Впечатления читателя от конкурсных рассказов ВНЛ-2018. Часть первая
С интересом прочла все конкурсные рассказы, и появилось желание поделиться своими впечатлениями. Оговорюсь сразу: я не критик и не истина в последней инстанции, а просто читатель. Внимание на стилистику и даже грамматику не обращаю кроме случаев полной безграмотности текста. Для меня важнее: зацепило или нет? Хочется перечитать и посоветовать прочесть подругам-друзьям? Вот с этой точки зрения и буду смотреть.
Для начала немного статистики. Итак, у нас получилось:
- три фэнтези-рассказа (малое количество удивило);
- четырнадцать историй в жанре фантастики и мистики (ожидаемо в силу популярности);
- "школьные годы чудесные" представлены двумя произведениями;
- пять рассказов о войне;
- четыре юмористических рассказа;
- один фанфик
и даже пара детских сказок (как по мне, то и взрослым вполне интересные).
Остальные авторы описывали современность или недавнее прошлое. Странно, но такой популярный жанр как детектив не представлен вовсе .
В первую очередь расскажу о том, что запомнилось и произвело особое впечатление.
1. Великолепное фэнтези Медведева "Я в тебя верю". Люблю такие вещи с глубоким смыслом. Главному герою поначалу сочувствуешь, а потом в конце он оказывается той еще сволочью. Яркие образы второстепенных персонажей, полное соответствие заявленной тематике, очень красивый конец. Умные - не всегда добрые, народ верит в сказки и предпочитает видеть в лидерах красивого героического болвана, мы сами создаем свои мифы и в них верим, люди боятся тех, кто не похож на большинство из них и еще многое отражено в этом коротком тексте. Талантливо, умно, образно. На мой взгляд - один из лучших рассказов на конкурсе.
2. "Ромашка" Раменской Елены - еще один шедевр. Тонко и трепетно до слез.
3. Очень зацепили "Пароходы Андрея Ильича" Самариной. Мне кажется, что понять и прочувствовать этот рассказ могут только те, кому за пятьдесят. Очень точно переданы переживания пожилого человека, который получил шанс вернуться к активной жизни, передать частицу своего опыта, своей души, быть востребованным, словно снова шагнуть пусть не в молодость - в зрелость. Конец неоднозначный, но мне показалось, что момент, когда пароходы уплывают - это смерть героя.
Вот, с лидерами определились, а теперь об остальных по жанрам.
Единственный фанфик Веселовой Анастасии "А обреченность сменится надеждой" не понравился. Я вообще не понимаю фанфиков. Раз уж хватает фантазии придумать сюжет, что мешает дать героям свои имена (да хоть Ваня с Машей!), изобразить окружающий мир? Кроме того автор чересчур увлеклась описанием чувств героини. Явный перебор. И "Сакура" в каждом предложении просто раздражает. Можно ведь использовать местоимения или по-другому как то назвать. В довершение всех бед - отсутствие внятного конца.
А вот обе сказки хороши. И темная (Дмитриева Наталья "Белоснежка") и "Битва бабушек" Yulicon. Читаются легко, с интересом. Не шедевры, но очень неплохо.
Рассказы о школьниках Лисуковой Алеси "Первая парта" и Григорьевой Е.А. "Старые обиды" ничем особым не порадовали. История Лисуковой об онкобольной девочке выигрывает за счет последнего абзаца. Такой сильный финальный аккорд. В остальном чувствуется какая-то искусственность, словно автор намеренно давит на жалость. И немного растянуто. А "Старые обиды" удивляют своим первым абзацем. Совершенно непонятно каким образом он относится к остальному тексту. Девочке понравилась стойкость парня, которого при ней били по голове много раз, а он просил еще? А она при этом не заступилась? Хорошая девочка! Об остальных персонажах вообще молчу. Просто сборище (как бы помягче выразиться) совершенно негативных типов, включая учительницу. Нет, я понимаю, в жизни так бывает. Но литература - не фотография жизни. Она должна учить чему-то. Мне так кажется.
Оставшиеся два рассказа в жанре фэнтези (Суржиков Роман "Плакса" и "Ржавчина" Мариты) совершенно разные по уровню. В "Плаксе" автору удалось создать главное для этого жанра - свой мир, особую атмосферу. И характеры выразительно прописаны. Очень достойно. А "Ржавчина" показалась мне просто вольным пересказом скандинавского эпоса - не более. Вот "Белоснежка", о которой я писала раньше, тоже пересказ известной сказки, но насколько удачный! Здесь же автору не удалось добавить новых красок в старую историю.
Юмор - один из самых сложных жанров. На конкурсе его представляли рассказы Винокура "Путешествие с феминисткой и собакой по Москве", Яценко "Валера, ты меня любишь?", Исаченко "Любит - не любит" и "Клуб по интересам" Морозовой. Больше всего понравилось произведение Яценко. Несмотря на несерьезность формы, тема поднимается серьезная. Как много требуется от женщины: и на работе успевай, и мужа всячески ублажай, и выглядеть нужно блестяще. А мужчине достаточно позволять себя любить. И можно вести себя по-хамски. Диалог между ревнивой женой и мужем в "Любит - не любит" не заставил меня даже улыбнуться. Может автор и хотел создать что-то вроде незабвенного "Ой, Вань, смотри какие клоуны" Высоцкого, но не получилось. А "Клуб по интересам" и "Путешествие..." - просто описание забавных случаев. И каким боком они к теме конкурса?
Рассказов о войне, конечно, на этом конкурсе могло быть больше. Ведь вера, надежда и любовь так необходимы когда вокруг голод, холод и рвутся снаряды. О своем рассказе писать не буду. И не этично, и особенного в нем ничего нет. А вот об остальных четырех своими впечатлениями поделюсь. "Лобань. 1942" Гуляева Владимираразочаровал. Если бы автор переработал эти две главы из большого произведения в рассказ, возможно, что-то хорошее и получилось бы. А финал о поэтах вообще непонятно к чему. "Тамарка" Валентины Щербако том как прятали похоронку - история вполне типичная. Мой дед тоже прятал от дочки похоронку на зятя, пока она прятала от родителей похоронку на брата. Два страшных известия пришли в семью с интервалом в два дня. Автор, конечно, могла сделать из этой трагической темы шедевр, но ничего подобного не случилось. Просто история. "Аня" Марии Грей - о современной войне, но от этого не менее жестокой и страшной. Рассказ о девушке, которая погибла, спасая раненых, трагичен, но почему-то не цепляет. Как и в "Тамарке" до разума читателя автор достучался, а вот до сердца - не удалось.