входит в сборник "Тысяча и одна ночь" (ночи 436 - 462).
Принадлежит к числу "книг-вопросников", весьма популярных в восточной и европейской средневековой литературе, и представляет собою краткую энциклопедию сведений, обладать которыми было необходимо образованному мусульманину. В повести обсуждается богословие (ночи 438 - 448), физиология и медицина (ночи 449 - 453), астрономия и астрология (ночи 454 - 457), а также есть загадки и игры (ночи 457 - 461).
Цитаты
[править]
• Этой невольнице не было подобных по красоте, прелести, блеску и совершенству и стройности стана, и была она обладательницей знаний и качеств и достоинств, находимых приятными. Она превзошла людей своего века и столетия, став выше прекрасных по знаниям и поступкам, по гибкости и склонению стана. И при этом она была в пять пядей ростом, подруга счастья, и обе половины её лба походили на молодую луну в месяц шабан; брови у неё были тонкие и длинные, а глаза - как глаза газелей. Её нос походил на острие меча, щеки - на анемоны, а рот - на печать Сулеймана; зубы её были точно нанизанные жемчужины, а пупок вмещал унцию орехового масла. Её стан был тоньше, чем тело изнурённого любовью и недужного от скрытых страстей, а бёдра были тяжелей куч песку...
Её кожа была чиста, и веяло от неё благоуханием, и казалось, что сотворена она из света и создана из хрусталя. Её щеки розовели, и строен был её рост и стан...
Она похищала того, кто её видел, прелестью своей красоты и влагой своей улыбки и метала в него свои острые стрелы из глаз; и при всем том она была красноречива в словах и хорошо нанизывала стихи. - Портрет главной героини девушки Таваддуд
• - О Таваддуд, какие науки ты хорошо знаешь? - спросил халиф [Харун ар-Рашид]. И девушка отвечала: "Книга для изучения начал искусства астрологии" (Китаб ат-Тафхим) Аль-Бируни
- О господин, я знаю грамматику, поэзию, законоведение, толкование Корана и лексику, и знакома с музыкой и наукой о долях наследства, и счётом, и делением, и землемерием, и сказаниями первых людей. Я знаю великий Коран и читала его согласно семи, десяти и четырнадцати чтениям, и я знаю число его сур и стихов, и его частей и половин, и четвертей и восьмых, и десятых, и число, падений ниц. Я знаю количество букв в Коране и стихи, отменяющие и отменённые, и суры мекканские и мединские, и причины их ниспослания; я знаю священные предания, по изучению и по передаче, подкреплённые и неподкрепленные; я изучала науки точные, и геометрию, и философию, и врачевание, и логику, и риторику, и изъяснение и запомнила многое из богословия. Я была привержена к поэзии и играла на лютне, узнала, где на ней места звуков, и знаю, как ударять по струнам, чтобы были они в движении или в покое; и когда я пою и пляшу, то искушаю, а если приукрашусь и надушусь, то убиваю. Говоря кратко, я дошла до того, что знают лишь люди, утвердившиеся в науке. - Таваддуд о своём образовании.
• - О девушка, - сказал затем факих[1], - расскажи мне, чем ты познала Аллаха великого!
- Разумом, - ответила девушка.
- А что такое разум? - спросил факих, и девушка отвечала:
- Разумов два: разум дарованный и разум приобретённый... Дарованный разум - это тот, который сотворил Аллах, великий и славный, чтобы направлять им на правый путь, кого он желает из рабов своих; а разум приобретённый - это тот, который приобретает муж образованием и хорошими познаниями.
- Ты хорошо сказала! - молвил факих и затем спросил: - Где находится разум?
- Аллах бросает его в сердце, - сказала девушка, - и лучи его поднимаются в мозг и утверждаются там.
• - Расскажи мне об обязательных правилах и твёрдо стоящих установлениях.
- Что касается обязательных правил, - ответила девушка, - то их пять: свидетельство, что нет бога, кроме Аллаха, единого, не имеющего товарищей, и что Мухаммед - его раб и посланник; совершение молитвы; раздача милостыни; пост в Рамадан и паломничество к священному храму Аллаха для тех, кто в состоянии его совершить. - "Пять столпов ислама"
• - А что такое война за веру и каковы её основы?
- Основы её, - отвечала девушка, - нападение на нас неверных, наличие имама и военного снаряжения и твёрдость при встрече с врагом, а установление о ней предписывает побуждать к бою по слову его (велик он!): "О пророк, побуждай правоверных к бою!"
