Аннотация: Размышления современников о проблемном житии Вольтериана Звякина, прозванного в простонародье Вольтером.
Размышления современников о проблемном житии Вольтериана Звякина, прозванного в простонародье Вольтером.
Нижеследующий текст рекомендуется читать только после предварительного исполнения ритуала укрепления собственного духа специфическим русским способом, во избежание полного замирания духа от предстоящего знакомства с образцом русской интеллектуальной прозы.
Кроме того, из уважения к почтенной публике следует отметить, что лицам, выискивающим всюду так называемую "правду матку" с тем, чтобы потом резать ее на глазах у всех или тем, кто постоянно бъется над проблемой Чичикова - как бы всех обмануть, а самому обманутым не быть - читать рассказ не имеет никакого смысла.
В. Виноградов
январь 2012г.
Жил был Звякин, да и сейчас он живет. И живет, надо сказать, перманентным образом припеваючи. Но, в отличие от прочих постсоветских сограждан, коим песня до сих пор строить и жить помогает, Вольтериану Звякину песня под собственный аккомпанемент гитары помогала разгребать завалы из проблем на путях его повседневной жизни. Имя Вольтериан возникло как производное от фамилии известного мыслителя эпохи просвещения Вольтера путем легкого присоединения к нему всего лишь одного романтического штриха и служило для родителей Звягина символом свободы и свободомыслия, что впрочем неизбежно вызывало чувство иронии у всех посвященных одновременно и в тайну символизма его имени, и в конкретные обстоятельства его жизни. А они как раз свидетельствовали о полной зависимости Вольтериана от внешних обстоятельств.
- Не успеешь - говорил Звякин - разгрести одну проблему, как тут же на ее месте появляются две новеньких. И все это повторяется с мистическим постоянством, да еще с явной тенденцией к прогрессу в деле их размножения.
Бывало еще в юности после очередного загула общей компании Вольтерик, так звали его близкие знакомые, любил театрально так громко крикнуть в пространство: "...меня девушки не любят". Но я - то, будучи свидетелем всех этих встреч, в этом сомневался. Напротив - парень с гитарой, а Звякин, надо сказать, хотя и играл на аккордах, зато самозабвенно входил в образ исполняемой песни и, что естественно, пользовался повышенным вниманием дам. А не добивался он взаимности только из-за сомнений и недооценки собственного влияния на них, и это было его первой постоянной проблемой, прочно обосновавшейся на пути к завоеванию сердец привлекавших его Эвридик. И оставалась она до тех пор, пока одна из Эвридик, по собственной инициативе, не предложила Звякину совместно решить его проблему. События стали развиваться по сценарию популярной в то время песни: "...паренек с московскою гитарою и девчушка в мамином платке ходят дружной парою, неразлучной парою...". Ее часто транслировали по радио в исполнении Марка Бернеса. Но мамаша девушки, заслуженный товаровед в третьем поколении, быстро пресекла эти дерзкие поползновения Вольтера. Она всегда мечтала видеть свою дочь рядом с настоящим мужчиной - никакие пареньки с гитарами не снились ей даже в страшных снах. Какую роль может сыграть настоящий мужчина в судьбе женщины, поведал ей один московский профессор в свободной беседе прямо на берегу Черного моря. Крылатая фраза, которую бросил он тут же на берегу моря не вставая с топчана, навсегда застряла в ее памяти - "брак нужен женщине только затем, чтобы извлечь из мужчины необходимую ей свободу". Где сами мужики берут эту свободу, а главное, как распознать истинных обладателей столь необходимой каждой женщине вещицы, профессор долгое время держал в тайне. Но разве способен обычный профессор утаить от опытного товароведа в третьем поколении информацию об овладении столь престижной с их точки зрения вещи. И вот, как-то в очередной раз, при встрече на берегу моря под напором неоспоримой дозы дефицита профессор признался, что свобода ниоткуда не берется - количество ее в мире постоянно, она может только перетекать весьма специфическим образом от одного к другому. И если у одного она прибывает, то у другого в таком же количестве убывает. Дальше, как вы сами понимаете, изощренные размышления всяких там интеллектуалов нашей героине не потребовались. Интуиция, которая так легко развивается в товарно - денежных отношениях, самостоятельно привела ее к открытию: каждый дорожит своей свободой, но готов уступить ее за деньги. Таким образом, хотя и с помощью науки, но в основном благодаря собственной интуиции, она теперь ясно осознала, какие мужчины нужны ее дочери. Претенденты должны были купить ее дочери свободу от всего, что ее утруждает и во всем, что ей хочется. Ну, а уж имея ее, любая женщина вполне самостоятельно способна устроить свое счастье. Резонно здесь спросить, ну, а что же Звякин, он то удовлетворял этим претензиям?
Да куда там, как говорится - ни ухом, ни рылом. Звякин - то был простой советский интеллигент, ничуть не искушенный в дефиците, а содержание его карманов не предвещало соискательницам его твердой руки никаких надежд на красивую жизнь в будущем. Что удивляться, когда на первое знакомство со своей предполагаемой тещей, он появился в свитере и брюках с зашитыми карманами. Брюки - то были новенькие, только что из магазина и, в спешке на встречу, он даже не успел распороть карманы. Но воспринято это было как дурной знак - в среде товароведов считалось, что к тому, кто ходит с зашитыми карманами, деньги не липнут. К тому же, в таком виде он походил на неформалов тех лет, которые носили грубые свитера и брюки с зашитыми карманами, выказывая своим видом пренебрежение к мещанской моде и вообще к нравам мещан.
Чувство несоответствия своим ожиданиям после немой сцены с зашитыми карманами брюк преследовало не только родню товароведов - оно передалось и Звякину после знакомства с их квартирой. Итак, попав в квартиру предполагаемых родственников, Вольтер испытал чувства пришельцев, впервые вступивших в еще неизведанные никем миры. Сразу бросалась в глаза ее глубоко продуманная функциональность - в центре расположились два обширных туалета, двери которых непосредственно соединялись с остальными помещениями квартиры, включая кухню, ванную и коридор, тянувшийся от прихожей. Каждый туалет наряду с обычной обстановкой дополняли панно эротического содержания и телевизоры размером с пол стены, расположенные напротив унитазов. В наше время это и неудивительно - ведь уже потребитель среднего уровня достаточно много времени проводит в туалете и не только чтобы удовлетворить свои физиологические нужды, но и освободиться от лишних эмоций и стрессов, преследующих делового человека повсеместно. И, вообще, если мыслить шире, становится понятно, что дальнейшее развитие потребительства неизбежно упрется в проблему развития туалетного сервиса. Тут уж не до культуры - с насущным бы успеть разобраться. Но оставим посторонние размышления в стороне и снова вернемся в ткань рассказа.
