Ривлин Влад : другие произведения.

Иерусалим и Палестина в мусульманской традиции

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Последняя битва за Иерусалим состоялась во время Шестидневной войны между израильской и иорданской армиями.
  Но сражение между историками, политиками и пропагандистами продолжается до сих пор.
  Палестинская сторона категорически отвергает любые уступки со своей стороны по вопросу аннексированной Израилем Восточной части города, в прошлом населённой арабами и где сегодня евреев и арабов поровну.
  Израиль, в свою очередь, в своих притязаниях на Восточный Иерусалим(суверенитет Израиля над западной частью города никто не оспаривает), ссылается прежде всего на Пятикнижие, библейскую и древнееврейскую историю.
  При этом в ход идут и аргументы о том, что, мол, под властью халифата, Оттоманской империи и Иордании, до 1967 года, Иерусалим имел статус чуть ли не провинциального города.
  В частности, израильтяне любят напоминать о том, что под властью Иордании это был город с относительно небольшим населением в семьдесят тысяч человек, пятничная молитва транслировалась в Иерусалим из Аммана, а около Стены Плача размещалась мусорная свалка.
  На самом деле этот аргумент не столько подтверждает израильские утверждения о второстепенном значении города для арабов и мусульман в целом, сколько свидетельствует о стремлении иорданского правительства занизить значение Иерусалима.
  Одно дело, если бы иорданские власти перенесли столицу страны в Иерусалим.
  Но правящая в Иордании династия стремилась не давать никакого статуса оккупированным ею территориям, куда входил и Иерусалим.
  И с этой точки зрения, иорданская политика по превращению Восточного Иерусалима в провинциальный город королевства, выглядела весьма логичной.
  К тому же именно в Иерусалиме, и не где-нибудь, а в главной мечети города, был убит в 1952 году палестинским арабом, король Абдалла - дед нынешнего короля.
  
  Ну а что касается значения этого города для арабов и мусульман, то для ответа на этот вопрос хорошо бы ознакомиться с арабскими и мусульманскими источниками.
  Благо, это вполне возможно, причём на русском языке, благодаря российским палестиноведам.
  
  
  В историографии по палестиноведению превалируют ссылки на исторические источники и исследования прежде всего западноевропейских ученых, хотя на Руси первые сведения об Арабском мире и о Палестине в частности, появились ещё примерно в одиннадцатом веке, благодаря многочисленным русским православным паломникам в Святую Землю.
  Изучение Востока в России определялось прежде всего непростым ходом отечественной истории и приоритетами внешней политики Российского государства. А среди этих приоритетов, начиная с шестнадцатого века, были Персия, Турция и Дальний Восток.
  И хотя систематическое изучение Арбского Востока в России начинается только в девятнадцатом веке, тем не менее, основы арабистики в Российской империи были заложены ещё в царствование Петра Великого, когда в 1722 году Дмитрий Константинович Кантемир -- член Прусской Академии наук, издал свой фундаментальный для того времени труд 'Книга Систима или Состояние мухаммеданской религии'.
  Колыбелью российской арабистики стал основанный в 1804 год Казанский университет - старейший в России, после московского университета.
  Именно здесь, в начале девятнадцатого столетия, открывается первая в России кафедра восточных языков, где, помимо
   персидского, тюркских языков и древнееврейского, изучается также арабский.
  Создателем российской школы арабистики заслуженно можно назвать Христиана Даниловича Френа - академика Императорской Академии наук.
  Этот выдающийся германский учёный, уроженец Ростока, посвятил всю свою жизнь развитию российского востоковедения. Двадцать четыре года он возглавлял Азиатский музей Академии наук, где им в течение целого десятилетия, в одиночку, были собраны древние книги и рукописи стран Востока. Сегодня это
  
  Институт восточных рукописей Российской Академии наук.
  Именно Христиан Данилович Френ исследовал и систематизировал арабские источники по истории Древней Руси - труды арабских историков и географов средневековья (кроме арабских источников, Френ изучал историю древней Руси также по монетам и историческим источников волжских булгар и хазар).
  
  И если Христиан Данилович Френ был основателем российской арабистики, то профессор Николай Александрович Ме;дников (1855 - 1918) внёс в мировую арабистику и палестиноведение такой же вклад, как Л.Н. Толстой в мировую литературу.
  Его четырёхтомный труд 'Палестина от завоевания её арабами до крестовых походов по арабским источникам' , содержит переводы текстов сорока семи средневековых арабских географов и историков, в трудах которых содержатся сведения о Палестине и Иерусалиме в период с седьмого по двенадцатый века.
  Все источники в этом колоссальном историческом труде тщательно выверены и снабжены указателями, пояснениями и дополнениями, которые заняли отдельный том.
  
  Профессор Медников, в совершенстве владевший арабским языком(в 1887 году он окончил факультет восточных языков Петербургского университета, а 1902 году защитил докторскую диссертацию по арабской словесности), внёс огромный вклад не только в науку.
  Член Императорского Православного Палестинского Общества, он сыграл важную роль в культурном сближении Палестины и России.
  Сегодня это известно далеко не всем, но деятельность Императорского Православного Палестинского Общества в Палестине не ограничивалась одним лишь строительством православных храмов.
  Под эгидой Общества были открыты учительские семинарии для местных арабов, как, например, Женская учительская семинария в Бейт-Джале(пригороде Иерусалима) и мужская учительская семинария в Вифлееме, а также школы для обучения арабских детей русскому языку.
  Программы для этих учебных заведений разрабатывались профессором Медниковым.
  А его главный труд по истории и географии Сирии, Ливана и Палестины в раннее средневековье, не имеет аналогов в мире и остаётся наиболее совершенным историографическим источником по данной эпохе и в наше время.
  Ценность труда профессора Медникова заключается прежде всего в том, что он даёт полную картину о том, какое значение арабские географы и историки раннего средневековья придавали Палестине и Иерусалиму.
  Благодаря работе Н.П. Медникова, в данном вопросе существует редкая для истории абсолютная ясность.
  Россия дала миру и других выдающихся арабистов и палестиноведов.
  Но об этом речь пойдёт уже в следующих главах.
  Возращаясь же к выделенному в начале данной публикации вопросу, следует, на мой взгляд, заметить, что одно только упоминание Палестины и Иерусалима в трудах 48 только арабских и мусульманских географов и только в эпоху раннего средневековья, уже говорит о значении Святой Земли и Иерусалима для арабов и мусульман.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"