Аннотация: Это рассказ был адресован пишущей братии сайта Проза.ру, а потом размещён и здесь тоже. Хотя пишущей братии в разделе изобретательства быть не должно, но ведь тризовцы здесь тоже водятся.
ТРИЗ. Открытый урок для пишущей братии
Находясь на форуме любителей изящной словесности, я не мог не осознавать, что их мало интересует ТРИЗ, хотя в истории развития ТРИЗ есть и кое-что полезное для собравшейся здесь пишущей братии.
Именно об этом я и собираюсь здесь и сейчас малость потолковать, а вовсе не о премудростях технологии демоверсии ТРИЗ, не столь уж нужных собравшейся здесь пишущей братии.
***
Начнём с того, что основоположник ТРИЗ тоже был писателем. Хотя и бездарным, и пишущим в жанре фантастики, ныне вышедшим из моды и вытесненным новомодным жанром фэнтези.
В жанре фантастики он был вынужден писать по причине специфики своей биографии лагерника эпохи культа личности Сталина. По вполне понятным причинам... Кто бы тогда рискнул публиковать прозу, написанную бывшим лагерником, толком даже не реабилитированным?
А на фантастику этот запрет не распространялся. Тем более, что в те времена был голод на фантастику до такой степени, что у нас охотно издавались даже писания Станислава Лема, работавшего на разности потенциалов между советской и зарубежной фантастикой...
***
Как человек серьёзный и основательный, основоположник ТРИЗ подошёл и к своей вынужденной профессии тоже вполне основательно. Между прочим, именно так поступил и тогда писавший (в жанре исторического романа) Валентин Пикуль, собравший несколько картотек по части генеалогии дворянских родов, портретов исторических личностей, и так далее...
А что я вижу по этой части у собравшейся здесь пишущей братии? Круглым счётом ноль. Забавно мне смотреть, как писателю, на то, каким непостижимым для меня образом, эта публика умудряется писать практически ничего не читая, из сочинений всемирно известных писателей, не собирая необходимых в таких делах картотек, и так далее...
Сплошное самовыражение душ пишущих личностей. Проблема лишь в том, что в этих душах самовыражаться, по сути, нечему...
***
Стоит отметить то обстоятельство, что трудолюбие и добросовестность позволили писавшему фантастику Генриху Альтову даже стать писателем года. И это при том, что он был бездарным фантастом, поскольку был начисто лишённым фантазии! Вот вам и мой первый полезный урок для собравшейся здесь пишущей братии.
Далее. О том, что для создания ТРИЗ и написания книг по этой части Генрих Альтшуллер пахал как, папа Карло, писали многие тризовцы. Писали они и о том, что при этом он использовал систему экономии времени всемирно известного учёного Любищева. Да и своим ученикам и сподвижникам он советовал поступать таким же образом.
Стоит отметить и то, что в таких делах он был не первым и далеко не единственным. Так же поступал и основоположник СТО и ОТО, писавший о том, что по соображениям экономии сил и времени он и моется, и бреет лицо одним сортом мыла.
Так же поступал и Валентин Пикуль, экономя время на посещение парикмахерских. Так же поступали и некоторые другие писатели. Например, Эмиль Золя.
***
Вспоминают тризовцы и о том, что основоположник ТРИЗ писал в трагическом курсе жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ), ныне уже ими не преподаваемом.
Там он убедительно рекомендовал крупным творческим личностям, имеющим большую достойную цель своей жизни, научится толком писать!
Этот совет российские сэнсеи от ТРИЗ усвоили и сейчас используют его в целях своего харчевания, поскольку на ниве преподавания ТРИЗ выжить им сейчас мудрено, забывая при этом о том, что этот совет был адресован вовсе не им и рекомендован для использования вовсе не в чисто шкурных целях.
Но мы отвлеклись от куда более существенного. Пора мне переходить к нему.
***
(Продолжение следует)
Дело в том, что для всей пишущей братии, и не только пишущей, но и для всей братии из сферы искусства и даже политики, важнее всего, реклама. Надо сказать, что на этом форуме любителей изящной словесности она представлена в пещерной форме собирательства баллов, и тому подобное.
А наставник изобретателей в искусстве рекламы был очень изобретателен, хотя и не обучался этому искусству в зарубежных универах.
Какая могла быть реклама в СССР в его времена, когда высовываться было весьма чревато. Тем более, для бывшего лагерника... Только политическая. Ну и по мелочам брачная реклама и тому подобное.
Бабла из нашего общака на столь важное дело не жалели. Пиарились с напором по всем линиям под чутким руководством отдела пропаганды при ЦК КПСС, хотя самого слова пиар у нас в ходу в те времена ещё не было.