Каждый метр квартиры был отделан с особой тщательностью, достойной мастеров эпохи Возрождения. На полах повсюду итальянская плитка сочеталась с дубовым паркетом. Роскошная мебель подавляла воображение неискушенных в дефиците. Ванную комнату дополняли финская парилка и джакузи. Но апофеоз многофункциональности символизировал собой спортивный холл, где стояли тренажеры для тренинга различных групп мышц и, что особенно удивило Вольтера, - вибромассажные кресла из кожи черных африканских буйволов, обладавших, как ему пояснили, неограниченным ресурсом износостойкости. Всего пять минут зубодрабимной тряски в этом кресле с утра, и последующий путь на работу в общественном транспорте покажется вам занятием не менее приятным, чем парение в состоянии невесомости для специально тренированных космонавтов. И все это великолепие отражалось в расставленных везде венских зеркалах. Одним словом, Версаль, да и только. В голове Звякина промелькнула крамольная мысль: как же устарел корифей русской литературы Чехов, утверждавший, что идеалом развития человека должен быть человек гармонично развитый, в котором все должно было быть прекрасно : и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Здесь бы он воочию убедился, что тот старый идеал, благодаря животворному воздействию на умы советского человека программы партии по улучшению материального благосостояния граждан, давно заменен на новый идеал - идеал человека, обретшего счастье. А что человеку нужно для счастья - так
в этой квартире такой вопрос имел бы чисто риторический смысл - всем сразу было видно - ему нужна многофункциональная меблированная и тщательно отделанная квартира. Да что там многофункциональная квартира - это был бы предел мечтаний граждан, озабоченных, конечно, точно в соответствии с генеральной линией партии, простым материальным счастьем - многие из них удовлетворились бы просто местом в колбасном экспрессе, прекрасно понимая, что люди, попавшие туда, уже находятся на пол пути к счастью. Что же касается интересов к познанию, пусть даже в самых простых их формах, конкретно - чувственных познаний чужой жизни посредством чтения романов, то никаких следов их, обычно запечатленных в книгах, в квартире заслуженных товароведов в третьем поколении не оказалось.
Разговор за столом носил характер оживленного внутреннего междусобойчика людей тесно сплоченных одними интересами и ограничивался всего лишь одной темой: где и как достать вещи, уже приобретенные их знакомыми - людьми всеми уважаемыми. Когда же окружающие выяснили профессию Вольтера, то сразу как-то вежливо перестали его замечать. Инженер в их среде котировался не больше, чем представитель касты неприкасаемых в Индии. Ну, а уж стремление выйти за него замуж расценивалось никак не иначе чем добровольное желание поселиться в палате N 6 из рассказа Чехова. Возможно бы, другие в подобной ситуации встречи с невиданной роскошью и захлебнулись бы в бурных потоках эмоций, но, в отличие от них, Вольтериан был склонен скорее всего к неспешной рефлексии, и удивительно, что в этот раз смелая догадка сразу поразила его воображение: там за порогом этой квартиры, где за перестуком колес колбасных поездов, разбежавшихся по всем необъятным просторам Союза, еще едва угадывались волнующие перспективы роста материального благосостояния трудящихся, где марксисты все еще рисовали красивые картины будущего всего человечества, которое непременно достигнет предела этого неуклонно растущего изо дня в день материального благосостояния. А этот предел мечтаний из далекого будущего уже здесь,
в этой отдельно взятой московской квартире. И воплотили его в жизнь уже сегодня скромные товароведы и, якобы, безо всяких усилий со стороны остального народа. Но что-то мешало ему проникнуться этим шедевром гнездоустройства, что - то настораживало против этой картины воплощенных мещанских вожделений, настойчиво подталкивая к мысли, что все это глубоко чуждо его внутренним духовным ожиданиям, что в его генетическом коде ген, отвечающий за неуемную жажду к гнездостроительству, предусмотрительно удалили еще его исторические предки, понимавшие, что в деле развития общества нужны не только гнездостроители, но и творцы.
С учетом подобных проникновенных размышлений может сложится впечатление, что Звякин страдал крайней формой идеализма, свойственного мечтателям, оторванным от решения насущных проблем повседневности, идеологией нетерпимости к удобствам материального быта. Так, впрочем, и думали многие люди, воспитанные годами и даже столетиями на идее приоритета материальных отношений над отношениями, выражающими духовные потребности человека. Тем не менее, сам Вольтер считал, что вещные отношения не могут быть безусловным благом, а являются таковыми только как побочный продукт при реализации человеком его предназначения - воплощения в жизнь своей уникальности, что в свою очередь обеспечивается процессом его духовной жизни, свойственной любому человеку с нормальной психикой, не деформированной теми или иными социальными условиями и представлениями. Как видно, Вольтериан уже тогда, в смутные годы засилья повседневности колбасными настроениями, был убежденным сторонником гуманистической психологии, едва начинавшей проникать в сознание советского интеллигента. А в центре проблем этой психологии была проблема предназначения - смысла человеческого существования.
Далее развитие сценария согласно популярной песне оборвалось. Вскоре после сцены в квартире соискатели тихой гавани любви расстались навсегда. Что же тут скажешь - опять социальные факторы, как и во времена Ромео и Джульетты, грозной стеной встали на пути еще слабых ростков биологических рефлексов. И, все же, если учесть, что в наш век всестороннего прогресса, когда молодежь научилась легко игнорировать социальные преграды, то внезапный разрыв отношений можно отнести к разряду маловероятных чудес.
А говорят, что чудес не бывает, но стоило только человеку всего лишь один раз случайно одеть брюки с зашитыми карманами и зайти в них в квартиру предполагаемых будущих родственников, и, будьте любезны, - на всю жизнь он избавился от мещанского рая, куда вещей понатаскано так много, что даже простым экзистенциальным смыслам, не говоря уже об отношениях, там места не осталось. Кто-то может подумать, что в этом раю отношений вообще нет. Но они там появляются периодически на месте старых выбрасываемых вещей. Правда, носят они весьма специфический характер - это отношения людей, объединенных только одним интересом - интересом к приобретению новых вещей. Тем не менее, проблема восстановила исходную диспозицию, и любовь девушек на горизонте снова не просматривалась. Но никто не сомневался, что его любят проблемы - он и шага, казалось, не мог ступить, чтобы не столкнуться с очередной проблемой.
Сам же Вольтериан давно и своеобразно истолковал это присущее только ему или, по крайней мере не многим, вечное состояние загруженности проблемами. И с некоторых пор решил никому не говорить о своих планах.
Не смотря на естественно-научное образование, Вольтериан имел слабость к суевериям, и не то чтобы он верил в религиозные мифы, но все же допускал наличие вполне естественных, но еще непознанных сил, тайным образом влияющих на человека. Поэтому, будучи предусмотрительным, на всякий случай пытался обходить сомнительные ситуации, в которых предполагалось тайное воздействие. Ему было очевидно, что никто кроме самих людей в основном и создает проблемы повседневности. А делают они это через слово несогласия с планами других, поскольку именно это несогласие может доминировать над вашим желанием и, материализуясь в мистическом пространстве, противодействует и срывает ваши планы. В черной магии этот процесс срыва обозначается понятием "сглазить". Да и что же можно ожидать от посторонних людей, интересы которых, как правило, не совпадают с вашими, кроме как тайного или явного выражения несогласия.
