Со страниц наших газет почти совсем исчезла рубрика "Фельетон". Сатирические жанры сейчас не в почете. А между тем, на протяжении более чем полувека они считались ведущими в отечественной журналистике. В чем причина такого упадка? Мнения по этому поводу неоднозначны. Кто-то видит корень проблемы в понижении уровня мастерства фельетонистов, кто-то упрекает капитал в диктатуре в сфере средств массовой информации, и это приводит к "закрытию" нежелательных для критики тем. Александр Генис рассуждает с прямо противоположных позиций, утверждая, что абсолютная свобода делает правду понятием относительным:
"Мне кажется, ирония кончается. Ирония не говорила правды, но намекала на то, что она, эта правда, автору известна. Этот прием прекрасно работал, пока правду держали под запретом. В новой ситуации все стало куда сложнее. Я бы предложил такую формулу: правду можно сказать только о том обществе, которое ее скрывает. Но правду нельзя сказать о том обществе, которое само правды не знает. О Советском Союзе правду можно было сказать. А вот скажите мне, что значит сказать правду об Америке? В свободном мире с правдой вообще сложно... Как только говорение правды перестало быть целью и заслугой, исчезла крайне выгодная литературная позиция. Дело в том, что ирония ставит писателя над читателем".
Мы решили тоже включиться в обсуждение этой острой, актуальной проблемы: отчего наша печать теряет целую систему художественной публицистики?! Но подошли мы к этому вопросу исторически. Мы совершим анализ становления и функционирования жанра фельетона в 20-е гг. прошлого века. Это поможет нам понять, почему сатира была столь популярной в советскую эпоху: специфическое время тому причиной? или виртуозы слова? или и то и другое вместе?
Разумеется, наша работа не носит отвлеченно-теоретический характер. В центре ее - художественно-публицистическое творчество выдающегося современного писателя, Михаила Афанасьевича Булгакова (1891-1940). Именно на жанре фельетона мы сосредоточим основное внимание. Конечно, тут не приходится говорить обо всем литературном пути Булгакова, потому что он "был сатириком недолго, этот период его жизни был мучительным, а написанное не принесло ему той славы, которая обрушилась уже через четверть века после смерти". Этот недолгий и мучительный период жизни Михаила Булгакова длился до 1926 года. Начинался же он, пожалуй, с первых проб пера будущего классика. Дебютные публикации Булгакова в прессе относятся к 1919 году. Эти две даты, таким образом, закономерно стали границами нашего исследования.
Тема нашей публикации актуальна и перспективна. Актуальна не столько потому, что обращается к специфике журналистского жанра, переживающего острый кризис и мучительно нуждающегося в том, чтобы найти выход из него. Актуальна, в первую очередь, из-за огромного интереса к творчеству Булгакова - интереса научного и читательского. "Регулярно и долгое время проводились научные конференции в Санкт-Петербурге и эпизодически - в отдельных культурно развитых городах у нас и за рубежом...
Североамериканское Булгаковское общество в Канзасе с 1995 года стало выпускать периодический журнал 'The Newsletter of the Mikhail Bulgakov Society'...
Пока тексты писателя в основном и к счастью издаются на родине. И пользуются бешеным успехом - все тиражи раскупаются".
В ситуации, когда научное сообщество и читатель ждут от исследователей досконального освоения наследия писателя, не должно оставаться никаких "белых пятен" в его творческой биографии, а, между тем, публицистика мастера все еще остается подобным пятном.
Итак, главная поставленная перед нами задача - как можно более полно рассказать о творческой деятельности Михаила Афанасьевича Булгакова как фельетониста и мастера других художественно-публицистических жанров. Во второй части нашей работы мы раскроем и наиболее любопытные особенности развития и функционирования в целом советского фельетона в 20-е годы прошлого века.
Для интересующихся: если вкратце говорить о существующей по теме нашей работы специальной литературе, то можно сказать так: есть обширный круг печатных научных трудов, посвященных особенностям жанра фельетона - то есть трудов по теории журналистики, и, одновременно с этим, практически полностью отсутствуют исследования публицистики Булгакова.
В общем, научная литература по вопросу об особенностях советского фельетона обширна и многогранна. Однако все еще очень сложно воссоздать объективную картину литературно-публицистического процесса 1920-х гг. Не сразу преодолевается однобокость многих точек зрения - как советских историков журналистики, так и современных. Теоретические принципы бытования жанра фельетона определены довольно успешно и профессионально, хотя тут и существует множество неоднозначностей, на которых стоит остановить внимание - как мы и делаем во второй части.
Мы также постарались придерживаться своей последовательной линии, - прибегая к доказательствам, апеллируя к фактам и авторитетным мнениям, - в решении спорных вопросов теории.
...Как замечает В.И. Немцев, "булгаковедение пока не вышло на уровень обсуждения концептуальных подходов к наследию великого мастера". Действительно, "архивный" этап изучения наследия писателя практически завершился, однако в булгаковедении есть серьезные пробелы: слабо изучены газетные публикации Михаила Афанасьевича, подавляющее большинство из которых примыкает или напрямую относится к жанру фельетона, не удостоены внимания его оперные либретто.
Поэтому изюминка нашего сочинения заключается, прежде всего, в том, что это первая попытка систематизации и периодизации публицистики Булгакова.
В приложении будет представлен перечень фельетонов Михаила Булгакова, которые можно найти в собрании его сочинений. Благодаря этому перечню реально получить представление о хронологии булгаковского журналистского творчества, о месте опубликования материалов, познакомиться с названиями изданий, с которыми он сотрудничал, а также увидеть список всех псевдонимов, которыми пользовался писатель на страницах печати.
Продолжение следует...
Далее:
"Михаил Булгаков: первые пробы пера"
Генис А. Радио "Свобода". 1993, январь. Цитируется по книге: Немцев В.И. Вопросы изучения художественного наследия М.А. Булгакова. Самара, 1999. С. 63.
Немцев В.И. Вопросы изучения художественного наследия М.А. Булгакова. Самара, 1999. С. 64.