Dark Window : другие произведения.

Обзор миниатюр Конкурса Мистической Фантастики - 2007

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор миниатюр Конкурса Мистической Фантастики - 2007, оценки и аргументы

  Волкова Елена Михайловна - Кукан
  
  Пока читал, у меня сложилось внутри такое хорошее, доброе настроение. Будто достал с полки сборник Русских Народных Сказок и раскрыл на неизвестной странице, которую раньше глаза в упор не видели. Понравились образность, простой, но сочный язык и сказочная доброта. Есть ребячья трагедия, но нет ничего подленького, грязного, бесчестного, что порой любят вставлять в новые сказки современные "сказочники".
  
  Оценка - 7 баллов. Поставил бы больше, да есть причины:
  
  1. Трагедии полностью переменившейся жизни для ребёнка, угодившего в страшное место БЕЗ РОДИТЕЛЕЙ и без перспектив вернуться, я не увидел. Может, просто сказался свой детский опыт, когда очутиться где-то без родителей виделось ужасной катастрофой.
  2. Я так и не понял, почему Кукан и Федя сдвоились, трансформировались в единое существо. Конечно, читателю есть повод додумать самостоятельно ;) , но мне хотелось _понять_ авторскую версию происшедшего.
  
  В общем, эти два пункта чуть не снизили оценку до 6 баллов, но последняя фраза рассказа очень подняла мне настроение и вернула прежние 7 баллов. Такой рассказ не выглядел бы чужеродным в любом альманахе сказок (куда, надеюсь, он когда-нибудь и попадёт).
  
  Пушкарева Ксения - Девять дней
  
  Оценка - 4 балла
  
  Хороший журналисткий стиль. Но непонятный на конкурсе _художественных_ произведений. Быть может, автор хотела таким стилем приблизить рассказываемые события к реальности, где все мы живём? Если да, то не получилось. Впечатление от текста - тусклый. Будто в комнате, освещённой лампочкой в 25 ватт собралась куча неинтересного народа, рассказывающего друг другу бытовые истории. Быть может, главная героиня, от лица которой ведётся повествование, яркой натурой и неординарными поступками противопоставляется этому тусклому обществу? Если да, то я не заметил. Она тоже ничем не примечательна, как и все собравшиеся за столом. Я подумал: "А чего, собственно говоря, тебе не хватило в этом рассказе? Ведь автор определённо старалась..." Не хватило _интересного_, котрое подразумевалось, но осталось невысказанным. А именно:
  
  1. "Любил выпить, прицепиться с пьяными разговорчиками"
  А с какими именно? Нет, тут без подколок. Что именно он говорил? И как? Мне надо ЗНАТЬ, чтобы составить личностную оценку героя. Автор умело лишает меня этой возможности.
  
  2. "Без всякой пышности, но все сделали, как положено в подобных случаях. "
  А как положено?
  Дело в том, что я видел несколько _подобных_ случаев, и в каждый раз "как положено" весьма и весьма различалось друг от друга.
  
  3. "Сестры красочно описывали на удивление богатые событиями детство и юность своего безвременно ушедшего брата. "
  А мне? А мне тоже хочется послушать об этом на удивление богатом событиями детстве! Ну хоть чуть-чуть! Я тоже хочу поудивляться! Я люблю истории о детстве! Почему автор лишь упоминает их? Это похоже на обёртку, под которой не обнаруживается такой желанной (и в общем-то логичной) конфетки.
  
  Я могу привести пункты 4, 5, 6 и так далее.
  Я НЕ УВИДЕЛ истории. Автор сделала всё, чтобы я при рассказе о Клаве и её умершем ухажоре немедленно встал на сторону скептиков, с пеной у рта доказывающих, что смерти никак не связаны (что при таком образе жизни вполне логично). В случайность этой пары смертей мне верится БОЛЬШЕ, чем в описываемый приворот.
  