- И кому какое дело - рассуждал Вольтериан до ваших личных действий, а безразличие это своеобразная форма несогласия. Нужно отметить, что Вольтериан был не первым, который уже в наше просвещенное время (после эпохи Просвещения) придерживался подобных опасений.
Достаточно вспомнить такую фигуру влияния на русскую культуру как поэт Тютчев, тоже предостерегавший наивных человеков от "сглаза" - он так и писал - " молчи, скрывайся и таи и мысли и мечты свои".
Кроме разного рода отрицания, Вольтериан видел источник возникновения проблем в привычке некоторых манипулировать действиями других в своих корыстных интересах, как говорится втемную, когда их энергию используют на чужие цели тайно без их на то согласия. И в том и в другом случае, по мнению Звякина, тактика неразглашения своих планов должна была приносить положительные результаты, но проблемы продолжали преследовать его с настойчивостью охотника, преследующего раненого зверя.
А вот мнения окружающих, вовлеченных в созерцание подобного зловредного отношения повседневности к Звякину, сводились к другому: по их единому мнению - все это результат деятельности не столько людей, сколько провидения. Оно выбрало Вольтериана, чтобы на его примере испытать стойкость и изворотливость людей в деле преодоления злых козней. И после ряда наблюдений нужно отметить, что не зря проведение выбрало именно Вольтериана Звякина, ибо в его лице в ответ на происки мистических сил появилась целая система адаптивных противодействий, переросшая со временем в совершенно особенный стиль жизни - стиль, предусматривавший достижение целей посредством безусловно предварительного преодоления проблемных ситуаций. А тем временем он настолько наловчился преодолевать проблемы, что даже стал выпускать справочники по вопросам их преодоления, не только проблем типичных для себя, но и любых других, часто встречающихся у населения в пространстве их повседневных забот. Наконец, в результате интенсивной
"справочной" деятельности слава нашла своего героя, и Вольтериана пригласили в один из институтов составить на основе своих справочников курс лекций, чтобы читать его рамках института студентам факультативно, а всем желающим со стороны - на платной основе. Курс лекций решено было назвать: "Введение в основы способов решения проблем повседневности". Подобное решение руководства института было обусловлено отсутствием в преподавательском составе известных в своей специальности фигур, и для привлечения студентов, а, следовательно, и материальных средств и решили организовать столь экзотический курс в качестве некоей инновации - так сказать ответа на вызовы современности. Студентов повседневность не особенно интересовала, и они не посещали эти лекции, а основной контингент слушателей состоял из постсоветских граждан, для которых проживание в новых условиях капитализма составляло почти непреодолимую проблему. К тому же они, по старой привычке, все еще верили, что любое знание, как впрочем и любая работа - безусловно благо.
Интересно, что когда проректор по учебной работе сообщал Звякину, что он зачислен в штат преподавателей, одновременно открыл ему, что он со своим курсом лекций выиграл скрытый от претендентов конкурс: оказалось, что конкурсантов было несколько - каждый со своим не пересекающимся по содержанию с другими курсом лекций. Отбор производился на основе психологической программы, анализировавшей тексты, и на этой основе определявшей наличие в текстах следующих необходимых для победы признаков:
1) неформальный, т.е. внутренне личностный интерес автора к своим текстам.
2) наличие в тексте не только аналитических, но и образных форм выражения своей мысли.
3) множественность интерпретаций одной и той же мысли с привлечением по этим вопросам мнений других авторов.
- В целом - сказал он - есть много преподавателей, обладающих достаточным интеллектом, чтобы формально соответствовать задачам какого-либо учебного курса, но только некоторые из них имеют внутреннюю заинтересованность в своем предмете. Именно эта заинтересованность передается в речевом общении обучаемым, что дополнительно активирует их сознание и во многих случаях положительно влияет на качество усвоения ими учебного материала. Что касается других положительных признаков, обнаруженных в тексте лекций программой, то разные формы выражения мысли и неоднозначность интерпретации той или иной темы работают в том же направлении. Издание справочников и чтение лекций приносило немалый доход. Это и привело Вольтериана к осознанию, что проблема, как таковая, имеет двойственный характер: решение проблем других приносят как бы "чистый доход" без психологических перегрузок. Преодоление собственных проблем, как и прежде, сопровождалось не просто физической усталостью, а стрессом. Причины же подобного явления оставались во мраке тайны. Тем не менее, казалось, что достаточно переключиться на схему материального благополучия, присущую большинству простых потребителей: чужая проблема - оказание помощи в решении этой проблемы - доход - благополучие, как сразу избежишь стрессовых последствий решения проблем, но такое одномерно экономическое существование оказалось для Звякина невозможным - помешала отличавшая его от простого потребителя обширная культурно - мотивационная сфера, представленная наличием широкого аспекта потребностей не только материального, но и духовного типа. Но главное, что цели подобного человека, если даже они имеют внешне ролевую социальную обусловленность, согласованы с его внутренними индивидуальными потребностями. Например, тот же преподаватель - иногда человек не просто способный играть социальную роль обслуги в потребностях населения в образовании, но и следует при этом своей внутренней потребности в этом направлении. Понятно, что низкий уровень качества предоставляемых услуг в сфере наукоемкого социального обслуживания отчасти как раз и связан с отсутствием внутренней заинтересованности у представителей этой сферы.
Кто-то, видно человек весьма поверхностный и уж точно не из числа узких специалистов, а вероятнее всего простой романтик из числа родителей одного из студентов, по поводу этого курса и персоны преподавателя резонно заметил - и что же здесь нового - любой владеющий диалектикой в объеме курса высшей партийной школы, которые были распространены во время юности Вольтера, принципиально мог применить ее на практике, и к чему тогда разговоры о каком- то новом стиле жизни и тем более о необходимости существования подобного курса. Заметил и тут же попался в гносоологическую ловушку. Преодоление проблем повседневности, как разъяснил сам лектор на вступительной лекции, никак не связано с диалектикой преодоления противоречий в естественных процессах природы и общества.
- Проблема, господа-романтики от философии - отвечал Звякин на подобные критические нападки уже со стороны ученых мужей - тем и отличается от противоречия, что не является естественной стадией какого-либо развивающегося процесса, а возникает повсеместно, здесь и там, внезапно, и чаще всего случайным образом.
А в нашем конкретном случае с Вольтерианом, которому проблемы, как мы выяснили, специально подбрасываемые провидением, к тому же имели коварный и в ряде случаев даже зловещий характер. Коварство замысла испытателя раскрывалось в раздвоении ощущения от решения проблем: с одной стороны это чувство непомерной усталости от решения специфической и случайной задачи, никак не связанной самой по себе с каким-либо собственным целеполаганием, а с другой стороны -удовлетворение от мысли о собственной интеллектуальной мощи, превозмогающей любые случайные проблемы. Иной раз, по замыслу наблюдавшей сверху злобствующей стороны, длительное отсутствие проблемы приводило испытуемого в состояние самогенерации проблем - человек начинал сам себе придумывать проблемы изнутри, чтобы еще и еще раз ощутить собственное преобладание над ними. Увы, бедный Звякин, провидение завлекло его в свою ловушку и теперь, когда усталость от бесконечных преодолений приобрела необратимый патологический характер, злорадно наблюдало - сможет ли он вырваться за пределы созданной им ситуации.
