Аннотация: Участвовала в конкурсе под ником Райко, обзор решила перенести сюда. Надоело переключаться между разделами :)
Мне кажется, самое интересное на этом конкурсе - попытка уместить идею в весьма ограниченный объем. Должна получиться такая концентрированная проза: максимум смысловой нагрузки на минимум текста. Посмотрим, как это можно сделать, на примере конкретных рассказов.
--
Томашева Ксения "Монстры в моем шкафу"
Рассказ начитается с детали - красной ленточки. Необычная завязка. Читатель видит в жанрах хоррор и радостно предвкушает порцию леденящих ужасов. Обещанные ужасы потихоньку нагнетаются, нагнетаются... а потом - рраз, и уютная нестрашная развязка. Мне понравилось. Рассказ о том, как сложно бывает выйти из зоны комфорта? Или о том, что не так страшен черт, как его малютки? )
Описание сна, на мой взгляд, можно сделать короче и напряженнее:
Вот это вот слишком пространно:
Длинные кривые тени голых лап тополя царапали крышу потертой автобусной остановки, корчились в безумном танце под ногами. Ветер с грохотом гнал по земле сухие заскорузлые листья.
Представим ситуацию: девушка стоит ночью на улице в круге света. Ей страшно. Что она видит? Темнота, слепые окна домов. Что она слышит? Скрип веток, скребущих по крыше остановки, шорох сухих листьев. И тишина. И мертвые с косами... пардон, мы увлеклись. В общем, здесь можно было нагнать больше жути, если сосредоточиться не на описаниях, а на ощущениях героини.
--
Борисов Павел "Поисковик"
Очень, очень закрученный сюжет. С первого прочтения точно не понять сложную подоплеку взаимоотношений персонажей. Чтобы докопаться до сути, рассказ нужно прочитать как минимум дважды. Это вещь для любителей отгадывать загадки. Интересно показаны ощущения поисковика во время сеанса.
Текст рассказа - неровный, рваный - словно бы усиливает чувство тревоги.
--
Пров "Вы читали Хемингуэя?"
Рассказ начитается c активного действия, продолжается так же динамично и обрывается будто на полуслове. Это так задумано, или финал еле-еле удалось уместить в требуемый объем? )
Автор очень убедительно изобразил отвратительность насильственной смерти, прямо скажем, ярче некуда. Студент Цыганков, обладатель столь необычной способности, производит впечатление невероятно альтруистичного человека, но кто сказал, что таких людей не бывает?
Мне понравилось, как написано.
--
Чваков Димыч "Сапожник"
Очень проникновенный рассказ, такая грустная, но теплая семейная история.
Композиция интересная, как плетение, здесь чередуются эпизоды то из прошлого, то из настоящего: отъезд Ивана на сборный учебный пункт, история семьи - одним абзацем, война, ожидание...
Если честно, когда читаешь такие вещи, не хочется оценивать стиль (хотя он очень хорош), композицию и прочие литературоведческие премудрости.
Пожалуй, утащу к себе для перечитывания.
--
Исаченко Виталий Ильич "На чемоданах"
Текст, написанный в жанре "юмор", сложно оценивать. Слишком уж это чувство индивидуально! Зато лексика, стиль, мелкие детали - это все выдержано.
Рассказ определенно должен найти своих читателей.
--
Поляков Александр Валентинович "Бабы - с возу!"
Еще один иронический рассказ. На злободневную тему. Начинается довольно стандартно:
По проселочной дороге направлением на город тащилась унылая кляча, запряженная в телегу.
Первая фраза, на мой взгляд, не очень удачна. А ведь для маленького рассказа она значит очень много! Помню, Михаил Веллер в "Технологии рассказа" предлагал такой способ: написали рассказ? Теперь выбросьте первый абзац. Где-то во втором-третьем абзаце, когда автор уже "расписался", может таиться удачная первая фраза. Но этот способ не универсален, конечно )
Сервака, безусловно, жаль. Замучился волочь на себе наше творчество, бедняга )
Не совсем ясно, при чем здесь нормальное распределение, и как его предполагается "спрямить".
