Аннотация: Татаро-монгольское нашествие. Куликовская битва
2. Легендарный Подвиг
Звенит слава по всей земле Русской: в Москве кони ржут, трубы трубят в Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят знамена русские у Дона Великого на берегу.
Задонщина.
Вятичи противостояли христианству не менее долго, чем северные племена русских земель. Язычество сохранялось у них вплоть до начала XII века. Впрочем, нельзя отрицать, что некоторая часть вятичей были обращены в православную веру уже в самом начале Х века. Однако язычество сопротивлялось ожесточенно и упорно. Яркий пример тому - преподобномученник Кукша - просветитель вятичей. Инок старейшего русского Киево-Печерского монастыря, ученик святого преподобного Феодосия он отправился в земли вятичей с проповедью о Христе в начале XII в. По его молитвам изгонялись бесы из языческих капищ, шел дождь, было осушено озеро и явлены многие другие чудеса. Благодаря его трудам и проповеди значительная часть вятичей уверовала и крестилась. Во мгле язычества воссиял свет истиной веры, в поселениях вятичей стали возводиться православные храмы. Постепенно начала преображаться душа народа, его быт. Повсеместное и повальное пьянство, распутство и работорговля, характерные для дохристианской Руси понемногу стали уступать место воздержанности, целомудрию и уважению к образу Божьему в каждом человеке. Но языческие волхвы не желали мириться с потерей своего влияния и власти. Впрочем, кроме вятичей в Поочье жили еще и фино-угорские племена, и неизвестно кто из них более сопротивлялся новой вере. Мы знаем только то, что преподобного Кукшу и его ученика Никона схватили и, после долгих пыток, зарубили мечами.
Неизвестно дошел ли святой Кукша до пределов современного города Пущино, но вероятность этого очень высока. Основное место его подвигов и мученической кончины расположено вблизи святого источника в Мценском районе Орловской области. По Оке, которая являлась в то время основной транспортной артерией, он вполне мог доплыть и до наших мест. Времени у него было достаточно. Исследователи придерживаются мнения, что проповедь святого Кукши продолжалась не менее семи лет.
В это время в окрестных землях существовало несколько известных нам городов: Неринск, Тешилов, Лопасня, Колтеск. Они упоминаются в летописях ХII века и, следовательно, были построены еще раньше. Мы можем предполагать, что эти места еще в то далекое время были освящены молитвами святого чудотворца и омыты его безвинно пролитой кровью. Подвиг преподобномученника, его пример пламенной веры, оказал решающее влияние на обращение вятичей ко Христу. Не случайно из многих исторических лиц для памятника "1000-летию России" в Новгороде были отобраны всего 120 персонажей, и среди них просветитель вятичей преподобный Кукша.
Тешиловское городище. Впервые я побывал там еще учеником начальной школы. Заросшие травой валы потрясли своей заброшенностью. Только табличка: "Памятник ХII в., охраняется государством" напоминала о незаурядности места. А место и впрямь необыкновенное. Позднее, каждый раз спускаясь с Пущинской горы к реке, любуясь Окскими далями и панорамой Серпухова на горизонте, я отчетливо представлял храп степных коней и возбужденную радость скорой добычи кочевников наконец-то увидевших долгожданную цель своего тысячекилометрового набега.
Неужели мы настолько безразличны к прошлому? К памяти наших предков, их жизни, чувствам, надеждам, вере? Сейчас даже не прочесть надписи на давно заржавелой табличке, кем-то расстрелянной дробью из охотничьего ружья. Заросли крапивы, чертополоха и репейника внутри валов - все говорит о забвении и запустении. Внизу несет свои воды Ока. Здесь она течет с Запада на Восток, от заката к восходу и дважды в сутки ее воды краснеют как кровь, пролитая нашими прадедами на ее берегах. Три домика, жмущиеся к невысоким валам с Запада, - вот и все, что напоминает ныне о граде Тешилове. Один из них покоится на фундаменте храма в честь Преображения Господня, который и дал название деревеньке, возникшей на месте древнего города - Спас-Тешилово.
Где-то здесь, наверное, скакал на своем богатырском коне Илья Муромец, отстоявший заутреню во Муроме и хотевший поспеть к обеденке в стольный Киев-град. Посмотрите на карту. Учитывая достаточно плотную по тем временам заселенность Поочья и, следовательно, существование древних дорог между поселениями, более короткого и удобного пути из Мурома до Чернигова, а затем до Киева, не найти.
