Аннотация: Захотелось мне Сфинкскому свою старую статью показать:) В сети её нет, пусть пока здесь повисит:)
О кощунстве в искусстве и искусстве кощунства
ПОСТМОДЕРНИСТЫ УЖЕ В АДУ
Очередной раз попрано высокое искусство: шестерка мракобесов проникла на выставку "Осторожно, религия!", проходящую в центре-музее им. Андрея Сахарова и осквернила. Осквернение заключалось в залитии краской некоторых экспонатов. Вандалов арестовали и отпустили под подписку о невыезде. Непосредственно вслед за этим страницы изданий определенной направленности (ну, такой, например, что многие из них в свое время долго смаковали количество жертв "Норд-Оста", немало гневаясь на "некомпетентные и преступные действия властей"), тут же расцветились броскими заголовками: "Осквернен один из залов музея имени Сахарова. Вандалы отпущены".
Впрочем, сие было лишь продолжением шума вокруг выставки, имевшего место с самого ее открытия. Особенно порадовались названные СМИ порицанию, которому подверглась экспозиция со стороны Русской Православной Церкви. "Организатор выставки "Осторожно, религия!" убежден, что его душа чиста", - гласили тогда заголовки. А организатор не только демонстрировал душевную чистоту, но и обвинял митрополита Кирилла, озвучившего мнение Церкви, что тот выставку не видел, и вообще ничего не понимает в замысле ее организаторов.
Так что набег вандалов и последовавший за ним информационный шум были лишь апогеем акции. А что это именно акция с рассчитанными результатами, совершенно очевидно. Я тоже на выставке не был, но видел в интернете фотографии экспозиции и мне тяжело об этом писать. Да я и не буду, дабы не впасть в грех. Ну, разве что упомяну портрет Достоевского с ангельскими крыльями и топором. Вообразите вместо писателя-христианина изображение Господа в подобном антураже, и получите адекватное представление о направленности выставки (кстати, глумлению на ней подвергались исключительно христианские святыни). Так что, уверения организаторов, что они не намеревались оскорбить чувства верующих, мягко говоря, не убеждают.
Другая интересная черта акции - место ее проведения, духовный центр российского правозащитного движения. Трудно сказать, как сам Андрей Дмитриевич отреагировал бы на эту экспозицию, хочется верить, как порядочный человек (несмотря на свой атеизм). Однако его вдова высказалась в защиту выставки, порекомендовав только организаторам впредь быть осторожнее. Впрочем, призналась, что тоже на ней не была (это типичная черта речей в защиту шельмуемых художников - ни один из защитников выставку не видел).
Интересен и состав участников. Например, присутствие небезызвестного Авдея Тер-Оганяна, недавно осуществившего скандальный перформанс "Юный безбожник", в ходе которого публично рубил топором православные иконы. И как, зная все это, верить заверениям директора сахаровского центра, что "такой реакции и угрозы я не предполагал"... Или он кривит душою, или она у него действительно столь чиста, что не допускает мысли, что оскорбленные верующие - люди, а люди предсказуемо реагируют на оскорбления.
Смею усомниться, что организаторы и участники выставки этого не понимали - не первый раз происходит такое. Уже упомянут кощунственный перформанс Тер-Оганяна, можно вспомнить и "распятие" другого представителя художественной богемы Олега Мавроматти - в канун Крестопоклонной недели Великого поста, напротив храма, в майке с надписью "Я не сын Бога"...Уверения организаторов акции, что она была проведена для съемок фильма под многозначительным названием "Постмодернисты в аду", не делают ее менее чудовищной.
В общем, очевидно, что российская посмодернисткая богема выступила в крестовый поход против христианства. И крест их перевернут. При этом достойна похвалы осторожность жрецов искусства: целят они исключительно в православие и в основном в православие русское. Ведь тот же Тер-Оганян не стал глумиться над Кораном в центре Махачкалы, и не осквернил публично стены древнего Эчмиадзина. Правильно, иначе не отделался бы заведенным на него уголовным делом, от которого уехал, якобы, в поисках политубежища, в Чехию, где весело проживает в пражском скватте. Местопребывание писателя Салмана Рушди не столь общеизвестно...
Православные, как выяснилось, ограничиваются поливанием жутких произведений краской. Не хочу, чтобы сложилось впечатление, что я поддерживаю названное защитниками выставки "погромом". На деле та шестерка лишь привлекла внимание к выставке, на что ее организаторы и надеялись. Художники и те, кто за ними, получили свое паблисити, а "вандалы", наверное, будут платить штраф и возмещать ущерб (как и кто только будет оценивать стоимость попорченных "шедевров"?).
Есть тут и другая сторона: "каждый из баранов считает своим долгом выяснить, что такое искусство. Это не ваше дело. Искусство делаем мы, и судить Тер-Оганяна (как и других художников) есть кому. Так что не тратьте попусту время, а лучше опасайтесь оказаться на месте тупых крикливых критиканов каких-нибудь импрессионистов". Вот такие и подобные отповеди получают возмущающиеся выставкой. Не вдаваясь в выяснение, кто имеет, а кто не имеет право судить об искусстве, замечу, что те же импрессионисты оставили по себе картины. Мне, в общем, мало интересна была бы история про какого-то сумасшедшего, отхватившего себе бритвой пол-уха, не создавай он полотен, подписанных "Винцент". И мне нет дела до зеленых волос Бодлера и пьяных дебошей Модильяни, меня интересуют их стихи и картины. Но если через сто лет после Тер-Оганяна в музее будут лежать его творения в виде груды разрубленных имитаций икон, вряд ли это впечатлит потомков.
А ухо, волосы, абсент и гашиш - тот же перформанс, художественный акт, делающий произведение искусства из самого художника. Я не поклонник такого жанра, но пусть он имеет место. Если только не перестает быть перформансом, а становится иным. Когда японский художник бросился с высоты на расстеленное полотно, он не создал произведение искусства, а совершил банальное самоубийство. И ежели кто-нибудь совершит убийство или изнасилование, и назовет это перформансом, ни люди, ни уголовный кодекс ему не поверят. Так же кощунство - совершенно однозначный акт и не подлежит переименованию.
По иной логике, погромщики музея Сахарова могли назвать себя концептуальными художниками, а свою акцию - перформансом, и обиженным постмодернистам нечем бы было крыть...