Раз уж попал в финал, можно сказать, случайно, отработаю обзором, поделюсь соображениями - может, какая польза и будет уважаемым авторам. Хотя, конечно, навряд ли - критик я никудышный, а как читатель (принято говорить - я, де, просто читатель), так вот, как читатель, я тоже, наверное, не очень большой специалист. Ну и графоман тоже - начинающий. Взятки гладки, короче.
1. Вознесенский 'Нажми на кнопку'.
Видно, что хочет автор что-то сказать, чтобы оригинально во всех отношениях получилось. Старается, а выходит нечто нудноватое, невнятное и пафосное. Чего он в детстве обчитался, под кого из мэтров косит - остается загадкой. Под Олдей, что ли? Не факт.
Большого заума вещь. Автор, Вы хоть сами-то поняли, что никто ничего не понял? Совет - спускайтесь на землю, а оценку... оценку пускай другие ставят.
2. Леданика 'Сказка для Крюога'
Так, пошли нормальные тексты. Что мы видим - ровно, продуманно и назидательно. Классически. Не хватает, по мне, эмоций и этих самых сучков и заусениц. Зато моралей аж две - если сказка не добрая, то это трэш-хоррор, а драконы злые, только потому, что на них все рукой махнули и никто толком воспитанием не занимается.
Хороший рассказ, хоть и ГГ очень сильно себе на уме получился. Вот не верю я, что он сам умеет добрые сказки рассказывать. Оттого оценка... повременю пока, буду считать текст точкой отсчета.
3. Рысенок 'Купи принцессу'
Юмор. Субъективно - к юмору отношусь несерьезно. Прилет дракона и последующие события вплоть до начала торгов - интересно и познавательно. А потом начинает утомлять, хотя, местами, улыбает. Ближе к концовке - совсем не понравилась. Сматывание удочек. Появление авторитета не оправдано, в сундучно-сокровищный альтруизм обоснованно не верится, драконий кооператив выглядит совсем шаромыжным, а драконыш из шевелюры лезет - что фортепиано из дикорастущего кустарника.
Как-то средне на общем уровне сильных текстов и хуже, чем у Леданики.
4. Эстерис 'Все на борьбу с драконом'
Как бы выразиться. Поговорка такая есть - что-то на тему долгого запрягания. Вступление растянуто, а все остальное после этого не воспринимается. ГГ - никакой. Он и задуман никаким и нарисован никак, одним словом - амебообразное существо. Все ради идеи? Может быть и так.
Нельзя сказать, что плохо написано, но что-то в героическом праздношатании меня смущает. А идея... момент перехода 'быть ВрИО дракона' в 'стать реально Драконом', я не прочувствовал. Где-то на одной планке с 'Купи принцессу' оценка или ниже.
5. Бобл 'Соленые камни судьбы'
Стилизация. Красиво. Погружает. Ветер, фиорды, соленые брызги. И на камнях растут деревья - помните? Очень достоверный мир - придумывать-то его не нужно. Декорации - супер. И в красочном пейзаже - непонятные герои. Плюс сюжет - линейный, прогнозируемый с первых строк, скучный, одним словом.
Атмосфера - да. Все остальное - не очень. Хуже, одним словом, чем 'Купи принцессу'.
6. Устьянцева 'Дракоша'
Может быть, я чего-то не вижу. Добрая сказка? Не похоже. План-конспект трилогии 'Путь Дракона'? Разве что... Наверное, это для детей все-таки? Для маленьких. Разжевано, вплоть до количества шипов на спине. Однако - столько всего намешано, ух.
А вообще, наверное, детям перед сном читать неплохо. Это без иронии, на полном серьезе. Но я-то уже взрослый мальчик - пока, увы, рассказ в аутсайдеры.
7. Радутный 'Убить дракона'
Ага. Сам все время пытаюсь фэнтези с НФ скрестить. Что из этого выходит... Примерно то же, что и здесь. Рассказ напоминает анимешную битву трансформеров. Из бюджетного такого мультика. Есть неплохие связки, но в целом - так себе. А почему? Не знаю. Технологическая часть кажется недостаточно технологичной, фэнтезийный аспект - совсем шаблонный. Я бы автору посоветовал глянуть 'Доннерджека' Желязны, если не видел еще. Вот там - даа...
Оценка будет рядом с 'Солеными камнями', если за последнюю фразу балл не наброшу.
8. Заметил Просто 'Шестая история'
Добрался, наконец, и до своего СИшного крестного. Впрочем, речь о рассказе. Мир убедительно вышел. Такой будничный, повседневный. Это подкупает. Да - вместо дракона мог вполне оказаться обычный уркаган-рецидивист, вместо принцессы - дочка миллионера и имели бы мы шаблонный боевичок со слюнявой развязкой. А так в наличии соответствие теме - раз, органично вписанный в живую обстановку дракон - два, и некоторая поучительность - три.
Чего не хватает до шедевра? Чего-то не хватает. ..
Диалоги. Такое ощущение, что не ГГ дракона убалтывает, а автор читателя. Нас- то за что? Поставлю-ка я, из вредности, ИД такую же оценку, что и Леданике - пусть потом между собой разбираются.
9. Ляпота 'Трофеи последней охоты'
Не проникся. Мыльная опера. Размытая грань дракон-человек меня покоробила. А почему тогда дракон? Пускай бы были, не знаю, мишки-гамми. Несчастная любовь - на слезу должно бить? По мне так сие - извращенство человек-ящурка.
Не подхватил я волну, не прочувствовал возвышенности и поставлю оценку повыше, чем за 'Дракошу', но не намного.
10. Крымов 'Чтобы убить'
Вот тоже - очень хороший мир. Всему хочется верить, хоть и царапает опостылевшее Братство, еще там какие-то шаблонные заготовки. Мелочевка качественно прорисована, герой с характером, интрига и прочее.