В 1146 году черниговский князь Святослав Ольгович бежит от преследования Изяслава Мстиславича на Оку, в земли вятичей. В Колтеске ( ныне село Колтово близ Каширы) Святослава встретила дружина белозерцев, высланная ему на подмогу от суздальского князя Юрия Долгорукого. Изяслав не рискнул более преследовать соперника и возвратился назад. Правда, он еще сделал попытку уговорить вятичей выдать ему Святослава, но те отказались быть предателями. Святослав прижился в вятских городах и со следующего года в летописях упоминается уже как князь рязанский. Знаменитый отрывок Никоновской летописи о встрече в Москве Святослава Ольговича с Юрием Долгоруким: "... и тако совещавше снидошася на Москву князь великий Юрьи из Суждаля, а князь великий Святослав Ольгович с Резани из Тешилова, с сыном своим Олгом и со князем Владимиром Святославичем...". Здесь впервые упоминается не только Москва, но и Тешилов.
Определенной столицы в землях вятичей Святослав Ольгович не имел и переезжал со своей дружиной и семьей из одного города в другой. Где-то здесь в вятской земле и родился Игорь Святославич - герой "Слова о полку Игореве". Здесь он впитывал красоту окских закатов и восходов, величественное течение реки, шум перелесков и щебет птиц. Если верна гипотеза, что князь Игорь сам, или его сын Владимир, написал бессмертное "Слово", то Ока взрастила двух великих русских поэтов: автора "Слова" и, более чем через 700 лет, песенно-раздольного Сергея Есенина.
Татаро-монгольское нашествие огненным смерчем смело с окских берегов русские поселения. Начались долгие годы горечи и страданий длившиеся почти 150 лет. Сколько раз горел и сколько раз отстраивался заново Тешилов за это время, сказать сейчас сложно. В ХIV веке его имя снова всплывает из глубины веков.
Кочевники, давние и постоянные враги Руси, более тысячи лет разоряли набегами русские поселения. Дикие орды, живущие только грабежами и трудом чужих рук, за все свое почти пяти тысячелетнее существование в Истории не сумели оставить после себя никакого культурного наследства. Гунны, половцы, печенеги, монголы и многие-многие другие известны нам только благодаря тому, что они завоевали и разрушили, не умея сохранить. Слава Герострата. Золотая Орда не была исключением. Да, золотоордынские ханы культивировали ремесла, построили столицу на берегу Волги, чеканили свои монеты, но не было главного стержня многовековых цивилизаций - стремления оставить после себя культурное наследство не только детям, но и далеким потомкам, даже жертвуя для этого сиюминутной материальной выгодой. Даже принятие единой религии, если она не подкреплена реальным изменением духовной жизни всего народа, не спасает от неизбежного разложения, наступающего как следствие попрания основных нравственных законов человека. Но некоторые историки, вроде Льва Гумилева, дерзают называть этот способ существования цивилизацией. Нет, это просто образ жизни разумных существ, не желающих обременять себя трудом и размышлениями о чем-либо кроме насущных потребностей. Недаром уже к началу XVIII века кочевники считались отсталыми и неспособными выдержать жесткие условия современной войны. Войны, которая была для них органична и составляла неотъемлемую часть их жизни. Но что может конница, вооруженная луками, противопоставить огнестрельному оружию, с течением времени все более и более совершенствовавшемуся?
Нет ничего плохого в раздольном кочевом быте. Жизнь на природе под открытым небом, украшающимся ночью бесчисленными звездами, в бескрайних просторах, напоминающих о Вечности и Создателе, очищает душу, стремящуюся к добру. Огромное число библейских персонажей, начиная от Адама было пастухами и странниками. Зло начинается с мысли присвоить себе то, что тебе не принадлежит, обогатиться за чужой счет, с зависти, с гордыни - с греха. Именно смертный грех гордыни двигал Чингисханом и его последователями, ибо они не считали окружающих за людей, за нечто достойное не только сожаления, но и внимания. Это относилось не только к покоренным народам, но и к самым близким родственникам. Любые проявления великодушия и человечности ханов были продиктованы политическими соображениями. Великодушный привлекает к себе множество людей, которых можно использовать для войны и работы. Значит, надо казаться великодушным. Именно казаться а не быть, потому что великодушный может простить смертельного врага, которого нужно уничтожить. И ханы поступали так, как завещал завоеватель вселенной Чингисхан: "Всегда уничтожайте ваших врагов и возвеличивайте ваших друзей". Спустя семьсот лет диктаторские режимы ХХ века доказали всему миру, что оседлый образ жизни и цивилизация могут стать еще более жестокими чем самый беспощадный восточный деспот. Вопрос не в образе жизни, а в образе мыслей. Любые технические достижения могут быть обращены как на благо людей, так и на их уничтожение и порабощение.
