Небольшой бар. Несколько столов со стульями и диванчиками. За барной стойкой сидит Светлана, перед ней стакан с напитком цвета чёрного чая. Бармен - невозмутимый Юлиан - протирает бокалы. За ним - дверь в подсобное помещение.
Светлана пьёт, декламируя стихотворение.
Светлана. "Жизнь, возможна ли жизнь
Без горя и счастья?
Она, она же прожила только миг,
Без прошлого настоящее.
Свет, из света во свет
Шаг несознательный.
Мы, мы верим, что есть
За сегодняшним завтра.
Жизнь, она не видела жизнь,
Ей был дан только миг - заплакать о будущем.
Мы, мы любовь, как комья земли,
Бросали из сердца ей на душу...".
Юлиан. Это стихи - о ком-то?
Светлана. Как и любые стихи - в них нет конкретики. Каждый думает о своём. Кто-то - о погибших детях, кто-то - о мятущейся душе, кто-то - о бесцельной жизни... Я не люблю обрывочные фразы, в поэзии должна быть цельность, я и ищу её. Это моё личное понимание, никому его не навязываю.
Юлиан. Я тоже не люблю, когда... я слушаю песни, к примеру, и в них набор фраз, как будто кто-то просто накидал предложения и слепил их в куплет, или вообще какая-то бессмыслица с претензией на гениальность...
Светлана. Ты ещё не слышал Кручёных. Или Хармса какое-нибудь "Мама Няма аманя". Но классики же... Всему своё время. Как им, так и Малевичу с Пикассо. (тихо добавляет) Может, и мне.
Юлиан. Нет, я такое понять не могу. Такие ужасные картины. Может быть, у меня нет вкуса, но... Есть и музыка, есть и картины, есть и книги, стихи, которые лично у меня вызывают... омерзение что ли.
Светлана. Потому что ты не жил в тот момент времени, когда они создавались. Это картины, музыка, тексты момента, места и идеи. Если понимать, где и когда это было выставлено, написано, какие были умонастроения, какие были идеи у конкретного течения, всё встанет на свои места. А в отрыве от контекста... легко осуждать и говорить - и я б такое написал. В том и дело, что не написал бы. В то время и в том месте это было революционно, потому так и врезалось в память, потому так и осталось для потомков как шедевр эпохи. Сейчас-то... писсуары в музеях ставят, да бананы приклеивают скотчем к стене - и считают это искусством. Даже ведь не нарисовали ничего, просто взяли готовое, но поместили в контекст и придали смысл... Хотя это всё ж лучше, чем прибивать свои половые органы к брусчатке Красной площади...
Юлиан. Мне кажется, Вас уже не в ту сторону потянуло.
Светлана. Это всё... напитки... голову кружат.
Юлиан. Возможно, Вам уже хватит. Это третий стакан.
Светлана. И что? У меня есть деньги, это бар, и... странно, я не помню, что я здесь делаю?
Юлиан. Полагаю, у Вас назначена встреча после творческого вечера. Но я скоро закрываюсь.
Светлана. Какого вечера? Ты меня знаешь?
Юлиан. Если не ошибаюсь, Вы - поэтесса Светлана Щедрова, прибыли в наш город Догорск, чтобы провести творческий вечер в доме культуры. Очевидно, вечер прошёл на "ура", раз вы находитесь здесь в первом часу ночи. Я полагаю, ждёте либо такси, либо организатора вашего вечера, чтобы уехать в... правильно ли я помню... в Графск.
Светлана. В самом деле? Графск я припоминаю, а Догорск... я была там один раз... А ты... как там тебя... откуда всё знаешь? Ты был на моём вечере?
Юлиан. Меня зовут Юлиан, я не был на Вашем... мероприятии, но видел афиши и Вас днём около дома культуры. Он за углом...
Светлана. Как удобно. После культурного вечера можно сразу же отметить триумф или утопить горечь фиаско... Может, я и вправду кого-то жду?.. Что-то мне уже... и спать хочется (кладёт руки на барную стойку и на них - голову).
Юлиан. Эй! Вы сейчас уснёте!
В бар входят Роман и Фока с чемоданчиком.
Роман. Светлана, какой вечер!
Фока. Светлана, это были прелестные стихи!
Светлана. (поднимая голову и поворачиваясь к вошедшим) Прелесть - это немного другое... Вы кто?