Что такое провидение, откуда произошло это слово - никто толком не знал, хотя научное толкование понятия относило его к одному из древних суеверий, определявших судьбу человека. С какими именно силами влияния на человека оно связано, добра или зла, оставалось загадкой. Занимательна в этом плане одна история, произошедшая со мной и Вольтериком несколько лет назад: сидим мы как-то раз летом с друзьями у костра в день празднования язычниками Ивана Купалы. Тут подошла к нам со стороны их стоянки молоденькая такая "язычница" и говорит: " Я вижу, вы тут свободно общаетесь, песни поете. Я тоже люблю свободное общение, когда никто тебе не навязывает свое мнение, поэтому и в школьные годы меня никто не понимал. Я всем пыталась объяснить, что главное в человеке не знания, а свобода, а ключ к свободе находится в вере. Если человек верит, то и дела у него хорошо идут. Посмотрите хоть сейчас - все газеты пестрят объявлениями об услугах разных магов, колдунов, экстрасенсов, некоторые из которых работают даже на милицию. Услугами их пользуется вся Рублевка. Бывало, приходишь к ним, а они тебе только один вопрос - вы способны во что-нибудь верить?". Если да, то за небольшие деньги вам окажут любую помощь, на которую не способны даже маститые ученые. И все потому, что вера делает человека свободным от всяких ненужных знаний, которые как кость в горле - только и делают, что мешают получать помощь. Некоторые, особо недоверчивые, строящие из себя интеллигентов относятся к ним скептически, но они-то, эти добровольные помощники, свои знания берут из древних магических книг. Да, что и говорить, еще древние знали о существовании различных духов и способы привлечения их для помощи в делах человеческих. Что же мы сейчас деградировали до такой степени, что не можем освоить даже знания древних? Многие все ругают тех, кто почитает древние обычаи. А посмотрите хотя бы на наших ученых. Я, к примеру, на отдыхе в Турции столкнулась с одним доцентом. Так он говорил, что есть такая сфера разума, ноосфера называется, недавно только открыл один корифей от науки. Не помню точно фамилию, по - моему, Вавилов что ли. Так если ученые подтверждают существование сферы разума рациональности, почему же не может быть сферы иррациональности. Вы тут недоуменно поминали провидение - так оно и есть представитель этой сферы.
В это время к костру со стороны язычников приблизился крепкий бородач.
глухо позвал он свою единомышленницу. Но она все еще никак не могла угомониться и напоследок привела всех в легкое изумление - "Откройте свободе сердца свои и тогда вы осознаете значение слов моих. Прозрение Вознесенского поможет вам в этом" - и уже из темноты донеслись до нас строки стихов поэта:
" Без глупых не было бы умных - оазисов без Каракумов"
Я - то сразу догадался, что вздор, который она несла не был следствием выражения ее внутренней сути, а служил лишь средством для достижения определенной цели.
Когда же возбуждение улеглось, то все поняли: только что разыгранная перед нами сцена была из репертуара начинающего манипулятора, попытавшегося внедрить в наше сознание какие - то языческие установки. Вероятнее всего, она специализировалась на простых обывателях и узких специалистах. На это указывал разыгранный перед нами образ обычной простушки. А ведь, именно на основе этого образа легче всего обойти оборонительные фильтры восприятия обывателя, войти в его доверие, и уж потом на этой основе внедрить в его сознание нужную манипулятору информацию. Интересно, чем бы это закончилось, сумей она выполнить свою задачу, если бы успела доиграть свою роль, прерванную приходом ее соратника, тем не менее, воспоминание об этой сцене всегда вызывает у нас чувство изумления от встречи с необычным явлением, и в очередной раз пробуждает в нас интерес к обсуждению темы иррационального. Тем временем проблемы изо дня в день наращивали свою интенсивность. Но, как известно, проблемы долго не живут в одиночестве - в процессе преследования вас проблемами самочувствие ваше понижается, настроение ухудшается - это говорит о том, что какая-то из проблем уже вызвала у вас специфический, удовлетворяющий только ее одну стресс.
И вот, в канун своего 65-летия смертельно уставший Вольтериан, только что закончивший статью "Борьба с проблемами в условиях их прогрессирующего размножения" внезапно впал в сонливое состояние, и со словами "спать, спать и еще раз спать" рухнул головой прямо рядом с голубым экраном не отключенного им компьютера и сразу погрузился в мягкие слои ноосферы. Здесь к нему мелкими энергичными шажками приблизился известный всем с детства маленький лысый человек с проницательным взором на лице, скорее напоминавшем монголоидный, чем русский, тип и вместо приветствия тут же задал нападающий вопрос - "что же вы, батенька, не можете отличить суть от многообразия сопутствующих ей явлений?" Проблема - то это просто препятствие, а вы, коллега,в вашем воображении поставили его на место цели и, вместо того, чтобы предпринять попытки обойти завалы и устремиться прямо к цели, сосредоточили свое внимание на предварительном решении препятствующих ей проблем. Какие-то уморительные справочники на эту тему кропаете, хотя, и мы здесь иногда почитываем их, смеха ради, в свободное от дискуссий время, только чтобы избежать зловредного теле и интернет влияния. Понятно, решение это - создать подобную литературу - не вполне самостоятельное с вашей стороны, а спровоцированное иррациональными силами ведомства, противостоящего нашему.
Поэтому, негодуя на происки разного рода мистицизма, мы тут с товарищами посоветовались и решили вам помочь - хватит всякой нечисти вмешиваться в дела мирские, нужно же в наше просвещенное время, в конце концов, ясно понимать определяющую, доминирующую над всеми влияниями роль ноосферы. И так, чтобы растолковать вам решения проблемы, якобы всегда предворяющей стадию решения основной целевой задачи,
позвольте вам напомнить, что любая цель, взятая совместно с планом ее реализации и неразрывная с этим планом, выступают в общественном сознании на самом деле как единое целое, т.е. как явление культурное из нашей культурно мотивационной сферы, и во многом опосредована стандартами, принятыми в повседневности. В тоже время абстрактно она может выступать в совокупности с различными путями ее решения, т.е. проявлять себя многообразно и, именно путь решения задачи - цели, придает этой совокупности характер многообразия.
Другими словами, конкретный видимый всем нам образ - это лишь один из возможных путей добраться до сути - цели. Как правило, в повседневности этот конкретный путь и является общим, то есть социально адаптированным путем разрешения какой-либо ситуации. Поэтому именно на этом пути и создаются, конечно, самими людьми всевозможные проблемы-завалы, препятствующие достижению основной цели. Чаще всего они носят субъективно манипулятивный характер с целью извлечения собственной выгоды теми, кто устраивает эти завалы, хотя в ряде случаев нельзя исключить из рассмотрения их объективное, хотя и случайное содержание. Так вот, задача, как обойти проблему - завал на пути достижения цели, и не тратить на преодоление завалов лишние силы - это задача поиска нового, еще не известного никому пути. А такой путь, если учитывать многообразное проявление путей к цели - задаче, всегда можно отыскать. Но для этого необходимо напрячь свое воображение и сознательно перенестись в творческое пространство. Найденный вами в этом пространстве новый путь, по определению, не может быть завален никакими проблемами. Вот и выбирайте теперь, милостивый государь, что вам делать - тупо следовать стандартам повседневности, набивая шишки на преодолении проблем, или активировать ваши творческие способности и обойтись без стрессов.