• - А что значит [в обычном языке] "джихад"?
- Защита, - отвечала девушка.
• Коран. Сура "Аль-Фатиха"И чтец поднялся и сел перед нею и спросил:
- Читала ли ты книгу Аллаха великого и утвердилась ли в знании её стихов, отменяющих и отменённых, твёрдо установленных и сомнительных, мекканских и мединских? Поняла ли ты её толкование и узнала ли ты её передачи и основы её чтения?
- Да, - отвечала девушка. И факих сказал:
- Расскажи мне о числе сур в Коране: сколько там десятых, сколько стихов, сколько букв и сколько падений ниц? Сколько пророков в нем упомянуто, сколько в нем сур мединских и сколько сур мекканских и сколько в нем упомянуто существ летающих?
- О господин, - ответила девушка, - что касается до сур в Коране, то их сто четырнадцать, и мекканских из них - семьдесят сур, а мединских - сорок четыре. Что касается десятых частей, то их шестьсот десятых и двадцать одна десятая; стихов в Коране - шесть тысяч двести тридцать шесть, а слов в нем - семьдесят девять тысяч четыреста тридцать девять, и букв - триста двадцать три тысячи шестьсот семьдесят; и читающему Коран за каждую букву зачтётся десять благих дел. А падения ниц - их четырнадцать... Что же до пророков, имена которых упомянуты в Коране, то их - двадцать пять: Адам, Нух, Ибрахим, Исмаил, Исхак, Якуб, Юсуф, аль-Яса, Юнус, Лут, Салих, Худ, Шуайб, Дауд, Сулейман, Зу-ль-Кифль, Идрис, Ильяс, Яхья, Закария, Айюб, Муса, Харун и Мухаммед (да будет благословение Аллаха и его привет над ними всеми!). Что же касается летающих существ, то их - девять.
- Как они называются? - спросил факих. И девушка отвечала:
- Комар, пчела, муха, муравей, удод, ворон, саранча, Абабиль и птица Исы[2] (мир с ним!), а это - летучая мышь.
- Хорошо! - сказал факих. - Расскажи мне, какая сура в Коране самая лучшая?
- "Сура о Корове", - ответила девушка.
- А какой стих самый великий? - спросил факих.
- Стих о престоле, и в нем пятьдесят слов, и в каждом слове пятьдесят благословений.
- А какой стих содержит девять чудес? - спросил факих. И девушка сказала:
- Слово его (велик он!): "Поистине, в создании небес и земли и в смене дней и ночей, и в кораблях, которые бегут по морю с тем, что полезно людям..." и до конца стиха.
- Хорошо! - сказал факих. - Расскажи мне, какой стих самый справедливый.
И девушка отвечала:
- Слово его (велик он!): "Аллах приказывает быть справедливым и милостивым и оделять состоящих в родстве и запрещает мерзости, порицаемые дела и несправедливость".
- А в каком стихе больше всего желания? - спросил факих. И девушка сказала:
- В словах его (велик он!): "Не желает разве всякий муж из них войти в сад блаженства?"
- А в каком стихе более всего надежды?
- В слове его (велик он!): "Скажи: "О рабы мои, что погрешили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха: поистине Аллах прощает грехи полностью, ибо он всепрощающий, всемилостивый." - О Коране
• И тогда к девушке подошёл искусный лекарь и сказал ей: "Канон врачебной науки"
- Мы покончили с наукой о вере; подбодри же свой ум для наук о телах и расскажи мне о человеке: какова его природа, сколько у него в теле жил, и сколько костей, и сколько позвонков, и где первая жила, и почему назван Адам Адамом.