  Печально ещё, что мне не понравился ни один герой. Все серые, скучные. Главная героиня пытается от них дистанциироваться, но именно что "пытается", ибо в этой среде она выглядит своей (как это ни трагично).
  
  Поставил бы три, но вышеуказанный хороший журналистский стиль накинул четвёртый балл.
  
  Овчинникова Лада Олеговна - Пожалуйста, дневник, не надо!
  
  Оценка - 3 балла
  
  Это не рассказ. Это блог. Со всеми вытекающими...
  Может, всё дело в том, что блоги мне безразличны? Я не любитель читать скупые, неумелые записи людей, пытающихся выразить чувства обрывками происшедших событий. Зачем мне читать мысли человека, который никогда меня не заинтересует? Есть только две причины. Первая - если мысли НЕОБЫЧНЫ по своему характеру и таят ДЛЯ МЕНЯ открытия (даже если для всего остального мира они - лишь избитая банальность). И вторая - если мысли БЛИЗКИ мне по духу или по мироощущению.
  Так первая причина здесь или вторая? Ни одной! Я не увидел за событиями мыслей. Грусть - да! Непонятки - да! Внутреннее недовольство - да! Но неполноценные, призрачные какие-то, недоделанные. События обычной жизни, описанные чувственно, иногда звучат завлекательнее самой крутой мистики. Здесь нет чувственности, здесь она подменена мистикой, но укороченной, отцензурированной. Не высшими сверхъестественными силами, намерения которых надо разгадать, а страничками дневника, восстанавливающимися после уничтожения. Зачем? Героиня не знает (я, кстати, тоже). Потом дневник становится самым обычным. Почему? Героине это уже не интересно (мне, кстати... ладно-ладно, помолчим :)).
  
  Далее:
  "Сегодня днем я встретилась с четверкой. "
  А кто это, собственно говоря?
  Первым делом мне нарисовалась таинственная компания ведьмочек, каждая из которых желает играть с каким-нибудь мальчиком. И героиня - ведьмочка номер пять.
  Не угадал!
  Судя по обрывчатым последующим фразам, загадочная четвёрка - это кавалеры, типа описываемого К, только более умные, уже сообразившие, что каждому из них тоже хочется быть Единственным и Неповторимым, а не стоять в длинной шеренге игрушек главной героини.
  
  Итак, зачем страницы дневника _восстанавливались_?
  Ответа нет.
  Почему дневник снова стал обычным?
  И снова нет ответа?
  
  Я ничего не получил, читая очередной блог. Быть может, идея в том, что девочка поняла: не надо играть в любовь? Но причём тут дневник, скажите вы мне на милость? :(
  
  Семашко Елена Викторовна - Сны
  
  Оценка - 5 баллов
  
  Хорошо описано настроение грусти, одиночества, чего-то невозвратимого, светлых моментов, коснувшихся и истаявших, живущих теперь лишь в памяти и снах.
  Чего ж тогда я выставил так мало баллов?
  Мистика (будь она неладна)...
  У нас же конкурс _мистических_ рассказов. А вся мистика уместилась в паре предложений.
  Мне не хватило лишь одного блока из нескольких абзацев. Блока, описывающего, каким был папа глазами МЛАДШЕЙ сестры? Во благо было исполнившееся желание или во зло?
  Понятно, что оно _исполнилось_, но я не увидел его результатов. Где сны младшей сестры? Алёнкины воспоминания описаны великолепно. А сны Вики? Пустота... Тем не менее, именно они, выставленные в названии рассказа, были бы ОСЬЮ, вокруг которой могло всё завертеться.
  
  Хороший, замечательный рассказ, но мистики там лишь лёгкое дуновение.
  
  Ситников Иван Борисович - Очень страшная сказка
  
  Оценка - 7 баллов.
  