--
Плюс Дмитрий "Снежные записки"
Лирическая история одного снеговика с задумчивым, созерцательным характером. Мне было сложно сопереживать этому персонажу; кроме того, заранее ясно, чем окончится его история (если не найдется какого-нибудь сердобольного человека с большим холодильником), так что рассказ воспринимался скорее как серия поэтичных зарисовок о природе.
--
Лаевская Елена Георгиевна "Клуб странных птиц"
Рассказ начинается эмоционально, да и вообще он весь очень эмоционален. Удивительно, как в такой маленькой истории уместилось так много интересных людей! Целых семь человек с необычными, уникальными способностями. И столько идей:
- как сложно быть "белой вороной",
- хорошо иметь надежду, но недостаточно просто лежать в направлении мечты,
- незаурядные люди часто бывают одиноки, ну и так далее.
Хорошо, что по крайней мере некоторым героям рассказа одиночество не грозит )
После прочтения остается приятное уютное чувство )
Стиль - ровный, выразительный. Так и представляется церемонное неспешное чаепитие (вернее, кофепитие), разговоры, ароматы кондитерской. Обычно чем эмоциональней текст, тем аккуратнее приходится подбирать слова, но здесь все получилось очень гармонично.
Рассказ - тоже в закладки, для перечитывания.
--
Сандерс Пэтти "ManusMechanica"
Энди, бывший рабочий, после аварии на фабрике обретает механический протез и меняет мечту об университете на беспокойную жизнь в Нижнем городе. Его восхищение новой механической рукой постепенно перерастает в какую-то одержимость. Анна, "технический хирург", готова на все ради своей мастерской. Эти двое очень похожи. В финале Энди ведет себя так, что реально рискует превратиться в Железного дровосека )
У меня есть подозрение, что основная мысль автора как-то прошла мимо меня.
Вопрос: зачем нужно было называть рассказ на латыни?
--
Оркас Анатолий Владимирович "Выбор"
Не слишком ли доверчив господин да Винчи? Вот так, с первой встречи, поверить подозрительному сотрапезнику! Даже моя бабушка более подозрительна к незнакомцам. А ведь он все-таки опытный разведчик, ему по долгу службы положено быть бдительным. "Кусок темного стекла в кожаном чехле" может оказаться хитрой мистификацией, а поведение странного нового знакомого - провокацией.
Тема рассказа, конечно, благодатная для дискуссий. Здесь она представлена несколько прямолинейно. И вот этот аргумент, мне кажется, неубедителен:
- В этой войне будут не только жертвы. В ней же будут победители. Герои! Вы не представляете, сколько будет написано книжек, снято фильмов,сделано компьютерных игр... В общем, на результатах второй мировой войны будут кормиться ещё три поколения! Гитлер станет нарицательным ругательством, а обозвать кого-нибудь фашистом будет верхом неуважения! Победа Советской Армии будет воспета в десятках песен! А сколько открытий даст эта война для науки? Сколько будет изобретений, сколько мальчишек будут мечтать походить на героев древности! И вы всё это сейчас убьёте одним выстрелом. Ну, подумайте сами, товарищ Базаров!
Нет уж, не нужен нам такой источник вдохновения, спасибо! К тому же, любая война, хоть и стимулирует некоторые научные эксперименты, зато другие направления науки и культуру отбрасывает на годы назад. Вместо этого "очередной представитель будущего" мог бы сказать, мол, убьешь Гитлера - появится другой лидер, который развяжет войну, и, возможно, он окажется еще хуже "усатенького клоуна". Здесь можно поспорить о роли личности в истории )
Стиль повествования очень динамичный, понравился момент, когда на ошалевшего разведчика насели сразу несколько посланников из будущего.
--
Левина Юлия Сергеевна "Наследие мудрых"
Начало кажется несколько затянутым, к тому же, глаз спотыкается на непривычных названиях (кшер-ир-лийцы, Швир-Ир-Кий). В этот рассказ нужно вчитаться. Обилие заглавных букв добавляет пафоса: Члены Конгресса, Посол Земли, Конгресс Цивилизации Земли...
Итак, завязка: члены Конгресса возмущены тем, что кшер-ир-лийцы создали младенца с гибридной ДНК, наполовину человеческой, якобы с целью защититься от бактериологического оружия неких кассиотян.