Но все это впереди, а пока на дворе ХIV век и древний русский город Тешилов продолжает жить и отстаивать свое право на свободу и существование. Его ровесница Москва уже возвысилась над другими городами. Правобережье Оки, в это время, - арена боевых действий между Литовским, Рязанским и Московским княжествами. Примерно с середины ХIV века Тешилов входит в состав московского княжества. Кафедра митрополита русского еще со времен святителя Петра и Ивана Даниловича Калиты находится в Москве. Так с самого начала в основание московского княжества была положена духовность. Начиная со святого князя Даниила, сына святого великого князя Александра Невского, все московские государи, исключая разве Юрия, понимали свою власть как ответственность за русскую землю и православных христиан перед Богом. В 1326 году заложен Успенский собор в Кремле, ставший символом русской православной государственности. В том же году умирает святой митрополит Петр, завещав похоронить себя под сводами строящегося храма. С тех пор всех предстоятелей русской Церкви хоронили в Успенском соборе московского кремля.
XIV-й век явил миру такие характеры и исторические события, которые положили начало новой Руси, и оставили нам неизгладимую память до скончания века. Столько святых, живших в одно время, еще не знала Русь. Никакой рассказ о том времени невозможен без упоминания личности "игумена всея Руси", Преподобного Сергия Радонежского. Это Светоч, озаривший всю жизнь России от времени своего земного бытия и до скончания века.
С 1354 по 1378 год Русской Церковью управлял святитель Алексий, друг и сотаинник преподобного Сергия Радонежского. Под его опекой возрастали и мужали князья Дмитрий Иванович Московский и Владимир Андреевич Серпуховской. Два брата, два великих воина, два правителя и строителя. По велению Небесной Царицы святитель Алексий в 1362 г. закладывает в Серпухове Владычный монастырь, в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Игуменом нового монастыря становится келейник митрополита, также удостоившийся чудесного видения Божией Матери, преподобный Варлаам, управлявший обителью до самой смерти, последовавшей 18 мая 1377 г. При нем была написана чудотворная икона Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Говоря об этом времени, невозможно обойти вниманием великого святого, "игумена русской земли", преподобного Сергия. Русская земля, очищенная огнем страданий и покаяния, готова была возродиться из пепла гибели и пожарищ для исполнения Божьего Промысла. Была готова стать святой Русью. Преподобный Сергий явил всему миру высочайший пример соединения в одном устремлении к святости воли Бога и человека. Благодаря его духовной силе изменилась вся Русь и, следовательно, весь мир.
По просьбе серпуховского князя Владимира Андреевича преподобный Сергий в декабре 1373 года пришел (он всегда ходил своими ногами) в Серпухов и близ реки Нары построил церковь во имя Зачатия Пресвятой Богородицы, заложив общежительный монастырь на месте, именуемом Высокое. Когда было расчищено место, Преподобный стал на колени и, воздев руки к небу, горячо молился. После чего обратился к своему любимому ученику Афанасию, с просьбой потрудиться настоятелем обители. О том же просил и Владимир Андреевич Храбрый, который пожертвовал в монастырь все необходимое: книги, иконы, утварь. В новый монастырь под покровительство серпуховского князя и руководство преподобного Афанасия быстро собралась братия.
Одним из первых иноков был преподобный Никон, племянник и впоследствии преемник игуменства преподобного Сергия в Троицком монастыре.
