Аннотация: обзор финальных конкурсных работ конкурса Русская Проза Самостояние -2016
Писать о войне ответственно.
Тема - святая, сложная в силу ряда причин, не требующих особых разъяснений.
Это не фэнтези, тут не получится удивлять читателей фантастическими мирами и трансцендентными, претенциозными персонажами.
О Великой Отечественной войне мы знаем из многочисленных хроник и публицистики; по кинокадрам и фотоматериалам; из рассказов ветеранов и героев войны (их сейчас осталось совсем мало, но раньше в школу всегда приглашали участников войны и они рассказывали о фронтовых друзьях, о сражениях, о страхе, героизме и мужестве).
А еще был тыл. И есть дети войны - они тоже помнят это безумие. Еще как помнят.
Наконец, о войне написано тысячи художественных строк - это образцы лучшей военной прозы и поэзии. Как не вспомнить таких писателей (а многие из них участники ВОВ и Второй мировой войны), как: Шолохов, Васильев, Быков, Бондарев, Астафьев, Полевой, Некрасов, Распутин, Гроссман, Симонов, Твардовский, Фадеев, Кажевников, Семенов, И.Шоу, Бёлль, Хемингуэй, Ремарк и многие другие.
Меня порадовала искренность, эмоциональность, патриотичность авторов конкурса; отсутствие равнодушия, шаблонности и небрежности к теме.
Чтение практически всех произведений вызывало спазм в горле, будоражило память. Тема ВОВ неисчерпаема. Это страшно, но почти в каждой семье были потери и, за редким исключением, свои герои войны. Вот и в моей семье через семьдесят с лишним лет нашлись солдаты, пропавшие без вести в ВОВ - дед Ефим и дед Иван. Ефим погиб при обороне Ленинграда в октябре 1942 года, Иван - в последний день освобождения Бобруйска (29 июня 1944 года), и тот и другой в страшных сражениях...
Итак, в конкурсе заявлены два жанра: рассказ и художественный очерк. О том, что такое рассказ, и что такое художественный очерк достаточно подробно и грамотно обозначено и подано организаторами конкурса, с отсылками на образцы указанных жанров.
При чтении работ я придерживалась основного, как мне представляется, критерия - художественности, который заключается в талантливости, правдивости, новизне, привлекательности текста, а также в оригинальности авторского стиля.
Поэтому мои замечания-пожелания заключаются в следующем:
1.Нередко в работах авторов страдает авторский стиль подачи текста. Иногда он легкомысленно игрив или примитивен, а подчас встречается текст больше похожий на сочинение ученика/ученицы 5 класса ('Боевое крещение' Сердюк Е.). Или наоборот - встречается изложение (особенно в начале произведения, заметила, что для многих авторов, начало повествования - камень преткновения) вычурное, витиеватое, с замысловато-напыщенными и даже абсурдными фразами: "Народ штормило от осознания того, что еще поздним вечером самое дружественное государство на рассвете вероломно вторгло свои армады сквозь границу!" ('Военно-тыловой роман' Исаченко В. И.)
И вот такой авторский текст или манера портят общее впечатление о произведении, которое, возможно, не такое уж и плохое в целом.
2. Встречаются в повествовательном авторском тексте необоснованные архаизмы, которые режут слух: 'дабы', 'посему', 'хаживали'; "И совпади же сие индивидуально знаменательное событие с эпохальным - крахом мира в стране Советов, о чем 22 июня известили радиорепродукторы" ('Военно-тыловой роман' Исаченко В.И.); "В ту пору по Кулундинской степи какие народы только не хаживали"('Овчинка' Сапьян Е. С.).
3.Героическому - присуще патетика, но всюду должна быть мера. Многие работы конкурсантов, за редким исключением, чрезвычайно эмоциональны. Конечно автор, учитывая тему, безусловно, должен вызывать эмоции у читателя, но никак не эмоционировать сам. Для этого следует использовать другие инструменты воздействия, и прежде всего - мастерство. Чрезмерный пафос повествования портит общее впечатление о произведении.
4.И последнее: о метафорах (один из приемов художественного воздействия, выразительности), а вернее, о злоупотреблении ими. Чрезмерно эмоциональный авторский текст, становится примитивным, наивным и излишне пафосным, а совместно с неудачными или многочисленными метафорами может стать комичным или сбить внимание читателя. Такой текст вызывает раздражение читателя, и в результате, весь текст или его часть, теряют свою художественную ценность.
Вот несколько примеров:
"Теперь всё внимание Колобанова было приковано к веренице машин, темно-серой гадюкой извивавшейся по дороге, неумолимо приближавшейся к нему..."
... "смести с дороги эту серую мерзость в человеческом обличье. Разорвать, уничтожить, превратить в тлен. Как они того и заслуживают..."('В августе сорок первого' Курган С.Л.).
"Народ штормило от осознания того...
Негодовали и... самозабвенно верили, что мощнейшая на планете армия остановит агрессора на рубежах и, расколошматив его в пух и прах, со скоростью быстроходного танка достигнет Берлина, где и шельма-Гитлер будет выловлен и пытан, а затем этапирован в Москву и, безо всяческого сомнения, торжественно расстрелян либо даже повешен на Красной площади. До триумфа, казалось, рукой подать!"
("Служебно-тыловой роман" Исаченко В. И.)
