Я никогда не писала обзоров, нет у меня навыка. Но сил нет молчать, я же виртуально знакома с организаторами конкурса и хочу им помочь, как могу. Идея конкурса мне очень понравилась, а найти на полке готовый рассказ и подать - дело одного дня. Я так и сделала, благо широта души оргов видна в этом, самом первом пункте Правил:
"В Турнире могут принимать участие любые прозаические произведения приключенческого жанра: триллеры, боевики, криминальные и альтернативные рассказы, вестерны, детективы - реалистические, фантастические, фэнтэзийные, сказочные, мистические, авантюрные, романтические, любовные, сатирические, исторические, юмористичесие, военно-патриотические, - в общем, сногсшибательно головокружительные истории."
Ладно, пока рассказы набирались, я читала выборочно и не парилась из-за качества. Но вот когда пришлось читать подсудную группу, голова пошла кругом. Она оказалась составлена из таких разных рассказов, что... Проще. Не касаясь литературно-художественных качеств, я просто отмечу, что из прочитанного и оцененного реально выглядит сногсшибательно головокружительной историей приключенческого жанра.
Для меня приключения - это авантюрное, рискованное предприятие, необычное происшествие или похождения героя с целью поиска чего-то или спасения кого-то. У таких рассказов или романов есть общее качество: "они вынуждают перевернуть страницу для того, чтобы узнать, что же случится дальше".
То есть - остросюжетность текста подразумевается, сцены должны быть острые, динамичные и драматичные. Естественно, читатель поневоле должен сильно переживать за судьбу героя.
Значит, интрига, то есть основная ситуация рассказа просто обязана быть построена на конфликте, на разности целей главного героя и главного противника, злодея. (Это все я не придумала, а нашла у серьезных писателей и настоящих критиков, от который сама натерпелась предостаточно в Детективклубе).
С таким настроем я раскатала губу почитать авантюрные рассказы. Ага, сто раз! Офигеть можно от разного понимания Правил. Заметки я делала сразу, как читала, по порядку:
Ерническое повествование о разногласии убогой супружеской четы, когда внутренний голос подсказал мужу завести любовницу. Переживать не за кого. Героя и злодея в рассказике нет. А самым ярким событием рассказа выглядит кошачья моча в туфлях Генриха-Диего.
Это и есть сногсшибательно головокружительная история?
Умильная (не путать с умилительной!) история из снов детства, где фигурирует русалка, кролик и несусветное число раз встречается местоимение "я". В рассказике нет интриги, нет даже намека на конфликт, что уж говорить об авантюре, рискованном приключении!
А тут образчик псевдоюмористической дамской прозы. Очень вольное переложение библейской истории о Еве, Адаме и яблоке. Это походит на сценарий для капустника, но "сногсшибательно головокружительной историей приключенческого жанра" назвать его вряд ли решится даже автор.
Ура! Вот и плутовской рассказ, авантюрный, веселый, которому Правила не жмут. Флип, он же в финале король Филиппус, дурачит всех, кого можно, но в результате и сам оказывается ловко одурачен и поженен с принцессой. Конфликт есть, даже не один, рискованных событий навалом. Правда, какая-то несбалансированность в рассказе есть. Я ее чувствую, но пусть советы дают профессионалы. Отмечу лишь, что Беппи порой выглядит то слишком выпукло, то совсем лишним становится.
Такой рассказ, после которого задумаешься о смысле жизни и о негромком, истинном героизме, позавидуешь героине, которой повезло встретить настоящего мужчину. Это вам не сладенькие, шутливые, ернические историйки. Тут жизнь, суровая и беспощадная. Конфликт двух сторон настолько острый, что дух захватывает. Место действия тоже не располагает к сентиментальности - медведь, болото, бойцы с автоматами. Смерть постоянно подстерегает героев или идет по следу. Единственное, что меня немного огорчило - я так и не поняла, кто же здесь главный герой. Сначала в фокусе находится Елена, а потом вдруг, до финала, уже Федор. Но соответствие рассказа Правилам конкурса стопроцентное!
