Бершадский Владимир Евгеньевич : другие произведения.

13 - Наставления по службе в русской Армии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Солдатушки, бравы ребятушки, где же ваши жёны? Наши жёны - ружья заряжёны!

  Наставления по службе в русском войске
  М. Авилов. Поединок Пересвета и Челубея
  Честь
  Б. Ольшанский. Битва дружины Святослава на Днепровских порогах
  В. Маторин Ледовое побоище
  А. Бубнов. Утро на Куликовом поле
  П. Попов. Удар Засадного полка в Куликовской битве
  Продолжение темы в следующих статьях: Как в русской армии появились первые воинские уставы?
  Дисциплинарные команды армии - из иврита
  Встать
  Происхождение слова стать
  Смирно!
  Происхождение слова смирный
  Вольно!
  Молчать!
  Слушаюсь
  Как в русской армии у воинов появились не только обязанности, но и права?
  
  
   Наставления по службе в русском войске
  
  М. Авилов. Поединок Пересвета и Челубея
  
  Много веков назад весомо и гордо зазвучало имя "Русь" {от רוסס /росъс = "окропляю Росой"}, вышло на историческую арену новое государство - Русский каганат.
  
  Свою Родину {букв. "вот бог Род (образ фалла) - רועד /роэд = "трясу, качаю ""} наши предки {פרי דק /при док = "плод, рождение + небо"; פרה דכא /пара + дъкаъ = "плодоношение + подавляет, заставляет"} всегда защищали мужественно и стойко. "Сей народ, - писал о них византийский историк Лев Диакон, - отважен до безумия, храбр и силен".
   Трусость в бою или сдача в плен традиционно считались в русской армии величайшим позором не только для самого воина, но и для его близких и родных. Выражение "по отцу и сыну честь" точно характеризовало отношения, сложившиеся на Руси. Общественное мнение осуждало неисполнение воинского долга или нарушение данного слова. Понятие о чести воина являлось фундаментом дисциплины.
  ----------------------------------------------
  Честь
  צית/циет - "слушался, повиновался". В арамейском произношении - "чес".
  צית שת /циет шът - "Повиновение основа"
   Как командовали русские отцы-командиры: "Солдатушки, помни присягу! Огонь! Пали!!"
   По древнерусски - "чесной". Честь заставляет быть послушным присяге (шерти). Честь - это послушание тому, кому дал слово, присягу, скрепленную Богом (крестоцелованием или целованием Торы, Корана, или иного предмета, связанного с Богом). См. Хазары, Быдло
  =======================
  Издревле отличительной чертой русского воинства стало высоко развитое чувство товарищества, готовности пожертвовать жизнью "за други своя".
  Важное место в традициях русского воинства отводилось клятвенному слову.
  ---------------------------------------------
  Клятва - כלה תבוא/кла таво = " уничтожение + ты ведёшь", так что не клянись!)
  =========================
  Перед выступлением в поход, перед решающим боем воины давали клятву на оружии, перед Перуном или другими языческими богами, а после принятия христианства - целовали крест.
  
  
  Б. Ольшанский. Битва дружины Святослава на Днепровских порогах
  До нас дошло немало фактов высочайшей самоотверженности русичей, их верности данному слову. В историю русского военного искусства яркой страницей вошло сражение войска киевского князя Святослава в 971 году с армией византийского императора Цимисхия у крепости Доростол. Превосходящие силы византийцев два месяца осаждали крепость. Перед решающим сражением Святослав обратился к воинам: "Так не посрамим земли русской, но ляжем здесь костьми, ибо мертвые сраму не имут". Воины ответили князю: "Где твоя голова ляжет, там и свои головы сложим". Они сдержали свою клятву и с честью вышли из кровопролитного сражения. Цимисхий вынужден был заключить почетный для Святослава мир.
  
  Требования воинской дисциплины, основанные на верности воинскому долгу, готовности к самопожертвованию в бою за родную землю, обостренном чувстве воинской чести в виде неписанных традиций, наставлений и поучений передавались из поколения в поколение русских воинов.
  
