...На своих двоих передвигаясь, мудрено сойти с ума, а вот когда на машинах мчишься, это уже совсем нетрудно...
Да, куда ни сунься, везде добро смешано со злом и никак не объяснишь, в чем разница между тем и другим, хотя саму эту разницу видишь со вполне удовлетворительной ясностью.
Снились сады и счастливая жизнь и снова думал с отчаянием и обидой: "ведь это так просто!"
...Ведь современный мир переполнен информацией и техническими средствами связи и если ты хочешь узнать о чем-то или обучиться чему-то, ты можешь это сделать буквально между прочим: к примеру, чистишь картошку, слушая магнитофонную кассету. В жизнь надо привносить не столько обучения и производства, сколько творчество и поступки. А так стоят вавилонские башни молитв без деяний и деяний без молитв, но это только муравьиные кучи.
__
Не успел я проснуться, как через маму меня уже успел искусить сатана: упала и разбилась чашка, поставленная ею так, что она не могла не упасть, стоило только покрепче шевельнуть подушкой, устраиваясь досыпать под утро. Сразу искушение устроить хороший скандал, "проучить", разбить и их в осколки - ведь это я и мой сон разбиты. И тем самым заглушить малую толику своей вины: ведь я видел эту чашку вечером, мог бы догадаться, что она в опасном положении, рядом с проводами. По щиколотку в дерьмо, в жижу мы все тонем, даже у апостолов ноги были нечисты, помоги Христос вообще не провалиться в эту "воду" - кругом люди душевные, грешники, а это болото и кругом люди, бесами одержимые, "праведники", а это танк и стена. Зачем мне превращаться в танк и лезть на стену. Разъярилось зло и стало биться головой о стену - а ты, добро не "возмущайся", береги мир и покой, сохраняй себя от зла. Сто раз в неделю случаются эти "возмущения" - поищи чего-нибудь нового под солнцем. ...Но в невозмутимости быть неправым не труднее, чем во гневе - мол, их дело, меня не касается...
...Вовку по беспечности на работе опять чуть током не убило. Подведет его под монастырь лень. А меня - гневливость /"убью", "убивать таких надо"/. А его - упрямство. А меня - робость.... Шаткие сооруженьица, мытари несчастные. Грешим в мыслях, чувствах, словах, делах тайных и явных, даже в снах грешим /приснилась голая задница и голые груди, и голос "делай, что хошь"/.
__
...Несомненная служба гнусу сатане...
...Нередко они наоборот респектабельно одеваются - чтоб получился интересный синтез, эдакие член с галстуком и надушенная задница. Они благостно гнусавы...
Если ты не ощущаешь себя блаженным, счастливым и находящимся в раю, то это только оттого, что сатана еще рядом в достаточном количестве процентов. ...Немалое количество людей лезет в боги - и из самого мелкого, болезненного, нелепого и немощного тщеславия, так что чем больше лезут, тем больше этот якорь и вечный причал, где всё на холостом ходу и, значит, суета сует.
...Распятие - это только бунт раба, которого наказали примерно.... Земля - это место, где надо служить Богу, спасая Его от такой позорной судьбы. Он в плену здесь и так было всегда.
__
Еврей - это прохиндей, с одной стороны и фанатик, с другой, любитель карьеры и девиза "цель оправдывает средства". Прохиндейство и фанатизм сами по себе еще худосочны, но, например, теперь есть еще и весомый лом американца. Но не вечно дружить лому с прохиндеем, монотонной машине с неугомонным фанатиком, выйдет из под контроля и этот "управляемый ядерный взрыв", грянут времена безумные - а затем будет новая простота и тишь да гладь на тыщи лет. Вообще, потребление без труда имеет столь же страшные последствия, как и труд без потребления...
У Черномырдина убили личного врача: пришел, кинул горсть земли в могилу и решительно отряхнул руки от прилипших черных крошек смерти. Можно сказать, умыл руки, отмахнулся - рано, мол, мне туда, не захотел в черную яму заглядывать, горстью земли откупился, десятиминутным визитом...
__
Думаете, всё это блестящее остроумие? Правильно думаете, но одновременно это всего лишь знакомая дорожка, по которой бреду машинально, с больной после ополовиненного сна головой...
Надо двигаться по спирали, а не по кругу, только тогда будет развитие, а не ноль, худеющий со временем, но ведь когда ты движешься, постоянно заворачивая, то ты не имеешь ориентиров и не знаешь твердо, не замкнется круг или всё же замкнется и всё вновь будет впустую...
Не бывает пустой жизни, есть только пустая голова и слепота.... Иду по пустой улице, пустому городу, освещенному ярким солнцем, читаю книгу о сельской жизни, причем коллективной...
__
Встретить и полюбить бы девочку 16 лет - не девушку 16 лет и, тем более, не женщину 16 лет.