Ребенка изымают, цивилизация кшер-ир-лийцев погибает, а через двадцать лет коварные кассиотяне нападают уже на Землю. Тут-то выросший молодой человек и пригодился. Потому что кшер-ир-лийцы, умевшие предвидеть будущее, "никогда ничего не делали напрасно".
Печальный рассказ с красивой идеей.
--
Павлова Татьяна "По вере твоей"
Это рассказ-притча, и стиль изложения полностью соответствует жанру: плавный, сказительный. Есть одна-две фразы, к которым можно придраться, например:
Даже сейчас, когда он так немощен, его авторитет стоит неизмеримо выше распрей алчных баронов.
Но это все мелочи. Финал поучительный )
--
Бел Джулия "Сквозь соль и слезы"
Чудесный, атмосферный рассказ! Так выпукло, отдельными штрихами показаны характеры и взаимоотношения рыбачки Катари и ее семьи. Нет многословных описаний, но персонажи проявляются, как живые, и чувства Катари, главной героини, очень понятны. Необычные детали быта, мелкие подробности тоже добавляют обаяния рассказу: дом-краб, аквариум с морскими хризантемами, сом-лодка, сольмарины - окаменевшие морские брызги, наполненные солнечным светом...
Катари, наверное, догадывалась, что в сделке с дьяволом человеку выиграть невозможно. Очень жаль ее в финале, хочется для нее какой-то надежды.
--
Кагадий Валерий Владимирович "Последний подарок"
Маленькая добрая рождественская история. Стиль, мне кажется, немного простоват, часто встречаются расхожие выражения, которые придирчивые читатели могут счесть штампами: девочка с неизменной улыбкой, изборожденное морщинами лицо, неизменный мешок с подарками. Впрочем, многие известные писатели использовали штампы намеренно, главное - уметь их готовить )
"Кукла старинного образца" - тоже звучит как-то не очень, может, назвать ее просто "старинной куклой"?
Числительные в тексте лучше писать словами, здесь объем рассказа позволяет это сделать.
Здесь в одной из жарко натопленных комнат спала старуха, разменявшая 105 лет.
У него было мало времени, до 12 оставалось всего полчаса.
--
Лобода Андрей "Старик и Тетис"
Вместо того чтобы спокойно наслаждаться чтением, мой мозг настойчиво искал параллели с повестью Хемингуэя ) У главных героев этих двух историй действительно много общего: оба старика чувствуют красоту мира, осознают свое место в нем. Может быть, их рассуждения просты и безыскусны, но они обладают особой мудростью, не жалуются на судьбу, делают свое дело. Пожалуй, Сантьяго у Хемингуэя более упрям и ершист. Как он говорит в финале: "Кто же тебя победил, старик? Никто. Просто я слишком далеко ушел в море". Герой рассказа про Тетис скорее философ, мыслитель.
Также в обеих историях есть огромная рыба, которую ловят, а она потом уходит из рук )
Рассказ получился неторопливый, спокойный и какой-то очень душевный. О том, как все взаимосвязано, как важно бережно относиться ко всему окружающему.
--
Корр Э.И. "Остров"
От рассказа остается впечатление легкости, беззаботности.
Главные герои - симпатичные молодые люди, преуспевающие, не отягощенные мрачными проблемами и душевными переживаниями, безоглядно доверяющие друг другу. Благодаря этому доверию им удается попасть на очень необычный остров.
Где-то в середине ненавязчиво упоминаются сказки Пушкина, мне показалось, что это намек ) Очень уж сказочное настроение у рассказа, а главный герой - ни дать ни взять царевич Гвидон: запросто соорудил замок на пустынном острове, осталось только охрану из тридцати трех богатырей обеспечить )
В целом - приятная история.
--
Неделько Г.А. "Вершина"
Текст напоминает описание какой-нибудь компьютерной игры. Каждый эпизод - описание боя. Вообще-то изображать сражение тяжелыми, пространными предложениями - не лучший вариант:
На миг захолонуло сердце, стоило представить, что с ним может сделать гигантское создание, наверняка, из прочнейших сплавов; впрочем, на подобное времени не было. Гаррет стал усиленно думать, что предпринять в данной ситуации, выглядевшей опаснее прочих, и тут ответ сам пришёл в голову. Через секунду после его удачной попытки увернуться от размахивающих миллионтонных рук робот вознамерился сжечь Гаррета Уинли выстрелом из плазмоглаз - плазмоглаз величиной с облако, почти с планету.