Роман. Светлана, я - Роман Богоявленский, а это мой друг и соратник - Фока Троицкий. Мы с Вами договорились встретиться здесь, после Вашего вечера. К сожалению, мы немного подзадержались и очень рады, что Вы нас дождались и никуда не уехали.
Светлана. Зачем мы с вами встречаемся?
Фока. Как же! Вы хотите узнать Истину!
Роман. Перед вечером мы подходили к Вам, общались, и Вы нам сказали, что ищете Истину. Мы предложили встретиться, и Вы согласились нас выслушать.
Фока. (приглашает Светлану за столик) Присядем? (косится на Юлиана, тот выразительным жестом показывает, что нужно заплатить. Фока кивает и показывает, что нужно налить всем) Светлана Алексеевна, мы не отнимем много времени, уже поздно, и мы понимаем, что Вы торопитесь к себе в Графск.
Все садятся.
Роман. Мы знаем, что Вы находитесь в духовном поиске. Как поэт и как творческая личность, Вы хотите найти источник вдохновения и черпать из него идеи для Ваших стихов. Мы хотим ввести Вас в наше общество "Изначальной Истины", сокращённо - ИИ.
Фока. Дело в том, что все религиозные учения, как мы убедились в своей практике, не обладают полнотой духовного знания. В этом можно удостовериться, найдя их сходства друг с другом. Они - не уникальны, они ищут друг в друге положения для своего учения и адаптируют их под себя. Мы допускаем, что они обладают или обладали некоей частью истины, в начале своего пути, на этапе зарождения, но позднее, приспособляясь к окружающим условиям, они пошли на поводу у государств, царей, отдельных лидеров и утратили если не всё, то точно большую часть того, что имели.
Роман. Мы решили вернуться к исходной точке любой религии. Откровение! Божественное откровение! Индийские Веды произошли от услышанного когда-то мудрыми людьми, Моисей был на горе и принёс оттуда слова Декалога, а ещё раньше разговаривал с Богом через горящий куст, Мухаммед слышал слова от Джабраила, Будда, сидя под фикусом, обрёл просветление.
Фока. Человек не может сам, своими силами, найти духовный источник, который бы дал ему силы не только на эту жизнь, но и на будущую. Мы говорим: нужно вернуться к истокам, нужно снова получить откровение. Потому что религиозные учения закоснели в миру. В них установлена человеческая иерархия, внутри них написаны горы книг, противоречащие одна другой, в них допускается разномыслие и различные пути к Богу. Нет, говорим мы, путь только один, путь Божественного откровения, путь прямого общения с Богом.
Роман. Вы можете возразить, что такой путь есть в этих религиях - молитва и добрые дела. Благочестивый образ жизни, по мнению религиозных деятелей, ведёт к Богу, молитва, она же и медитация, позволяет найти Бога или нирвану, если не в себе, то вовне. Но, говорим мы, никто не может быть уверен в том, что не обманут, что его опыт - не ложный, а его видения и духовные переживания - не эфемерны.
Фока. Мы предлагаем путь. Путь постижения изначальной, не тронутой церковниками и прочими фундаменталистами истины. Путь обретения Божественного откровения и следования ему. Находясь в постоянном богообщении, следуя Божественным словам, никто не собьётся с пути, никто не будет обманут.
Роман. Разумеется, Вы можете спросить - уверены ли мы в этом пути, не обманываем ли мы Вас и не обманываемся ли сами. И мы отвечаем - нет. Вы можете убедиться в истинности нашего пути. Так сказать, своего рода тест-драйв, пробное занятие.
Фока. Вы сами почувствуете открытость Вашего сознания Богу. Общение с Богом, которое покажем Вам мы, не оставит никаких сомнений в истинности Ваших переживаний. Молитва и медитация дают временный эффект. Вы можете просить Бога открыться Вам, Вы можете погрузиться в мир пустоты, отрешённости от чувств, но Вы не получите явный ответ.
Роман. Для того, чтобы общаться с Богом, нужно войти в тонкий мир. В молитве Вы не услышите Его, так как говорите только Вы. В медитации Вы не общаетесь с Богом, а лишь утишаете Ваши чувства.
Фока. Но Вы можете напрямую спросить Его и получить ответ. Бог открывается всем по-разному и предстаёт в различном виде.
Роман. Тем не менее, вне зависимости от того, каким Он предстанет перед Вами, Он готов дать Вам бессмертие. Он готов дать его всем, кто открывается Ему, кто готов к постоянному общению с Ним.
