|
Обзор Летний Детектив 2011г
Как всегда, сначала авторские критерии ВОСПРИЯТИЯ именно детектива.
Всегда был приверженцем классического детектива, но не в плане средневекового антуража, а только в плане классических отличий от всего остального литературного творчества.
Оставаться в неизменном виде детектив в современном мире не может. Происходит некое взаимопроникновение. Как атом может находиться в состоянии "суперпозиции", то есть в некоем объединённом состоянии: "распада -- не распада", то есть ни то, ни другое, а как бы между, так и новые творцы детективов привносят в него элемент квантового мышления.
Квантовое мышление - объединенное состояние: груз старых, навязанных нам прошлыми поколениями, представлений, традиций, норм и новое, свободное выражение мыслей, идей, свобода поступков и поведения.
И это хорошо. Хорошо, что вместо одного сыщика появляются совершенно неожиданные непрофессиональные гении сыска, работающие на современном уровне с применением супертехнологий.
Такая осовремененная форма детектива несомненно привлечет к нему молодежь, уставшую уже от вампиров и вурдалаков и ищущую в рассказе новую нано-новелло-идею.
Ну, а то, что детектив и новелла - родные брат и сестра, этого не отрицает никто.
"Совершенно неслыханный случай", неожиданные повороты сюжета, постоянные парадоксальные загадки в расследовании - пища для серых клеточек, острый сюжет, красивая разгадка в самом конце - разве это не прекрасно!?
Итак, это, конечно, не критические заметки профи, а двойное впечатление от чтения - вначале писательское, потом, абстрагированное, читательское. Читательское всегда отличается от писательского.
Пока, слава богу, еще не додумались учить "на писателя", понимают, что это дар, что он или есть, или его нет.
А вот "на литературного критика" - надо долго и упорно учиться. Спрос с него другой. Должен он быть и филологом, и историком литературы, знатоком древа жанров, знать законы фабулы и стилистики, изучить весь спектр приемов и методов письма.
Таких мало, но только их критика является профессиональной, если не куплена.
А обзоры всех остальных - вовсе и не критика, а непрофессиональное мнение или вкусовое впечатление.
Но для любого пишущего важнее часто именно честное ЧИТАТЕЛЬСКОЕ впечатление от его опуса, чем его детальный разбор на составные части.
Да и, многие писатели быстро учатся себя правильно позиционировать среди моря виртуальной писательской братии. Быстро понимают, что девяносто девять процентов - это любители.
Вот от одного из таких непредубежденных любителей повазякать пером по белой простыне литературы и эти мнения и впечатления.
Мнение - дело сугубо субъективное, у всех разное начальное воспитание и обучение, его, мнение, поэтому позволительно иметь каждому свое.
И еще - за мнение и восприятие не принято бить в нос или утюгом в область души.
Один любит горький перец, а другой Марину из универа. Дело вкуса.
Начну, вопреки традициям, с конца. До них, крайних, часто очередь у других и не доходит. А они тоже хочут...
Бабка-Угадка Украсть и прирезать 28k "Рассказ" Детектив
Крошка Ц. Цепочка 14k "Рассказ" Детектив
Законникома Пожар грехов 28k "Рассказ" Детектив
Матарак Рога и копыта 21k "Рассказ" Детектив
Матарак Лд-1: Стечение обстоятельств 25k "Рассказ" Детектив
Лесов С. Сыщики 28k "Рассказ" Детектив
Лесов С. Трибунал 22k "Рассказ" Детектив
Праслин Н. Лд-1 Напраслина 28k "Рассказ" Детектив
Август, Просто А. Лд-1. Тогда, в девяностых... 23k "Рассказ" Детектив
А., Просто А. Лд-1. Почти по Брауну 28k "Рассказ" Детектив
Не К. Лд-1 Король и пешки 28k "Рассказ" Детектив
Бабка-Угадка. Украсть и прирезать
Писательское восприятие.