Хотя финансовых ресурсов и господдержки у основоположника ТРИЗ в те времена не было, но нечто вроде доступных подручных средств у него хватало. Хватало у него и умения мастерски использовать их.
***
Начнём с того, что он умело использовал свою личную харизматичность и свою лагерную биографию. Тем более, что в те времена он казался своим слушателям почти что диссидентом.
Использовал он и тягу плебса к просвещению. Перед началом его лекций играла музыка Чюрлениса и все могли любоваться копиями его картин.
А ещё он умело использовал то, о чём тризовцы даже сейчас писать не решаются. А именно, методы политической борьбы. Нечто подобное проделывал до него режиссёр Александров, анонсируя появление своих кинокартин даже на спичечных коробках.
Разумеется, что политическая борьба в его кинокартинах велась с империализмом. Но ведь методы этой борьбы по части рекламы он использовал те же, что и в политике! Так что основоположнику ТРИЗ не был первым прокукарекавшим петухом в таких делах.
(Продолжение следует)
А поскольку он понимал и то, что войти в науку с парадного ему по целому ряду причин не удастся, то он был вынужден создавать массовое общественное движение в поддержку ТРИЗ. Со всеми присущему ему атрибутами... В том числе и рекламными.
И хотя это было не некое протестное движение, типа того, как создаваемое сейчас пишущим и телевещающим в Сети никудышным писателем Веллером, оно всё же нуждалось в соответствующем электорате, который предстояло завоевать, не имея на это бабла и компьютера.
В этих целях основоположником ТРИЗ были использованы все открытые окна возможностей. Самым сильнодействующим из них в те времена были потоки читательских писем в поддержку ТРИЗ.
Вот он и организовывал такие потоки читательских писем во все адреса, и их умело использовал. Привлекая свой электорат эпатирующими лозунгами. По тем временам для нас это казалось пионерским изобретением.
Но ведь этим он не ограничивался. Привлекал внимание к ТРИЗ детей даже из детских садов. А пионерам уже предлагал ознакомиться с публикациями по ТРИЗ через газету "Пионерская правда".
Не были им забыты и технари. Для них тоже были соответствующие публикации по ТРИЗ в популярных тогда научно-технических журналах. Не были обойдены его писательским вниманием всевозможные чиновники ВОИР и другие чиновники тоже.
Велась пропаганда ТРИЗ и среди руководства крупных предприятий, и даже среди партийных и профсоюзных чиновников. Словом все тризовцы действовали тогда, исходя из тогдашнего лозунга "Никто не забыт и ничто не забыто!".
А разве в те времена не в том же духе и примерно теми же средствами не действовали всевозможные творческие союзы под руководством КПСС? Разумеется, действовали! Просто у них для этого было гораздо больше возможностей.
Но и по части возможностей тризовцы стремились не отставать от них. Стоило только слегка приоткрыться окну возможностей, как его умело использовали.
Например, в те времена руководству предприятий полагалось отправлять (не слишком нужных ему ИТР) на всевозможные курсы в целях повышения квалификации своих кадров. Вот их на курсы по обучению ТРИЗ оно и направляло.
А ещё в те времена пропагандировалось повсеместное внедрение ФСА. Вот тризовцы и внедряли ТРИЗ в него на творческом этапе овладения премудростями обучения ФСА. И так далее...
В наши дни всего этого уже нет. Зато в наши дни расширилась электоральная база потенциальных сторонников ТРИЗ в лице педагогов системы дополнительного обучения.
Это вам не скучающие ИТР. Они кровно заинтересованы в получении такой возможности для своего харчевания. Они за неё кому угодно глотку перегрызут.
Разумеется, что премудростям ТРИЗ по ряду причин они точно никого не научат. Зато они вполне способны внедрить надлежащие законодательные изменения в систему нашего (ныне весьма среднего) образования. А в перспективе и поставить ТРИЗ на стальные рельсы государственного кошта, необходимые для нормального научного развития ТРИЗ.
Правда, это приведёт к перекрытию кислорода для всевозможных сэнсеев от ТРИЗ, не имеющих учёных степеней. В том числе и для путёвых тризовцев.
Что тут сказать? Ведь так всегда делалось и всегда будет делаться любое большое дело. Если вы забыли о том, как оно делается, то я напомню об этом вам.
Сначала создаётся шумиха, потом неразбериха, потом ищут виновного, карают невиновного и награждают непричастного.
Может ли быть в данном конкретном случае нечто иное? Не уверен... Тогда у нас будет уже совсем другая история...
А сейчас для меня главный вопрос заключается в том, достаточно ли будет для нашей пишущей братии одного открытого урока по истории ТРИЗ или им понадобятся дополнительные уроки.