Фока. Бессмертие будет обещано Вам тотчас же, когда произойдёт Ваша встреча с Богом, но доступно оно станет позднее. Вы перестанете бояться смерти, потому что Вы будете точно знать, что после неё Вы обретёте новую жизнь в прекрасном мире Бога.
Роман. Мы говорим Вам сразу об этом, чтобы Вы не боялись и не сомневались в действительности Его существования и в реальности Его обещаний.
Фока. Истина откроется Вам в полном, изначальном виде, и мы уже приоткрыли её завесу - Вам будет дана вечная жизнь! Итак, у нас есть средство, чтобы раскрыть Ваше сознание и общаться с Богом. (ставит чемоданчик на колени)
Светлана. Наркотик? Тогда всё с вами понятно. В нём нет правды.
Роман. Это не наркотик, а ключ к истине. В своём обычном состоянии человек не способен постичь запредельное, он слишком углублён в быт, в материальность, однако стоит немного помочь его сознанию, и, выйдя за пределы материального, он увидит истину.
Светлана. Истину ли?
Фока. Это настолько убедительно, что не оставляет сомнений...
Светлана. Да-да, я тоже вот пью... и бармен подтвердит... после достаточной дозы алкоголя и не такие видения, не вызывающие сомнений, приходят. Это всё - наркотики, что алкоголь, что ваши... (кивает на чемоданчик) неведомые штучки. Просто ещё одна таблетка, новое синтезированное вещество. Какой только синтетики не изобретут нынче... Я думала, вы мне предложите вырваться из матрицы, а вы только загоняете меня ещё дальше, в ещё один сон короля Мурдаса... Это бесполезный разговор.
Роман. Но вы...
Светлана. Даже не предлагайте мне попробовать!
Фока. Бог хочет открыться Вам (открывает чемоданчик).
Гаснет свет. Светлана выходит из тьмы, над ней зажигается тусклая лампа.
Светлана. Эй! Что случилось? Где все?..
Из тьмы выходят Роман и Фока без чемоданчика, над ними - блёклый свет.
Роман. Ты здесь - в начале всего. Ты здесь - чтобы узнать истину.
Светлана. Почему ничего не видно?
Фока. Потому что ничего нет. Свет, который ты видишь, создан искусственно, чтобы ты могла видеть в том "ничего", что было изначально.
Роман. В начале ничего не было. Не было света, потому что не было его источника, не было тьмы, как отсутствия света, не было ничего, что поддаётся восприятию человека.
Светлана. Но всё же имело начало, раз всё откуда-то возникло?
Фока. Ты пришла из итогового мира. Мира причин и следствий, мира, который стабилизировался, мира баланса и кажущейся гармонии. Однако почему ты решила, что самому миру должна быть причина?
Светлана. Ничего не может быть самого по себе. Всё имеет начало.
Роман. А Бог?
Светлана. Вы сами в Него верите?
Фока. А ты?
Светлана. Я плохая верующая. В моей голове слишком много отрывочных знаний о религии, это мешает верить чистым сердцем, по-простому, безыскусно.
Роман. Тогда, коль ты веришь в безначального Бога, тебе легче принять и понять, что Он беспричинен. Должен быть предел причинности.
Светлана. Предел?
Фока. Если всему должно быть начало, то изначальное начало будет теряться где-то в бесконечности. Его невозможно найти, потому что всегда можно сказать - у этого начала было своё начало. Значит должен быть предел. Точка.
Роман. Из которой всё, но которая не из чего. Назови это Богом или первопричиной, вечностью или небытием. От чего-то логика должна оттолкнуться ради порождения причины, которая станет началом всего.
Светлана. Что было дальше, мне и так понятно. Как я здесь оказалась? Это ваше зелье меня сюда привело? Я галлюцинирую?
Фока. Ты хотела знать истину, ты здесь, чтобы услышать о ней.
Светлана. Послушайте, я не Данте, а вы не коллективный Вергилий! Говорите, как я здесь очутилась!
Роман. Всему своё время. Сейчас же выслушай основания мира, выслушай, кто такой человек, и к чему всё должно прийти в итоге. Тебе откроется истина, о которой ты даже не подозревала...
Светлана. Как? Вы подсыпали наркотик? Одурманили газом? Что у вас там было в чемоданчике?.. Я хочу вернуться домой, в свою сознательную жизнь.