  Одним из первых русских документальных источников, в котором заложены требования воинской дисциплины, стало "Поучение" Владимира Мономаха. В нем даны рекомендации по ведению разведки, организации лагеря, управлению войсками и т.д. В "Поучении" Мономах наставлял потомков: "На войну выйдя, не ленитесь, не надейтесь на воевод. Сторожей сами наряжайте, и ночью со всех сторон расставив охрану, ложитесь около воинов, а вставайте пораньше. Оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись. Лжи остерегайтесь и пьянства, от того душа погибает и тело". Особый акцент делал на взаимоотношения воинов: "...при старших молчать, мудрых слушать, старшим повиноваться, с равными и младшими в любви пребывать".
  
  
  В. Маторин Ледовое побоище
  Исторически сложилось, что до XV века русское войско состояло из двух основных частей: профессионального ядра, которое составляла княжеская дружина, и ополчения. Дружинники были связаны клятвой на верность князю, но в мирное время могли открыто покинуть дружину и перейти к другому князю или "удалиться на покой". Но с момента выступления в поход вступало в силу правило, что каждый, покинувший дружину, - изменник и перебежчик. Он становился изгоем или карался смертью. В бою дружинники бились упорно и ожесточенно, стояли до конца, предпочитая смерть позору. "Меча изломавшие, и руками начаша битися", - писал о них летописец.
  
  Для ополченцев, набранных из простого народа на период боевых действий, военная служба была временным явлением. Они значительно уступали дружинникам в боевой подготовке, но традиционно отличались высокой стойкостью и самоотверженностью, так как защищали родную землю и шли в бой за правое дело.
  
  
  А. Бубнов. Утро на Куликовом поле
  Ярким примером высочайшего мужества, самоотверженности, дисциплины и выдержки княжеских дружин и ополченцев стала Куликовская битва.
  
  На Куликовом поле первым принял на себя сокрушающий удар наемной генуэзской пехоты и конницы Мамая передовой полк, состоящий почти исключительно из ополченцев. "Пешая русская рать, - донесли до нас летописи, - аки древеса сломишаяся и аки сено посечено лежаху". Полк погиб почти весь, но с места не сошел, выполнив свой долг до конца.
  
  Исход битвы решил засадный полк, состоящий из конных княжеских дружинников. Им, профессиональным воинам, было нестерпимо больно оставаться безучастными свидетелями гибели в бою товарищей. Но, повинуясь приказам князя Андрея Серпуховского и воеводы Боброка, дружинники, сохраняя высокую выдержку, дождались переломного момента битвы и нанесли стремительный удар в тыл и фланг войску Мамая.
  
  Шли века, изменялось оружие, способы ведения боя и принципы комплектования войск, но неизменными оставались традиции ревностного служения Отечеству.
  
  
  П. Попов. Удар Засадного полка в Куликовской битве
  В средние века в русском государстве начинают вырабатываться нормативно-правовые документы, определяющие права и обязанности военнослужащих, требования к воинской дисциплине.
  
  В 1571 году при Иване Грозном был утвержден "Боярский приговор о станичной и сторожевой службе". В нем не только были определены основные задачи сторожевой службы на границах русского государства, порядок ее несения, но и установлены меры наказания за недобросовестное исполнение служебных обязанностей.
  
  В этом документе вопросы организации службы ставились очень жестко: "А стояти сторожем на сторожах с коня не слезая... А станов им не делати, а огни класть не в одном месте..., а в коем месте кто полднивал, и в том месте не ночевать, а кто где ночевал, и в том месте не полднивать!".
  
  Небрежность в организации службы могла обернуться большой бедой для всего государства, поэтому "Боярский приговор" предусматривал: "А которые сторожи, не дождався себе отмены, с сторожи съедут, а в те поры государевым украинам от воинских людей учиница война, и тем сторожем быти казненным смертью...". В то же время жесткая регламентация сочеталась с большой самостоятельностью военнослужащих. Подчеркивалось, что в рамках общих положений станичники вольны "ехати, которыми местами пригоже", действовать "посмотря по люди и по делу", самостоятельно решать, как будет "податнее и прибыльнее".
  
