Аннотация: Самый вредный из людей - это сказочник-злодей
Братья Гримм
[О сказках братьев Гримм]
Самый вредный из людей - это сказочник-злодей...
"... Если какой-нибудь ребёнок попадал ей в руки, ведьма его убивала, варила в котле и съедала, и это было для неё самое большое лакомство." Ну тут как раз все логично - ведьма, засевшая в лесу и подманивающая глупых детишек пряничным домиком, она изначально персонаж негативный и просто должна делать всякие гадости. Но если мы обратимся к началу истории - каким образом персонажи братьев Гримм Гензель и Гретель попали в лес, то выясняется, что как-то ночью, в постели, дровосек и его супруга вели следующую беседу:
"- Как нам детей прокормить, нам и самим-то есть нечего!
- А знаешь что, - отвечала жена дровосеку, - заведём завтра утром детей пораньше в лес, в самую чащу; а сами пойдём на работу и оставим их одних. Не найти им дороги обратно - вот мы от них и избавимся. - Жаль было дровосеку детей, да что поделаешь..."
Завел любящий папа детишек в чащобу. Жалость жалостью, а объективные жизненные обстоятельства довлеют. Странно, что дровосек с супругой сами не додумались деток сожрать - столько ценного белка за здорово живешь лесной ведьме отдали.
Хотя сборник братьев Якоба и Вильгельма Гримм и носил название "Детские и семейные сказки", отношение персонажей к проблеме семьи и детства явно отличалось от современного. В сказке "Домик в лесу" три дочери дровосека по очереди тащат папаше на работу супчик в горшочке и одна за другой бесследно исчезают. Но пропажа дочек дровосека не слишком смущает, а вот пропажа супчика - это да! Впоследствии выяснятся, что двух старших дочерей кончил некий заколдованный принц, видимо, активист партии зеленых, поскольку истребил он барышень за недостаточную любовь к животным (чтоб вы чего лишнего не подумали - девочки петушку, курочке и коровке сена не дали, воды не налили). Зато младшая их сестра была добрая девушка, всех накормила-напоила, после чего за принца замуж выскочила. А что вы думаете? При тогдашних войнах и массовых потерях среди мужского населения, лишь полная дура откажется от хорошего жениха только из-за того, что он сестричек замочил. А дровосек еще в начале сказки говорил, что младшая дочь у него умница-разумница.
Хотя лучше бы он это не афишировал, ум у немецких сказочных красавиц явно не поощрялся. Наша отечественная царевна, которая жила с семью богатырями-пограничниками на дальней заставе, злой мачехе-царице один раз попалась, на отравленном яблочке. А вот ее гриммовский аналог Белоснежка, которая жила с семью гномами-шахтерами, та нарывалась трижды! Сперва мачеха прикинулась коробейницей, продала барышне шнурки для лифа и зашнуровала ее так туго, что та свалилась замертво. Пришли гномы, расшнуровали, оживили, объяснили популярно, чтоб в дверь никого не пускала. Так эта красавица на следующий день через окошко отравленный гребень приобрела. Снова рухнула замертво, снова гномы ее спасли, вообще запретили что-либо у сомнительных "канадских девочек" покупать. Но мачеха - коварная женщина! Если б она снова со шнурками или гребнем явилась, Белоснежка догадалась бы, что дело нечисто. А она, хитрющая, - с яблоком пришла. Кто ж мог знать?
Выручил красотку случайный заезжий принц. Увидел Белоснежку в стеклянном гробу (на хрусталь экономные немецкие гномы не расщедрились), и загорелся: "Отдайте, жить без нее не могу!". Ну гномы видят, что у мужика серьезная проблема - некрофил он - пожалели и отдали. Принц гробик домой попер, но он же принц, руки не оттуда растут - разбил хрупкий предмет! Белоснежку оземь как шарахнуло - она и ожила. Вообще для расколдовывания гриммовских принцесс-принцев сентиментальности вроде поцелуев не рекомендуются. Прелестная королевна, обещавшая лягушонку сделать его своим товарищем в обмен на выловленный из воды золотой мяч, взяла милую жабку за лапки да и об стенку - чтоб не надоедал напоминаниями про обещание. Тот, видно из чувства самосохранения (вдруг еще каблуком придавит!) сразу в прекрасного принца превратился. Инструкция к заколдованным принцам/принцессам: "Разбить тару. Стукнуть расколдовываемый объект о любую твердую поверхность. Обвенчаться с полученным результатом".