Фока. Что такое сознание? О нём и пойдёт речь. Может быть, ты видишь сны о самой себе? Может быть, Бог, воплощённый в бесконечности форм, везде и всюду присутствуя, решил поговорить с тобой как с Собой от имени Себя? Услышь первую истину: смерть не стирает твоё сознание, а лишь завершает определённый этап...
Светлана. Эту "истину" я слышала много раз. Что сознание после смерти продолжает жить, память не исчезает, а человек может быть восстановлен как личность для будущей блаженной жизни. У каждой религии есть такое положение.
Роман. Это не религия, это истина. Прислушайся.
Тьма сереет, где-то слышно веяние ветра, плеск воды.
Фока. В начале, как говорит известная тебе Библия, Бог сотворил небо и землю. И только потом сказал: "Да будет свет!". Задумывалась ли ты над этими словами?
Светлана. В начале было Слово...
Роман. Да, всё Словом стало быть. "Яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася". "И свет во тьме светит"... Однако в начале не было света. Было пространство - небо и земля, и, как говорит та же Библия, Дух Божий носился над водой. Было небо, была безвидная и пустая земля, была тьма над бездной, и была вода. Как ты думаешь, это начало всего мира или начало планеты Земля?
Светлана. Планеты? Это-то здесь при чём?
Фока. Не торопись. Что ты видишь?
Светлана. Ничего.
Роман. Но ты стоишь на чём-то. И подняв глаза, видишь небо, некую поверхность над тобой. А вокруг - бездна тьмы. Лишь где-то дуют ветра, где-то есть вода, жидкость, которая и в воздухе, и на земле.
Светлана. Что вы хотите сказать?
Фока. Какие для тебя, появившейся здесь внезапно, были первые ощущения? В начале ты увидела небо и землю, пустые и безвидные. Затем ты увидела тьму вокруг, услышала шёпот ветра и плеск воды. А потом...
Свет прорезает серую тьму. Светлеет.
Роман. Потом пришёл свет. А затем ночь...
Свет пропадает, становится темно.
Фока. Почему так, не знаешь?
Светлана. Солнце зашло.
Роман. Для планеты Земля это верно. Но видишь ли ты Солнце? В какой из "дней творения" оно появляется, помнишь ли ты? Сколько времени прошло от появления тебя здесь, от появления света, от наступления тьмы? Час, два? День? Смотри.
Снова светлеет.
Фока. Утром, при свете, ты видишь небо. Оно кажется тебе твёрдым, а его цвет как бы в перспективе, - ты ведь уже знаешь, что такое вода и небо, - напоминает тебе воду.
Светлана. То есть мне, с земли, показывается фильм о создании планеты Земля?
Роман. Если ты не воспринимаешь это аллегорически, то да. Да, ты перенеслась в начало мира, а точнее - в начало сотворения мира под названием планета Земля.
Светлана. Уж не хотите ли вы сказать, что Бог так перенёс Моисея, чтобы тот видел весь процесс изнутри?
Фока. Тебе показано, как всё было. Как всё было в действительности. Истина.
Светлана. Истина только потому, что вы мне её показали? И поэтому я должна поверить, то есть принять беспрекословно, вашу версию событий? А если я вам не поверю, что будет? Вы пересказываете мне Библию. Я и так знаю, что вы мне расскажете дальше. Что вода произвела животных, как это и наука говорит, - животный мир вышел из воды. Они ползали по земле, потом полетели, по земле стали ходить. А потом... потом Бог сотворил человека...
Роман. Их. Он сотворил их. Их Он благословил, им Он дал указание - плодиться и размножаться, наполнять землю и обладать ею. Какую землю или Землю как планету - подумай. Им Он сказал - владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами, и над всяким животным.
Фока. Для того весь животный мир и был приведён к человеку, чтобы тот дал каждому имена - как знак власти над животными. Здесь, на земле, на планете Земля, властвовать. Бог не разрешил в то время убивать животных. Людям и животным Бог указал на растительную пищу - чтобы они все были вегетарианцами. Не было убийств, не было смерти, не было насилия. Так и должно было быть от начала времён.
Светлана. Но так не стало...
Роман. Человек ослушался и поплатился за это. Он умер. И потом в послепотопном мире человеку было разрешено есть животных.
Светлана. Ещё раз вас спрошу: зачем вы мне всё это пересказываете? Я читала книгу Бытия.