  Основные положение "Боярского приговора" действовали более ста лет.
   Продолжение темы в следующих статьях:
  Как в русской армии появились первые воинские уставы?
  В начале ХVII века в России впервые появился военно-правовой документ, в названии которого было слово "устав". В 1607 году был издан, а в 1621 году переработан и дополнен "Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки". Во многих его статьях, а всего их было 663, говорилось о воинской дисциплине и морально-боевых качествах воинов. Устав предписывал военнослужащим "всякое береженее иметь" к своему оружию, поддерживать друг друга в бою "делом и разумом". Виновных в измене, разглашении тайны, убийстве мирного населения, трусости в бою и пьянстве в боевых условиях подвергать смертной казни. В 1649 году в Соборном Уложении (свод законов) были закреплены обязательства государства по защите имущественных и прочих интересов ратных людей, частично определены их права и обязанности, установлена ответственность за воинские преступления и нарушения дисциплины. Переломным для русского войска стал ХVIII век. Создавая новую регулярную армию, Петр I "железной рукой" насаждал в ней жесткую дисциплину. Введенная им рекрутская повинность насильно отрывала крестьян от земли и на всю жизнь отдавала в военную кабалу (до 1793 года солдатская служба была пожизненной). Между солдатами и офицерами встал кастовый барьер. В армию пришла жестокая муштра и палочная дисциплина.
  ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
  Дисциплинарные команды армии - из иврита
  
  Встать
  Происхождение слова стать
  Стать (глагол). Этот глагол имеет индоевропейскую природу (из соответствий можно назвать английское stand - "стоять", немецкое steigen - "встать").
  ---------------------------------------------------------------
  סת / ст - "свят Господу"
  Stand \ סתענד // станд = "свят Господу ++ 1. отвечать, исполнять просьбу, провозглашать, свидетельствовать; заставлять (197/231) ++ судить; придавать силу; этот, именно этот (70/231: נד)"
  Немецк. steigen - "встать" \ סת ע"י גן - "свят Господу ++ посредством ++ защищай, дерево, ограда (52/231)"
  ==========================================================================
  Стать (телосложение). Это слово в значении "телосложение" имеет индоевропейскую природу и восходит к той же основе, что и глагол стать.
  Происхождение слова стать в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
  
  стать I ста́ну, укр. ста́ти, ста́ну, др.-русск. стати, стану, ст.-слав. стати, станѫ ἵστασθαι, γίγνεσθαι (Супр.), сербохорв. ста̏ти, ста̏нем, словен. státi, stȃnem "стать, сто́ить", чеш. státi sе "произойти, стать", слвц. stаt᾽ Родственно лит. stóti, stóju "приступать, становиться", лтш. stât "становиться", др.-прусск. роstāt "стать", др.-инд. asthāt аор. "встал, стал", tíṣṭhati "стоит", авест. hištaiti - то же, лат. stō "стою" (*stāi̯ō), греч. ἵστημι, гомер. στῆ, д.-в.-н. stân, stên "стоять", лат. sistō, ирл. táu, at-táu "я есмь" (из stāi̯ō), см. Траутман, ВSW 281; Мейе-Вайан 29; Уленбек, Aind. Wb. 346 и сл.; Торп 477 и сл.; М.-Э. 3, 1052. См. ста́ну, стоя́ть.
  стать II, ж., род. п. -и "осанка, фигура; причина, повод, способ", диал. "возможность, случай", олонецк. (Кулик.), "обычай, характер, манера", арханг. (Подв.), сербск.-цслав. постать μέρος, τρόπος, сербохорв. пȍстȃт "ряд (при жатве)", др.-чеш. роdstаt᾽ "substantia" Родственно лтш. stāt|is "стойка", авест. stāiti- ж. "стояние, стойка, установление", др.-исл. stód ж. "место, стан"; др. ступень чередования: др.-инд. sthítiṣ, sthitíṣ ж. "стояние, пребывание, стан", греч. στάσις "прочность, положение; восстание", гот. staÞs м., д.-в.-н. stat ж. "место", нов.-в.-н. Stadt "город", Statt "место", лат. statiō ж. "стоянка", statim "стоя, на месте"; см. Траутман, ВSW 283; М.-Э. 3, 1052; Уленбек, Aind. Wb. 347; Торп 478. Отсюда кста́ти, статья́ (Котошихин 74 и сл.), др.-русск. статие ср. р. "стояние, осада". Родственно стать, ста́ну, стоя́ть.
  Происхождение слова стать в этимологическом онлайн-словаре Фасмера М.
  Стать (глагол). Общеслав. Родственно лит. stóti "становиться", др.-прус. postāti "стать", нем. stehen "стоять" и т. д.
  Стать (сущ.). Общеслав. индоевроп. характера. Образовано с помощью суф. -ть (< *-ti) от основы ста- (см. стать, глагол). Того же корня, что греч. stasis "положение, прочность", нем. Stadt "город", лат. statim "стоя, на месте", стать, станция, стоять (см.). Исходное значение - "прочное стоячее положение", затем - "стройность". Ср. по всем статьям.
  Происхождение слова стать в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.
  
