Волгина Алёна : другие произведения.

Замечания на тему: как подступиться к масштабному реалистичному фэнтези :)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   Раз уж мы тут всё равно флудим в ожидании результатов, может, попробуем пофлудить поближе к теме конкурса? ;)
  Итак, среди конкурсных работ есть две очень сильные, написанные в жанре реалистичного фэнтези: "Царь без царства" и "Стрела, монета, искра".
  Нет, здесь не будет на них рецензии, так как эти произведения уже и так часто встречались в обзорах. Оба романа получили много хороших отзывов, с которыми я совершенно согласна, так что зачем повторяться )
  От себя могу разве что добавить, что обе работы производят впечатление очень профессионально написанных. Всё-таки, в основном, мы тут все любители собрались ) И бывает, что в тексте это любительство заметно. К примеру, нравится автору представлять своих героев в какой-то ситуации, вот он и вводит эту сцену в роман, хотя она ничего не даёт сюжету, более того, нарушает его динамику. Есть и другие типичные недочёты, которые автору очень сложно заметить, обычно на них указывают критики.
  Так вот, в этих двух романах ничего такого нет. И раз уж мы вспомнили о критиках, то в отзывах к этим двум работам также встречались такие фразы: скучноватое начало, слишком подробная детализация, слишком много внимания фону, и.т.п.
  Поскольку от тщательно выписанного фона в этом жанре никуда не денешься, давайте посмотрим, чем разбавляют его другие писатели, авторы масштабных исторических и фэнтезийных романов, чтобы заинтересовать читателя и не дать ему сбежать после первой же главы.
   Сразу скажу, что всё нижеследующее - это не советы "как писать" какому-нибудь конкретному автору, а, скорее, подсказки для тех, кто решится замахнуться "на Вильяма нашего Шекспира", т.е. на историческое или реалистичное фэнтези.
   К примеру, возьмём роман Болеслава Пруса "Фараон", кстати, имеющий в сюжете кое-что общее с романом "Царь без царства". Исторический роман в трёх книгах, воссоздающий картину Древнего Египта, смену династий, борьбу молодого фараона с могущественной кастой жрецов. В общем, эпичнее некуда. И что делает хитрый автор? В первой же главе даёт эпизод, естественный для реальности, описанной в романе, но совершенно дикий для современного читателя. Чтобы не заступить дорогу двум священным жукам-скарабеям, жрец Херихор направляет египетское войско в обход, попутно уничтожив канал, на строительство которого ушло десять лет. Конечно, после такого читатель просто обязан будет задержаться в этой книге ещё на несколько страниц, чтобы посмотреть, что отчудит старик Херихор в следующих главах.
   Итак, первый приём - начать роман с мощного эпизода, отлично характеризующего ваш придуманный мир и вместе с тем приводящего читателя в состояние лёгкого культурного шока )
   Подобную ситуацию придумать довольно сложно, поэтому некоторые писатели попросту начинают роман с какой-нибудь динамичной сцены, с экшена. Или с какой-нибудь загадки. "Обреченное королевство" Брендона Сандерсона начинается сразу с убийства правителя. "Сага о живых кораблях" Робин Хобб начинается с поиска сокровищ на одном таинственном острове. Ну, это понятно.
   Второй приём - в первой же главе организовать встречу главгероя с девушкой (или главгероини с парнем - неважно). Тонкий намёк на романтическую линию - тоже неплохое средство привлечь читателей (или читательниц)). В том же "Фараоне" в первой же главе Рамсес встречается с Саррой. У Ефремова в "Таис Афинской" на первых страницах Таис знакомится с Птолемеем. В романе Фейхтвангера "Гойя", в самом начале происходит встреча Франсиско Гойи с Каэтаной Альба. Этот роман тоже подходит к нашей ситуации, так как рассказывает не столько о самом художнике, сколько о его окружении, о противопоставлении Испании конца 18 века (абсолютная монархия, приверженность традициям, инквизиция) и бунтарской Французской Республики. Можно ещё вспомнить романы "Камо грядеши" Сенкевича, "Саламбо" Флобера, но в этих произведениях любовная линия вообще является одной из главных, так что они не в счёт.
   В конце концов, если автору романтика в книге совсем не нужна, эту линию можно потом тихонечко слить. Читатель всё равно уже никуда не денется.
   Наконец, третье, чем активно пользуются упомянутые выше писатели - это сноски.
   Посмотрите, первая глава "Фараона" просто пестрит ими! Ефремов тоже писал, что намеренно перегружает первые главы бытовыми и прочими подробностями, чтобы читатель быстрее вжился в созданный им мир, однако и сносками он пользоваться не забывал. Да, в "Царе без царства" тоже есть ссылка на "Энциклопедию мира", но эта энциклопедия - большой структурированный справочник. Попробуй-ка сходу найти в нём, например, кто такой Аасим ас-Джаркал, упомянутый в первой главе. И что означает "Первый-в-Круге".
   Конечно, не все писатели любят сноски. И не все читатели по ним ходят, чего уж. Но иногда они бывают очень удобны.
   Я надеюсь, мы тут вспомним ещё много приёмов, помогающих читателям преодолеть первые страницы крупных эпических произведений. Образно говоря, взобраться на гору и с высоты увидеть мир, нарисованный автором.
   Желательно, конечно, привести конкретные примеры книг с "богатым внутренним миром", повествующих о событиях эпохального масштаба )
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"