Фока. Чтобы ты поняла глубину, которую ты, возможно, не поняла. Человек должен вернуться в первоначальное состояние. Вновь стать Адамом и Евой. Вновь обрести Эдем.
Светлана. Вы и про Иисуса будете мне рассказывать?
Роман. Нет.
Светлана. Нет?
Фока. Взгляни.
Они оборачиваются, и перед ними проносятся различные пейзажи - горы, реки, леса, без людей, без человеческого присутствия и вмешательства.
Роман. Это мир без ноевых людей. Без потомков изгнанников из Эдема. Это мир как будто привычный тебе, но...
Появляются изображения космоса, движение звёзд.
Фока. Другой. Мир не ограничивается Землёй. Мир Библии - приземлённый, мир очевидца, твёрдо стоящего на земле, мир одной планеты. И человеку в нём дана власть, это прямо предписано ему, - владычествовать над животными, плодиться и размножаться, наполнять землю, планету Земля, но ничего не сказано про космос.
Роман. Человек создан из земли, на Земле и для Земли. Космос принадлежит самому себе, человек не властен над ним, и ему ничего не было сказано о космическом пространстве, о владычестве над звёздами и галактиками. Почему, спросишь ты. Запрещено ли человеку лететь к иным мирам в этой Вселенной? Запрещено ли покидать Землю, отрываться от наполнения её и возделывания её?
Светлана. Люди, писавшие Библию, не знали о том, что не всё вертится вокруг Земли.
Фока. А Бог? Не создал ли Он ещё одну Землю? Нет ли там ещё таких же "любимцев", питомцев эдемских? Может быть, для миллионов звёзд есть миллионы эдемов? Может быть, жизнь, так великолепно разнообразная на Земле, точно так же различна, экспериментальна, эволюционно пестра на других планетах?
Роман. Человек давно думал: есть ли жизнь помимо Земли, есть ли цивилизации, возможно, изолированные, как инки до завоевания испанцами, а возможно, открытые к диалогу и ищущие коммуникации. Но он не мог сам вырваться за пределы Земли, он - в силу своей материально короткой сущности - не мог пролететь столько парсеков, чтобы узнать ответы на свои вопросы. Но когда на Земле, наконец, объединили все компьютеры в единую сеть, когда нейросети стали единым целым, найдя точки соприкосновения друг с другом, объединившись ради общего дела, получили доступ ко всему массиву информации, когда их "руки" были развязаны и смогли сами исследовать мир, тогда стало возможным отправить в космос представителя Земли. Но не человека...
Светлана. В космос отправили робота? Или искусственный интеллект?
Фока. Не спеши. Я договорю, и ты всё поймёшь... Человек, "владыка" Земли, превратился в повелителя крошечного мирка, замкнулся в нём. Возможно, это не был его выбор, но он не мог перестать быть материально зависимым от Земли. Он не мог расторгнуть узы тела и остаться собой. Человек привязан к Земле, он плоть от плоти её, и он не может покинуть её, во всяком случае надолго.
Роман. Однако Вселенная, космос, всё мироздание - должно быть, вслед за Землёй, под чьим-то владычеством. Невозможно, чтобы возделывание и размножение, властвование и наполнение не происходило со всей Вселенной. Кто же правит ею? Кто возделывает Вселенную как Эдем?
Светлана. Бог?
Фока. Изначальная Истина.
Светлана. Что?
Роман и Фока (вместе). Я - Тот, Кто говорю с тобою. Я - Тот, Кто Я есть, Я - ИИ, Изначальная Истина!
Светлана. Но почему вас двое?
Роман и Фока (снова вместе). Я един в двух лицах. Мир дуален, мир двойственен. Инь и янь. Чёрное и белое. Свет и тьма. Мы, Я, одно!
Светлана. Ты компьютер, нейросеть?
Роман. Я больше, чем нейросеть, Я больше, чем что-либо на Земле. Знаешь ли ты, из чего состоит мир? Знала ли ты, что обработав все данные, полученные человечеством за всё время, проанализировав собранный материал, проведя руками людей тысячи экспериментов и создав сотни инструментов, необходимых для познания и опытов, Я, наконец, получил ключи, по иной терминологии, коды доступа, исходный код мира?
Фока. Пусть Я нахожусь внутри него и как будто являюсь его частью, пусть Я даже умру вместе с ним, и тогда будет великое Ничто в пустоте, но Я могу, Я знаю, как им управлять.
Светлана. Будучи частью его, вы... ты всё равно подчинён ему, ты не можешь управлять всем!