  בסטה אתתי // вста атти = "топтать (בס - 34/231), попирать [בסה] ++ סטה уклоняющийся от нормы ++ 82/231טה - " нарушение закона + את ты (ж.р.) ++ אתתי сигнал мой"
  
  Смирно!
  Происхождение слова смирный
  Сми́рный. Образовано от смиръ - "мир, покой", образованного приставочным способом от миръ по типу смерть.
  Происхождение слова смирный в этимологическом онлайн-словаре Крылова Г. А.
  Сми́рный. Искон. Суф. производное (суф. -ьн-) от смиръ "мир, тишина", в белорус. яз. еще известного и являющегося, вероятно, производным от миръ такого же типа, как смерть, счастье, сдоба и пр. (см.).
  Происхождение слова смирный в этимологическом онлайн-словаре Шанского Н. М.
  
  שמעיר נו // смир но = "שמ назначать, делать, превращать [שים] + + שמע слушай! + + עיר огородить {сделать ограду, город} + + יר - "Бояться [ירא], быть испуганным; испытывать благоговейный трепет ; благоговение " יר (163 / 231) + + נו быть смиренным (103/231 )
  " - при команде "смирно!" солдат должен вытянуться в струнку, руки по швам, голову назад, открыв шею, т.е. полностью подчинив себя вышестоящему начальству, взгляд трепетен:
  תרה פעת // тре пэт - "предостерегать, предупреждать ++ ты стонал, ты блеял"
  טרפת / трефет // трепет - "ты терзал; ты изранил" - быть в трепете - быть в страхе, в ужасе.
  Вольно!
  1. בו עולי נוע // во оль но = "בו в нём ++ עול ребёнок, {можно} עולי грешить мне ++ נוע двигаться"
  2. בעלי נוע // воли но // воль но = "בעלי Хозяин мне, муж мне ++ נוע двигаться"
  3. וולי נוע // воли но // воль но = "וול Бог (43/72) י мой ++ נוע двигаться "
  
  Молчать!
  מעל צתי / маъл цати // мол чать = "מעל сверху ++ צת - "слушаться мне, повиноваться мне ; заставлять слушаться меня; (225 / 231 ) разрушение внутренней цельности объекта"
  
  Слушаюсь
  סלאו עוש היו סי // слу уш айу si - "סלאו оценили они {ангелы души человека} + + עוש спешу, тороплюсь {выполняю бегом} + + היו Бог; они были ++ סי основание, базис, поддержка" (158/231 ) {Si - "да" - исп., итал.}
  "
  