Здесь так и просятся короткие рубленые фразы, рваный текст.
--
Еперин Тимофей "Последний"
Те же замечания, что и к предыдущему рассказу. Громоздкие сложносочиненные предложения не соответствуют острой ситуации, описанной в завязке. Что у нас там происходит: ужасный вирус уничтожил все население. У молодого лаборанта есть всего час, чтобы убить какую-то злодейку. Как автор описывает его действия?
Шокированный происходящим, лаборант опустился на колени рядом с телом. Дрожащей рукой, закрыв глаза профессору, он неспешна поднялся на ноги, смахивая слезы, что катились из его покрасневших глаз. Худой парень, на вид которому не дашь и четверти века, пересилив горечь от своей утраты, решительно направился в сторону сейфа.
Кроме того, в тексте много лишних запятых, и он нуждается в вычитке.
--
Крокодилов Максим "Огонь Инуяши"
Вот это финал! Признаться, финал меня ошарашил.
До самого конца рассказ притворялся доброй историей с заметным оттенком иронии. Читаешь и думаешь - да ладно, где тут хоррор? Есть главный герой - старшеклассник с забавным прозвищем Инуяша, явный романтик (а кому бы еще пришло в голову сравнить череду гаражных крыш с чешуей дракона?) Есть два других элемента школьного любовного треугольника: чудесная девушка Варя и "готичный парень" Ксаррав Фролов, будущий маг и философ:
Как и подобает настоящему оккультисту, Ксаррав был открыт для всего, от боевого НЛП до челябинского мартинизма, и собирался создать со временем собственную метафизику.
Кстати, интересно, чем челябинский мартинизм отличается от обычного? Духовное просветление посредством метеорита? )
Брат Флуорум, реинкарнация Джека Парсонса, мне тоже понравился )
В общем, к концу рассказа, поддавшись обаянию персонажей, читатель утрачивает бдительность и надеется, что все как-нибудь уладится к общему удовольствию. И вдруг - !
Концовка очень впечатлила.
Обновление от 5 июня:
--
DiamondAce "Атриум"
Рассказ с претензией, с большим разрывом между смыслом и содержанием. Сцены, нарисованные автором, лично меня отталкивают, что отбивает желание перечитывать рассказ в поисках подтекста. Но картина получается яркая, и подтекст там определенно есть. Возможно, даже не один.
В общем, текст вызывает массу подозрений )
Понравился темпоритм. Из всех прочитанных рассказов этот - самый ритмичный, даже отдельные фразы ритмически выстроены. Это похоже на метроном, подчеркивающий очередное двухминутное обнуление.
--
ДобрушинЕ.Г. "Inmemorian"
Еще один рассказ на злободневную тему, учитывая недавние лондонские события...
Эх, если бы с терроризмом можно было бороться хотя бы таким способом!
Рассказ понравился, но возникло впечатление, что он был написан, что называется, целиком "под идею". Из-за этого персонажи получились немного плоскими, марионеточными. Что мы знаем о Моше, о Рахели и ее брате? Только то, что нужно автору для выражения идеи. Яков полон решимости отомстить за родителей. Рахель любит мужа настолько, что готова простить ему прошлое. В финальном диалоге с братом она говорит так, словно передает слова автора.
В общем, хотелось бы добавить рассказу немного воздуха.
--
Wassilevs "Цветочек аленький"
Больше половины рассказа занимает драка двух охотников за артефактами, но потом в дело вмешивается человеческий ребенок, и в итоге получается сказка "про то, как гром с молнией поссорились, а дождь и радуга их помирили". Настроение сцепившихся искателей в момент, когда у них из-под носа увели искомую вещь, передано классно.
Финал как бы намекает, что Настенька - будущая талантливая писательница и будет "творить новые вселенные", только на бумаге? Хороший был бы подарок от двуцветика.
--
Шауров Эдуард "Убить Червя"
Крутой детектив в фантастическом антураже с очень сюрпризной концовкой. Любой читатель, когда-либо имевший дело с лопатой и дождевыми червями, к середине рассказа испытывает острое желание настучать Нику по голове ) Но все заканчивается неожиданно благополучно.