И девушка отвечала:
- Адам назван Адамом за свою смуглость, то есть за коричневый цвет лица; а говорят, потому что он сотворён из каменистой земли[3], то есть из верхнего её слоя. Грудь Адама - из земли Кабы, голова его - из земли Востока, а ноги его - из земли Запада. У человека сотворено семь врат в голове его: это - два глаза, два уха, две ноздри и рот, и в нем устроены два прохода: передний и задний. И сделал Аллах глаза с чувством зрения, уши с чувством слуха, ноздри с чувством обоняния, рот с чувством вкуса, а язык сотворил он выговаривающим то, что в глубине души человека. И создал он Адама сложенным из четырех стихий: воды, земли, огня и воздуха. И у жёлтой жёлчи - природа огня, так как она горячая и сухая; у чёрной жёлчи - природа земли, так как она холодная и сухая; у мокроты - природа воды, так как она холодная и влажная; у крови - природа воздуха, так как она горячая и влажная. Аллах сотворил в человеке триста шестьдесят жил, двести сорок костей и три души: животную, духовную и природную, и каждой присвоил действие; и сотворил в человеке Аллах сердце, и селезёнку, и лёгкие, и шесть кишок, и печень, и две почки, и две ягодицы, и костный мозг, и кости, и кожу, и пять чувств: слух, зрение, обоняние, вкус и осязание. И сердце он поместил в левой стороне груди, а желудок поместил перед сердцем, и лёгкие сделал опахалом для сердца; а печень он поместил в правой стороне, напротив сердца. А кроме того, он создал перепонки и кишки и расположил грудные кости и сплёл их с рёбрами. - Анатомия и физиология человека
• Кто хочет долгой жизни, тот пусть рано обедает, и не поздно ужинает, и мало сходится с женщинами, и облегчает для себя вред, то есть не умножает кровопускания и отсасывания крови пиявками. И должен он разделить свою утробу на три трети: треть - для пищи, треть - для воды и треть - для дыхания... - Рецепт здоровья
• - Расскажи мне о питъе вина. Дегустация вина. Египет.
- Разве недостаточно удерживает тебя, - ответила девушка, - то, что приведено в книге Аллаха великого, там, где сказал он: "Вино, и мейсир, в плоды, и гадательные стрелы - это лишь скверна из дел сатаны; сторонитесь этого, быть может вы преуспеете". И сказал он, великий: "Они спрашивают тебя о вине и мейсире; скажи: в них и прегрешение великое и полезности, но греха в них больше, чем пользы"...
Что же касается полезных свойств, которые есть в вине, то оно дробит камни в почках, укрепляет кишки, прогоняет заботу, возбуждает великодушие, сохраняет здоровье, помогает пищеварению, делает здоровым тело, выводит болезни из суставов, очищает тело от вредных жидкостей, порождает восторг и радость, усиливает природный жар, укрепляет мочевой пузырь, придаёт крепость печени, открывает запоры, румянит лицо, очищает от нечистот голову и мозг и задерживает приход седины; и если бы Аллах (велик он и славен!) не запретил вина, не было бы на лице земли ничего, что могло бы заступить его место...
- А какое из вин самое лучшее? - спросил лекарь. И девушка сказала:
- То, которое пьют после восьмидесяти дней или больше, и выжато оно из белого винограда, и не примешано к нему воды: нет на лице земли ничего, ему подобного. - О вине
• - Расскажи мне о сношениях, - сказал лекарь.
И когда девушка услышала это, она промолчала и опустила голову, застыдившись, из уважения к повелителю правоверных; а потом она сказала:
- Клянусь Аллахом, о повелитель правоверных, я не бессильна, но я смутилась, и ответ на это у меня на кончике языка.
- Говори, о девушка! - молвил повелитель правоверных. И Таваддуд сказала врачу:
- Поистине, в совокуплении - великие достоинства и похвальные дела: оно облегчает тело, наполненное чёрной жёлчью, успокаивает жар страсти, привлекает любовь, веселит сердце и прекращает тоску, и умножать сношения в дни лета и осени вреднее, чем зимой или весной.
- Расскажи мне о пользе сношения, - молвил лекарь. И девушка сказала:
- Оно прекращает заботы и беспокойство, успокаивает страсть и гнев и полезно при язвах. Всё это так, когда в природе человека преобладает холодность и сухость, а иначе частые сношения ослабляют зрение, и от них рождается боль в ногах, голове и спине. Берегись, берегись сношений со старухой: это - одно из дел убийственных; и говорил имам Али (да почтит Аллах лик его!): "Четыре вещи убивают тело и делают его дряхлым: ходить в баню, когда сыт, есть солёное, иметь сношение, наполнившись пищей, и совокупляться с больной - это ослабляет твои силы и делает твоё тело хворым". Старуха - это убийственный яд, и кто-то сказал: "Берегись жениться на старухе, даже если у неё больше сокровищ, чем у Каруна"[4].
