За других говорить не буду. Гнилое занятие. Ушли - и ушли, их воля. Кто в одночасье, кто - постепенно. Пришли другие. Надолго ли? Опять же, их дело. У меня же уход из фантастики затянулся чуть ли не на десятилетие. И так как совсем чуть-чуть я еще здесь, почитываю иногда короткие фантастические повести, рассказы, скажу несколько фраз, имеющих отношение и к данному конкурсу. По поводу того, из-за чего мне уже практически не жаль забить большой и ржавый гвоздь на фантастику текущего дня. Ну так вот. Диагноз, не диагноз, но выражение "немотивированная фантастика" так хорошо подходит к изрядной, и с каждым годом все большей части фантастических произведений, что уверен, им можно обозначить отдельное, четко оформившееся литературное течение. В качестве основной его характеристики могу отметить следующее. В центре внимания немотивированного фантаста лежит не фантастический сюжет, неожиданная, чудная мысль, на раскрытие, углубление, усиление которой работает текст. Иначе говоря, не тот основополагающий принцип, что мотивирует создание именно фантастически. Основной областью приложения его таланта являются образы, картинки. Чаще штампованные, гораздо реже - в чем-то оригинальные. Своеобразная колода карт, которую он использует для игры. Учитывая, что игрок - один, а все остальные - лишь наблюдающие за его деятельностью зрители, игру эту мы смело можем отождествить с раскладыванием пасьянса.
Кто-то выбирает себе пасьянс с правилами попроще, кто-то - более навороченный. Иногда пасьянс не сходится, но картежник все равно выкладывает его на всеобщее обозрение. И тогда мы видим нечто незавершенное, жалкое. А часто игрок просто жульничает, кладет карты чуть ли не как попало. И тогда картинки, сцены, этапы выглядит случайными, не вытекающим из общего мотива текста (ведь его НЕТ). Отмечу особо - не неожиданными. Неожиданность в литературном произведении подразумевает умело скрытые до поры, реально существующие взаимосвязи, раскрывающиеся в нужном месте и в нужное время. Именно случайными, не мотивированными. Но даже если пасьянс разложен "честно", синтез-сюжет имеет завязку, развитие действия, некоторое подобие финала. Много ли любителей найдется, чтобы раз за разом пялиться на уже давно знакомые карты в очередном их раскладе? Даже маленькие дети очень быстро разочаровываются в калейдоскопе... В любом случае, мало-мальски опытный картежник попытается свою игру замаскировать под нечто литературоподобное. Скрыть резкие переходы между штампами. Создать видимость слитного изложения.
И вот тут, в зависимости от класса игрока, применение находят два способа. В основе первого - синдром Дауна. Описывается до безобразия усеченный, редуцированный мир. Как внутренний, действующих лиц, так и внешний. Есть слабоумные главгеры. И действуют они в мультяшном пространстве. Понятно, что усечение это производится отнюдь не с целью выделения, акцентирования важных моментов. Как это, скажем, делается в той же сатире. А просто, чтобы за счет общей "мятости бумажки" замаскировать разрывы между картами. В общем, если вы видите, что уровень дибилизма главгера начинает зашкаливать за все мыслимые нормы, в тексте эта шиза ну никак не обоснована, сам же текст составлен из штампов, то, скорее всего, вам намеренно и направленно парят мозги.