Как говорил один мой идеологический противник, но коллега по разуму - "стучитесь, и вам откроется".
Конечно, сам акт перехода в творческое пространство требует определенных, скрытых в подсознании способностей, но их можно пробудить, активировав известными и доступными вам занятиями, вызывающими у вас яркие положительные эмоции.
"Ну, что же, дружище, надеюсь, вы меня поняли и я могу быть свободен, впрочем, что-то там по вашей теме просил еще передать старик Фрейд, но забыл, ей богу забыл - склероз понимаете ли. Да и бежать нужно - разбираться с нашим "семинаристом".
Наденька намедни принесла ему постановление ЦК о его выселении за пределы ноосферы за постоянные интриги и мелкобуржуазные настроения вождизма, а он опять, по старой привычке, ставит себя выше мнения товарищей - отказался его рассматривать и отослал ее самым возмутительным образом.
Уже собираясь уходить Владимир Ильич с улыбкой обернулся и произнес: "Да, вот вспомнил, что рекомендовал старик Фрейд - последнее время консультировать сам-то он отказывается, отделываясь все больше дурацкими шуточками, одну из которых он вам как раз и передал: две капли озверина на стакан спирта, и все ваши проблемы как рукой снимет".
Проснувшись поутру, наспех проглотив кашу, постоянно входившую в утреннее меню каждого английского аристократа, и запив ее кофеем из любимой металлической кружки, помнящей еще времена военного коммунизма и купленной по счастливой случайности в магазине антиквариата, Вольтерик сразу потянулся к давно запылившейся от бездействия гитаре. Она лежала наверху специального шкафа со стеклянными дверцами, условно разделенного на две части. В одной из них хранились продукты решения всевозможных проблем и, она плотно была забита разными справочниками по решению проблем - завалов, а другая предназначалась для продуктов реализации непосредственно собственных целей - задач творческого содержания - и, в отличие от соседки, содержание этой части было несколько скромней - на первой полке в рамочке стояла грамота, полученная пионером Звякиным за изобретение новой схемы детекторного приемника с малым уровнем радиопомех, а на второй - кандидатская диссертация и золотая медаль выставки Достижений Народного хозяйства. В отличие от первой половины, которая использовалась постоянно по экономическим соображениям, во вторую половину заглядывали редко, просто так, для души.
С первыми звуками песни Визбора напряжение последних дней испарилось, но в просветлевшем сознании с новой силой встал вопрос: почему же стресс появляется в основном в случае решения именно собственных, а не чужих задач. Интуиция подсказала Звякину, что объяснение, которое выдвинул Владимир Ильич, к сожалению, носило половинчатый характер. Об этом свидетельствовала и сама практика - в ней встречались случаи решения задач с привлечением новых путей в обход проблем, стоявших на стандартных путях их решения в пространстве повседневности. И все же даже в этих случаях стресс не появлялся только при решении чужих задач, отсюда было понятно, что возникновение его каким - то образом обусловлено только собственными целями, но почему? - ответ оставался во мраке тайны.
- Что же, - подумал Вольтерик - если ответа нет у мыслителей - иди к поэтам.
И на этой зыбкой почве вновь возникшей надежды он погрузился в чтение давно забытых поэтов предвоенного поколения. Как понял он в следующее мгновение, ноосфера не заставила себя долго ждать, и из глубин подсознания выплыл образ Павла Когана.
- Интересно- подумал Вольтерчик - прямо как в сказке про лису и зайца: медведь в образе Ленина не помог выгнать лису из избушки зайца, волк в образе Фрейда и не появился - вот теперь прислали спасителя - петушка с косой.
- Что же, похоже - заметил прочитавший эти мысли Павел - действительно, я и выступаю в роли как бы сказочного спасителя - петушка с косой на фоне специальных вопросов психологии. Но сегодня я вхожу в группу дежурных, отвечающих за контакты с ноосферой, а выступающему в этом статусе доступна вся информация, которой оперируют отдельные специалисты, и поэтому с помощью ноосферы мои возможности по конкретным вопросам расширены до уровня возможностей среднестатистического специалиста. Но, в отличие от специалистов, мои объяснения будут опираться на упрощенные модели и схемы и, по возможности, исключают специальные термины, что как раз и подходит для большинства соискателей ответов на свои вопросы. Прежде чем перейти к обсуждению интересующей вас темы, прошу принять во внимание, что все сказанное дальше носит обобщенный характер и не раскрывает, не указывает на особенности вашего конкретного случая. Контактер уже самостоятельно должен анализировать полученную информацию и принимать решения, какие из перечисленных случаев сути проблемы и возможного ее решения относятся именно к нему. Поэтому правилами ноосферы не рекомендованы контакты с людьми, не способными к самостоятельному мышлению, т.е. людьми ригидными с доминантой мифологического сознания в спектре индивидуального сознания человека во избежание случаев, запечатленных в известном пророчестве: " научи чудака богу молиться - он и лоб разобъет."
Это совсем не означает факта неуважительного к ним отношения - просто подобным людям требуется утешение и питательная среда для удовлетворения их вполне определенных мифологических склонностей, а вовсе не объяснения. Но это уже не к нам - это по другому ведомству.
Позиция наша в отношении этого всем известного ведомства четко определена - оно прекрасно выполняет свои общественные функции по обслуживанию специфических религиозных потребностей части населения, организуя их, явно мифологизированную ими же самими, духовную жизнь на основе подпитки их сознания религиозной мифологией и терапии всевозможных "психологических невзгод" с помощью ритуальных воздействий. Но средства оказания воздействий и взгляды на существо духовной жизни в наших ведомствах диаметрально противоположны: так, в частности, целью духовной жизни истинно верующего человека является бессмертие через спасение данной ему божеством души. Мы же определяем суть духовной жизни как средство для воплощения предопределенностей, заложенных в человека самой природой на первой стадии его духовной жизни, целенаправленное для предотвращения преобразования бытия в ничто во второй стадии его будущей духовной жизни. Различие в методах и основных смыслах, естественно, приводит и к различию в типажах наших клиентских контингентов. Наше предназначение - не утешение с помощью "мифологических пилюль" и мистических ритуалов, а просветление рассудка, нередко блуждающего в лабиринтах повседневных проблем, оказание помощи в устранении преград на путях развития естественной реальной духовной жизни человека на основе принятых научных представлений, а порою и научных гипотез, но никак уж не на основе вздорных мифологических фантазий. Хотя, справедливости ради, стоит отметить, что непреодолимой стены между нашими ведомствами нет, и в случае, когда некоторые иерархи церкви выходят за рамки религиозной идеологии при обсуждении общественных проблем, то, вследствие развитого у них общего интеллекта, они соответствуют принципам оказания помощи, принятым в ноосфере.