1378 год. Трудное время для Москвы и Руси. 12 февраля скончался святитель Алексий, одержана победа над монголо-татарами на реке Воже. Благоверный князь Дмитрий Иванович, часто посещавший Коломну, был увлечен красноречием тамошнего священника Митяя, сына простого священника из города Тешилова. Познакомившись с Митяем во время своей свадьбы с княгиней Евдокией, великий князь сделал его своим духовником и хранителем великокняжеской печати. Летописная "Повесть о Митяе-Михаиле" описывает своего героя с плохо скрываемой иронией: "...возрастом не мал, телом высок, плечист, рожаист, браду имея плоску и велику и свершенну; словесы речист, глас имея доброгласен износящь; грамоте горазд, пети горазд, чести горазд, книгами говорити горазд; всеми делы поповьскими изящен и по всеми нарочит бе". Описание чисто внешних качеств и полное умолчание о внутренней духовной жизни, составляющей главное сокровище любого христианина более чем красноречиво.
Еще при жизни святителя Алексия Дмитрий Иванович упрашивал благословить Митяя после себя на митрополию. Ради этого Митяй даже был пострижен в монашество с именем Михаила и в тот же день возведен в сан архимандрита Спасского монастыря. Однако святитель хорошо знал дурные свойства новоиспеченного архимандрита и отвечал князю: "Митяй еще недавний монах, - надобно ему запастись духовным опытом и потрудиться в монашестве. Если даст Бог, и Святейший Патриарх с собором благословит, то пусть будет; а я не могу благословить его".
Напомню, что в те времена русская митрополия подчинялась Константинопольскому патриархату и русские архипастыри назначались только с благословения Патриарха. Известно как святитель Алексий просил преподобного Сергия принять на себя управление русской церковью и как тот решительно отказался, провидя не только будущую смуту, но и ее преодоление. Одновременно со святителем Алексием еще в 1376 году по просьбе Литовских князей Вселенским патриархом был посвящен в сан митрополита Киевского Киприан, чтобы по смерти митрополита Алексия стать митрополитом всея Руси. Но великий Князь Дмитрий был недоволен Киприаном за то, что тот еще при жизни святителя Алексия позволил себе приехать в Москву в звании митрополита всея Руси, кроме того, Великий князь считал Киприана литовским ставленником. В результате Киприан с бесчестием изгнанный за пределы московского княжества был вынужден удалиться в Киев, где с тех пор и жил.
После смерти Святителя Алексия и Великий Князь и многие знатные люди снова предлагали Преподобному Сергию принять святительский сан, но Преподобный опять указал на Киприана, как законного преемника, а когда великий Князь не согласился на это, то назвал Суздальского епископа Дионисия, как наиболее достойного сана митрополита. Однако красноречивый Митяй убедил Дмитрия Ивановича посвятить его в сан митрополита без участия Вселенского Патриарха, что было противно правилам того времени.
Еще не посвященный в сан митрополита Митяй облачался в митрополичью мантию, носил белый клобук и золотой крест, садился на святительскую кафедру и позволял себе подвергать наказаниям не только архимандритов, но и епископов. Многих посадил в оковы и осудил на различные лишения. Великий Князь собрал даже епископов для посвящения Митяя, но Суздальский епископ Дионисий бесстрашно воспротивился этому: "кто это учит тебя, Государь, переменять церковный закон по своему усмотрению? Не следует быть тому, чего желают от тебя и от нас". И великий Князь отказался от своего желания. В раздражении Митяй потребовал от Дионисия объяснения. -"Я - епископ, а ты только священник: не тебе судить меня." - отвечал Дионисий. -"Да я тебя и попом не оставлю!" - гневно закричал Митяй.
Зная доброе отношение Преподобного Сергия к Дионисию и подозревая заговор, Митяй пожаловался на Дионисия Великому Князю, уверив его, будто тот хочет ехать в Царьград искать себе сан митрополита. Князь посадил Дионисия под стражу, но Преподобный Сергий взял Дионисия на поруки. Тот был освобожден и действительно уехал сначала в Суздаль, а потом поехал в Константинополь, куда вызвал его Патриарх по церковным делам. Это окончательно озлобило честолюбца Митяя, ему всегда казалось , что Преподобный действует против него, что именно благодаря совету Сергия покойный митрополит Алексий не захотел иметь Митяя своим преемником. Негодуя, Митяй с большой свитой так же отправился к Патриарху. "Вот, вернусь из Царьграда, тогда до основания разорю монастырь Сергиев", - пригрозил перед отъездом Митяй.