- А какое сношение самое приятное? - спросил лекарь, и девушка сказала:
- Когда женщина молода годами, прекрасна станом, с красивыми щеками, благородными предками и выдающейся грудью. Она прибавит силы здоровью твоего тела и будет такова, как сказал о ней кто-то из поэтов:
"Только взглянешь ты - и научится всему она,
По внушению, без указки и изъяснения,
А когда посмотришь на дивную красоту её -
Её прелести и прекрасный сад заменят."
- Расскажи мне, в какое время хорошо иметь сношение? - спросил лекарь. И девушка сказала:
- Если ночью, то после того как переварится пища, а если днём, то после обеда. - О сексе
- А какие цветы самые лучшие? - спросил лекарь. И Таваддуд ответила:
- Роза и фиалка. - О растениях
• - Расскажи мне, - сказал философ, - о летящих голубях, которые приблизились к высокому дереву, и часть их села на дерево, а часть - под дерево. И сказали голуби, бывшие на дереве, тем, которые были под деревом: "Если поднимется один из вас, вас будет одна треть того, сколько нас всех, а если спустится один из нас, нас будет числом столько, сколько вас".
И девушка отвечала:
- Голубей было всего двенадцать: на дерево из них село семь, а под дерево - пять, и если один поднимется, тех, которые наверху, будет дважды столько, сколько тех, что внизу; а если бы один спустился, нижних было бы ровно столько, сколько верхних, а Аллах знает лучше. - Математическая загадка
• - Расскажи мне о значении слов поэта, когда он сказал:
"Вот-то, что ест, не имея рта и брюха.
Деревья и живое - ему пища.
Покормишь его - оно оживёт, взбодрится.
А дашь ему воды - так умирает".
- Это огонь, - сказала девушка. - Стихотворная загадка
• А затем повелитель правоверных сказал:
- О Таваддуд, за тобой осталась ещё одна вещь из того, что ты обещала, и это шахматы. "Трактат по шахматам". Иран, XIV в.
И он велел привести учителей игры в шахматы, в карты и в нард, и они явились. И шахматист сел с Таваддуд я между ними расставили ряды, и он двинул, и она двинула, и игрок не делал ни одного хода, который бы она вскоре не испортила... так что одолела его, и он увидел, что шах умер.
- Я хотел тебе поддаться, чтобы ты сочла себя знающей, - оказал он тогда, - но расставляй, и я тебе покажу!
И когда девушка расставила вторично, учитель сказал про себя: "Открой глаза, а не то она тебя одолеет!" И он стал выдвигать фигуры только с расчётом и играл до тех пор, пока Таваддуд не сказала ему:
- Шах мат!
И когда игрок увидел это, он опешил от её остроты и понятливости. И девушка засмеялась и сказала ему:
- О учитель, я побьюсь с тобой об заклад в этот третий раз, что сниму для тебя ферзя и правую башню и левого коня, и если ты меня одолеешь, возьми мою одежду, а если я тебя одолею, я возьму твою одежду.
- Я согласен на это условие, - оказал учитель.
И они расставили ряды, и Таваддуд сняла ферзя, башню и коня и оказала:
- Ходи, учитель!
И учитель пошёл и сказал: "Почему мне не победить её после этой дачи вперёд!" И он задумал план, и вдруг девушка сделала немного ходов и провела себе ферзя и приблизилась к нему и пододвинула потоки и фигуры. Она отвлекла учителя и поддала ему фигуру, и он взял её, и тогда девушка сказала:
- Мера полная и ноша разложена ровно! Ешь, пока не прибавишь сверх сытости! Не убьёт тебя, о сын Адама ничто, кроме жадности! Не знаешь ты разве, что я поддалась тебе, чтобы тебя обмануть! Смотри - вот шах умер. - Игра в шахматы
• Дивись же, о царь, красноречию этой девушки, обилию её знаний и понятливости и преимуществу её во всех науках и посмотри на великодушие повелителя правоверных Харуна ар-Рашида: он дал её господину такие деньги и сказал ей: "Пожелай от меня!" - и когда она пожелала, чтобы он возвратил её к её господину, он её возвратил и дал ей пять тысяч динаров для неё самой и сделал её господина своим сотрапезником. Где найдётся такое великодушие после халифов Аббасидов, - да будет милость Аллаха великого над ними всеми! - Заключительное поучение
- Шахразада
Примечания
[править]
1. ↑ Факих - учёный, богослов.
2. ↑ В Коране рассказывается, что Аллах наделил Ису (Иисуса) способностью оживлять птиц, сделанных из глины.
3. ↑ Смуглость - по-арабски удма. Каменистая земля - адим.