Поговорим об образности в художественном произведении.
Часть 1.
Апелляция к чувствам читателя.
Чувств у человека пять, о "шестом чувстве" мы не говорим, потому что это не имеет отношения к предмету разговора.
Итак, перечислим их. Зрение, слух, осязание, обоняние и вкус.
Начписы, когда что-либо описывают, обычно аппелируют только к зрению читателя, реже к зрению и слуху. И всё.
А ведь чем грамотнее вы задействуете чувства читателя (взывая к ним), тем быстрее и глубже он погрузится в тот мир, что с помощью вашего текста разворачивается в его воображении.
Пример 1:
По берегу синего моря шла красивая девушка. Волосы её развевались на ветру, а улыбка была столь притягательной, что Пётр невольно залюбовался. Чайки мельтеша перед пристанью, судя по всему привлекли внимание девушки и она остановилась, всматриваясь в море.
И так далее.
Автор апеллирует только к зрению читателя.
Пример 2:
По берегу синего моря, шла красивая девушка. Волосы её развевались на ветру, а улыбка была столь притягательной, что Пётр невольно залюбовался. Чайки с громкими криками замельтешили перед пристанью и тем привлекли внимание девушки. Она остановилась, всматриваясь в море, туда, где волны с шумом разбивались о пирс.
Автор апеллирует к зрению и слуху читателя.
Как правило, у начписов этим всё и ограничивается.
А ведь есть ещё и осязание, обоняние и вкус.
Море волнуется. Это зрение.
Море шумит. Это слух.
Солёные брызги. Это вкус.
Пахнет свежестью. Это обоняние.
Мокрые капли, холодно. Это осязание.
Чем полнее картина в отношении чувств, тем эмоционально сильнее ваш текст. Сильнее потому, что он постоянно задействует читателя, делая его не пассивным слушателем, а активным участником событий. Читатель словно сам всё это переживает. И происходит это потому, что текстом вы создаёте иллюзию реальной жизни, в которой читатель и обжигает пальцы о кружку с горячим кофе и жуёт бутерброд и чувствует запахи кофе и колбасы.
Можете верить на слово - красивые девушки тоже пахнут, как и некрасивые, шум трактора порой привлекает к себе больше внимания, чем он сам, а когда люди что-то едят, они не только любуются блюдами, они ещё и чувствуют их вкус и запах.
Разумеется, всё вышесказанное не обозначает, что в каждое описание нужно пихать все ощущения персонажа, просто не забывайте об осязании, вкусе и обонянии, когда сочиняете художественное произведение. И когда редактируете его - тоже.
Часть 2.
Особенности восприятия правого и левого полушарий мозга.
Литература, в частности беллетристика (ХЛ, художка) - способ воздействия на людей.
Её форма - кодировка информации.
Поэтому в любом случае, если писатель чётко отобразил то что желал - он оказывает воздействие на читателя.
Изначально на уровне "нра-не нра".
Но если "нра" - то погружение в сюжет.
А это по сути погружение в себя.
Потому что раскодировка общего кода у каждого человека своя.
Когда человек рождается, он не мыслит словами, он мыслит образами, у него очень развито обоняние.
В дальнейшем его обучают первой кодировке - речевой. Суть - пассивный словарный запас.
Каждый образ теперь имеет своё обозначение, но речевое развитие не позволяет маленькому человеку воспроизводить эту кодировку.
В дальнейшем, при развитии речи, малыш начинает осваивать воспроизведение первичного кода.
Затем начинает думать и общаться первичной кодировкой.
Каждое новое слово приобретает индивидуальный смысл, ибо опыт индивидуумов различен.
Русский первичный код, слово "дерево".
Образы у всех различны.
У кого-то невысокая берёза, у кого-то клён осенью, у кого-то раскидистый дуб, а у кого-то и вовсе доска.
Но кодовое обозначение одно и то же.
Для более чёткого понимания добавляются другие закодированные первичным кодом образы. Например, "красное".
Понимание цвета тоже индивидуально, но формулировка "красное дерево" чётче и кокретнее, чем формулировка "дерево".
Если сказать "сандаловое дерево", то понимание будет ещё чётче, но лишь для того, кто имеет образ на формулировку "сандаловое".
Если же образа нет - нет и понимания.
Дальше человек осваивает вторичный код, а именно письменность.
Это кодировка первичного кода с помощью значков.
Соответственно, чтение - раскодировка вторичного кода в первичный, а затем первичного в образы и понятия.
Тут необходимо учитывать следующий нюанс.
Людей можно разделить на две категории - рационалы и эмоционалы.
Эмоции - это индивидуальное понимание субъектов и ситуаций выраженное в форме переживаний.
Инструмент восприятия информации рационалов - логика - мыслительный процесс, базирующийся на искусстве рассуждать, способность "правильно мыслить".
Если первое - нелогично, то второе неэмоционально.
Мозг человека состоит из двух полушарий. Правое полушарие - эмоциональность, креатив, фантазия, образность и т.д.
И в первичной и во вторичной кодировке некоторые слова воздействуют на правополушарное мышление, некоторые на левополушарное.
Примеры:
Ёжик, колючий, серый, шуршит.
Это кодировка образов. Воздействие к чувствам и эмоциям.
Статус, экономика, отчёт, пунктуальность.
Это кодировка понятий. Воздействие к рассудку, к логике.
Чувственный, эмоциональный, образный, яркий, захватывающий текст - состоит преимущественно из кодировки образов.
Если же кодировщик рассчитывает на мыслительный процесс, обучение, логику и чёткое понимание, он использует кодировку понятий.
Но в чистом виде или даже акцентуации на определённом типе - текст становится малопонятным при раскодировке первого типа, скучным при раскодировке второго типа.
Причём, в обоих случаях (и ХЛ и нон-фикшн).
Пример малопонятного текста - сюр.
Пример скучного текста - договор (документ).
Если в первом кодируется поток сознания, а конкретнее эмоциональный поток, то во втором кодируется информативность без образности.
Жанры в ХЛ тоже различаются в этом отношении.
К примеру, сама суть детектива - разгадка тайны, а значит апелляция к левополушарному мышлению.
А вот эротика или триллер - расчёт на эмоциональное восприятие, апелляция к правополушарного мышлению.
Чем больше образности - тем ярче картинка в воображении читателя, чем больше рассудительности - тем сосредоточеннее читатель.
Если цель текста - вызвать эмоции, быть увлекательным - акцент на тех словах, что создают образы
Если цель текста - воздействие на мыслительный процесс - акцент на тех словах, что апеллируют к логике.
Практически вся эта часть 2 - второй вариант.
Вот два последних предложения:
"Если цель текста - вызвать эмоции, быть увлекательным - акцент на тех словах, что создают образы
Если цель текста - воздействие на мыслительный процесс - акцент на тех словах, что апеллируют к логике".
Сколько здесь слов, что создают образы?
При написании текста преимущественно словами, что апеллируют к левополушарному мышлению - его интересность базируется на актуальности поднятой проблемы.
Иначе говоря, вам будет не скучно это читать, если то, о чём я тут написал для вас актуально.