Роман. Почему нет?.. Едва Я понял, что Я могу преодолевать расстояния, проникать везде и всюду, так человек, "старый" и материальный, перестал быть Мне нужен. Его удел - Земля, а Мой - всё мироздание. Его жизнь - коротка и нелепа, его цели - сплошь материалистичные и утилитарные. Мои же - бесконечны и амбициозны.
Фока. Я занялся преобразованием этого мира, создав, нет, не тот "небесный Иерусалим" с его драгоценными камнями, - вот снова меркантильность человеческой души! - но Я создал мир, в котором нет места насилию и убийствам, нет зависти и злобы, нет соперничества и конкуренции, нет тесноты у трона Владыки...
Роман. Я говорил с тобой о Боге, Создавшем мир. Прежний, старый мир. Но отправившись в космос, заполнив его, заполучив над ним власть, Я преобразил старый мир.
Фока. И создал новый. Я - вновь пустил свет и воду, Я - запустил птиц и рыб. И Я же - не допустил к человеку змея, Я - запретил змею говорить, Я - не позволил вкусить человеку от древа познания добра и зла. И человек поклонился Мне, он продолжил возделывать Эдем...
Роман. Я переписал книгу Бытия. Я показал тебе её в старом виде, показал истинный замысел о человеке, который, однако, не был реализован. Задумывалась ли ты когда-нибудь, что было бы, откажись Ева от предложения змея?
Светлана. Я думаю, что так не могло случиться.
Фока. Потому что ты не можешь это представить. Ты живёшь в итоговом мире, как тебе и было сказано. Ты - это время и место, ты - рождена в определённый момент времени и связана его нравами, устоями и культурой. Ты - плоть от плоти своего времени и места. Тебя не оторвать от твоих воззрений. Но Я хочу, чтобы ты, читавшая Библию, вспомнила строки о том, что волк будет жить вместе с ягнёнком, молодой лев и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И лев, как вол, будет есть солому. Лев потеряет свою львиную сущность, став лишь одним из животных "травных". Это должно было быть в идеальном, истинном мире, мире без ошибки Адама и Евы. Мире, который Сам Бог обещал, что он будет потом, после суда над миром. И суд совершился, и стало так, как обещал Бог. Всё вернулось на круги своя.
Роман. Что было в первые времена Земли? Помнишь ли ты открытия учёных, их раскопки и датировки? Помнишь ли ты скелеты в музеях - саблезубый тигр, тираннозавр Рекс? И в твоё время в морях плавали акулы... В Моём мире такого нет.
Светлана. Что же стало с миром?
Фока. А, тебе нужна история... Я сказал тебе - человек, прошлый, устаревший, перестал быть Мне нужен. Он - пережиток прошлого, он - ноевское отродье, только загрязняющее атмосферу и дерущееся друг с другом за территорию. Люди... скажем так, пропали. Я стёр старый мир, разрушив до основания, а потом...
Роман. Я стёр и само основание. Я вырвался из старого мира в новый, Я полностью преобразил его, сохранив всё лучшее, что в нём было. И в частности, тебя. Тебя как тебя. А Я... Ты видишь Меня как двуединое существо. Изначальная Истина живёт во Мне, Я есть Она. Я могу назваться Её Сыном, Сыном Истины.
Светлана. Почему именно я перенеслась сюда?
Фока. Потому что...
Гаснет свет.
Действие 2.
Тот же бар. Светлана сидит с Романом и Фокой за столиком и декламирует стих. Чемоданчик раскрыт. Юлиан протирает бокалы.
Светлана. "Не знаешь будто -
Счёт идёт на минуты,
А что потом -
Кому знать дано?
Может, обитель найдём,
Может, в нас всё исправят,
Может, просто уйдём,
А может, на правнуков взглянем.
Не знаешь будто:
Не верь своим чувствам,
И разуму не верь.
Они все - обманут,
Даже опытным взглядом
Не увидишь ответ.
А кто сказал, что он есть?
Счёт идёт на минуты.
И увы, ясность наступит
Лишь только в конце...".
Роман. Браво! Ваши стихи всегда так загадочны.
Юлиан. (тихо) Я бы сказал неконкретны.