Как и в любых сказках, свадьба - важнейшая составляющая. Жизнь-то была скучная, однообразная - из всех развлечений только похороны, ну и еще вот свадьбы. Поэтому от посещений бракосочетаний центральных персонажей не могли удержаться даже те, кому там бы лучше не показываться. Мачеха Белоснежки поперлась на свадебный пир в соседнее королевство, и тут же была опознана пострадавшей стороной. По приказу доброй Белоснежки: "на горящие угли поставили для злой мачехи железные туфли; их принесли, держа щипцами, и поставили перед нею. И она должна была ступить ногами в раскалённые докрасна туфли и плясать в них до тех пор, пока не упала замертво". Или в гриммовском варианте Золушки ее сестры тоже не смогли устоять перед королевской свадебной процессией (опять же рассчитывали, что падчерица милая девушка, все простит и забудет, женихов подыщет). Но немецкая Золушка, это вам не французская Золушка! "Когда свадебное шествие отправилось в церковь, старшая сестра оказалась по правую руку от невесты, а младшая по левую...", и тут прилетели нежные голубки, помогавшие гриммовской Золушке вместо феи-крестной, и... выклевали каждой сестре по глазу. Но сестры не сдавались - черт с ними с глазами, свадьба ведь! Они все равно остались в процессии и "когда возвращались назад из церкви, шла старшая по левую руку, а младшая по правую; и выклевали голуби каждой из них ещё по глазу." Остановило голубей только то, что глаза кончились!
Вообще, отношение к смерти и боли у гриммовских персонажей в корне отличается от современного. Волк из Красной Шапочки безмятежно дрыхнет, пока охотник медленно, в два приема вспарывает ему брюхо и насыпает туда камней. Мы замираем от ужаса, когда в японском кино герой в знак протеста вспарывает себе живот, вываливая кишки наружу. А слабо, как немецкий волшебный человечек, которого злостно кинула дочка мельника "схватить обеими руками свою левую ногу и в ярости разорвать себя пополам"? А девочка из сказки "Семь воронов", потерявшая ключ от стеклянной горы, где были заключены ее братья? "Она была очень хорошей сестрой, а потому взяла ножик, отрезала себе мизинчик и сунула его в замочную скважину". Наверное, первый якудза, додумавшийся при неудаче отрезать себе палец, воспитывался в Германии. Или японская мама ему сказки братьев Гримм на ночь читала?
Нынешних родителей, легкомысленно взявших классический томик братьев Гримм для чтения своему чаду, приводят в полный шок встречающиеся по тексту кровавые подробности. Забывают наши папы-мамы, что в то время не было принято ограждать детей от подобных жизненных реалий. Родители отлично понимали, что или война, или бунт, или голод-эпидемия, что-нибудь одно, если не все сразу, ребенку обязательно предстоит пережить (или не пережить).
По большому счету эти сказки не для детей писались! Вопреки расхожему мнению, братья Якоб и Вильгельм Гримм сказок не сочиняли вообще. Сборник из 200 немецкий народных сказок (1812-1814 гг.) был... научным этнографическим и филологическими трудом, за которыми воспоследовали "Немецкая грамматика" (1819), "Древности немецкого права" (1828), "Немецкая мифология" (1835), а также словарь немецкого языка. Гриммы были не сказочниками, а учеными, профессорами Геттинского и Берлинского университетов, членами Прусской Академии Наук, "отцами немецкой филологии". Но роскошный колорит готического ужаса уже почти два столетия делает сборник, созданный исключительно для ознакомления на научных конференциях, популярным среди читателей всех возрастов и народов, превратив кабинетных ученых - в писателей, а в конце 20-го - начале 21-го века даже... в сказочные персонажи. Как герои сказки братья Гримм сперва засветились в детском фильме "Бал сказок", а затем и в хоррор-экшене имени самих себя "Братья Гримм". Вот и задумаешься невольно: если известные нынче каждому ребенку мифологические персонажи - голливудские красавцы и бесстрашные бойцы с нечистью Яков и Вильгельм, так сильно отличаются от своих реальных прототипов - тишайших, болезненных, погруженных в свои ученые штудии герра Якоба и герра Вильгельма, почтенных профессоров Гримм, то... какими же были реальный Геракл, король Артур, Шарлемань, Илья Муромец? Или не задумываться? Ведь "тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман".