Аннотация: Подвиг - такая же потребность человеческой души, как желание быть счастливым или тяга к прекрасному.
Общество без Героя
Без добродетели нет ни славы, ни чести.
А.В. Суворов
Подвиг - такая же потребность человеческой души, как желание быть счастливым или тяга к прекрасному. Другое дело, что мера, способность к его совершению, у всех различна. Подвиг возникает из мужества и самопожертвования и ему всегда сопутствует преодоление. Преодоление как внешних, так и внутренних преград. Таких как самоуспокоение, равнодушие, уныние, боязнь, страх. Страх смерти. Подвиг может совершить только Герой.
Герой создает народ. Определяет его индивидуальность и неповторимость. Задает вектор развития. Осада Трои, подвиги Ахилла, воспетые Гомером, спустя тысячу лет, направили фаланги Александра Македонского на Восток. "Илиада" была любимой книгой великого завоевателя. Во всех походах он возил ее с собой. В результате походов Александра Великого Древний мир стал другим.
Герой отодвигает границы невозможного. Расширяя тем самым пространство жизни людей. Его неотъемлемые признаки - победа над собой, своим страхом. Ибо нельзя шагнуть в неизведанное, не поборов свой страх. Нельзя пожертвовать собой, не победив страха смерти.
На протяжении всей истории человечества ни одно общество, ни одно государство, ни одна цивилизация не могли обойтись без подвига, а, следовательно, и без Героя. Т.е. того, кто способен совершить подвиг и совершает его. Боле того, в древних цивилизациях царил культ героя. Мифы и легенды древних почти полностью посвящены подвигам и героям. Наиболее показательна в этом отношении древнегреческая цивилизация, создавшая мифологию, где грань между богами и героями почти условна.
Ложные ценности
Наше современное общество - общество масс. Массового потребления, массовой культуры и, как следствие, массового сознания. Общепринятые мнения тиражируются миллионами, усваиваются сотнями миллионов, но редко кто сомневается в их истинности. Тем самым и заблуждения и ошибки также становятся массовыми. Причем, чем более массово то или иное положение, тем, более незыблемым оно считается. Так действуют стереотипы сознания. Кроме того, современная западная цивилизация гедонистична. В ней царит культ гуманизма, денег и наслаждения. В ней нет места сопротивлению и преодолению а, следовательно, нет места и подвигу. "Бери от жизни все! Наслаждайся!" призывает реклама и люди послушно, и, до кретинизма некритично, следуют этим лозунгам.
Современную западную цивилизацию можно смело назвать обществом комфорта. Большинство современных людей, не мыслит себе жизни без, ставших привычными, жизненных удобств. На поддержание и развитие комфортабельности жизни тратятся огромные средства. Более того, это направление можно назвать одной из главных целей современного человечества. Однако еще гениальный Александр Васильевич Суворов говорил: "Чем больше удобств, тем меньше храбрости". Уменьшение храбрости и стойкости неизбежно ведет к трусости. "Трусы всегда жестокосерды!" - еще один приговор Суворова, который в наше время звучит как сбывшееся пророчество.
Гедонизм и гуманизм две головы дракона западной культуры. Гуманизм, провозглашая высшей ценностью человека, неизбежно ведет к эгоцентризму. Гедонизм - стремление к наслаждению и счастью любой ценой, неизбежно вырождается в культ богатства, продажности и порождает извращения. Для жизни необходимо развитие, для развития необходимо преодоление. Человек - живое существо он не может застыть, пребывать все время в одном состоянии. Если он не развивается, то деградирует. Поскольку процесс идет уже не одно десятилетие, то можно констатировать, что современное общество - общество деградантов. Однако человек, для обеспечения большой жизненности, устроен противоречиво. Стремление к роскоши и наслаждению причудливо сочетается в нем с жаждой преодоления и самоограничения. Потребность в подвиге и героизме - неотъемлемое свойство человека. Так же как потребность в общении, Богообщении, стремление к развитию. Желание преодолеть себя, испытать свои силы входит в конфликт с размеренным сытым существованием.
У кого-то это противоречие выражено сильнее, у кого-то слабее. Но неспроста спортивные состязания смотрят миллионы и даже миллиарды зрителей. Неспроста все увеличивается число так называемых экстремальных видов спорта. Неспроста миллионы людей засматриваются на экранных суперменов. Люди стараются восполнить свою тягу к Подвигу и мужеству, но вместо этого получают обман. Им кажется, что, сопереживая героям телеэкранов, они становятся причастными к их придуманным (в случае фильма) или настоящим (в случае соревнований) достижениям. Но на самом деле они никакого отношения к ним не имеют. А чувство вроде бы уже удовлетворено. Зрелище сродни наркотикам - убаюкивает и расслабляет человека, не давая ему жить реальной и полноценной жизнью. Не оставляя времени на саму жизнь.
Несколько лучше дела обстоят с так называемыми "экстремалами". Они реально переживают опасности и трудности, но при этом рискуют своей жизнью ради самого риска, не имея более высокой цели.
Тягу к подвигу не могут удовлетворить поделки масскультуры и экранные супермены. Роль спорта в данном контексте трудно переоценить. Спортсмены - герои нашего века. Современные профессиональные атлеты - элита мирового спорта в той или иной степени герои. Они ограничивают себя во всем ради достижения победы или рекорда. Они жертвуют своим комфортом, здоровьем, иногда даже жизнью. Они преодолевают себя и отодвигают границы невозможного. Человек в борьбе, на грани победы и поражения, жизни и смерти - что может быть более захватывающим, чем это зрелище? Толпа жаждет зрелищ и получает их. В большом спорте царят те же страсти, что и в современном мире, но многократно усиленные и доведенные до предела человеческих сил. Ради победы многие атлеты готовы на все. А, добившись, ее они или почиют на лаврах, или вынуждены начинать все сначала, чтобы удержать чемпионский титул.
Редко кто из великих спортсменов может выдержать испытание славой, избежать ненависти к соперникам, вести честную и открытую борьбу. Редко кто осознает свое настоящее место в жизни, не впадая в крайности самовосхваления или отчаяния. Величайший бегун - марафонец 20-го века Абебе Бикила выиграв две олимпиады в труднейшем виде - марафоне, попал в автокатастрофу и остался парализованным. У него хватило мужества и мудрости сказать:
"Это была воля Божья, что я выиграл Олимпийские игры, и по его же воле я попал в автокатастрофу. Я принял победу, так же как я принимаю и трагедию. Я должен принимать оба обстоятельства как факты жизни и жить, ни о чем не жалея".
Высказывание эфиопского спортсмена словно перекликается со словами великого полководца А.В.Суворова: "Был мал, был велик; при приливе и отливе счастья уповал на Бога и был непоколебим..."
В истории остались истинно великие спортсмены, которые стали символом своего времени, своего народа и примером для грядущих поколений. Братья Знаменские, Владимир Куц, Джесси Оуэнс, Юрий Власов...
Конформизм и плюрализм - вот два популярных современных словечка, которые скрывают отвратительный и гнусный смысл. По-русски это соглашательство и равнодушие к Истине, т.е. беспринципность. Человек без принципов равнодушен ко всему, кроме собственной выгоды. Он не различает добра и зла - это крайняя степень нравственного падения и деградации личности. Все маньяки, серийные убийцы и большинство террористов беспринципны. А породили их именно конформизм и плюрализм. Как внутри них самих, так и снаружи. И здесь мы сталкиваемся с самой болезненной проблемой современного человечества. Вся цивилизация направлена на удобную, счастливую, безопасную жизнь, а счастья и безопасности в ней все меньше и меньше. Все больше и больше появляется проблем, которые невозможно решить, ибо они заложены в самой неверной ориентации развития современного человечества. Более того, сами цели и принципы нашей эпохи противоречивы. Потребность в комфорте и конформизм плохо сочетаются с конкуренцией и соперничеством.
Эгоизм - вот верх развития личности, итог современной цивилизации. Именно беспринципные, закоренелые эгоисты пополняют ряды преступников, предателей, убийц и маньяков.
Герои и антигерои
Сложно и, зачастую, невозможно отличить истинный героизм от ложного, без верного духовного зрения, которым обладает только Православие. Только по плодам, принесенным обществу, стране мы можем судить, насколько истинным был путь человека в этом мире.
Следование примеру настоящего героя возвышает душу (Суворов), следование лжегерою разрушает и убивает (Раскольников, Нечаев, народники, революционеры, уголовники, террористы). Терроризм - прямое следствие дегероизации общества. В человеке заложены потребности подчинения и власти. Если нет воли к сопротивлению (а она может быть только у героев) то есть тяга к подчинению. Сильная личность, даже явно зловещая, притягивает к себе людей даже против их воли. Изнеженные люди покоряются силе.
При этом становятся неизбежными катастрофы, столкновения интересов и войны.
Сегодняшние политики и влиятельные люди не герои. Они пришли к власти или богатству в силу сложившихся обстоятельств, может быть умению управлять, но никак не благодаря умению жертвовать собой. Политическая карьера не стоит того, чтобы ради нее жертвовать своей жизнью. Совсем другое дело - интересы народа и страны. Но кто сейчас вспоминает про это? Ложные ценности и принципы жизни неизбежно порождают психические расстройства. В наше время они стали привычными. А ведь от психического нездоровья - один шаг до маньяка и серийного убийцы. С другой стороны выход накапливающейся агрессии и удовлетворению своего Эго может быть найден в терроризме. Тем более что убийство безоружных людей может быть ловко замаскировано некими высокими идеалами.