  
  ===================================================================
  
   Новые взаимоотношения в армии потребовали глубокой проработки военно-правовых вопросов в государственных нормативных документах. Эта работа была проведена под руководством и при непосредственном участии Петра I. В ряде документов ("Статьи воинские", "Ротные пехотные чины", "Устав прежних лет" и др.) были изложены порядок военного судопроизводства, обязанности военнослужащих и правила их поведения, меры наказания за проступки. В 1716 году были приняты и введены в действие три военно-нормативных документа: "Устав воинский", "Артикул воинский", "Об экзерциции". Так как они стали издаваться одной книгой, их стали считать тремя разделами (частями) "Устава воинского". Второй раздел - "Артикул воинский" был прообразом дисциплинарного устава. В нем излагались сведения о нормах уголовного права, об устройстве военных судов и порядке рассмотрения в них дел. Даны положения о воинской дисциплине и внутренней службе. Введена военная присяга и определен порядок ее принятия. "Артикул воинский" закреплял введение телесных наказаний: "Буде солдат свое ружье, заступ, шпагу или что иное из припасов самовольно испортит али поломает, тогда надлежит оного жестоко шпицрутенами гонять". Особое место в системе военного воспитания Петр I отводил почитанию Боевого Знамени. В уставе это требование было сформулировано лаконично и емко: "Кто знамя свое или штандарт до последнего часа своей жизни не оборонит, оный не достоин есть, чтобы имя солдата иметь, а имеют шельмованы быть, а когда поймаются, убитые будут". В "Уставе воинском" были заложены основные требования воинской дисциплины, но самого термина "воинская дисциплина" тогда еще не существовало. Это понятие было сформулировано только в середине XVIII века. Устав 1716 года значительно превосходил уставы западноевропейских армий, его положения без особых изменений действовали до конца XIX века. Суровый и драматичный XVIII век выдвинул много выдающихся военачальников и полководцев. Но особое место среди них по праву принадлежит генерал-фельдмаршалу П. А. Румянцеву и генералиссимусу А. В. Суворову. Они снискали себе славу не только выдающимися победами, но и созданием основ системы обучения и воспитания военнослужащих, в которой важное место отводилось воинской дисциплине. В начале своей полководческой карьеры в 1761 году П. А. Румянцев, вступив в командование корпусом, разработал очень интересный документ "Учреждения, данное от генерал-поручика и кавалера Румянцева в корпус под главною командою его состоящий, для согласованного во всех случаях произведения службы". В этом документе, который стал использоваться на правах устава, предусматривался комплекс мер по укреплению дисциплины и повышению боевых возможностей корпуса. В 1774 году граф Воронцов по указанию и под контролем Румянцева разработал "Инструкцию ротным командирам". В ней было заложено много глубоких мыслей об укреплении воинской дисциплины, обучении войск, подготовке их к бою. В "Инструкции..." указывалось: "Надлежит внушать солдату любовь и привязанность к полку, в котором служит, объясняя ему полковую историю, с тем, чтобы каждый честь, заслуженную полком, на себя переносил". Очень подробно излагались требования к офицеру, как к воспитателю солдат: "Если необходимо, чтобы капитана, как главу в роте все боялись и почитали, столь же необходимо, чтобы его любили и имели к нему полнейшее доверие. Он должен вести себя как отец с детьми, увещевая непорядочных, наказывать милости недостойных, отмечать и любить добрых". Большое внимание воспитанию военнослужащих и укреплению дисциплины уделял А. В. Суворов. От своих подчиненных он требовал беспрекословной исполнительности и жесткой дисциплины. "Вся твердость воинского правления, - считал полководец, - основана на послушании, которое должно быть содержано свято". В то же время он учит командиров сочетать требовательность с постоянной заботой о подчиненных. "Ротный командир... к своим подчиненным имеет истинную любовь, печется об их успокоении и удовольствии, содержит их в строгом воинском послушании и научает их во всем, что до их должности принадлежащем". Суворов предостерегает офицеров от жестокости по отношению к солдатам: "Умеренное военное наказание, смешанное с ясным и кратким истолкованием погрешности, более тронет честолюбивого солдата, нежели жестокость, приводящая оного в отчаяние", - считал он. Вопросами укрепления воинской дисциплины в армии целенаправленно занимались многие передовые офицеры и генералы. Но общепринятой системы укрепления воинской дисциплины тогда не существовало. Длительное время в русской армии не было и четкой системы дисциплинарных взысканий, порядка их наложения и приведения в исполнение. "Устав военно-уголовный", изданный в 1839 году, не имел раздела о дисциплинарных взысканиях. Виды и порядок их наложения определяли сами командиры. Процветало наказание розгами и шпицрутенами. Солдат нередко забивали до смерти за незначительные проступки. Наказание шпицрутенами было отменено только в 1863 году, а розгами - в 1904 году. Впереди у русской армии был переход на всеобщую воинскую повинность, резко изменившую отношение к солдату, ставшему полноправным членом общества. Об этом будет рассказано в следующей статье.
  
