, которые тебя к ней привлекли. Заставили поверить в сказку...". И этот человек, патетически воздев палец к небу, говорил: "Убеди меня, почему в аду нет бильярдных столов, пиво не льется рекой, а доступные женщины не набрасываются стаями? Почему дьявол обязательно меня обманет, засунув в котел, или поджарив на сковородке? Только не говори мне, что это где-то написано, или кому-то открыто". Он тоже сомневался, сомневался в благости Бога и в злоумышлениях дьявола, в духовном рае и таком земном аде. Но разве кто-то сказал точно, что именно Бог уготовал любящим Его? Какие именно многие обители у Отца Небесного?
Мы всегда верим кому-то. Я никогда не видел вживую бегемота, но я верю тем людям, кто его видел. Я видел его фотографии, видео. А как верить в то, что не сфотографировано, что не снято на видео? Только по словам очевидцев, только по свидетельствам. Я не знаю их лично, авторов этих свидетельств. Я верю им на слово. Верю исключительно потому, что так написано. Что так и было. Зачастую мне нет даже и дела до автора, его личности или талантов. Нет дела до того, что он из себя представляет. Я верю его словам. Но почему они не лживы? Почему автор не подтасовывает факты? Почему автор не вводит в заблуждение, беря очевидное и замешивая в него частичку лжи, отчего всё становится ложным?
Преимущество религиозной веры в том, что она "проверяется" не только книгами, словами людей, но и собственным опытом, всей своей жизнью. Я могу прочесть тысячи книг об одной вере, я могу услышать тысячи свидетельств, но я могу остаться равнодушным к этой вере. Потому что знание о ней коснулось только ума, но не сердца, потому что эти слова не воодушевили, опытно я ничего не ощутил.
Я допил кофе. Если человек ищет Бога, Бог даст ему свидетельство о Себе. Поймет ли человек? Примет ли? Согласится ли? Уверует ли? Что же до тех, кто верит иначе... Смотри за собой. Если ты будешь живым свидетельством своей веры, если ты будешь горящим светильником, если ты сам спасешься, то, видя тебя, слыша тебя, зная тебя, не спасутся ли тысячи, вдохновленные твоим живым примером в их настоящей жизни?