Терроризм стал возможным именно в эпоху комфорта. Брать заложников, которые готовы погибнуть, но не сдаться, которые бросаются на захватчиков, в готовности растерзать их голыми руками, причем, дети тоже, довольно затруднительно. А такие примеры не редкость в древних обществах. Достаточно вспомнить спартанцев или римлян времен республики. Все мы помним примеры массового героизма нашего народа во время Великой Отечественной войны. Если на человека с автоматом с расстояния насколько метров бросится десять или больше человек, то он успеет застрелить трех-четырех, максимум пять, а остальные до него доберутся, и автомат будет уже в их руках. Именно так действовали восставшие в концлагерях. Но одна или две-три сотни человек покорно повинуются нескольким бандитам, и ждут, когда их спасут. Трусость - круговая порука. Она заразна. Наглость террористов подогревается правозащитниками и пресловутым "международным мнением". Особенно недопустима в этих случаях рабская покорность. В своей философской работе - отповеди Л.Н.Толстому " О сопротивлении злу силою" величайший русский мыслитель ХХ-го века Иван Александрович Ильин писал: "...при наличности подлинного зла, изливающегося во внешние злые деяния, идеально праведный исход становится мнимым, ложным заданием. Этого исхода нет, и быть его не может, ибо дилемма встающая перед человеком не оставляет для него места. Она формирует то великое столкновение между духовным призванием человека и его нравственным совершенством, которое всегда преследует человека в его земной жизни. Божие дело должно быть свободно узрено и добровольно принято каждым из нас; но мало утвердить себя в служении ему, надо быть еще сильным в обороне его". Победить антигероя может только герой. Уповать на государство в данном случае бессмысленно, ибо если в спецподразделениях не будет героев, то они не смогут ни выполнить поставленных перед ними задач, ни вообще оправдать свое существование.
Героя нельзя купить, нельзя запугать, нельзя подчинить против его воли. В противном случае - это не герой. Героизм неизменно связан с убеждениями, по большей части религиозными. Все эти качества идут вразрез с культивируемыми ныне ценностями. Государственному аппарату гораздо легче управлять послушным стадом, чем храбрыми, полноценными личностями. Не имеющий убеждений и принципов человек - никогда не будет жертвовать самым драгоценным, что у него есть: своим благополучием и жизнью. Маньяки, серийные убийцы, нравственная деградация - прямое следствие такого подхода. На уроках ОБЖ (основы безопасности жизни) в школах - учат избегать опасности, а не преодолевать ее. Как некоторая форма компенсации - внеплановые уроки мужества, на которых дети встречаются с ветеранами. Но это ничтожно мало для воспитания настоящего мужества.
Если у страны не будет героев в истинном, христианском понимании, то появятся герои с иными жизненными ценностями. Лжегерои - герои в языческом, дохристианском понимании. Супермены без человеческих чувств. Или антигерои - террористы и серийные убийцы. Есть лишь один выход для исстрадавшегося и заблудившегося человечества - покаяние и возврат к Источнику Вечной Жизни. Только Он может обновить обветшавшее естество современной цивилизации. Только Он может спасти от гибели человека, забывшего своего Создателя.
Христианское понимание героизма
Нет больше той любви, как если кто
положит душу свою за друзей своих.
Иоанн. 15,13
С приходом на землю Сына Божия для человечества начинается новая эра. Мораль, принятая в Древнем мире, была обновлена светом Божественного Откровения. Нам важно помнить, что Христос у святых отцов именуется подвигоположником. Это наименование нужно понимать в трех смыслах. Первое - что подвиг, такой же Божий дар, как и другие, например воля, разум, доброта. Но самый главный смысл - Подвиг самого Сына Божия, его добровольная жертва и, одновременно, победа над адом и смертью. После чего появился и третий смысл, доступный каждому христианину: следуя примеру Христа, взять на себя посильный подвиг и взойти в Царство Небесное, что до искупительной жертвы Спасителя было невозможно. И теперь человечеству дарована возможность совершения подвига не только ради земных целей, но ради Вечности. Возможность одухотворения любого подвига.
Люди совершали подвиги и до прихода Христа в мир, но лишь поле Его Распятия и Воскресения совершаемый подвиг отверзает двери Царствия Небесного.
Мужество, подвиг, героизм - для христианина не самоцель, а необходимые условия для достижения святости. Ступени на лестнице ведущей в небо. Ратный подвиг - лишь один из возможных путей обретения святости. Святые князья Александр Невский, Дмитрий Донской, адмирал Федор Федорович Ушаков - наиболее яркие примеры. Великий А.В. Суворов кратко и точно охарактеризовал суть христианского понимания мужественного служения на поле брани: "Благость и милосердие потребны героям". И еще одно его изречение: "Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови". Таков идеал православного воина. Но внутреннее мужество необходимо каждому, стремящемуся к Вечной Жизни. Каждому, кто хочет обрести Любовь и Свободу.
Настоящая свобода - свобода от зла: "...если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными". Иоанн. 8, 31-32.
Но чтобы стать свободным, необходимо выдержать тяжелую борьбу с самим собой, своими страстями, низменными чувствами. А для этого необходимо мужество.
Источники мужества: терпение, самоограничение, самопожертвование, дисциплина. Все они - христианские добродетели. Христианство - религия мужества. Сонм святых мучеников на протяжении 2000 лет подтверждает это лучше любых слов. И опорой в испытаниях для всех христиан неизменно остаются слова Спасителя: "В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир". Иоан.16,33.