Эта похвальба дошла до Преподобного. "Молю Бога",- сказал старец, - "чтобы Он не попустил Митяю разорить место сие и изгнать нас без вины. Митяй побежден гордостью; он грозит обители нашей, но сам не получит желаемого и даже не увидит Царьграда".
Пророчество сбылось в точности. Во время плавания по морю Митяй вдруг заболел и в виду самого Константинополя скоропостижно умер. Летописец свидетельствует: "Рассказывали, что корабль, на котором он плыл, во время его болезни вдруг стал на одном месте, без всякой причины; и тогда, когда другия суда шли взад и вперед безпрепятственно, он, как бы удерживаемый невидимою рукою, не трогался с места, не смотря на попутный ветер и все усилия пловцев. Когда же Митяй умер и был свезен на особом судне в Галату, где и похоронен, то корабль немедленно тронулся и пошел своим путем".
Так страшна участь воюющих на Церковь и на избранников Божиих. Человек отвергает источник Жизни и умирает духовно и телесно как в этой жизни, так и в Вечности. По вине Митяя в Москве более трех лет не было митрополита, а церковную жизнь потрясала смута.
Между тем наступил 1380 год. И вновь история Руси соединилась с историей Заочья. Ока в XIV в. становится оборонительным рубежом Московского княжества. Города-крепости: Серпухов, Тешилов, Кашира, Коломна защищают Московию и весь Залесский край от набегов степняков.
Темник Мамай много лет фактически управлял Золотой ордой, свергая одних своих ставленников и возводя на ханский престол других. Не будучи чингизидом по рождению, он не мог рассчитывать на наследственный ханский титул, однако женившись на дочери хана Бердибека (1357 - 1361), Мамай не только получает титул гургена, ханского зятя, но и становится реальным правителем Золотой Орды. Местом пребывания его делается то столица Орды - Сарай, то Крым, в зависимости от политических обстоятельств. В ослеплении гордыни он даже некоторое время чеканил монету с девизом : "Мамай - царь правосудный".
В 1374 г. у Великого князя Дмитрия Иоанновича с Мамаем вышло "Розмирье" и отношения с Золотой Ордой приобрели характер вооруженных стычек. В 1376 г. Великий князь с войском ходил за Оку, а в 1377 г. русских разбили на реке Пьяне.
Ненавистью и гневом на Русь Мамай воспылал после поражения своего мурзы Бегича на реке Воже. Карамзин, в своей "Истории" пишет: "...он долго медлил, набирая войско из татар, половцев, хазарских турков, черкесов, ясов, буртанов или жидов кавказских, армян и самых крымских генуэзцев: одни служили ему как подданные, другие как наемники. Наконец ободренный многочисленностью своей рати, Мамай призвал на совет всех князей Ординских и торжественно объявил им, что идет по древним следам Батыя, истребить государство Российское. "Казним рабов строптивых!" - сказал он в гневе: "да будут пеплом грады их, веси и церкви христианские! Обогатимся русским золотом!".
Летом 1380 года Мамай двинулся на Русь. Не довольствуясь огромной армией степняков и наемников, он планировал присоединить к себе войска рязанского князя Олега и литовского Ягайло. В ожидании встречи с ними он медлил, кочуя в задонских степях. В начале августа из донесений разведки, купцов и послов Великий Князь Дмитрий смог окончательно прояснить для себя политическую ситуацию и оценить нависшую над Русью угрозу. С беспощадной реальностью встал вопрос о дальнейшем существовании Руси.
Немедленно были посланы гонцы во все края русской земли с призывом, объединившись, дать отпор вражескому нашествию. Сам Великий Князь вместе с братом, Владимиром Андреевичем едет в Троице-Сергиев монастырь за помощью Создателя и благословением Преподобного Сергия. Напомню, что в те дни Москва была без архипастыря.
Святой старец успокоил Дмитрия Иоанновича надеждой на Бога и просил его, несмотря на спешку, помолиться на Божественной Литургии. Затем пригласил на монастырскую трапезу. Хотя гонцы приносили вести о продвижении Мамая и требовалось неотложное присутствие Великого князя в Москве, он не смог отказать Преподобному. Расспросив Дмитрия Иоанновича подробно о всех переговорах с Мамаем, другими князьями, о намерениях враждующих и узнав о том, что Мамай отверг мир и большие, богатые дары, предложенные Москвой, святой предрек: "Если так, то его ожидает конечная погибель, а тебя, Великий Княже, помощь, милость и слава от Господа. Уповаем на Господа и на Пречистую Богородицу, что они не оставят тебя". После чего окропил святой водой Великого князя и всех бывших с ним князей, бояр и дружинников.
