Лирика. А что такое лирика? Это просто ритмы, число гласных и согласных, слогов, рифмы, метафоры, затасканные сотнями поэтов и все..? Или что-то большее? Наверно есть что-то еще? Бывает, читаешь стихи, и сразу перед глазами встает зримый и понятный образ. А бывает ничего не встает, как телефонный справочник прочитал.
Почитал я лирику Юры, которая написана им после большого перерыва, перечитал, и какая-то оскомина - не верю и все! Двойственность - вроде да, именно та лирика, которая у Юры меня всегда восхищала и в то же время - не то, нет, не то. Нет образа и никаких чувств стих не будит, нет сопереживания, будто читаю текст зарифмованный. С чего бы такое ощущение? Может от этого:
"я туда метафор самых лучших вложил, красочных" - из разговора.
Метафоры конечно хорошо, но это не самоцель. А если метафоры не свои, а позаимствованы из учебника, или которые вспомнил, видел где-то, то полная ерунда выходит. Как Генрих Гейне сказал: "Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, но уже второй был олухом".
Но что сказать про сотого и тысячного, а так и выходит, если штампы, метафоры переходят из стиха в стих, да еще и не к месту.
Например, эти строки:
"Плещется вино в твоем бокале,
Улица ночная за окном." (с)
http://www.proza.ru/2016/04/01/184
Вино, стоящее в бокале на столе плещется? С чего ему плескаться?Может, плещется в дрожащей старческой руке, которая бокал держит на весу? Хотя акцентировать, что рука дрожит - не украшает любовных стихов. Совсем не к месту это выражение. Просто лишнее оно, ненужное. Нет ему здесь места!
Или дальше читаем:
"Города огни как мини-звезды,
Каждый подмигнуть нам норовит.
Легкого тумана прячет роздымь" (с)
Подождите, герои ведь сидят в ресторане! Значит, туман (роздымь), и огни города они вряд ли видят. Наконец, в ресторане, с любимой женщиной, вдвоем и куда мы смотрим, на нее? Нет, ни разу, город обозреваем! Женщина и ресторан за рамками стихов, образ ночного города подменяет ресторан.
Метафора заимствованная, лишняя, портит все.
"И огнем неоновым витрины
Только нам с тобою дарят свет." (с)
Опять! Эти пара строк могут иметь отношение к прогулке по ночному городу, но никак не к ресторану! В ресторане освещение, а вовсе не свет от витрин. Как сидя в ресторане уличные витрины видеть, да еще так, чтобы они заслоняли обстановку в ресторане? Странно.
Апофеоз в конце!
"На меня лукавыми глазами
Смотришь ты, как будто ворожишь,
Будто знаешь, что случится с нами,
Знаешь и отчаянно молчишь." (с)
Любимая женщина, которую в ресторан привели, не хочет даже разговаривать? Она уставшая, или неприятно ей что-то? Она, значит, не разговаривает, молчит, а мужчина разглядывает витрины и машины за окном, не обращая внимания на спутницу? Тяжелая и безрадостная картина складывается, два чужих друг другу человека сидят в ресторане и не знают, зачем они туда пришли? Если и складывается образ, то только тот, что выше написано.
Не хочу заканчивать на столь безрадостной ноте. Конечно, не так все грустно, просто автор перестарался с метафорами, насовав их в стих числом побольше, а смыслом - ни к селу, ни к городу. Часть их имеет отношение к ночной прогулке по городу с любимой женщиной, предпоследнее не пойму даже и откуда?Очень грустное молчаливое отсиживание в ресторане с женщиной.
Наверно надо не метафоры почерпнутые из учебников, других стихов, а личные ощущения? Что чувствовал сидя напротив любимой - то и в стихи, а метафор, которые не к месту не надо?
Убрать метафоры, очистить от них стих, оставив личные переживания, робость перед любимой женщиной, или наоборот напористость - было же что-то, на чем стих построен? Вот это "что-то" и вызовет сопереживание души, а вовсе не метафоры и аллегории. Это "нечто" и есть то, что поэт творит душой, оно нам и ценно и сопереживание вызывает.
***
И наконец классики, а куда нам без классиков?
"Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.
Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: "И этот влюблён"."
(Блок. В ресторане)
http://strochki.ru/blok/v_restorane.html
Все понятно! Никаких тупых метафор, ни одной! Переполненный зал, музыка, гордая и недоступная красавица. Активное действие и восприятие и мужчины и женщины. Просто зримый образ встает перед глазами - обида признанной красавицы на излишнее мужское внимание. У каждого читателя нет никакого сомнения, что с Блоком этот случай реально имел место. Потому и отзывается в душе каждого как в зеркале, именно так, как оно было реально.
А вот здесь метафора, но одна и... но посмотрим сами:
"Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка."
(Блок. В ресторане)
http://strochki.ru/blok/v_restorane.html
Первая строка - испуганная птица, взлетает стремительно. Очень к месту. Дальше то, что мы обычно замечаем за женщиной - духи, легкое, шелковое платье, ресницы.
Четверостишие создает однозначный образ! Зримый и понятный всем нам. Наконец это необыкновенное событие, которое запомнилось автору и достойно увековечить его в стихах. Это не рифмованный от скуки текст ни о чем.
А что было с Блоком реально?
Из примечаний к стихотворении в "Собрании сочинений" Блок:
"Нелидова рассказывала (записано в 1948г. А.Г.Лебедевой): "Мы сидели за столиком. "Посмотри, - сказала мне belle soeure, - с тебя Блок глаз не спускает" (он сидел неподалёку от нас). Я отвернулась так, чтоб он не видел моего лица. Он послал мне бокал с вином, а в нём - красную розу. В этом я увидела дерзость, мне не захотелось больше оставаться там, я встала и вышла. Потом я как-то была у А.М.Ремизова. К ним пришёл Блок. "А-а, незнакомка, - сказал он. - Отчего вы тогда ушли?" Мы познакомились. Он прочёл стихи: "Я сидел у окна в переполненном зале..." Мы встречались ещё..." .
Яркие и горячие чувства переполнили поэта при виде красивой женщины, которая рассердилась от неприкрытого к ней интереса и убежала. Женщина всколыхнула душу поэта, и получились великолепные, образные стихи...
Вот поэтому я и не принимаю объяснений некоторых поэтов-любителей - У меня мол ни о чем, никакой связи с реальность, образы собирательные и вообще я нафантазировал все.
Нафантазировал? Наверно нет?Скорее всего в ресторане романтический вечер имел место, как и что, мы не узнаем, но автору показалось или обыденно, или неинтересно и он, через пару дней, лежа на диване, попивая текилу и сочиняя стихи занялся украшательством, добавляя в них метафоры, образы, где-то увиденные, красивости. Метафор стало много, одно плохо - они не к месту и потому не создают желаемый образ, а разрушают имеющийся.