Вулло Леонид Иосифович : другие произведения.

Творческое долголетие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Эссе о творческом долголетие. Свежие мысли...

   Творческое долголетие
  
  Не скажу, что проблематика творческого долголетия осталась без внимания исследователей. Не осталась, и в этом легко убедиться, если прогуглить сладкую парочку этих слов. Проблема в том, что этим делом занимались скорее статистики, чем вдумчивые исследователи.
  
  А что смыслят статистики, отнюдь не являющиеся крупными творческими личностями, в таких делах? Да практически ничего. Ну и к каким выводам они пришли по итогам своего изучения проблематики творческого долголетия?
  
  Установили, что интеллектуалы вообще живут дольше, чем разнорабочие. Да при этом ещё и что-то творят в почтенном возрасте. Так ведь это вам любая баба скажет.
  
  Не глубоко же копали такие исследователи. Зря им бабло за такую работу платили. Вопрос в том, как же здесь и сейчас мне поглубже копнуть.
  
  Помнится мне, что говорил мой учитель математики. Если рукой не пользоваться, то она отсохнет. Так ведь и головой тоже. Ведь мозги тоже усыхают от бездействия.
  
  Правда, он мне говорил и о том, что ослам грамматика вредна. Так оно и есть, но как это понять применительно к человеку? Зная некоторых его учеников, я примерно понимаю, о чём он мне говорил... Только к рассматриваемой здесь проблематике это не относится.
  
  Для начала стоит упомянуть некоторые твёрдо установленные факты. Например, относящиеся к творческому долгожительству истинных поэтов. Сделать это довольно просто, если вспомнить слова из известной песни Владимира Высоцкого.
  
  Нет у истинных поэтов обычного долгожительства. А вот с их творческим долголетием надо разбираться. Дело в том, что они рано начинают и рано уходят из жизни. Так что на творческое долголетие им отпущено всего лишь лет двадцать.
  
  Много это или мало по сравнению, скажем, с великими писателями? Если те начали толком писать лет в сорок, а закончили толком писать лет в шестьдесят, то, вроде бы, мало.
  
  Но если они начали толком писать лет в шестьдесят, а закончили толком писать лет в восемьдесят, то такое творческое долголетие писателей уже вполне сопоставимо с творческим долголетием истинных поэтов.
  
  Если с поэтами всё более или менее ясно, то с писателями это уже не так.
  
   А ведь бывают ещё поэты и писатели в одном флаконе. И не так уж редко. А бывают ещё и поэты, и артисты в одном флаконе. Например, Владимир Высоцкий, бывший как выдающимся артистом, так и выдающимся поэтом. А с ними как быть?
  
   К тому же, выдающиеся писатели бывают всевозможных разновидностей. Есть писатели-фантасты, есть писатели исторических романов, есть писатели сказок и прочие детские писатели, есть и писатели басен, один из которых написал к тому же слова к государственному гимну СССР.
  
  И творческое долголетие всех вышеупомянутых и ещё не упомянутых лиц априори не может быть одинаковым. Например, выдающиеся артисты балета творческим долголетием явно отличаться не могут.
  
  И выдающиеся артисты цирка тоже. И выдающиеся хирурги, и ещё многие выдающиеся личности в силу своей профессии в принципе не могут отличаться выдающимся творческим долголетием.
  
  Правда для них есть одна лазейка, которой они могут воспользоваться и о которой я уже писал. Для них открыт выход в надсистему, о котором писал ещё основоположник ТРИЗ. Чаще всего на тренерскую или преподавательскую работу. Но не только...
  
  Вернёмся к писателям. Если это писатели не из числа тех, кто лишён творческого воображения, не столь уж важного для их писательской специализации, то им не грозит возможность исписаться.
  
  Не грозит такая жалкая участь и тем выдающимся писателям, чья писательская специализация предполагает нечто вроде личного участия в описываемых ими событиях, или хотя бы некую личную сопричастность к ним.
  
  Например, Ремарк, писавший о солдатах первой мировой войны, на передовой никогда не был, но в прифронтовой полосе всё же побывал.
  
  Выдающаяся сила его творческого воображения позволила ему избежать привкуса химии в своих романах о первой мировой войне. Примерно таким же образом, как это делают самогонщики, отбивая прикус сивухи в самогоне...
  
  А вот в романе о второй мировой войне, на фронтах которой он никогда не бывал, он потерпел досадную для него конфузию. Почитайте сами этот совершенно бездарный роман.
  
  Юлиан Семёнов, лихо закручивая сюжет о наших разведчиках в фашистской Германии вообще, и о Штирлице в частности, к делам разведки не только не имел никакого отношения, но даже не потрудился толком просмотреть исторические материалы о выдуманных им событиях.
  
  И что из этого вышло? Такой надуманный Штирлиц стал героем множества анекдотов. Читатель сразу почувствовал привкус дешёвой химии в его бульварных романах.
  
  Сейчас я с удовольствием перечитываю "Былое и думы" Герцена. И думаю об авторе этой книги. В самой этой книге нет привкуса химии. А у её автора нет и намёка на выдающееся творческое воображение. Да и на кой чёрт оно ему было нужно, если это автобиографический и исторический роман в одном флаконе.
  
  Был ли Герцен великим писателем? Это едва ли... Великим революционером он был, хотя и по воле судьбы, а не по призванию выдающегося революционера.
  
  А вот великим писателем он, скорее всего, не был. Но ведь это не помешало ему доставить своим читателям не меньшее удовольствие, чем удовольствие от прочтения романа иного великого писателя.
  
  Был ли великим писателем-лагерником господин Солженицын? Полагаю, что не был. Хотя он и был нобелевским лауреатом по части литературы. Зону он действительно топтал, хотя и сравнительно не долго. К тому же, это была далеко не колымская зона...
  
  Было ли у него развитое творческое воображение? Это едва ли... К тому же, для такой работы в нём и нужды-то не было. Так кем же он был, как человек пишущий? Полагаю, что пишущим мыслителем. Причём, очень путёвым.
  
  Но вернёмся в тему этого топика. Выдающиеся артисты тоже творческие личности. Не мешало бы статистикам их спросить о том, что они думают о творческом долголетии артиста.
  
  Я прекрасно знаю о том, чтобы они им ответили. Они бы сказали статистикам о том, что артист живёт, пока он на сцене играет. А потом он умирает и как артист, и как человек.
  
   ***
  
  А теперь пора сказать кое-что о главном по части творческого долголетия. То есть о том, чего не понимают статистики, но прекрасно понимают даже космологи.
  
   Не стоит путать такие понятия, как активное долголетие обычного человека и творческое долголетие выдающейся творческой личности. Первая измеряется годами, а вторая числом значимых событий в творчестве выдающейся творческой личности.
  
  И не только в ней, но и в жизни созданной небесным Создателем Вселенной тоже. Спросите об этом у космологов. И они вам это подтвердят.
  
  Но это будет уже совсем другая история.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"