Итак, мой друг Вольтер, попробуем с помощью интеллекта ноосферы убрать завесы, скрывающие суть ваших стрессов, параллельно затронув вопросы, сопутствующие этой узкой теме в объеме, необходимом для ее раскрытия. Предположим, что человек в схематическом виде представляет собой медаль с двумя противоположными по своей сути сторонами, условие существование которой заключается в единстве этих противоположностей, т.е. одна ее сторона не может существовать без другой, так как, например, этика не может существовать без таких взаимопротивоположных понятий, как добро и зло.
Единство заключается в динамическом равновесии этих противоположных сторон. В случае существенного преобладания одной стороны над другой равновесие смещается, что может привести к полному нарушению единства и разрушению сути самого явления.
Далее, деятельность, которая, как известно, определяет существование и развитие любого разумного человека, направляется мотивационной сферой, мотивы которой можно разделить разделить на две взаимопротивоположные группы: одна группа составит спектр внешних мотивов, определенных социокультурной средой, другая группа мотивов носит , в основном, индивидуальный внутренний характер и состоит из суммы биологических потребностей, генетически определенных предрасположенностей к разным видам деятельности и потребности в воплощении своей уникальности, реализуемой через акты творчества. Эти две противоположности в качестве совокупности внутренних и внешних мотивов тоже не могут существовать друг без друга и реализуются посредством выражения одних из них через другие.
Нарушение равновесия, когда одна система мотивов начинает подавлять противоположную и вытеснять ее из оперативного сознания в область подсознания, и приводит к серьезным психологическим перенапряжениям - стрессам. В отличие от простого психологического перенапряжения, которое снимается своевременным отдыхом - стресс постепенно приводит к патологическим изменениям и в идеальной, и в материальной сфере организма. Но стрессы могут наблюдаться не только в случаях очевидных и, стало быть, регулируемых психологических перегрузок, но и, как следствие, вытеснения одной группы мотивов в подсознание в результате конкурентной борьбы разных мотивов. Тогда напряжение, вызванное нереализацией этих мотивов - потребностей, скрытым нерегулируемым образом влияет на перегрузку психики, поскольку организм постоянно, но скрытно от наблюдателя, затрачивает энергию, чтобы вернуть эти потребности в сознательную мотивационную сферу, только через которую они и могут реализоваться. В этом конкретном случае стресс появляется в результате недогруженности психики процессами, реализация которых обусловлена генетическими факторами. К группе факторов, определяющих возникновение скрытых стрессов, относятся и такие факторы, как мнительность и невротизм, выступающие как индивидуальные черты личности.
Совокупность процессов реализации внутренних предрасположенностей и особенно процесса реализации уникальности человека можно отнести к процессам его духовной жизни. Следует отметить, что развитие высших психических функций, подобных мышлению, памяти и т. п., осуществляется преимущественно на основе процессов внешней адаптации, а в процессах духовной жизни они выполняют роль лишь внешних условий - параметров, без которых, естественно, протекание духовной жизни невозможно, хотя и сами эти высшие функции по механизму обратной связи получают дополнительное развитие, будучи включенными в процессы духовной жизни.
Поскольку духовные процессы в том виде, как мы их определяем, т. е. процессы реализации генетических предрасположенностей человека различным видам деятельности и особенно специфического процесса реализации своей уникальности, существенным образом влияют на весь организм в целом, то я, полагаю, сведения об этих процессах расширяет возможности вашего интеллекта. Процессы эти, конечно, сложны как по сути, так и в связи с многообразием форм их проявления. Поэтому, как всегда в таких случаях, попробуем проявить их сущность на основе проведения аналогии с вполне изученным процессом кристаллизации, взятом из физических анналов природы. И так, для процесса роста кристаллов необходимо обеспечить наличие четырех факторов - зародышей, на которых и возложен рост кристаллов, питательной среды, используемой для образования материала кристалла, специфических условий, в которых возможен рост кристаллов - таких как температура, давление, концентрация питательной среды и, наконец, энергии, подводимой из внешних условий. На следующем шаге прибегнем к процедуре отождествления: на место зародышей кристаллов поставили генетические предрасположенности и уникальность, питательную среду кристаллов отождествим с социокультурной средой, условия образования кристаллов заменят высшие психические функции человека. В свете таких преобразований становится ясно, что процесс духовного роста возможен лишь во взаимопроникновении внешних и внутренних факторов, а регулируется он на основе внутренней потребности организма к воплощению своей уникальности, предрасположенностей к различным видам деятельности, заложенными в самой природе генома человека.
Таким образом, осуществив указанные преобразования, мы перешли от модели роста кристаллов к модели осуществления духовной жизни человека. Преображение человека, как следствие реализации духовной жизни, непременно ведет к новому динамическому равновесию в системе отношений внутренних и внешних потребностей - человек постепенно обретает новое качество - качество преобразователя внешней среды, поскольку теперь он становится способен передать этот новый, созревший в нем опыт в социальную реальность. И так, развитие духовности человека может привести его к качественно новому состоянию - состоянию Человека преобразователя, творца. Но, к сожалению, не все дороги ведут в Рим - психика принимает участие во многих других процессах, одновременно протекающих в жизни организма. Эти процессы постоянно конкурируют между собой за обладание его энергоинформационными ресурсами. При этом процессы духовной жизни могут быть как заторможены, так и вовсе блокированы другими, более значимыми с точки зрения организма потребностями, например, потребностями в адаптации к окружающей среде с целью извлечения из нее исключительно энергоматериальных ресурсов и комфортных условий проживания. В этом случае духовная жизнь замирает или полностью вытесняется в подсознание, создавая уже из него постоянное напряжение в организме вследствие так и оставшихся нереализованными генетических склонностей.
Напряжение это требует вернуть организм в его нормальное состояние - состояние, в котором реализуются все его потребности. Борьба за возвращение части внутренних потребностей, оказавшихся вытесненными в подсознание, требует постоянных затрат энергии, что и приводит человека в случае больших напряжений к стрессу. Стресс может и не наблюдаться, если факторы духовной жизни имеют слабое проявление, и расход энергии на подавление их пренебрежимо мал. Наличие доминирования внешних факторов, например, указанного узко материального типа адаптации к внешней среде вследствие количественных накоплений, приводит его со временем тоже к качественно новому состоянию типа человека - человеку потребителю, всецело погруженного только в проблемы прогрессирующего потребления.
Промежуточные квазиравновесные состояния человека можно обозначить как состояния недовоплощения или, говоря на языке жаргона -" ни рыба ни мясо". Хотя, по существу, это и есть состояние основной массы населения. И так, в результате количественных накоплений от разнонаправленных процессов, протекающих в психике человека и их соотношения, возможны качественные преобразования в структуре личности отдельного человека, продуктами которых выступают такие стабильные равновесные его типы как тип преобразователя и тип потребителя. Переходы между этими двумя стабильными состояниями, также как и переходы из них в промежуточное состояние, невозможны из-за необратимых изменений в психике, произошедших во время перехода в эти стабильные состояния. Существенную роль в соотношении внутренних и внешних процессов играют общественные процессы и как выражение их - общественное мнение. Они катализируют те или иные процессы, приводя к росту или соответствующему спаду в генерации стабильных типов человека. Преобразователи, как известно, продвигают общество в сторону прогресса, а потребители, создавая условия безудержного непомерного потребительства, так или иначе приводят его к ситуациям общественных кризисов, что и подтверждается в ходе самой истории.