Деревенский детектив? Да. Анискин? Да. Так и стоит перед глазами синеглазый, пухленький, с хитрым прищуром, с полным набором действующих лиц, говором и повадками.
Написано прекрасным, легким, профессиональным, грамотным языком. Стилевые признаки профи - налицо. Чего не хватало при чтении? Сложной Загадки. Больно уж все простенько, без перевертышей и нелогичностей. Простая загадка - просто и разгадана. В полном соответствии с тем - кому это выгодно.
Никаких претензий к деревенскому бытописанию и языку. Все на высшем уровне.
Кроме сложности. Нет радостной работы для серых клеточек.
Крепенький средненький деревенский детектив.
Читательское впечатление - один раз прочитать можно. В памяти не остается ни одного характерного лица, события или высказывания. Все ровненько. Но что-то заставляет читать до конца, несмотря на внутреннее, писательское, сопротивление.
Может - призрак мастерства?, ожидание неожиданного?, вера в чудо?
Вернее всего - все вместе.
Крошка Ц. Цепочка 14k
Писательское восприятие.
Попытаюсь абстрагироваться от моря всякого рода ошибок. Хотя автор и давно живет в Израиле, чем объясняет невычитанность текста, могу сказать, что это не прокатит. Есть, например, на малюсенькой планете писателей Пейсахович, писатель Инета, гениальный филолог и известный в литературном мире знаток всех правил русского языка, обитающий также на родине обетованной. Он не отказывает в помощи никому. В интересных ему случаях. Есть и другие варианты.
Абстрагировался.
Детективная составляющая - нулевая. Есть несколько спланированных трупов, убивающих по цепочке друг друга. Есть мистическая связь с цепочкой.
Нет самого главного - загадки, расследования и раскрытия тайны.
Это просто остросюжетный рассказ о неудачных агентах спецслужб, присутствие которых, кстати, в детективе категорически не приветствуется. Наличие спецслужб тут же переводит любой рассказ в разряд шпионских триллеров.
Написан рассказ профессиональным стилем на не вполне русском языке.
Читательское впечатление - спотыкание об ошибки. Некорректные объяснения поступков. До самого конца ждешь начала главных событий. Разочарование обманутыми надеждами. Но мастерское владение динамикой шквального развития сюжета - все это покрывает. Как и два года назад, дочитал раск до конца. И все дочитают, спотыкаясь и матерясь.
Законникома Пожар грехов 28k
Писательское восприятие.
Есть у профессиональных критиков такой прием определения качества произведения - пересказать сюжет одним предложением. Если это возможно без потери смысла - зачем тогда много слов?
Бандиты украли из церкви часть стены с дорогой фреской, пожаром пытаясь скрыть следы хищения.
Поэтому детективная составляющая рассказа выглядит странно - тайна трупа перестает быть таковой сама по себе при обнаружении хищения. Да и способ хищения фрески грубоват. Наворотить гору трупов и после этого надеяться на то, что никто не заметит исчезновение фрески?
Короче, с логическим обоснованием тайны и логикой расследования - большие несвязухи. Это можно назвать скорее грубым триллером о бандитизме, чем тонким интеллигентным детективом.
При очень высоком профессиональном уровне рассказа, безупречных диалогах остается неудовлетворенность именно последовательностью развития сюжета и его грубоватой логикой.
Читательское впечатление - непонимание происходящего без намеков на возможное развитие событий. Читатель бродит в намеренном тумане. А должен - участвовать активно в расследовании. Разочарование нелепой концовкой.
Матарак Рога и копыта 21k
Писательское восприятие.
Рассказ, конечно, не является детективом. Скорее - это антидетектив. Все перевернуто. Вначале нет никакой тайны, идет обычный поиск пропавшей козы. И в результате поиска неожиданно вылезает давняя забытая тайна. Ну, если по каждому поиску участковыми пропавших собак писать детектив...