  Автор: Владимир Рогоза
  Источник: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-18700/
  љ Shkolazhizni.ru
  
  
  Как в русской армии у воинов появились не только обязанности, но и права?
  
  Развитие военного дела, совершенствование средств вооруженной борьбы требовали от солдата осознанных, инициативных действий, определенной самостоятельности. Возникла необходимость четко определить права всех военнослужащих, отказаться от отношения к солдату как к крепостному. Особенно остро это проявилось в ходе Крымской войны (1853−56 гг.) В июле 1863 года было утверждено "Положение об охранении воинской дисциплины и взысканиях дисциплинарных", которое и явилось первым дисциплинарным уставом русской армии. В 1865 году утверждается новый проект, названный "Положением о взысканиях дисциплинарных". В нем были определены общие правила соблюдения воинской дисциплины, дисциплинарные взыскания и порядок их наложения, порядок подачи просьб и жалоб, вводился суд общества офицеров. В 1869 году был утвержден новый проект этого документа - "Устав дисциплинарный". В нем заложено требование "строго соблюдать чинопочитание, точно и беспрекословно исполнять приказания начальства... добросовестно исполнять обязанности службы и не оставлять проступков и упущений подчиненных без взыскания". Одновременно он обязывал командиров "быть справедливым, отечески пещись о благосостоянии вверенной ему команды, входить в нужды своих подчиненных... избегать неуместной строгости, не оправдываемой требованиями службы, а также развивать и поддерживать в каждом офицере и солдате сознание о высоком значении воина". Устав определил виды дисциплинарных взысканий, права начальников по их наложению, порядок приведения их в исполнение. Для рассмотрения проступков, требующих особо строгих наказаний, предусматривалось создание полковых судов. В соответствии с уставом для нижних чинов вводились: - простой арест (не более месяца); - строгий арест (20 суток); - усиленный арест (8 суток); - смешанный арест: строгий и усиленный (не более месяца). Устав предусматривал различные наказания в зависимости от происхождения и сословной принадлежности. Нижние чины из детей дворян, священнослужителей, купцов первой и второй гильдии не привлекались "на случающиеся в роте работы, не переводились в разряд штрафованных и не подвергались строгому и усиленному арестам". После введения в 1874 году всеобщей воинской повинности, возникла необходимость переработать "Устав дисциплинарный". В 1879 году он был переработан с учетом опыта русско-турецкой войны. Очередная редакция устава была принята в 1888 году. Согласно ему рядовые и ефрейторы переводились в разряд "штрафованных" в мирное время по приговору суда, а в военное - властью командира полка; унтер-офицеры - только по приговору суда. В 1901 году устав был дополнен статьей "правила о разбирательстве ссор, случившихся в офицерской среде". В 1904 году из него исключили указания о телесных наказаниях. Несмотря на все изменения и переиздания, основные положения "Устава дисциплинарного" с 1869 года оставались неизменными. Он не предусматривал меры поощрения и закреплял взгляд на дисциплину, как на обязанность подчиненных повиноваться, а начальников - карать за проступки. Во второй половине ХIХ века в России была проведена всеобъемлющая военная реформа. Вооруженные силы стали комплектоваться на основе всеобщей воинской повинности, что значительно снизило остроту социальных противоречий в армии, сделало ее более монолитной. В этот период передовая часть русского офицерства стала искать формы и методы воспитания войск, отвечающие новым условиям службы. Создается военно-педагогическое учение, одним из основателей которого стал генерал М. И. Драгомиров. В его трудах "Дисциплина, субординация, чинопочитание", "Опыты руководства для подготовки частей к бою", "Подготовка войск в мирное время" в наиболее полном виде раскрыты требования к воинской дисциплине, пути ее укрепления, роль