  Да вот, не восемь... Хотя с моей точки зрения вполне заслуживает.
  Но...
  Обломно прерваться на самом интересном.
  Глазами понимаю, что всё, автором поставлена последняя точка.
  Но внутренняя хотелка начинает вырисовывать продолжение. Хочется знать, КАК герой нашёл зловещую фотографию, ЧТО почувствовал, когда туда заглянул? Рискнул ли бороться с потусторонним созданием в одиночку или набрал команду из друзей? А, может, именно Катрин из соседнего класса поможет ему распутать загадку? Почему-то в сердце вселяется уверенность, что их ждёт хэппи-энд...
  И только потом понимаю, нет продолжения, это короткий рассказик. Всё! Финиш!
  
  Будто откинулось десять лет назал, и я снова вошёл в сумрачный вагончик вездесущих тогда видеосалонов, увидев на афише сказочно-волшебное "(ужасы)". Будто уже мелькнули вступительные титры, и я полностью погрузился в сюжет, напрочь выпав из реала. И тут экран телевизора тухнет, врубается свет и гормкий голос здоровенного детины у выхода зовёт всех уходить. Мол, кина не будет, рубль можете получить обратно в кассе. А мне не нужен рубль, мне досмотреть бы...
  
  В общем смотрится великолепно, как начало захватывающей повести, а быть может, и романа.
  Мистика есть, но ВСЕ загадки остались загадками, тогда как душа жаждет получить ответы.
  
  Соловьев Сергей Владимирович - Стоящий с краю.
  
  Оценка - 5 баллов.
  
  Хороший рассказ. Добротный такой. Без излишней воды. Но суховат (видимо, сказывается, формат миниатюры). К сожалению, предсказуем (тем более, учитывая, что в рассказе должно быть некое "зеркало"). Я не угадал лишь то, что главный герой выживет (поезд успел остановиться).
  
  В результате получаем:
  1. Высшие силы, ловящие жертв проиграли! Что это принесло миру? Что чувствовали эти силы? Кто они? Зачем всё это устроили?
  Я верю, что автор знает ответы на эти вопросы, но мне тоже хотелось бы их получить.
  2. Хочу, чтобы главный герой ударился в расследования. Остался на этой станции. Влез бы в таинственное зеркало.
  3. Хочу знать, что за зеркалом?
  В общем, слишком много "хочу" для миниатюры.
  
  А так придраться не к чему (кроме суховатого стиля, но это могло отражать безэмоциональность самого героя, а не автора, такой, знаете ли представитель нордического стиля... стоп, опять начинаю додумывать за автора...)
  
  Но количество втиснутых и неразгаданных загадок (а также отсутствие Морали - смысла всего происшедшего) заставило снизить балл с более высокого до пяти.
  
  Туненко Анастасия Борисовна - Этюд в лунном свете
  
  Оценка - 8 баллов
  
  Красиво. Меня впечатлило. Особенно понравился разговор с отражением. В ощущениях во время чтения словил ирреальность. Именно такую, которая меня заставляет читать мистику, напоминает о тех годах, когда без мистики я не мог прожить и дня. Очень чувственно (ещё немного, и я влюбился бы в героиню ;)). Мне хотелось, чтобы у неё всё закончилось хорошо. История с зеркалом - не загадка, просто факт, ночь из жизни героини, приоткрывшая страницу её души.
  
  Разумеется, попридираюсь :)
  Картинка НАПРОЧЬ теряется после вступления, когда начинается "Бой. Крики. Смерть. Кровь. Боль. Ужас". Я вязну в мешанине коротких фраз, они, словно досочки разошедшегося мостика, коварно уходят из-под ног и дарят меня трясине непонимания. Счастье, что этот блок в самом начале произведения.
  
  Ещё попридирался бы к общему построению. Налёт чувственности подменяет сюжет. Но автор умело увернулась от меня _названием_. Это именно этюд. Этюд, не требующий ступенек сюжета и верхних этажей развязки. Просто чувство оторванности от внешнего мира и одиночества, в котором главная героиня уже вполне отыскала свой путь.
  
  Уэно Асия - Мастер с Островов Млечного Пути
  
  Оценка - 9 баллов.
  