Достаточно проиллюстрировать это положение всего лишь одним примером из истории. Древний Рим пал под натиском варваров. И это не потому, что разносторонне развитая цивилизация римлян разрушилась под напором жестокой первобытной силы, не в силу того, что интеллект уступил силе первобытных средств адаптации, а в результате полного развращения римской культуры настроениями преимущественного потребительства в самой предельной его форме - форме гедонизма.
В настоящее же время эти примеры общественных кризисов на виду у всех и требуют разъяснения их причин лишь для граждан, глубоко упертых в политику безусловно - приоритетного наращивания темпов материального благосостояния граждан, отдавая на откуп случаю развитие культурной и духовной сферы человека.
Понятно, что после подобных утверждений негодование наших уважаемых ученых мужей готово вырваться на свободу, чтобы изничтожить и упрощенность, и избыточный психологизм нашего подхода в объяснении тех или иных проблем общественной и личной жизни человека. Но, этот благородный порыв угаснет столь же быстро, как и появился, если они вспомнят основополагающий принцип самого процесса познания, который осуществляется не иначе как от простого к сложному, и только простые модели открывают путь к освоению сложных, многомерных закономерностей. В этой связи хочется еще раз напомнить, что наша задача -это оказание помощи массе граждан, хотя и рационального склада ума, но не обладающих глубокими научными знаниями, а не продвижение в области каких-то научных направлений. Кроме того, задача перевода популяризации научных значений с целью их внедрения в массы является самостоятельной сложной задачей.
После этой дополнительной информации можно снова вернуться непосредственно к анализу причин, вызывающих стрессы.
После знакомства с причиной одного из видов скрытых внутренних стрессов перейдем к анализу причин других неуправляемых, но теперь уже внешних стрессов.
Во-первых, сразу следует отметить, что все они возникают в результате суперадаптации. Чаще всего суперадаптацию человек сам способен осознавать как излишние для его организма нагрузки и вовремя принимать защитные меры. Но, в случае манипулирования вашими действиями, которое предпринимается скрытым от вас образом и не осознается, своевременные защитные меры не предпринимаются и, как следствие, стресс поражает весь ваш организм. Манипуляторам удается внедрить в сознание человека, что чрезмерные нагрузки - это норма хотя и временная, но объективная необходимость, которую ради блага общества следует претерпеть. В этом случае естественные защитные механизмы психики блокируются, и человек продолжает работать в режиме суперадаптации. Манипулятивные воздействия обычно передаются через совместные социальные роли, например, такие как роли семейные или функциональные рабочие роли, но чаще всего передаются через средства массовой информации, освещающие сферы общественных интересов. Труд и романтическая тяга молодежи к преодолению трудностей ради самоутверждения тоже являются стандартными темами для манипуляторов, и также выступают в качестве средств принуждения суперадаптации. Например, давно, но под разными предлогами на социальной арене водружают следующие лозунги - "Трудиться, трудиться и еще раз трудиться - вот истинное призвание человека", "Долой спекуляции на почве бесплодных размышлений - дело нужно делать" (далее идет название тех, кто именно будет делать дело - это могут быть и товарищи, и господа, и просто обыватели из так называемого среднего класса, в зависимости от исторической ситуации и целей самих манипуляторов).
Суть этого лозунга в руках манипуляторов всегда была одна и та же - извлечь из трудового героизма масс максимальную для себя выгоду. А механизм самой манипуляции основан на том, что в общественном сознании труд всегда выступает непререкаемой ценностью вне зависимости от его смыслов. То, что труд, в принципе, может обернуться и против личности - препятствовать ее духовному развитию - способствовать суперадаптации, все это может выясниться как раз только на основе так называемых ими "бесплодных размышлений". Поэтому манипуляторы, пытаясь скрыть истинный смысл трудовых перегрузок, пытаются лишить народ единственного орудия, вскрывающего любые смыслы, т.е. критического мышления, называя его отвлеченными интеллигентскими выдумками, нужными только затем, чтобы увести народ от решения конкретных жизненных проблем.
"Но я-то полагаю, -- возразил Звякин, -- что удовлетворение потребности к труду столь же безусловно в социльной сфере, как и удовлетворение чувства голода со стороны биологических потребностей человека. Поэтому предварительные соображения по вопросам его смыслов вряд ли отражают массовые намерения в этом вопросе. Хорошим примером для иллюстрации этого положения может служить достопамятный анекдот из древнегреческой истории: как-то представителю Афин в гостях у спартанцев подали блюдо, излюбленное в среде избранных спартанцев - простую свинину под маринадом на крепком уксусе, на что афинянин, едва притронувшись к нему, сразу вежливо прекратил трапезу. "Я вижу, наше блюдо не понравилось вам -- заметил один знатный спартанец, - и я готов назвать причину вашего недовольства: вы пытались съесть его без двух необходимых в Спарте приправ к любой еде - предварительного тяжелого физического труда и изнурительных тренировок в боевых искусствах."
Что же, друг мой, вы, я смотрю, вполне удовлетворены доводами спартанцев: каковы бы ни были изыски ума в приготовлении пищи, приправа из простого физического труда нивелирует их разнообразие. Вот именно такой подход к труду, основанный на безусловной его ценности у населения, и используют манипуляторы, что, впрочем, я только что пытался вам растолковать. Но давайте посмотрим, как изменится ваше отношение к обсуждаемой нами теме, узнай вы вторую половину анекдота, недосказанную вам по какой-то странной забывчивости собеседника, пересказавшего только часть этой древней истории.
На вроде бы неопровержимые доводы спартанца афинянин с чувством достоинства истинного философа ответил: мы не вполне разделяем ваши безусловно мудрые аргументы, но, во-первых, у нас в Афинах весь тяжёлый физический труд выполняют невольники, кроме того, я полагаю, чтобы есть ваше суперострое блюдо, необходимо иметь лишь простое чувство голода, а уж причина его появления, будь то тяжёлая работа, или даже просто безделье, будет совершенно безразлична удовлетворяемой потребности. Что же касается вашей второй спецприправы - боевых тренировок, то у нас, если говорить об уважаемых гражданах, которые постоянно прогуливаются в так называемых садах Академии Платона, тренировки тела лишь предваряют их основные занятия - тренировки способностей, облегчающих продвижение к истине. И должен вам заметить, что умственные занятия не всегда способствуют развитию аппетита - напротив, иногда даже вовсе блокируют появление чувства голода, а чтобы пробудить его заново, обычного предложения простой солдатской еды бывает недостаточно, здесь надёжно помогает только изысканная пища."
