Аннотация: Пример того, какими не должны быть рецензии
Эта статья написана более месяца назад для конкурса "Русской тройки". В качестве образца для подражания там как раз представлено разбираемое ниже стихотворение Ахматовой.
Сразу скажу, написанное ниже, не моя точка зрения, и не мой метод писания рецензии. Это пародия на то, как обыкновенно разбираются "знатоками" поэтические произведения на "Самиздате".
Рецензия на стихотворение А. Ахматовой
Итак, нам предлагают в качестве образца некоторое стихотворение. Давайте объективно оценим его достоинства с точки зрения филологии.
Перед нами следующий текст:
Анна Ахматова
Проводила друга до передней,
Постояла в золотой пыли,
С колоколенки соседней
Звуки важные текли.
Брошена! Придуманное слово -
Разве я цветок или письмо?
А глаза глядят уже сурово
В потемневшее трюмо.
Стихотворение начинается как 5-ти стопный хорей, съезжающий на четырехстопник.
В предлагаемом восьмистишии налицо разное количество слогов:
1-е четверостишие:
1-я строка - 10
2-я - 9
3-я 8
4-я 7
Логично было бы предположить и во второй строфе ту же схему.
Но нет!
5-я - 10
6-я - 9
7-я - 10
8-я - 7.
Как видим в 7-й строке 10 слогов вместо 8, что говорит о ритмическом сбое и, как следствие, неумелом обращении с ритмом. Перейдем к рифмам.
Рифмы: передней - соседней, пыли - текли, и т.д., явно не оригинальны и немногим лучше, чем затасканный пример: ботинки - полуботинки. Автор не дает себе труда придумать что-нибудь поярче и оригинальнее.
Теперь о смысле и образах. Какого друга проводила героиня, почему пыль золотая? - ничего не объяснено и читателю остается теряться в догадках.
Колоколенка и доносящиеся с нее звуки (кстати, какие?) вообще никакого отношения не имеют к происходящему. Во втором четверостишии уже никаких образов, лишь констатация фактов с плохой рифмовкой.
Вывод: Явно графоманское стихотворение, с примитивной техникой. Пока полный ноль. В шорт-лист дорога заказана. Пусть учиться.
PS.
Надеюсь, хоть на этом то конкурсе подобных рецензий не будет. И в целом, на Самиздате, и во всей литературной жизни их будет все меньше и меньше, пока они совсем не исчезнут. Мечты, мечты...