Хорошим литературным языком, грамотно идет нудное развитие сюжета незначимого события. Стоит оно того? Строчки в месячном отчете участкового - и то много. А тут - целый рассказ. Сказать - захватывающий сюжет, головоломная тайна? Нет. Тогда что и зачем? Есть ли то, ради чего стоит так трудиться и еще пичкать этим читателя, ожидающего нечто необыкновенное? Хотя бы чего-то, заставляющего переосмыслить жизненные ценности или, на худой конец, насладиться вкусным чтением?
Читательское впечатление - скучное чтение. Нет встряски, неожиданных поворотов, загадок, психологические характеристики - все на одно лицо. Активное нежелание копаться в море картонных героев и нащупывать несуществующую нить Ариадны.
Матарак Лд-1: Стечение обстоятельств 25k
Писательское восприятие.
Из серии - скелеты в семейном шкафу. Ошибки молодости, исправленные позже.
Но это - не детектив. Тайна - известная рассказчику, это не тайна. Нарушено одно из правил детектива - читатель должен знать не меньше рассказчика.
Читательское впечатление - читать о семейных проблемах? О них вокруг только и говорят - по ящику, в интернете, в желтой прессе. Тратить свое время на пережевывание чужой жизни? Это только если нет своей. Нет.
Лесов С. Сыщики 28k
Писательское восприятие.
Характерный пример нарушения всех правил детектива. И самое первое - не держать читателя за дурачка. Читатель обязан знать все, что знает и производящий расследование. В этом рассказе идет расследование неизвестного читателю происшествия.
Только в середине рассказа появляется кратенькое описание события, якобы основы детективной тайны.
Уже не детектив. Нет тайны - нет и ее расследования. А дальше еще скучнее - выдается версия события, его участники и под него подгоняются оправдательные поступки. И эта телега так и едет впереди лошади до самого конца.
По принципу - ввяжемся в события, а потом начнем их объяснять. Самый распространенный прием писания рассказов по принципу - куда кривая везет, туда и едем. Все с ног на голову.
Читательское впечатление - очень раздражает глупость и бесхарактерность ГГ, надуманные события, неверие в сюжет.
Лесов С. Трибунал 22k
Писательское восприятие.
Современный детектив. С соблюдением почти всех положенных жанру правил и
требований. Кроме саморасследования.
Строгий стиль и композиция новеллы, с присущими жанру неожиданными поворотами, загадками. Интригующая концовка.
Читательское впечатление. Очень затянутое повествование. Иногда просто можно пропустить большой кусок текста по диагонали без потери качества сюжетной линии. Фабула, не сказать что оригинальна, но не примелькавшаяся.
Очень сочные диалоги, хотя и не украшенные психологическими чертами. Поэтому все герои говорят одним языком. Так в жизни редко бывает. Одни заикаются, другие имеют диалектические отличия, третьи - истеричны и тд.
Хотя второй раз читать не хочется, но до конца - обязательно. Внутри рассказа создана атмосфера, с которой не хочется расставаться.
Праслин Н. Лд-1 Напраслина 28k
Писательское восприятие.
Детектив советского периода. Крепенький такой, классически выдержанный детективище. Расследование, конечно, затянуто. Есть и тайна преступления, и логика сыщика. Но повествование напоминает плетенку. Каждое новое лицо, тут же - обширные пояснения. Часто скорее намеренно запутывающие читателя, чем помогающие ему следить за следствием. Показная глупость столичных следователей. Вот в это - не верится.
Читательское впечатление - затянуто. Нет ярких вспышек, которые будят убаюканное ровностью стиля сознание. Нет, как положено в новелле, скорости развития событий, неожиданных поворотов. Хорошая психологическая проработка героев, но их много и к концу путаешься и перестаешь различать. Не всегда много - хорошо. Нет ярких личностей и событий.
Но все это покрывается желанием дочитать до конца и стряхнуть с себя груз неразгаданности глубоко спрятанной тайны и собственной серости, чтобы облегченно сказать потом, в собственное оправдание, - а я так и думал...
Август, Просто А. Лд-1. Тогда, в девяностых... 23k
Писательское восприятие.