Осеняя крестом преклонившего пред ним Дмитрия Иоанновича, святой Сергий произнес: "иди, господине, небоязненно! Господь поможет тебе на безбожных врагов!" и, добавил тихо, для одного Великого Князя: "победиши враги твоя".
Провидя духом будущее так же ясно как прошедшее и настоящее, Преподобный призвал к себе двух иноков-богатырей: Александра Пересвета и Андрея Ослябю, бывших бояр и искусных воинов. Он приказал облачить их в схиму и выступить с оружием в руках под началом Дмитрия Иоановича против орды. "Вот вам, дети мои, оружие нетленное, да будет оно вам вместо шлемов и щитов бранных!" - сказал святой. Затем еще раз благословил Великого князя и все его сопровождение и проводил их до ворот обители.
Утром в Москве Дмитрий Иоаннович прощается с супругой Евдокией, будущей преподобной Ефросиньей Московской, и нагоняет полки, уже выходящие из Кремля с крестами и чудотворными иконами. Нельзя не поразиться мужеству и мудрости действий Великого Князя в это страшное время. Орда Мамая с наемниками надвигается с юга. С юго-востока угрожает рязанский князь Олег, который может соединиться с Мамаем, а может и пойти прямо на Москву, оставшуюся без защиты. С запада движется литовское войско Ягайла.
Назначив сбор войск в Коломне, в непосредственной близости от Рязани, Дмитрий Иоаннович связал руки князю Олегу. В это же время Владимир Андреевич совершает марш на Боровск, где собирает полки с западных земель. Этим маневром одновременно был устрашен Ягайло, движение которого замедлилось, ему надо было опасаться рейда московской рати в Литву или внезапного нападения. Великолепно работает разведка. Дальние "сторожи" доносили необходимую информацию о продвижениях противника. Само решение дать бой ордынцам в открытом, "диком" поле говорит об уверенности в своих силах и перехвате стратегической инициативы.
Накануне праздника Успения Богородицы, 27 августа ( 14 августа по старому стилю) Великий князь с Московским войском прибыл в Коломну. В сам праздник Успения, после литургии был проведен знаменитый смотр войск на Девичьем поле. Получив благословение от коломенского архиепископа Геронтия, Дмитрий Иоаннович с войском движется по левому берегу Оки, до впадения в нее реки Лопасни. Здесь он встречается с Владимиром Андреевичем, подошедшим из Серпухова. Напротив устья Лопасни находился "Сенькин перелоз", или, по-современному, брод.
На противоположном берегу сейчас находится село Тульчино, а чуть выше по береговому склону Сенькино - в названии которого уцелел древний топоним. От современного Пущино до этих мест 6 - 7 км., соответственно от Тешилова около десяти. Здесь и переправлялись через Оку русские войска 8 (по новому стилю) сентября 1380 года. Так снова наша земля оказалась неразрывно связанной с историей всей России. Уже позже, в 1839 году в Тульчино, на месте старой, деревянной церкви, был построен каменный храм Рождества Богородицы в память о переправе и великой Победе на Куликовом поле. А в селе Турово, на левобережье, в 1980 г., в честь 600-летия Куликовской битвы был поставлен каменный знак, в память о переправе русских войск. Хотя и отстоит Турово от Оки на добрых четыре километра. А вот в Заочье такого памятника нет. То ли руки не дошли, то ли как всегда средств не нашлось, а может и просто не придали значения. Забыли, что живы мы во многом благодаря Куликовской битве. Не будь той Победы, и Руси могло бы не быть.