Придраться, однако, тоже есть. В основном - к концовке. То ли я разочаровался, то ли смутные сомнения посетили... Концовка, по мне, подтраивает (ну не нашел я другого определения). А рассказу все равно поставлю больше, чем Леданике.
11. Ви,ОМГ 'Вьеты'
Стилизация. См. 'Соленые камни'. Красяво. Легенда-легендой. Это реально пересказ или авторская фантазия? По тексту похоже на пересказ (плюс - весьма колоритно), по смыслу, думаю, выдумка (снова плюс - качественно вплетено в восточный антураж). Качественно, хоть и не мое.
Вопросы остаются - что, например, сталось с детьми, доставшимися после раздела имущества дракону и ушедшими под воду?
Оценка - между Леданикой и 'Чтобы убить'.
12. Тая 'Горыныч'
Анекдот - не анекдот... Вот тут непонятно - или юмора не хватает, или он вообще лишний. По-моему, не хватает. До былинной стилизации не дотягивает. Главная интрига рассказа - сколько же все-таки у змея голов?
Рядом с 'Трофеями последней охоты' оценю.
13. Аникеева 'Солнце в крыльях ящерицы'
А неплохо. Остается после прочтения такое приятное послевкусие. Цепляться особо не к чему. Но и запоминающихся моментов нет. Не считая послевкусия.
Уровень 'Сказки для Крюога'.
14. РАН 'Старый ящер на горе'
Реально - понравилось, не смотря на один нескончаемый диалог. Есть во всем этом философия. Размеренная, неспешная и жесткая. Моё.
Вместе с 'Чтобы убить' или даже выше.
15. Сосницкая 'Жертва'
Байка. Короля окружают пьяницы, ворье и мошенники. Героев не видно. В рассказе тоже.
Оценю ближе к 'Горынычу'.
16. Георгиевич 'Падай!'
Настолько хорошо, что и комментировать нечего. Учиться нужно. Мне - так точно.
Десятка с отрывом от лидеров. Из-за этого рассказа у меня возникают вопросы только по распределению мест ниже первого.
17. Паршев 'Мгла'
Как это написано - мне понравилось. Про что - нет. Подростковый ку-клус-клан - 'Чучело' возвращается. И совсем неожиданное Перерождение - вот бы никогда не подумал. Можно было бы сделать намного интереснее, мне кажется - автор в состоянии.
Оценю так же, как 'Купи принцессу'.
18. Никитин 'Драконы Циолковского'
Отдохнул... Отдохнул от драконов. Артур Кларк, Космическая Одиссея. Хорошо-то как... Ну и что, что концовка наигранной показалась? Зато ни разу! Ни разу ни один персонаж не схватился за рукоять меча!
Не лидер, но в качестве претендента на 2-3 место - вполне.
19. Днепровская 'Дракон в домашних условиях'
Сыро. Авторские мысли барона - как выдержки из Большой советской энциклопедии. Толкиенской породы эльф - как снег на голову. Хрустальный дракончик - неплох, но отчего-то ожидалось нечто еще более необычное.
Наверное - столько, сколько и 'Соленым камням' поставлю.
20. Губкина 'Драконесса'
Технически - интересно. Богомолий инстинкт драконьей самки - неожиданнен. Некоторые мелочи - ничего. В целом же - остался равнодушным.
Наверное - будет в середине конкурсного листа.
21. Капустин 'Планета фей'
Мне показалось пресным. Феи, источники, драконы, сказочные превращения. И призрак героического крейсера. Концовка приятная - вот, собственно, и все.
За концовку добавлю - будет средний балл.
22. Щукин 'Про дракона'
Банальная история убийства дракона с мощной концовкой, выдергивающей весь текст.
Я бы больше поставил, но первая половина подсознательно читается по диагонали. Поэтому - в районе 'Вьетов'.
23. Бодунец 'Последняя невеста дракона'
Не рассмотрел я победителя в своей группе. Перечитал. И снова не увидел. Душещипательно, но, по-моему, бессвязно.
Если поставлю столько же, сколько Леданике, на меня не обидятся?
24. Лойт 'Дельтаплан и кошка'
Бодрый рассказик. Читается на одном дыхании. И, вроде бы, при здравом размышлении, ничего в нем нет... А я все гляжу (с). Вслед. Значит, что-то есть.
За 'что-то есть' - оценю вместе с Циолковским.
25. Лиливитераббит (как смог) 'Тайна дома архивариуса'
По-своему стильно, но, вобщем-то, дежавюшно, неоригинально и монотонно.
Пока не встречаем Рыцаря. Рыцарь мне понравился. Айвенго, конечно, режет, а типаж я вспоминал долго и пришел к выводу, что очень похож этот товарищ на Роланда, наверное, из-за револьвера.
Прям ностальгическая слеза покатилась. Уж очень мне 'Темная башня' когда-то по душе была - на одну ступеньку со Щукиным. Лиливитераббит, понятно, а не Кинга.
Теперь попробуем распределить тексты по ранжиру. Путем несложных вычислений, рисования стрелочек, схемок и прочей граффити, для себя я определил следующую расстановку мест:
1.Георгиевич
2.Крымов, РАН, Никитин, Лойт
3.Ви-ОМГ, Щукин, Лиливитераббит.
4.Леданика, Иржи Дж., Бодунец, Аникеева
5.Рысенок, Эстерис, Губкина, Капустин,
6.Радутный,
7.Бобл, Паршев, Днепровская,
8.Ханами
9. Ляпота, Сосницкая
10.Устьянцева
Собственно, отсюда и оценки, с точностью до наоборот. Сорри, если кого обидел.