Рассказ из серии бандитских разборок фирмачей. Не детектив.
Прекрасный, образный язык, виртуозное владение диалогами, безукоризненный стиль. Четкое, выверенное развитие сюжета.
Но - затертая фабула и легкость убийства. Неоправданные, немотивированные убийства бандитских шестерок. За что? А у них - есть дети, жены. Да и вообще, психологические переживания после убийства не прописаны.
Нет ошеломляющей тайны, нет неслыханных обстоятельств. Все, до смешного, обыденно и просто. Пошел, убил, закопал.
Читательское впечатление - хорошее. Легкий, скользящий язык, образные определения. Есть желание дочитать до конца. Немного напрягает обыденность множества убийств. Время было гадкое, смутное.
А., Просто А. Лд-1. Почти по Брауну 28k
Писательское восприятие.
Сильный рассказ из серии следовательских историй. Практически каждое убийство содержит в себе тайну. Но это вовсе не означает, что описание добросовестного или не очень расследования - детектив.
Уж сколько лет твердили миру, что детективное расследование отличается от обыденной оперативной работы органов. И опять появляются незамысловатые простенькие сюжеты с расследованием на уровне районного опера. Причем, часто сложности в расследовании появляются не из-за сногсшибательной загадки, а из-за прозаических ошибок в расследовании. Там недосмотрели, тут пропустили.
Ну, не детектив это. Не любое преступление - тайна за семью печатями. Детективная история требует не просто применения известных методов расследования, а озарение, вспышку, гениальную догадку, которая не по силам каждому участковому.
Есть будни сыска, а есть - праздники. Праздников всегда очень мало. Так вот детектив - это и есть праздник сыска на фоне обычной, рутинной службы.
Да, данное расследование завершилось успешно, так как следователь все-таки вспомнил цвет носков убийцы. А если бы не вспомнил? Засудили бы невинного.
Читательское впечатление - отличное. Легкое, интересное чтиво. Как по маслу, до самого конца. Нет напрягающих рассусоливаний, зато текст пересыпан веселящими словечками и диалогами с диалектизмами. Простой сюжет, как по шоссе несется и несется, подбрасывая полешки в топку читательского интереса.
Если бы вот еще добавить оригинальности идеи и неординарную тайну...
Не К. Лд-1 Король и пешки 28k "Рассказ" Детектив
А вот в этом рассказе уже не криминальное рутинное расследование, где, чтобы добиться результата, достаточно точно выполнять правила и план расследования убийства, которым учат в следственных школах.
В этом рассказе загадка не для средних умов. Противник следствия(убийца) настолько силен и умен, что решить его заготовку обычными следственными действиями невозможно. Это и есть главный признак детектива, который отличает и отграничивает его от криминальных хроник типа "Улицы разбитых фонарей".
Второй писательский признак детектива тоже соблюден. Проведено параллельно два расследования, официальное и частное. Официальное прошло по плану убийцы и привело к нужным ему выводам. А вот неофициальное расследование как раз и содержит ту изюминку, ради которой люди читают детективы.
Вспышка, озарение, неожиданное прозрение. Но почему? Почему такие гениальные догадки не приходят обычным следователям?
Озарение - это работа подсознания. Чтобы заставить работать подсознание нужно постоянно думать и анализировать загадку. А это под силу только людям сильным, волевым, да к тому же обладающим определенными познаниями, необходимыми для решения проблемы нейтрализации ложных ходов, для обхода расставленных убийцей ловушек.
В рассказе все это есть - и ловушки, и гениальная догадка.
Есть ли видимые натяжки в фабуле? Да.
Читательское впечатление
Работа писателя внешне схожа с работой повара. Писатель детектива готовит блюдо-рассказ. Он, как любой кулинар, озабочен, чтобы его блюдо съели, чтобы съели до крошки, чтобы оно понравилось и, последнее, чтобы повара за блюдо похвалили.
Можно салат приготовить из очень вкусных компонентов и нарезать такими безобразными кусками, что к ним прикасаться не захочется. А вот узбекские, меленько порезанные салаты, украшенные травками и приправками - по душе всем.