Понравилось, как написано.
Обновление от 7 июня
--
Люминов М. "Для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным"
Такой маленький рассказ - и такое широкое поле для размышлений!
Чтобы написать средних размеров роман, человеку потребуется, как минимум, пара месяцев. Архимед справится с этой задачей за доли секунды.(...) Ему не составит труда написать книгу конкретно под этого человека, с учётом всех его психологических особенностей. Так, чтобы он читал, забыв обо всём на свете.
Как следует из аннотации, в рассказе идет речь о цивилизации, преодолевшей кризис сингулярности. Благодаря компьютеру Архимеду вокруг царит безграничное уважение к чужой точке зрения, по крайней мере, до тех пор, пока каждый держит свое мнение при себе. Никаких столкновений интересов, никаких споров, и единственным достойным собеседником для каждого человека является Архимед. Между собой люди обмениваются разве что байками и забавными случаями из жизни. Неудивительно, что взрослые в рассказе похожи на детей. Чуть что - надо посоветоваться с Архимедом. Он и подскажет, и научит, и помирит...
Интересно, как многомудрый Архимед ответил бы на самый главный вопрос Жизни, Вселенной и Вообще? :) Подозреваю, что ответ был бы индивидуальным для каждого человека.
--
Зима Бранимир "Чертова дюжина"
Десять негритят... то есть, тринадцать пожарников в таежном лесу.
Если честно, общее впечатление от рассказа: нас пугают, а нам не страшно. Некоторые фразы выдают слегка отстраненное отношение рассказчика к происходящему. Например, когда перевязывали раненого:
Никогда не видел столько боли в одном лице.
Он как будто наблюдает и анализирует.
Еще один момент, три дня спустя:
Нехватка сна, нервное напряжение, голод всё это отражалось на лице - смотреть в зеркало стало страшно.
Какое еще, к черту, зеркало? )) До красоты ли тут, когда тебя того и гляди сожрут - в прямом смысле или в переносном... Или эта отстраненность главного героя показана нарочно? Может такое быть, что наш рассказчик - и есть виновник случившегося в части?
Кроме него, на роль главного злыдня у меня нет претендентов )
--
Махавкин А.А. "Легенды"
Хочется добавить к названию "...Древней Греции и Древнего Рима". Была у меня в детстве такая книга.
Рассказ полон отсылок к мифам о трех сестрах Горгонах, о Грайях, об Андромеде и Персее. Читать и угадывать, кто есть кто, захватывающе интересно )
--
Просвирнов А.Ю. "Загадки вокруг Люция"
Детектив - это всегда интересно, а детектив с элементами фантастики - еще интереснее, хотя вычислить преступника здесь становится на порядок сложнее.
Признаться, сначала я заподозрила Вику )
Рассказ читается очень легко, он хорошо сбалансирован: в начале дается достаточно деталей, чтобы сложились живые образы действующих лиц; ближе к финалу, когда действие нарастает, деталей и подробностей становится меньше. Это делает рассказ более динамичным.
--
Семикова Лариса "Стремилась ввысь душа твоя"
Уютная семейная история ) Не уверена, что хотела бы оказаться на месте рыбки, но на что только не пойдешь, чтобы не оставлять любимых родственников без присмотра!
Неспешное, плавное повествование тоже добавляет рассказу "уютности".
--
Ярцев Г.Ю. "Интернет против"
О, еще один фантастический детектив! Это радует, детективы мы любим.
Нарисованная в рассказе реальность слегка пугает. Зато повеселил момент, когда всесильный Интернет проиграл дело против кошек. Кстати, с чего он вообще на них ополчился? Коты - это ж основной поставщик контента ))
Конец показался немного скомканным. Кто тот человек в белом костюме, откуда он узнал о своем устранении, почему не сбежал в конце концов, как сумел подключиться к Исполнителю... осталась масса вопросов.
--
СычевК.А. "Pokemon Goal"
Рассказ - веселая, бодрая смесь из реала и вируальности. Главный герой готов на все, лишь бы наша сборная по футболу выиграла кубок конфедерации, и этим сразу вызывает симпатию. Текст читается легко, но, думаю, в первую очередь он будет интересен любителям компьютерных игр и покемонов. Для меня там было много незнакомых понятий (комбо, бафы, эффект от навыков, и т.п.)