  С одной стороны - очередное переложение легенды о Персее или Тесее. Просто вместо Горгоны или Минотавра - чудище, которое мы так и не увидели.
  Но было удивительно читать. Захватывающе. Необычно.
  И эта нить повествования, вытягивающая рядового человека, даже нет, увечного, обделённого судьбой, к вершинам, на которых положено сидеть Настоящим Героям. Она выше всяких похвал. Для меня притягательны истории, где показано, КАК человек становится героем, ИЗ-ЗА ЧЕГО (вернее ВО ИМЯ ЧЕГО).
  Уже давно прочитал, уже события реала меняются одно другим. А ощущение пока живёт во мне. Ощущение таинственной страны, где расцвела душа ожившей куклы. Конечно, можно спросить: а, собственно, где требуемые зеркала? Но сам себе отвечаешь, да ну их, зеркала эти. При таком напоре ощущений, подаренных коротенькой миниатюрой, понимаешь, что можно вполне обойтись и без зеркал.
  
  Файн Илья Вольфович - Неотразимый
  
  Оценка - 7 баллов
  
  Прежде всего притягивает _рельефность_ героя. Это герой явно не моего плана, тем не менее все его чёрточки, собранные воедино, рисуют мощный образ. Автору вообще удаётся несколькими штришками показать ситуацию или человека, что для меня несомненный плюс. Идея тоже замечательная - в погоне за мнимой колдовской молодостью потерять собственную (я бы, конечно, для проверки раз в год бы заглядывал в зеркало, и отмеченные перемены заставили бы меня... Впрочем, здесь в поведении героя заложена явная Метафора, а значит, мои придирки не имеют силы ;))
  
  На балл ниже планируемого выставил лишь потому, что с моей точки зрения мистики мне откровенно маааааааало. Что, собственно, художественную ценность произведения ничуть НЕ умаляет.
  
  Харохордин Виталий Анатольевич - Картина в зеркале
  
  Оценка - 6 баллов.
  
  Читается живо, и это - несомненное достоинство произведения. Несколько сбивают с этой живости попутно возникающие мысли:
  
  1. Вот этот отрывок:
  "- О, сэр, она стоит на колокольне. А я уже два дня ничего не ел. Я не смогу ее спустить...
   Парень понял намеки оборванца, но вести его в ресторан казалось опасным. Любое появление с ним на публики - и он потеряет авторитет. Он, прикусив губу, стоял и думал.
   - Сэр, я вас понимаю. Здесь есть старый кабак, туда никто из вашего круга не заходит.
   - Это... прекрасно, ведите... как вас там...
   - Николас, - сказал оборванец.
   Они пошли по улице, Николас двигался впереди, а парень старался чуть отставать. Свернув в проулок, он догнал его.
   - Николас, но картина же на витрине. Откуда ей взяться на колокольне? "
  
  По моему скромному мнению главный герой должен задать вопрос последней строки сразу, как прозвучит первая строка отрывка. Иначе всё происходящее выглядит странно. Парень рассчитывал на картину С ВИТРИНЫ, а ему прямым текстом говорят НА КОЛОКОЛЬНЕ. Тем не менее, главный герой начинает удивляться этому несоответствию очень и очень нескоро.
  
  2. И вот этот:
  "Громко постучавшись в дверь, он ждал седого священника.
   - О, это ты Николас, - сказал святой отец.
   - Я... э-э... не Николас, я Хилл.
   - Проходил Хилл, - ни капли не удивившись, ответил старик, - я тебе все расскажу...
   - Что?
   - Эх, зря я нарисовал эту картину, но это было давно... "
  
  И что? Где рассказ, ЗАЧЕМ святому отцу понадобилось рисовать ТАКУЮ КАРТИНУ?
  
  Эти два отрывка сминусовали два балла.
  