Здесь, за Окой, кончалось Московское княжество. Отсюда до самого Дона были места рязанские, неспокойные, а за Доном начиналось Дикое поле. Территория Орды. Что чувствовали они, простые ратники, дружинники, бояре, князья, переправляясь через Оку? За спиной оставался дом, родная земля, впереди - неизвестность и лютая сеча с погаными. Большинство прощалось с Родиной навсегда. Первым переправился Владимир Андреевич, разведал брод, показал пример. Следом потянулось остальное войско. Рядом сновали плоты и лодки, всей ширины мелководья, где можно пройти по дну, не хватало для такой массы людей. До самой ночи переправлялись полки. С рассвета опять потянулись на реку не успевшие с вечера обозы. Великий князь шел последним, зорко следил, чтобы никого не унесла речная стремнина, чтобы обозы прошли переправу без потерь, и все считал, прикидывал численность своего войска. Хватит ли сил для отпора, для победы над басурманами? И лишь когда последние телеги заскрипели на противоположном берегу, осенил себя крестным знамением и, ведя коня в поводу, вступил в обманчиво тихий поток воды.
"Черна земля под копытами, костями татарскими поля усеяны, а кровью их земля залита. Это сильные рать сошлись вместе и растоптали холмы и луга, а реки, потоки и озера замутились. Кликнул Див в Русской земле, велит послушать грозным землям. Понеслась слава к Железным Воротам, и к Орначу, к Риму, и к Кафе по морю, и к Тырнову, а оттуда к Царьграду на похвалу русским князьям: Русь великая одолела рать татарскую на поле Куликовом, на речке Непрядве."
(Задонщина).
В последнее время стало модным критически относиться к древним источникам. Многие исследователи заявляют, что число ратников в древних битвах сильно преувеличено. Не минуло такое переосмысление и Куликовской битвы. Договорились даже до того, что численность русских войск была всего 20 - 30 тыс. человек. Мол, откуда большему числу людей и взяться-то в разоренной Руси. И невдомек, этим горе-ученым, что тем самым они низводят значение великой битвы до уровня обычной междоусобной разборки, забывают, битве той предшествовала сорокалетняя 'великая тишь', не знавшая степных набегов. А иметь десять детей в каждой семье - было обычным делом. За сорок-то лет уже и второе поколение подрасти успело. А само Куликово поле? Его размеры 5 на 7 километров. Все древние свидетельства единодушно говорят о великой тесноте, в которой приходилось биться воинам. Если же поставить десять тысяч человек в одну шеренгу, плечом к плечу, то как раз от одного края поля до другого они и уместятся. Две-три таких шеренги, т.е. 20 - 30 тысяч человек, никак не тянут на то, чтобы создать тесноту на поле. Любой военный, имеющий практический опыт участия в размещении и передвижении большого количества людей, подтвердит, что разместить сто тысяч человек на пространстве в несколько квадратных километров не проблема. Так что кабинетные умозаключения одно - а историческая реальность - совсем другое.
Не буду здесь подробно описывать события самой Куликовской битвы. Они общеизвестны и любой неравнодушный к своей Родине человек свято хранит их в памяти. Расскажу лишь о малоизвестном духовном смысле знаменитого поединка Пересвета и Челубея. Челибей Темир-Мурза был личным охранником хана. Происхождение его доподлинно неизвестно, предания монголов сохранили память о нем как потомственном воине-оборотне. Часто в пылу борьбы он перегрызал своим противникам горло. Он поклонялся темным силам и выходил на бой, поддерживаемый всеми слугами князя тьмы. Обычные люди при одном его виде ощущали смертельный ужас и слабость. Противостоять такому противнику должен был не только сильный воин, но и опытный в духовной брани подвижник. Это провидел Преподобный Сергий, посылая на брань инока Пересвета и облачив его в схиму. Духовная победа Александра Пересвета
явилась прообразом победы Руси над Степью. Победы, доставшейся неимоверными усилиями и страшной ценой. После нее Великого князя Дмитрия Иоанновича стали называть Донским, а его брата Владимира Андреевича - Храбрым (иногда тоже величая Донским). Горячие и искренние молитвы Дмитрия Донского, Алексадра Пересвета, Андрея Осляби, множества князей и простых ратников, их готовность пожертвовать жизнью ради Святой Руси и веры Православной, духовная помощь Преподобного Сергия, святых стастотерпцев Бориса и Глеба, святого Александра Невского освятили место подвига русского народа. Святое поле. В тихую ночь можно услышать шепот умерших ратников и ощутить прикосновение Вечности.