"Зенитки ахнули, поочередно посылая проклятья в небеса, окна разом перекрестились" ('Два товарища' Зайпольд Г.А)
"Ветер завывал, швыряя мёрзлыми слезами ледяной крупы. Дребезжали стёкла московской коммуналки, когда неожиданно в дверь позвонили три раза. Настойчивое требование открыть, спугнуло утреннюю тишину с ворчливым шипением примуса" ("Два товарища' Зайпольд Г.А.).
А вот хороший, даже очень удачный противоположный пример (действительно удачный и очень вписывается в контекст и описывающую картину боя)
"Роденков, словно черт из преисподней, весь окутанный пороховым дымом, работал в бешеном темпе, танцуя меж стреляных гильз и загоняя в казенник орудия снаряд за снарядом".(орфография изменена вордом)).
("В августе сорок первого" Курган С. Л.)
И т.д.
Как образец высокого художественного стиля на который стоит равняться: "На синем, ослепительно синем небе - полыхающее огнем июльское солнце да редкие, раскиданные ветром, неправдоподобной белизны облака. На дороге - широкие следы танковых гусениц, четко отпечатанные в серой пыли и перечеркнутые следами автомашин. А по сторонам - словно вымершая от зноя степь: устало полегшие травы, тускло, безжизненно блистающие солончаки, голубое и трепетное марево над дальними курганами, и такое безмолвие вокруг, что издалека слышен посвист суслика и долго дрожит в горячем воздухе сухой шорох красных крылышек перелетающего кузнечика.' ........
'Теперь он шел не оглядываясь, тупо смотрел себе под ноги, но перед глазами его опять, как в навязчивом сне, вставали разрозненные и удивительно ярко запечатлевшиеся в памяти картины недавнего боя, положившего начало этому большому отступлению. Опять он видел и стремительно ползущую по склону горы, грохочущую лавину немецких танков, и окутанных пылью перебегающих автоматчиков, и черные всплески разрывов, и рассеянных по полю, по нескошенной пшенице, в беспорядке отходящих бойцов соседнего батальона... А потом - бой с мотопехотой противника, выход из полуокружения, губительный огонь с флангов, срезанные осколками подсолнухи, пулемет, зарывшийся рубчатым носом в неглубокую воронку, и убитый пулеметчик, откинутый взрывом, лежащий навзничь и весь усеянный золотистыми лепестками подсолнуха, причудливо и страшно окропленными кровью..."(Шолохов М."Они сражались за Родину").
Известно, что судейство всегда субъективно. Всегда. Поэтому к судейству не следует относиться с большим придыханием.. :). Все-таки важна не победа, а участие.
Мне понравилось несколько произведений. Ответ - почему? вытекает из обзора. Это добротные, достаточно грамотные в художественном смысле тексты.
Очерк 'В августе сорок первого' (Курган С. Л.)
В этом рассказе бой описан красиво, профессионально, правдоподобно и ничего лишнего, все по делу. Боевой дух и герои очерка воспринимаются читателем практически кинематографично - зримо и волнующе.
Рассказ 'Однорукий' (Дьяков В. Е.)
Рассказ 'Крымское солнце' (Градов. И.)
Читается, с точки зрения добротного художественного текста, с приемами психологизма - легко, увлекательно.
Конечно, не без замечаний. И возможно хотелось бы пожелать - доработать, добавить, сделать цельным и т.д.
Рассказ 'Записки военврача' (Эрик R) выбивается из общей тональности работ, тем, что в отличие от изобилующих эмоциями и пафосностью большинства конкурсных текстов - наоборот написан сухим, я бы сказала - скупым языком, что очень, как раз таки, соответствует выбранной форме повествования - такой, как записки (дневник) героя. Главный герой рассказа - врач, хируг - немногословный и интеллигентный , который несмотря на предельную загруженность работой - "снова берусь за инструмент и раз за разом устало выдыхаю: "Следующего", находит несколько минут, чтобы 'выдохнуть' пером. Замечательные находки (фразы) - детали, вроде бы незначительные, второстепенные, а оказывается, усиливают фон рассказа - "У меня, было, совсем списался карандаш, но Спиридонов, наш снайпер, выделил мне свой собственный. Спасибо ему за это". Скупая радость в скромном подарке, но дорогом, не менее дорогом, чем кусочек хлеба или 'курева'.
Эти записки врача - внутренний мир личности. Это как защита или освобождение от переполнявших чувств, страхов, нагромождавшегося безумия и обреченности. Продолжать работать и верить. Разве это не Стояние?! Это тоже Стояние.
Замечательная работа.
В целом, для начала, общее впечатление от работ совсем неплохое. Спасибо авторам за смелость, за попытку высказать свое видение о войне, рассказать о том, чему сами не были свидетелями, но есть то, о чем я написала выше и есть память, и поэтому надо писать! Даже если "не видел войны"...
https://www.youtube.com/watch?v=NS3KhE5UfJk
И еще: спасибо организаторам за тему, идею конкурса. Я очень хочу надеяться, что конкурс станет традиционным, сильным в писательском смысле, с бережным отношением к теме. Я желаю долгих лет конкурсу и возможно, когда-нибудь подобнаглею) и рискну тоже написать, то есть, поучаствовать.
Спасибо организаторам, преноминаторам, координаторам конкурса за тяжелую (и порой неблагодарную) работу, за толерантность к конкурсантам и не только... За интерфейс страницы конкурсной, за аннотацию к разделу - о героях войны (замечательно), за удачную находку в виде "дневника" конкурса.