Тогда пусть об этом они мне сообщат в своих комментах к этому топику и рецензиях.
ТРИЗ. Открытый урок для пишущей братии
Находясь на форуме любителей изящной словесности, я не мог не осознавать, что их мало интересует ТРИЗ, хотя в истории развития ТРИЗ есть и кое-что полезное для собравшейся здесь пишущей братии.
Именно об этом я и собираюсь здесь и сейчас малость потолковать, а вовсе не о премудростях технологии демоверсии ТРИЗ, не столь уж нужных собравшейся здесь пишущей братии.
***
Начнём с того, что основоположник ТРИЗ тоже был писателем. Хотя и бездарным, и пишущим в жанре фантастики, ныне вышедшим из моды и вытесненным новомодным жанром фэнтези.
В жанре фантастики он был вынужден писать по причине специфики своей биографии лагерника эпохи культа личности Сталина. По вполне понятным причинам... Кто бы тогда рискнул публиковать прозу, написанную бывшим лагерником, толком даже не реабилитированным?
А на фантастику этот запрет не распространялся. Тем более, что в те времена был голод на фантастику до такой степени, что у нас охотно издавались даже писания Станислава Лема, работавшего на разности потенциалов между советской и зарубежной фантастикой...
***
Как человек серьёзный и основательный, основоположник ТРИЗ подошёл и к своей вынужденной профессии тоже вполне основательно. Между прочим, именно так поступил и тогда писавший (в жанре исторического романа) Валентин Пикуль, собравший несколько картотек по части генеалогии дворянских родов, портретов исторических личностей, и так далее...
А что я вижу по этой части у собравшейся здесь пишущей братии? Круглым счётом ноль. Забавно мне смотреть, как писателю, на то, каким непостижимым для меня образом, эта публика умудряется писать практически ничего не читая, из сочинений всемирно известных писателей, не собирая необходимых в таких делах картотек, и так далее...
Сплошное самовыражение душ пишущих личностей. Проблема лишь в том, что в этих душах самовыражаться, по сути, нечему...
***
Стоит отметить то обстоятельство, что трудолюбие и добросовестность позволили писавшему фантастику Генриху Альтову даже стать писателем года. И это при том, что он был бездарным фантастом, поскольку был начисто лишённым фантазии! Вот вам и мой первый полезный урок для собравшейся здесь пишущей братии.
Далее. О том, что для создания ТРИЗ и написания книг по этой части Генрих Альтшуллер пахал как, папа Карло, писали многие тризовцы. Писали они и о том, что при этом он использовал систему экономии времени всемирно известного учёного Любищева. Да и своим ученикам и сподвижникам он советовал поступать таким же образом.
Стоит отметить и то, что в таких делах он был не первым и далеко не единственным. Так же поступал и основоположник СТО и ОТО, писавший о том, что по соображениям экономии сил и времени он и моется, и бреет лицо одним сортом мыла.
Так же поступал и Валентин Пикуль, экономя время на посещение парикмахерских. Так же поступали и некоторые другие писатели. Например, Эмиль Золя.
***
Вспоминают тризовцы и о том, что основоположник ТРИЗ писал в трагическом курсе жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ), ныне уже ими не преподаваемом.
Там он убедительно рекомендовал крупным творческим личностям, имеющим большую достойную цель своей жизни, научится толком писать!
Этот совет российские сэнсеи от ТРИЗ усвоили и сейчас используют его в целях своего харчевания, поскольку на ниве преподавания ТРИЗ выжить им сейчас мудрено, забывая при этом о том, что этот совет был адресован вовсе не им и рекомендован для использования вовсе не в чисто шкурных целях.
Но мы отвлеклись от куда более существенного. Пора мне переходить к нему.
***
(Продолжение следует)
Дело в том, что для всей пишущей братии, и не только пишущей, но и для всей братии из сферы искусства и даже политики, важнее всего, реклама. Надо сказать, что на этом форуме любителей изящной словесности она представлена в пещерной форме собирательства баллов, и тому подобное.
А наставник изобретателей в искусстве рекламы был очень изобретателен, хотя и не обучался этому искусству в зарубежных универах.
Какая могла быть реклама в СССР в его времена, когда высовываться было весьма чревато. Тем более, для бывшего лагерника... Только политическая. Ну и по мелочам брачная реклама и тому подобное.
Бабла из нашего общака на столь важное дело не жалели. Пиарились с напором по всем линиям под чутким руководством отдела пропаганды при ЦК КПСС, хотя самого слова пиар у нас в ходу в те времена ещё не было.
Хотя финансовых ресурсов и господдержки у основоположника ТРИЗ в те времена не было, но нечто вроде доступных подручных средств у него хватало. Хватало у него и умения мастерски использовать их.