Пять дней "стояли на костях". Разыскивали и погребали павших. Тяжело раненых отвезли в окрестные селения, на лечение, многие из них там и скончались. Сколько смогли взяли с собой и погибших. Похоронить на родине, в кругу близких и земляков. С этой печальной ношей разъехались по всей Руси. В Серпухове тоже нашли упокоение многие герои Куликовской битвы. Похоронили их в Высоцком монастыре, в Зачатьевском соборе -. главном храме монастыря, который через год в 1381 г. освятил святитель Киприан, вместе с преподобным Сергием.
А через два года в августе 1382 Тохтамыш неожиданно быстро, изгоном, подошел к Оке. На границе своих владений его встретил князь Олег Рязанский и скрытно провел к самому Серпухову, указав при этом удобные броды через Оку. Переправившись Тохтамыш сжег Серпухов и подступил к Москве. Однако не смог взять ее каменные стены наскоком и пошел на коварную хитрость.
С помощью нижегородских князей убедил москвичей открыть ворота и, ворвавшись, перебил и захватил в полон всех жителей - примерно от 10 до 24 тысяч человек. Больше, чем жителей современного Пущино. Рассыпавшиеся по всей Залеской земле отряды Тохтамышевой рати грабили и жгли все, что попадалось им на пути. Дмитрий Донской собирал войско в Костроме, но набег был внезапен и для отпора требовалось время. Лишь один Серпуховский князь Владимир Храбрый, собрав рать, ударил на один из крупных отрядов ордынцев и уничтожил его. Тохтамыш решил больше не испытывать судьбу и так же скоро, как и прискакал, удалился из Русской земли, на обратном пути разорив и рязанские земли.
Предание рассказывает о чудесном случае во время этого нашествия. Когда воины Тохтамыша ворвались во Владычный монастырь, то один из них в насмешку стал пилить чудотворную икону Иоанна Воина. Внезапно из доски показалась кровь, но это не остановило ожесточившегося варвара, в гневе он перепилил икону еще в двух местах. Но распиленные части чудесным образом снова соединились. Это так подействовало на татарина, что он обратился ко Христу.
После смерти своего возлюбленного брата Дмитрия Ивановича Донского в 1389 г. князь Владимир еще не раз отражал набеги неприятелей. Тяжелой утратой для Русского народа стало преставление Преподобного Сергия в 1392 г., но утратив его зримое присутствие Русь обрела великого заступника пред Престолом Божиим.
Князь Владимир Храбрый готовился и к битве с бесчисленным воинством жестокого Тимура в 1395-м. Но заступничеством Божией Матери Русь была спасена без кровопролития. Примерно в это же время Владимир Андреевич пригласил расписывать Серпуховский Высоцкий монастырь великого иконописца Феофана Грека. К этому времени преподобный Афанасий Высоцкий Старший уже подвизался в Греции, куда отбыл с митрополитом Киприаном в 1387 г. Там он решил остаться до конца своих дней, подвизаясь в молитве и трудах по переписи и переводу богослужебных книг на славянский язык. В 1401 г. Преподобный Афанасий списал устав "Око церковное", который быстро распространился в России и стал одной из наиболее востребованных книг по богослужению.
Вместо себя Афанасий Старший оставил игуменом в Высоцком монастыре Афанасия Младшего, который управлял обителью до самой своей смерти 12 сентября 1395 г. Над его могилой была поставлена часовня.
Нашествие Едигея в 1408 г. снова обратило приокские поселения в пепелища. Ни Тешилов, ни Серпухов не избежали горькой участи. Владимир Андреевич Храбрый мужественно оборонял Москву, не позволив татарам разграбить столицу. Обозленный Едигей, разорив обитель преподобного Сергия, удалился восвояси.
Это был последний подвиг великого воина и князя Владимира Серпуховского. В 1410 г. он отошел ко Господу и был погребен в Архангельском соборе Московского кремля.
В ХV веке при Василии Дмитриевиче и Иване III организуется "береговая служба" - система обороны против кочевников на берегах Оки. Главной крепостью "Берега" стала Коломна. Серпухов, Тешилов, Кашира - опорными пунктами. Именно тогда народное предание облекло в слова прикровенную духовную суть великой русской реки. Ока - пояс Пресвятой Богородицы. Даже сейчас поражает обилие храмов, стоящих на ее берегах. И больше половины из них посвящены Небесной Царице, взявшей Русь под свой покров и владычество.