В общем, это история для определенной аудитории.
Фух, тридцать рассказов в обзоре!
Смотрю на длинный-длинный список на главной странице конкурса и думаю, что дальше, наверное, буду "обозревать" рассказы выборочно :)
--
Тояма Токанава "Старый и Хитрая"
Это маленькая зарисовка о взаимоотношениях Старого, Хитрой и хозяина, с перевертышем в конце. Не хочу здесь спойлерить и раскрывать интригу; я догадалась, о ком идет речь, примерно в середине, но это потому, что я тоже не люблю тополя. Пакостники они еще те )
Ну да, здесь нет развития характеров, нет острых драматичных ситуаций, но тем не менее новелла получилась очень симпатичная. Разве обязательно каждый рассказ должен нести какую-то идею? Зато здесь хорошо показана добродушная ворчливость Старого, разве что Хитрая вышла несколько однобоко, и хозяин присутствует так, эпизодически.
Если пофантазировать, как добавить рассказу "идейности", можно, например, более активно ввести в действие хозяина. Получится, как у Высоцкого: "А тот, который во мне сидит, Изрядно мне надоел"... Или добавить рассказу контрастности, перемешав эпизоды из прошлого и будущего: сейчас мы видим пожилого, усталого рассказчика, а ведь когда-то он был молодым и шустрым и только пытался сработаться с хитрой напарницей.
Но мне кажется, и в нынешнем виде зарисовка неплоха.
--
Нюся Красилова "Дворняжка"
Тема, в общем, избитая, но здесь она подана очень выразительно. Живые диалоги, неровные, оборванные фразы, яркая картина мертвого парка, цветовые ассоциации... Желтая вспышка светофора - последнее, что осталось в памяти Макса перед аварией, и этот цвет постоянно сопровождает его, пока его сознание блуждает... где-то там.
Нелинейная композиция тоже удачно выбрана, мы видим события в ретроспективе, это придает сцене свидания Макса и девушки особое настроение. Интересно, что финал рассказа автор оставил открытым. Невольно задумаешься: что же выберет "дворняжка"? Согласится?
Один спорный момент: таинственный "неприметный незнакомец" в роли старухи с косой получился слишком уж человечным ) Он же сам сказал: у них "квота", один человек должен погибнуть, им все равно, кто именно. Ну и выбрал бы наугад еще в машине. Однако он сначала заключает договор с Максом, потом предлагает выбор девушке... ради чего? Они с каждой влюбленной парой так носятся?
Но в целом рассказ очень понравился, он цепляет именно своей эмоциональностью.
--
Елена Елина "Храм Тысячи Звезд"
"Вот он, мой заклятый враг - лестница!" - как сказал Бо из мультфильма "Кунг-фу Панда".
Здесь у нас тоже имеется лестница - бесконечный серпантин, ведущий к храму Тысячи Звезд. Длинная лестница-дорога, постепенно меняющая характеры героев - красивый образ. Добравшись до цели, оба загадывают совсем не то, что хотели изначально.
Хотя в тексте это прямо не говорится, конечно же, романтические клеточки моего мозга быстро смекнули, какое желание загадал в храме господин дракон. Эх, я бы на его месте... ну ладно ))
Что не очень понравилось в тексте:
Первый абзац так и хочется переделать. И первая фраза выглядит не особо, и фраза "наш Творец был самым лучшим творцом на свете" слегка отдает иронией, и условие насчет безвредности желания очень сомнительно... Я про это:
Если желание никому не вредило, оно тут же исполнялось.
Это тонкий момент. Даже если я пожелаю мелочь вроде нового платья или прически, я тем самым лишу куска хлеба какую-нибудь портниху-парикмахершу, то есть, в общем-то, нанесу вред. Неумышленно.
Второй спорный эпизод - объявление помолвки на балу. Простите, но где эмоции героини? У нас тут любовный рассказ или как? Девушка решительно настроена против свадьбы. Вдруг она узнает, что женихом должен стать ее друг детства, с которым у них планируется общее приключение. Что она чувствует: облегчение (слава богам, хоть не чужой человек!), раздражение (чтоб тебе шею свернуть на той лестнице!), или же ей до лампочки, все равно она планирует увильнуть от свадьбы?