***
Начнём с того, что он умело использовал свою личную харизматичность и свою лагерную биографию. Тем более, что в те времена он казался своим слушателям почти что диссидентом.
Использовал он и тягу плебса к просвещению. Перед началом его лекций играла музыка Чюрлениса и все могли любоваться копиями его картин.
А ещё он умело использовал то, о чём тризовцы даже сейчас писать не решаются. А именно, методы политической борьбы. Нечто подобное проделывал до него режиссёр Александров, анонсируя появление своих кинокартин даже на спичечных коробках.
Разумеется, что политическая борьба в его кинокартинах велась с империализмом. Но ведь методы этой борьбы по части рекламы он использовал те же, что и в политике! Так что основоположнику ТРИЗ не был первым прокукарекавшим петухом в таких делах.
(Продолжение следует)
А поскольку он понимал и то, что войти в науку с парадного ему по целому ряду причин не удастся, то он был вынужден создавать массовое общественное движение в поддержку ТРИЗ. Со всеми присущему ему атрибутами... В том числе и рекламными.
И хотя это было не некое протестное движение, типа того, как создаваемое сейчас пишущим и телевещающим в Сети никудышным писателем Веллером, оно всё же нуждалось в соответствующем электорате, который предстояло завоевать, не имея на это бабла и компьютера.
В этих целях основоположником ТРИЗ были использованы все открытые окна возможностей. Самым сильнодействующим из них в те времена были потоки читательских писем в поддержку ТРИЗ.
Вот он и организовывал такие потоки читательских писем во все адреса, и их умело использовал. Привлекая свой электорат эпатирующими лозунгами. По тем временам для нас это казалось пионерским изобретением.
Но ведь этим он не ограничивался. Привлекал внимание к ТРИЗ детей даже из детских садов. А пионерам уже предлагал ознакомиться с публикациями по ТРИЗ через газету "Пионерская правда".
Не были им забыты и технари. Для них тоже были соответствующие публикации по ТРИЗ в популярных тогда научно-технических журналах. Не были обойдены его писательским вниманием всевозможные чиновники ВОИР и другие чиновники тоже.
Велась пропаганда ТРИЗ и среди руководства крупных предприятий, и даже среди партийных и профсоюзных чиновников. Словом все тризовцы действовали тогда, исходя из тогдашнего лозунга "Никто не забыт и ничто не забыто!".
А разве в те времена не в том же духе и примерно теми же средствами не действовали всевозможные творческие союзы под руководством КПСС? Разумеется, действовали! Просто у них для этого было гораздо больше возможностей.
Но и по части возможностей тризовцы стремились не отставать от них. Стоило только слегка приоткрыться окну возможностей, как его умело использовали.
Например, в те времена руководству предприятий полагалось отправлять (не слишком нужных ему ИТР) на всевозможные курсы в целях повышения квалификации своих кадров. Вот их на курсы по обучению ТРИЗ оно и направляло.
А ещё в те времена пропагандировалось повсеместное внедрение ФСА. Вот тризовцы и внедряли ТРИЗ в него на творческом этапе овладения премудростями обучения ФСА. И так далее...
В наши дни всего этого уже нет. Зато в наши дни расширилась электоральная база потенциальных сторонников ТРИЗ в лице педагогов системы дополнительного обучения.
Это вам не скучающие ИТР. Они кровно заинтересованы в получении такой возможности для своего харчевания. Они за неё кому угодно глотку перегрызут.
Разумеется, что премудростям ТРИЗ по ряду причин они точно никого не научат. Зато они вполне способны внедрить надлежащие законодательные изменения в систему нашего (ныне весьма среднего) образования. А в перспективе и поставить ТРИЗ на стальные рельсы государственного кошта, необходимые для нормального научного развития ТРИЗ.
Правда, это приведёт к перекрытию кислорода для всевозможных сэнсеев от ТРИЗ, не имеющих учёных степеней. В том числе и для путёвых тризовцев.
Что тут сказать? Ведь так всегда делалось и всегда будет делаться любое большое дело. Если вы забыли о том, как оно делается, то я напомню об этом вам.
Сначала создаётся шумиха, потом неразбериха, потом ищут виновного, карают невиновного и награждают непричастного.
Может ли быть в данном конкретном случае нечто иное? Не уверен... Тогда у нас будет уже совсем другая история...
А сейчас для меня главный вопрос заключается в том, достаточно ли будет для нашей пишущей братии одного открытого урока по истории ТРИЗ или им понадобятся дополнительные уроки.
Тогда пусть об этом они мне сообщат в своих комментах к этому топику и рецензиях.