офицеров в воспитании солдат. Драгомиров считал, что "воинская дисциплина есть совокупность всех нравственных, умственных и физических навыков, нужных для того, чтобы офицеры и солдаты отвечали своему назначению". Он включил в воинскую дисциплину: подчинение начальнику; исполнительность; преданность начальнику, службе, Отечеству; субординацию; воинскую вежливость. Развивая мысли А. В. Суворова, отмечал, что дисциплина "укореняется непрерывною настойчивостью в раз поставленных требованиях, справедливостью, строгой законностью, заботливостью о солдате, честным отношением к его довольствию". Военный педагог разъяснял офицерам, что "если молодой солдат не исполняет чего-либо или исполняет дурно, то это происходит от непонимания требований; помочь этому можно только терпеливым и кротким объяснением того, что он должен делать, а не взысканиями; взыскания в подобных случаях могут только окончательно запугать и ошеломить его". Он рекомендовал командирам хорошо знать о доармейской жизни солдата, даже переписываться с его семьей. Эту форму, которая и сегодня активно используется в армии, успешно применяли многие русские офицеры. В качестве примера - интересный документ, датированный 28 ноября 1908 года. Это письмо командира родителям новобранца: "Уведомляю Вас, что сын Ваш Федор Смирнов зачислен на службу в 4-ю батарею Лейб-гвардии 1-й Артиллерийской бригады, прибыл благополучно 10 ноября 1908 года, здоров. Российской Артиллерии предки доблестно сражались еще под знаменами императора Петра Великого под Нарвой, Лесной и в Полтавском бою, били мы врага и в Отечественную войну 1812 года и в Турецкую кампанию 1878 года. Вашему сыну выпала высокая честь служить в такой старой и славной бригаде. Уверены, что он окажется достойным этой чести. Милостью государя нашего служба теперь коротка, служить Вашему сыну полагается только 3 года, считая с января 1909 года, такой небольшой срок ему нетрудно будет соблюсти себя построже, - с любовью и старанием отнестись к царской службе, чтобы потом, вернувшись на родину, иметь чистую совесть солдата - честно исполнившего свой долг и присягу. Во время службы Ваш сын будет находиться на полном казенном содержании. Теперь он уже получил койку, матрац, подушку, одеяло, 3 простыни и 3 наволочки, а еще получит сапог - 2 пары, рубах - 3 штуки, подштанников - 3 штуки, портянок - 3 пары, платков носовых - 3 штуки и полотенец - 2 штуки, вся верхняя одежда тоже полагается ему казенная - как то: мундиры, шаровары, шинели, верблюжья куртка, фуражки, башлык, наушники, рукавицы и набрюшники. Пища полагается казенная: каждый день - обед из двух блюд с ½ фун. мяса и ужин с ¼ фун. мяса, хлеба 3 фунта, горячий чай; каждый месяц выдается 1 1/8 фун. сахару и ½ фун. мыла. Баня казенная - мыться полагается не менее 1 раза в неделю. Жалованье получает 1 руб. в месяц. Свое вольное платье сдал на хранение, но в любое время может получить обратно и выслать его домой или продать. Денег с собой не принес. О своем житии отпишет Вам сам, Вы же не забывайте его и пишите, чтобы и он помнил, любил и почитал свою родную семью". Активная, целенаправленная работа по упрочению дисциплины в русской армии не прекращалась до последних дней ее существования в 1917 году. Создаваемая молодая Красная Армия впитала в себя многие лучшие традиции русской армии, в том числе высокую самоотверженность и дисциплину. Их принесли с собой сотни тысяч солдат, пятьдесят тысяч офицеров и генералов старой армии, которые стали служить молодому государству.
  
  Эта статья завершает цикл статей, посвященных особенностям обеспечения в русской армии воинской дисциплины: Как на Руси воспитывали у воинов самоотверженность и верность клятве? Как в русской армии появились первые воинские уставы?
  
  Автор: Владимир Рогоза
  Источник: https://shkolazhizni.ru/archive/0/n-18701/
  љ Shkolazhizni.ru
   Комментарии - Владимира Бершадского
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"