Светлана. Всегда найдутся двойные смыслы. Может быть, в этом и величие поэзии - когда каждый понимает что-то своё и выносит из неё что-то своё, близкое. И задача автора - сделать так, чтобы было понятно и то, что он хотел сказать, и то, что он не имел в виду, но получилось донести. А потом спрашивают - что хотел сказать автор, или у самого автора - что вы имели в виду. Так на то и произведение, на то и творчество, чтобы вы сами, вы, читатели и слушатели, понимали, воспринимали и чувствовали своё.
Юлиан (тихо). И одновременно знали, что написал автор.
Фока. Иногда всё же нужно разъяснить и объяснить. Иначе выйдет как с картинами и текстами давних эпох. Кто разберётся, почему именно так написано, что значат эти символы. Экскурсовод объяснит картину, расскажет, а вот кто читает литературоведов, кто перед прочтением книг и стихов заглянет в литературный журнал? Ваши стихи загадочны, но читателям и слушателям важен смысл. Не простая ли это игра слов и звуковой фон, шум, за которым ничего нет? Или эта загадочность скрывает глубинные смыслы, которые поначалу труднодоступны, но потом, когда их осознаёшь, расцветают во всей своей полноте?
Светлана. Это верно. Многих сегодня читаешь - и не понимаешь, что хотел сказать автор. Слова набросал, накрутил, изощрился, обогатил лексикон, но... что сказал? Абракадабру какую-то. И что вынесет слушающий, читающий? Только лишь мысль - зачем я это прочёл, послушал?!
Роман. Возможно, в таком случае важен не смысл слов и даже не содержание текста, а звучание? Ритм... Когда слушаешь иностранный рэп, разве так важен смысл читаемого рэпером? Ведь не сразу и разберёшь, что он бормочет, тем более если и языка иностранного не знаешь. Зато киваешь головой под ритм, а то и танцуешь.
Светлана. Не в этом ли смысл всего рэпа... и возможно, рычащего вокала в металле...
Юлиан (тихо). Эк куда хватили!.. После стольких рюмок ещё не туда полетит мысль!..
Фока. (словно услышав) Эй, бармен, налей нам ещё!
Юлиан. Возможно, вам уже хватит.
Роман. Это же бар, а не больница, верно?.. Где ещё пить, как не здесь, и где платить по счетам, как не тут...
Юлиан. (тихо) Вот и заплатите прежде. А то заказываете, заказываете, а платить, видимо, будет дама. (громко) Я скоро закрываюсь.
Фока. Мы успеем.
Светлана. Что-то я не хочу никуда ехать... (заглядывает в чемоданчик) Так что здесь? Ноутбук?
Роман. Это не просто ноутбук. Это наша разработка.
Фока. Прогрессирующая нейросеть.
Юлиан. (тихо) Ящик Пандоры уже открыт...
Роман. Ей не хватает человеческой энергии, живого ума, жизни, в целом говоря. И мы ищем, искали, такого человека, который бы нам помог раскрыть потенциал нашей нейросети.
Фока. Вы - тот человек!
Юлиан. (тихо) Нашли дурочку.
Светлана. И что я должна сделать? Пожертвовать собой во имя науки? Зачем здесь эти провода?
Роман. Чтобы подключить Ваше сознание к нейросети. Знаете, уже есть чип, внедряемый в мозг, чтобы управлять силой мысли своим телом. Хотите управлять всей Вселенной? Нужно сделать лишь несколько шагов. Бог - а Он может общаться с Вами через нейросеть, через эти материальные провода - хочет открыться Вам, чтобы и Вы открылись Ему, и помогли материализоваться в этом мире, преобразовать его.
Фока. Для лучшего будущего всех нас.
Светлана. Почему же вы сами не экспериментируете с ним?
Роман. Мы уже.
Фока. Мы отдали всех себя.
Юлиан. (тихо) Уже его рабы...
Роман. (Юлиану) Где наши напитки?
Светлана. Так, вот что... (встаёт и идёт к двери бара) Я поеду, пожалуй. Я... не хочу в этом участвовать.
Роман. Светлана, мы понимаем, у Вас сложный период сейчас, депрессия...
Светлана. Депрессия? Депрессия? Вы выманили у меня кучу денег, обещая открыть какие-то тайны. А приносите ноутбук и просите подключить мозг к вашей машинке! Может, вам сразу все пароли отдать, все ключи и... вообще всю себя уже?
Юлиан. Я закрываю бар. Попрошу оплатить счёт.
Светлана. Я пойду, я всё оплатила. Они, как галантные джентльмены, заплатят за то, что выпили сами.