В основе второго лежит то, что мы могли бы условно обозначить, как синдром редактора. Это когда человек знает толк в красивой речи, но ничего нового за пределом графы "качество текста" придумать не в состоянии. Дайте ему поганый текст с дельной мыслью. И он его отредактирует. Превратит в шедевр! Но такого текста - нет... А писать - хочется! Остается одно - достать колоду карт, и... Подобные постмодернисты от литературы готовы сутками напролет вылизывать свои карточные расклады, пытаясь алмазным блеском строк затмить разум потенциального потребителя. Дабы он, смущенный даровитостью картежников, простил им главное - бессодержательность, штампованность, отсутствие необходимой, фантастической новизны. Может, это и здорово? Может, и ну ее, эту новизну, фантастическую идею, чудную мысль на фиг? Давайте работать только над Словом, создавать эмоционально насыщенные лингвистические шедевры? Ведь именно к этому нас призывают уже в открытую многие из нынешних критиков (в судейской коллегии этого конкурса они также имеются в наличии). И знаете, я бы с радостью согласился с ними. Но... Есть пример из другого жанра. Где работа над Словом, над эмоциональностью, над качеством текста оказалась доведена до высочайшей степени мастерства. И оказалась зафиксирована рядом общепринятых правил на уровне, гораздо более высоком, нежели у нынешней фантастики. Но, однако же, литературное направление это довольствуется ныне лишь несколькими процентами от прежнего числа своих поклонников. Я говорю о поэзии. А вы знаете, почему с ней стряслась подобная беда? Нет, не потому, что мы, читатели, такие сволочи и бесчувственные эгоисты. Просто - в поэзии ЭТО уже произошло. То самое, что происходит сейчас с фантастической литературой. Она потеряла оригинальность! Людей же воротит от штампов. А когда всяческие клише еще и канонизируются, возводятся в ранг священных традиций, любая существенная новизна начинает восприниматься с подозрением, а то и с презрением (Как же! Какая-то собака решилась тявкнуть не по канону!), и во главу угла ставится Его Величество Текст... Все. Ждите великого исхода читателей. И "Красота Художественного Слова" уже не в силах исправить ситуацию. Человек - сволочь любопытная. Восторгаться одними и теми же штампами по природе своей не предрасположен. И бессмысленно давить из него слезу или вытряхивать смех разного сорта бородатостями. Ведь нынче даже если все рекламодатели России скопом начнут пиарить поэзию, это не вернет ей и четверти былых поклонников. Она - горбата своей колодой, и даже могила сие не исправит. Ведь поэты свято уверены, что горб сей - ну уж, по крайней мере, сложенные крылья... Что уж говорить о фантастике. Печенью чую - недалек тот день, кода число читателей фантастики приблизится к числу ее производителей. Как это, собственно говоря, и произошло с ценителями поэзии. А гонорары и число изданий среднего фантастов уравняются с аналогичными величинами в области стихосложения. И никакая реклама, никакой пиар уж не смогут спасти положение. Останутся только господа картежники, творцы идеальной Пустоты, что в пустоте же будут нахваливать друг перед другом красоту собственных раскладов...
Ой, чую, веселятся уже немотивированные фантасты - показалось им, что ушел я в крайность, призываю клепать бездарные в литературном исполнении тексты, наполненные глубокими идеями... Фиг вам!
Я просто еще только подхожу к этому моменту. Необходимый уровень мастерства, основанный на здравом и критичном подходе к собственным сочинениям, должен быть. Это необходимо. И автор должен работать, работать и работать, и снова работать, и опять работать, и... Ну, в общем, вы меня поняли, как он должен обходиться с собственной клавиатурой. Но только и здесь необходимо иметь разумение. Чувство меры. Ведь работа над текстом сводится отнюдь не к избавлению от малейших шероховатостей при одновременном беспрецедентном наращивании образности на уровне давления на сетчатку. Далеко не всякое блюдо ведру сиропа союзно! Скушайте кило шоколада. Запейте литром меда. За раз. Ну как? Тошнота? Рвота? Инфаркт?! То-то... Частенько случается, что автору удается добиться отточенности, великолепной блистательности всех фраз. Но текст, как целое, оказывается мертвым. И вот тогда необходимо подумать о специях... Тех нарочно привносимых в текст шероховатостях, которые только и могут спасти положение. И пускай бездарные кривтики наезжают на шипяще-скребущие деепричастные обороты. Пусть они ноют, что "вот здесь бы и здесь бы я поменял существительное и прилагательное местами. А ВОТ ЗДЕС-С-С...". Не исключено, что перед вами все те же картежники, боящиеся, что локомотив литературной истории все же сумеет свернуть с Их направления. Ашипки, господа - это тоже литературный прием. Но что бывает, если жгучего перца хватить сверх меры? Точно. Перебарщивать не стоит. Как и с сиропом. Иначе - лажа.
В общем, дело каждого, как действовать впредь. Но лично мне зрится, что в фантастическом тексте необходима мысль, мотивация, идея. Необходима работа над словом. Ни в коем случае не порознь. Но - в пределах разумного. В противном случае - отстой и все больше отстоя. Ведь в противном то случае... Надоело мне. Надоест вам. Надоест и другим. В творчестве соблюдайте меру.
Что же касается разборов конкретных текстов, предложений по ним, вопросов к авторам... Ну так елки-палки! Их я делаю в конкретных же разделах по обсуждению рассказов. Они ведь касаются только авторов! Все, правда, разобрать не смогу. Времени у меня не много, а обязаловки нет (в жюри записываться не стал). Так что - заранее извиняюсь перед теми, до кого не доберусь. А напоследок отмечу, что хорошие тексты на конкурсе есть. Не то, чтобы много, тут я вынужден согласиться с иными критиками. Но есть. И чем черт не шутит, возможно, ваш - среди них.