  Хлебников Виктор Николаевич - Безумец
  
  Оценка - 6 баллов
  
  Первая часть похожа на автобиографию, предваряющую полное собрание сочинений маститого литератора в его юбилейном издании. Человек, которому повезло. Однако на середине я понял, что это не было бы везением для главного героя данного произведения. И проникся сочувствием. Написано, тем более, весьма неплохо, красочно, образно. Но меня не покидает сомнение, что эта миниатюра - не мистический рассказ, а картинка сбывшейся мечты. Линейное развитие: совершил подвиг - получил награду.
  Именно линейность заставила меня снизить оценку. Мне был бы более интересен тот короткий момент, когда герой ВСТУПИЛСЯ, ОТКАЗАВШИСЬ от прежней жизни (да, собственно, от всей жизни в целом). Что заставило его стать героем? Неказистика, живущего иллюзиями... Что помешало ему пройти и забыть, погрузившись в очередной придуманный мир? Если бы я получил ответы из рассказа, то оценка, несомненно, была бы выше на целых два балла. Но не случилось :(
  
  Цветкова Марианна - Зеркальный человек
  
  Оценка - 5 баллов
  
  Убило начало:
  "Вот, что я прочел однажды вечером в книге Джека Кэнфилда"
  Убило, потому что без подготовки, без вступительной речи, без создания соответствующего настроения. Безликое предложение, предваряющее цитату (если это реальная цитата).
  
  Пока не зашли разговоры о продажах, персонаж вёл себя, как школьник выпускного класса. По мыслям, по манере обощения, по стилю повествования. Было удивительно узнать, что он уже - менеджер по продажам, которому позволено ходить на корпоративки.
  
  Уважения к герою не добавил факт, что зеркальный человек сообщил о предполагаемой смерти старушки от фена, а главный герой банально ушёл от ответственности. Это же - Художественное Произведение! Я ждал, что главный герой хоть что-то попытается предотвратить... Или хотя бы углубится в переживания... Не-а, тут же забыл. После этого мне стало с ним некомфортно, и даже талантливо описаная сцена с зазеркальными человечками положения не выправила.
  Кроме того, остались открытыми вопросы: за что свалилось герою такое счастье и кто именно ему его послал?
  
  Чернов Александр - Подлинная ценность
  
  Оценка - 4 балла
  
  Сложный для моего понимания рассказ. Весьма и весьма насыщенный ДЕЙСТВИЕМ, но всё глушит непонимание причин, по которым совершается то или иное событие.
  
  К примеру:
  1. "Ричарду почему-то тоже захотелось зайти. "
  В произведениях меня всегда интересуют эти вот "почему-то". Меня завлекают эти "почему-то", вернее их РАСШИФРОВКА. А когда расшифровать я не могу, то _почему-то_ утрачивается уважение к герою. Зачем зашёл? А, мысля ему в голову вдарила!
  2. Запутанные отношения Сержанта и Каролины. Любил он её? Вроде, да. А за что? А что именно случилось? А как к этому отнеслась Каролина. Одни намёки и никакой конкретики.
  3. Описания пробуксовывают
  "В зеркалах отражались различные монстры: длинные, короткие, тощие, толстые. Словом, любые". То есть, напрягай, читатель мозги. Рисуй монстров сам. Автору недосуг, его уже влекут иные завороты сюжета.
  4. Рыцарь Пурпурной Розы.
  Звучит (а вы как думали ;))! А зачем он в сюжете - этот рыцарь? Что должно случиться в мире зеркал с его появлением. Трагедия для этого мира, что главный герой оказался не этим рыцарем? Или незаметный пустяк?
  5. Зачем магу было создавать и Ричарда и зеркала?
  "Сидят в зазеркальной темнице отражения ведьмы и этого мага. Ищут все трое сами себя, и найти не могут... "
  Трое? В смысле трое? А, понял! Маг, его отражение и отражение ведьмы! А где же сама ведьма? В общем непоняток куча.
  
  Поставил бы тройку, да последние три абзаца _понравились_. Просто понравились заключённым туда настроением. Настроение и заставило накинуть четвёртый балл.
  