Незатейливая шутка о воздействии на прошлое, после которой меняется настоящее. Всем известная "бабочка", раздавленная экскурсантом в прошлое, уже приелась. Жаль, что автор не помянул "Евангелие от Ильи", написанное Варшавским - тогда бы эффект от нескладного и очень сырого рассказа получился бы более сильным. Само приключение где? Нет его. Жаль, потому что пересказ путешествия во времени ради внедрения в умы предков вопроса о возрасте, он уложился в пару абзацев. И это называется авантюрой? Нет, тут что угодно, только не сногсшибательно головокружительная история приключенческого жанра.
Неплохо. Закольцованный рассказ о режиссере, который читает самоубийственный сценарий фильма ужасов, после чего сценарий воплощается в жизнь с режиссером в главной роли. Шутка достаточно остросюжетная, потому что конфликт есть, он между нанимателями и режиссером, где каждый имеет собственную цель, но режиссер оказывается глупее. И этот намек добавляет рассказу шарма, как довольно тонкой шутке.
"Пиастры! Пиастры!" Вокруг драгоценностей всегда завьется она, острая интрига, и начнутся приключения! Ловкий авантюрист выходит живым из адски опасной заварухи, а сотрудница органов увлекается им и помогает вовремя смыться с тремястами килограммами золота. Прекрасный рассказ, хотя герой никак не тянет на суперположительного. И все равно читать интересно. Приключения же?
Новиков В.Н.Необычное приключение юриста Павла Перепёлкина
Бессистемый рассказ ни о чем. Мужика избили, а до этого он встречался с приятелями. Тоска, а не приключения. Жаль, нельзя поставить ноль за издевательство над читателями.
Еще одна космическая шутка, но теперь ироническая, предостерегающая и с благородной идеей. Приключение выглядит своеобразно, но оно есть. Парень вырос в тупом - еще тупее - постоянно тупеющем человеческом мультимире, решил заработать побольше, а судьба заставила попасть к умным. И те объяснили, что всему виной генномодифицированная кукуруза, которой умышленно кормят все человечество. Вот если истребить ту кукурузу - тогда людей оболванивать не получится. Да уж... И горько вздохнула я, вспомнив, как усиленно насаждают нам ювенальную юстицию, как навязывают политкорректность по отношению к однополым бракам. Автор, напиши предупреждение на эти темы, покажи их опасность, а?
Забавно, вроде бы приключение есть, а читать было неинтересно. Все персонажи выглядят отвратительно, в финале все всех взаимоистребляют, и звучит немецкая песня, которую, по мысли автора, знать обязаны все. Скучновато, без сногсшибательности. Никакой оригинальности, хотя организаторы об этом просили, в Правилах.
Добрая сказка из будущего, где незначительные приключения пали на долю одомашненного хищника Орра. Художник-рукодельник его приручил, потом влюбил в себя девушку, а там прилетела на планету, где творил картины художник. Особого восторга я не испытала, все же рассказ не совсем приключенческой тематики.
Рассказ, который я отношу к вульгарной чернухе. Он сводится к описанию истории появления двух трупов и любования ими. Ни толкового расследования, ни морали, ни предостережения. Два трупа, прелюбодеяние, кража топора, которым и убивали жертв. Извините, автор, но на остросюжетный детектив или авантюру там, приключения - такая бытовая история не тянет.
Фантастика, в которой приключение пережил мальчик и его отец, а пострадал - тупой и упрямый недоумок. Суть приключения в том, что Звездный хищник имеет какие-то моральные принципы, которыми обладал мальчик и его папа. Они произвели на Хищника впечатление, и он убрался с Земли. Но потом развел философию, изменил свое отношение к принципам и полетел дальше, есть разумных существ. Особой сногсшибательности, головокружительности, авантюр и приключений в этой длинной и скучновато-назидательной история мне не удалось обнаружить.
Не ожидала такого "облома". Да, Михаил Юрьевич, закрутили вы здесь историю. Именно историю, земную и пара-земную. Да бог бы с ней, с альтернативкой, будь она приключенческой, но такой тоскливой лекции я не ожидала. Приключением можно считать только встречу с медведем, которая в истории с контактом двух цивилизаций совсем не обязательна.
Вы всерьез считаете свой рассказ сногсшибательно головокружительным, как требуют Правила конкурса? Тогда мы с вами очень разно понимаем определения, выделенные красным. Хотя организаторы сделали все, чтобы однозначно определиться в дефинициях...
Вот и все о моем понимании остросюжетности, детективности, а также соответствии рассказов Правилам конкурса.