В рассказе обозначено только молчаливое удивление:
Мы же с Даркеном переглянулись. Похоже, для него это - такая же неожиданность, как и для меня.
Мне кажется, выбранный жанр дает право на более яркое выражение эмоций ))
Обновление от 13 июня:
--
Ковалевская А.В. "О политике с чистыми руками"
В аннотации сказано - байка, и стиль изложения выдержан с первой фразы до самого финала. Очень юморной, "вкусный", душевный рассказ.
Бульбальганцы очаровательны )) Любовь к безупречным отчетным документам и тщательное вымерение межглазного расстояния на таможне, строгие девушки-волонтеры, каменнолицые Батьки, "пасущие стада астероидов постреди тучной звездной равнины"... Такая яркая, веселая картинка получилась.
--
Калинин Алексей "Драконьи поборы"
Вот это по-нашему, по-драконьи!
Хитрый дракон подманивает простодушных рыцарей сказками о прекрасной принцессе и регулярно пополняет сокровищницу, не забывая отстегивать королю налоги. Прямо "Вождь краснокожих" О. Генри в фэнтезийном антураже! Вот только интересы принцессы как-то не учтены. Конечно, чешуйчатый хитрец заранее накладывает на нее заклятье безмолвия, как только она возвращается в замок, но обиженная женщина и без слов может дать прикурить любому дракону. Принцесса здесь так нарочито спокойна, что невольно закрадывается подозрение: она явно вынашивает какой-то план.
Думаю, в недалеком будущем нашего дракона ждет немало сюрпризов )
--
Павлова Н.И. "В поисках нового Солнца"
В аннотации к рассказу висит предупреждение: "антинаучная фантастика", что сразу снимает вопросы и претензии к автору. Хотя вопросы возникают интересные. Реально ли построить такие двигатели, чтобы целая планета могла дрейфовать в космосе? Что будет с атмосферой? Какие силы будут действовать на планету, когда ее звезда исчезнет? Может, нас вообще разорвет на тысячу маленьких астероидов? Не проще ли построить эскадру кораблей для эвакуации уцелевшего населения? и.т.д.
В общем, если бы нашелся заинтересованный читатель, сведущий в физике, прочесть его комментарии было бы не менее интересно, чем сам рассказ.
--
Реликт "Грибное Место"
Здорово написано! И очень жутко. И такой контраст между отчаянным положением запертых в Грибном Месте людей и бесстрастным тоном юной рассказчицы. Дети абсолютно бесхитростны, что видят, то и говорят.
Необычная композиция: рассказ представляет собой отрывочные воспоминания девочки, и, когда его читаешь, впечатление такое, словно сам идешь по кругу: Матрена Ивановна - коровы - сказка - дядя Семен - сказка - коровы - мамка ...
Если я правильно поняла, Выселки - это "простой выход", для тех, кто оставил надежду выйти из круга?
Рассказ перечитала раза три, все надеялась найти какую-то подсказку насчет выхода. Не нашла )) Интересно, удалось ли Ивану Сергеевичу отыскать подходящее время и место...
--
Черкашина Инна "Бык у водопоя"
В рецензиях на разные книги мне часто попадалось словечко "атмосферный". Настолько часто, что уже навязло в зубах ) Но здесь по-другому не скажешь - именно атмосферный рассказ. Какая тут степь, какие курганы! (Кстати, я только сейчас узнала, что байбак - это сурок).
Таинственный солнечный бык, молчаливый герой рассказа, получился отлично. Повезло ребятишкам, что он решил вмешаться и передать через Веру предупреждение об опасности! В общем, Степь вышла такой роскошной, что почти затмевает собой человеческих персонажей ))
Не знаю, сможет ли оторваться от степи Каяр, племянник шаманки, а вот Вера наверняка будет возвращаться туда раз за разом. Некоторые места просто притягивают к себе.
Обновление от 14 июня:
--
Сороковик А.Б. "Игра в кошки-бешки"
Я обычно просматриваю рассказы по списку, но коты заслуживают того, чтобы обозреть их вне очереди )) Тем более такие коты, которые вытащили на новую экономическую ступень развития целую космическую колонию. Дело происходит в далеком будущем, хищная Метрополия нагло монополизирует разведение хвостатых крысоловов, поставляя в колонии только стерилизованных кошанов. Ситуация складывается критическая (интересно, а химикатами они крыс морить не пробовали?).