Последнее, на чем хотелось бы остыановиться, чтобы дать достаточно исчерпывающую информацию для собственно решения вами проблемы стрессов - это романтизм. Романтизм, как правило, молодежи, который присущ ей в стадии самоутверждения, но для некоторых сограждан сопровождающий их всю жизнь, тоже излюбленное средство манипуляторов принуждения к суперадаптации, которые к тому же нередко они сами извне и создают.
Даже люди с такой активной жизненной позицией как и у тебя, Вольтер, могут бесцельно погибать в пучине романтического преодоления чужих проблем, так и не осознав своего истинного предназначения, - не воплотив в жизнь свою уникальность, вечно захваченные стихией преодоления.
- Да, но разве ваш романтизм, воплотивший героику военных лет был бесцельным? - вмешался Звякин - кто не помнит хотя бы эти, врезавшиеся в память с ранних лет многим из послевоенного поколения ваши строки:
Нам лечь, где лечь
И там не встать, где лечь.
- - - - - - - - - - - - - -
И задохнувшись "Интернационалом"
Упасть лицом на высохшие травы
И уж не встать и не попасть в анналы,
И даже близким славы не сыскать.
Приятно осознавать, что тебя помнят, но мы говорим сейчас о романтизме как о настроении, которым можно манипулировать, а поэтический романтизм, наряду с настроением, это одна из форм передачи событий прошлых лет в будущее. Помните, как у Блока: "...чтобы по бледным заревам искусства узнали жизни гибельный пожар..." Наш же поэтический романтизм военных лет не был тем "заревом искусства", по которому грядущие поколения воспроизвели бы гибельный пожар прошедшей войны - напротив, в нашей поэзии трагизм войны был всего лишь фоном, используя который человеческий дух в этой вечно длящейся драме жизни всегда играет одну и ту же роль - роль созидательного жизнеутверждающего начала.
Этот романтизм - форма отражения жизни - романтизм, который нельзя оторвать от внутренней сути человека в отличие от романтизма временного или навеянного внешними обстоятельствами извне. Поэтому он устойчив и не поддается попыткам использования в целях манипуляторов, как впрочем, и другие внутренние убеждения и ценности человека, опосредованные им на основе общей культуры.
Таким образом, я надеюсь, Вольтериан, вам стало очевидно - супер- адаптация - это проблема, от которой необходимо избавляться, чтобы реализовать нормальные условия развития человеческой психики. Только при соблюдении этих условий суждено сбыться предназначению человека. Духовная жизнь при нормальном ее развитии состоит в равновесии с адаптацией к социальным условиям, но всегда и везде подавляется суперадаптацией. А чтобы этого не происходило ни с кем, то уже в социальном плане всем нам всего-то и надо, что найти политиков, способных снова вернуть идеал гармонично развитого человека на место, подобающее ему в иерархии национальных ценностей, а в последствии, уже решив эту задачу, направить усилия общества на генерацию людей преимущественного творческого типа, постоянно помня при том, что воплощение в творчестве не признак избранных - это и есть главное предназначение любого человека, уготованное ему самой природой.
С этими последними словами видение исчезло. В ответ на это в сознании Звякина появилась строка из аннотации к томику его стихов - " Павел Коган погиб в сорок третьем году на сопке Сахарная голова под Новороссийском". - "Кто же мог ожидать, что по прошествии стольких лет, он протянет мне свою дружественную руку помощи" - сдавлено прошептал Вольтер в порыве нахлынувшего на него чувства благодарности.
Домашний пес, тоже наблюдавший сцену видения, сидел тихо, как бы завороженный происходившим, но громко и истошно залаял, как только оно исчезло. Проснувшаяся в соседней комнате жена стала истерично колотить в стену, требуя успокоить собаку. От вибрации, передаваемой через стену, монитор, стоявший на краешке письменного стола, упал на пол. Вслед за ним со шкафа рядом соскочила пятикилограммовая гантель сына и вдребезги разбила его. В это время, как раз на пике развернувшегося действа, в комнату влетел сын.
- И как я теперь без монитора диплом писать буду?! - в страхе и удивлении спросил он, увидев представшую его взору картину разгрома.
- Не плачь девчонка - пройдут дожди...-пошутил отец, решим твои проблемы. Только сначала иди собаку прогуляй. -
Успокоившийся было сын в сопровождении собаки быстро скрылся за дверью, но вскоре вернулся с ошарашенным видом.
- У нашей машины - едва выдавил он из себя - разбит задний бампер и фары. Дворник говорит, что это машина спецтехники, приезжавшая для устранения прорыва трубы домашней канализации. -
День начинался в уже мистически привычном сумасшествии от вновь навалившихся проблем. Сфера иррационального, как и всегда, не хотела уступать своего влияния на человечество в противоборстве с ноосферой.
Только теперь уже, усвоив уроки ноосферы, Вольтер спокойно наблюдал за противоборством этих разнонаправленных сил, понимая, что они всего лишь разные воплощения одной и той же единственной сущности, способ существования которой заключен в их противоборстве.
Единственное, что продолжало настораживать его, так это полный произвол проявления иррациональных сил и, поэтому, само равновесие этого процесса, которое должно было бы обеспечить устойчивое развитие событий, на самом деле имело весьма случайный характер. Настороженность его быстро переросла в ясно осознанное сомнение - сможет ли наш старый и верный служака - рационализм и в будущем надежно прогнозировать развитие событий, или они все чаще и чаще станут приобретать неравновесный, случайный и поэтому слаборегулируемый характер. Звякин на мгновение представил себя в далеком будущем безо всякой опоры на рационализм, и сразу кошки стали скрябать у него на душе. Но внутренний голос быстро прервал их гнусные намерения: "Не дрейфь, Вольтерчик,
в безапелляционной форме заявил он - когда нужно будет, Родина сама подскажет выход из трудной ситуации, тебе же всего и нужно будет - так это стать героем, выполнить предопределенную свыше роль".
Вызванная последним замечанием волна смеха довела Вольтера до слез.
"Вот, вот - никак не мог успокоиться внутренний голос - сквозь слезы смеха и глобальные проблемы не кажутся такими уж угрожающе масштабными". -
-Действительно - придя в себя, подумал Звякин - насчет героизма это внутренний голос, конечно, загнул, а вот ноосфера в лице соотечественников уже подсказала возможный выход при неблагоприятном развитии будущих событий: спасительная надежда (что непосредственно следовало из рассуждений Павла Когана по вопросам духовной жизни) заключалась в творческой инициативе человека, присущей ему от природы, а наша задача уже сегодня, а тем более задача грядущих поколений состоит в неуклонном развитии этой инициативы, как в отдельно взятом человеке, так и в масштабах всего человечества.
Подобную задачу представляется возможным решить только на основе постепенной длительной мутации генома человека в направлении преобладающего развития генетических предрасположенностей к творческой инициативе. А социальные движущие силы, необходимые для осуществления этого процесса, заключены в недрах цивилизации спасения, необходимость прихода которой обусловлена надвигающимися на человечество глобальными угрозами.
По мере заселения земли и космического пространства человеками творческими шансы на возрождение цивилизации потребителей наконец-то окажутся пренебрежимо малы.