  Шахов В. - Конкурс М.Ф. "Та, что в тысячу имен облачена..."
  
  Оценка - 8 баллов
  
  Очень красиво. Непонятки, конечно, почему он так избегал Наталью, если все тысячи имён (судя по финалу) принадлежали ей. И с зеркалами напряг. Но... посчитаем, что каждая обладательница имени - это отражение той самой Натальи, вокруг которой всё и крутится. Столько героинь... Мне показалось, что их и в самом деле - Тысяча.
  
  Шкудун Александр - Звонок
  
  Оценка - 6 баллов
  
  Грустная история. К сожалению, я её уже слышал примерно в дюжине вариаций. Нет, если бы я прочитал первой именно её! Но первой была история со звонком классика НФ-жанра Ильи Варшавского. Я уверен, что автор "Звонка" не читал данный рассказ Варшавского. Просто хорошие интересные мысли, мысли схожие, часто приходят в головы разным людям. Важно лишь то, кто расскажет их тебе первым. Ведь первое - наиболее ценное... К сожалению в отношении меня Илья Варшавский автора опередил. Что не снижает ценность произведения для тех, кому такая ситуация со звонком ниоткуда открылась впервые.
  Почему всё-таки не семь баллов?
  "международный вызов за Ваш счёт" - а почему международный?
  Девушка разбилась не в Париже и не в Венеции. Ей должны были помогать дозваниваться, используя регионального оператора связи.
  "Скажите, что я всегда его любила. И буду любить. Вечно."
  При таких обстоятельствах не узнать главного героя по голосу... Хм... Наверное, так бывает...
  "И именно я опустил розовую розу на её надгробную плиту"
  Если она _видела_ розу, положенную на могильную плиту оставленного ей мира, то почему ей _не видно_, кто именно держит трубку на том конце провода, куда удалось дозвониться?
  
  Эстрайх Владислав Игоревич - Кровавые стены
  
  Оценка - 5 баллов.
  
  Мысль рассказа неплохая (хотя смахивает на истории о зелёной руке, чёрной кнопке и красном одеяле). Но непонятно, как главный герой на всё это реагирует. Складывается впечатление, что весьма индифферентно. Кровь на стене, а пускай будет до кучи.
  Много недосказанностей.
  "Да, в пятнадцать лет я попал в секту, поклоняющуюся Восьми Керимам."
  А я не попадал в эту секту. Мне хочется _знать_, что за секта такая, чем занимались, какие цели преследовали, во что и как именно верили. Истории о сектах - это прежде всего загадочные ритуалы, вызывающие скрытые силы. Тут крючок заброшен без наживки. Упоминание о секте есть, а интерес ничем не подогревается.
  "Ваш отец действительно был католическим священником, но остаток своих дней провёл в тюрьме. Он был осуждён за убийство, носившее характер ритуального. "
  Что заставило отца уйти в секту. Как ему удавалось при этом оставаться священником. Что думала и делала в это время его жена? Нет ответов... К сожалению, нет. А одной крови на стенах явно недостаточно :(
  
  Юс. С. Сэр - Веер
  
  Оценка - 7 баллов
  
  Коротко и ярко! Характеры вырисовываются, как живые. Иногда достаточно одного предложения, что образ нарисовался. Жизнь, сотканная из фрагментов, из мелочей, из мироощущения ребёнка затягивает.
  
  Поставил бы ещё балл выше, но:
  1. Хотелось бы подробнее о старом доме. Так же восхитительно образно, как в начале.
  2. (и главное) Совершенно непонятный мне финал.
  Кто эта женщина? Почему у неё такие мысли?
  Что произошло с Даней. "Пусть будет одна мама" - это знак, что его мама одна из всех упомянутых остаётся в мире живых? Здесь мне недостаточно чёрточек для _ясной_ картины случившегося. И от этого после последней строчки какая-то растерянность, недоумённость, не позволяющая поставить выше семи.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"