Вот так же щепетильно меленько нарезан и украшен этот детектив. И его хочется съесть до конца. Почему? Потому что он, кроме того, что удобно и красиво порезан, так еще и слоеный. Три слоя, каждый открывает новые вкусные составляющие.
Поразительный пример приготовления и подачи вкусного шахматного блюда!
Кстати, шахматные заготовки не портят, а придают блюду особый привкус, как необычная приправа.
Все, даже для плохого игрока в шахматы, растолковано так просто, порезано так меленько, что не отвлекает от общего хода расследования.
В этом детективе не хочется после двух страниц заглянуть в конец и узнать разгадку. Почему? Опять же - как в поварском деле. Если вам подали вкусное мясо с сурпой - вы же не будете выбрасывать мясо, чтобы добраться и похлебать еще более вкусную сурпу? Мяса в детективе много и его хочется съесть все. И не в спешке, а тщательно прожевывая каждый кусочек.
Лесов С. Сыщики 28k
Писательское восприятие.
Характерный пример нарушения всех правил детектива. И самое первое - не держать читателя за дурачка. Читатель обязан знать все, что знает и производящий расследование. В этом рассказе идет расследование неизвестного читателю происшествия.
Только в середине рассказа появляется кратенькое описание события, якобы основы детективной тайны.
Уже не детектив. Нет тайны - нет и ее расследования. А дальше еще скучнее - выдается версия события, его участники и под него подгоняются оправдательные поступки. И эта телега так и едет впереди лошади до самого конца.
По принципу - ввяжемся в события, а потом начнем их объяснять. Самый распространенный прием писания рассказов по принципу - куда кривая везет, туда и едем. Все с ног на голову.
Читательское впечатление - очень раздражает глупость и бесхарактерность ГГ, надуманные события, неверие в сюжет.
Праслин Н. Лд-1 Напраслина 28k
Писательское восприятие.
Детектив советского периода. Крепенький такой, классически выдержанный детективище. Расследование, конечно, затянуто. Есть и тайна преступления, и логика сыщика. Но повествование напоминает плетенку. Каждое новое лицо, тут же - обширные пояснения. Часто скорее намеренно запутывающие читателя, чем помогающие ему следить за следствием. Показная глупость столичных следователей. Вот в это - не верится.
Читательское впечатление - затянуто. Нет ярких вспышек, которые будят убаюканное ровностью стиля сознание. Нет, как положено в новелле, скорости развития событий, неожиданных поворотов. Хорошая психологическая проработка героев, но их много и к концу путаешься и перестаешь различать. Не всегда много - хорошо. Нет ярких личностей и событий.
Но все это покрывается желанием дочитать до конца и стряхнуть с себя груз неразгаданности глубоко спрятанной тайны и собственной серости, чтобы облегченно сказать потом, в собственное оправдание, - а я так и думал...
Детектив К.А. Лд-1 Случайность 25k
Писательское восприятие.
Очень знакомый, навязший в зубах сюжет об альфонсах, поставщиках живого товара за границу. Сразу по наводке от названия возникает твердое убеждение, что произойдет встреча за границей.
Язык и стиль - высокопрофессиональный. Еще бы к ним оригинальность фабулы и неожиданную концовку. Но это уже будет другой рассказ.
Читательское впечатление.
Не возникает желания читать ход расследования. Ясно, какая случайность заложена в сюжете. Посмотрев в конец, убеждаешься, что догадка верная. Вот и все чтение.
Детектив К.А. Неправильно 17k
Писательское восприятие.
Да, все неправильно. Это очередное описание рутинных следовательских дел.
Не детектив. Не новелла даже. Хотя присутствует и прекрасный язык, и стиль, и выверенные диалоги.
Читательское впечатление.
Со второй фразы понимаешь, что тебя ждет описание очередной серии из "Улиц разбитых фонарей". И начинаешь читать по диагонали.
| |