Однако, благодаря счастливой случайности и дальновидности Марка, президента колонии Аврора, со временем во Внешних Колониях воцаряется полная обезмышенность, а на Авроре - кошачий... простите, бешачий радикализм. Мне, как большой поклоннице кошек, эта картина радует глаз. Рассказ представляет собой хороший набросок бизнес-плана, который, возможно, в будущем может оказаться полезным какому-нибудь толковому президенту.
Мораль: нет такого закона, который нельзя было бы обойти!
--
Зима Ольга "Пусть солнечный ветер..."
Короткая зарисовка о том, как книги сделали из ИскИна личность. На нашу голову ))
Понравился стиль изложения. Лаконичный, местами ритмичный текст заставляет подозревать, что автор кроме прозы увлекается также стихосложением.
Не понравилось то, что из всего нашего богатого литературного наследия ИИ вынес только мысль о потенциальной опасности людей для всего живого. И это все? ИскИн вдруг осознает себя личностью - и ему не хочется побеседовать с другими такими же личностями о красоте, о смысле жизни, о морали, о любви, в конце концов?
Возможно, в корабельной библиотеке было слишком много романов-антиутопий.
Вывод: прежде чем оставить корабль на попечение дроидов, нужно внимательнее приглядеться к содержимому книгохранилища, господа пилоты )
--
Кашин Анвар "Старый друг - новый друг"
Вот еще один рассказ про ИИ, только гораздо более оптимистичный!
Искуственный интеллект здесь получился на редкость человечным, по-другому не скажешь. Для Виктории Александровны все начитается с обычного рабочего проекта, а заканчивается созданием отдельной личности (в начале рассказа невольно думаешь, что речь идет о ребенке).
К рабочему проекту так не относятся:
Кто он теперь? Как видит мир, в котором живет, и кем себя сознает? Страшно задавать такие вопросы, и еще страшнее услышать ответы на них. Вика и не задавала, она часами с невыразимо странным удовольствием просто болтала с ним в чате.
Мне бы очень хотелось, чтобы вы повзрослели и сумели научиться друг у друга чему-нибудь настоящему.
Оказалось, что виртуальный человек действительно повзрослел, настолько, что готов был пожертвовать собой, чтобы защитить "маму". К счастью, Вика обещала его восстановить, так что финал у рассказа получился счастливый, к радостному облегчению читателей ))
Когда речь заходит об искусственном интеллекте и тому подобных вещах, мне очень близка точка зрения Семеныча из рассказа:
Важно, что за аватаром моего противника стоит живой человек, и этого человека я бы хотел считать своим другом.
А вообще, повторюсь, мир компьютерных игр для меня - загадка. Так что я вполне могла что-то упустить в рассказе.
--
Шабельник Р.В. "Хроника крутящего"
Небольшой рассказ, позволяющий взглянуть на жизнь глазами раба. Написано сильно, поэтому слегка переворачивает сознание. Вместо бунта, зубовного скрежета и сетований на несправедливость - отстаивание "своего" привычного места у колеса, мелкие радости вроде похлебки или камушка с дырочкой, почти родственное отношение к надсмотрщикам, удовлетворение и даже гордость от работы.
Герой рассказа вызывает острое сочувствие, хотя он-то, кажется, всем вполне доволен. Но это и страшно.
--
Славич Никас "Огонь не угаснет!"
Патетические произведения писать невероятно сложно: одна фальшивая нота - и прощай доверие к автору. Мне кажется, один из способов избежать этого - применить так называемую "окольцовку", вести рассказ не от лица автора или главного героя, а от лица другого персонажа.
Вспомним похожий пример - "Легенду о Данко" Максима Горького. Эта история преподнесена как "рассказ в рассказе", собственно легенду автору рассказывает старая Изергиль. Ей читатель легко прощает и пафос, и неумеренное восхищение Данко, потому как для нее это естественно.
Мне кажется, здесь тоже можно было применить похожий прием. Например, рассказать историю от лица медсестры, ведь она была свидетельницей произошедшего.