__
Похороните меня в одежде домашней, в домашних тапочках и вот хоть в этом синем свитерке с двумя полосами, красной и белой. Меня ужасает не смерть, а то, что мертвецы всегда при параде.... И добавьте розовой краски на лицо и кисти рук - или не смотрите на меня. Хочу, чтоб был веселый румянец, если даже его и при жизни-то не было. Но не дай Бог, если будет выглядеть ненатурально!
__
Крестись, но знай, что важно, чтобы произошло чудо и ты вышел новым человеком. Кто может чудотворно окрестить, тот может совершить и всякие другие чудеса. Исцелить больного не труднее, чем окрестить грешника. ...Когда настает время творчества, тогда время прежних чудес проходит. Творчество - это чудо, совершение которого достигается каждым путем подвизания, а не по мановению палочки некоего, мановением же избранного, демиурга.
На человека Бог потратил всего чуть-чуть - с плевок Своего Божественного вещества, "спермы". При оргазме человек в полноте ощущает Бога и рай...
Зло подобно грязи. Воистину, что понятнее призыва "очиститесь", разве духовная чистоплотность не заложена в самой нашей природе и мы не мучаемся, видя свою душу покрытой серой пылью и жирными пятнами...
__
Моя живопись подобна избушке, а их - дворцу. Попробуй, докажи, что избушка натуральна и естественна, что в ней легко дышится, а с другой стороны, она дешева, проста и экологична....
У меня тяга к тому, чтобы не было четких планов и предметов, и всё сплеталось, плавилось и угадывалось смутно.
Нравится работать стремительно; когда разгорелось, тогда всё идет как по маслу - и даже ощущаешь покой.
Оставляя заднее, устремляюсь вперед, смесь горемыки и героя, глупца и гения. Вижу свою фигурку жалкой, но наклоненной вперед. Облит потом и солнечным светом, горем и радостью, ненавистью и любовью, отчаянием и надеждой, сомнением и верой.
Как поет Высоцкий, "и всё же, брат, трудна у нас дорога". Всё новые и новые пласты прежней жизни обнаруживают свою ветхость и никчемность.
...Зачем же мне переживать за каких-то спортсменов? - да, пока не весь отдался переживанию за самого себя.
__
Родители вот уже с полмесяца тут и это тяжело мне как какая-нибудь оккупация. Изнурительные и бесплодные споры и такие же работы служки, рабочей скотинки, мальчика на посылках. Недоброжелательство излучают даже их спины. Невозможно ни рисовать, ни писать. Жизнь в режиме выживания.
Сны: в мотор самолета попала песчинка, другая... - и он просто стал есть песок, как не сломаться; у нас парашюты приторочены к белоснежным креслам, но когда самолет падает, взрываясь и распадаясь на куски, важно не поторопиться с раскрытием его, а то запутается, порвется и сгорит. Накувыркался, когда языки пламени и потоки раскаленного воздуха рядом летали, и, всё, сказал себе, больше на самолет я никогда не сяду. Хотелось бы, конечно, везде побывать, позор не переместиться в пространстве, все едут, радостно машут друг другу руками. ...Мелькнула мысль про пароход, но тут же следовал рассказ про то, как тонут в ледяной воде.... Дальше ночь, бело-сиреневый фонарь и железнодорожный перестук колес. Дорога адова, но в купе тем более уютно - как и на станциях отправки и прибытия, где радостные встречи. Черная ночь, холодное железо и мягонький диван. ...Еще снилась дверь из тонкого железного листа с массивной ручкой, дверь дребезжащая и скрипящая в той же ночи, и, наверное, в сортир ведущая, но даже если бы за нею шло уютное литературное собрание, тоски от нее, крашенной и облупленной, серого "серебристого" цвета, любому хватило бы на всю жизнь. ...Снился человек, серый как газета, читающий газету, цветную как картина или человек; и еще лестница - верхние ступени ее были небесно голубыми, нетронутыми и девственными - потому что там никто не лазил - а несколько нижних заношены и чуть ли не изгрызены. В какой-то миг я снова малодушно и гордо махнул рукой, мол, довольно высоты? Малое дуновение греха, но пьянящее - и я пьян - холодное - и я шмыгаю простуженным носом и хриплю заболевшим горлом. Кто из жителей Вавилона не сильнее меня - в их домах больше этажей, чем на моей лестнице знакомых мне ступеней. Кто захочет испугать меня - испугает, кто захочет соблазнить - соблазнит. Потом-то я исправлюсь и враг утонет сам, а я, мокрый, буду возбужденно греться у костра - но не в первый миг. Как дельфин, ныряю и взлетаю...
"На каком небе Мне и поселить тебя? За такую малую плату и на такой малой высоте даже трудно придумать что-нибудь..." - сказал мне Бог, когда я в окошко Его лавки постучался.
__
Творчество как сон долгий и желательно спокойный. "Не посплю - плохо себя чувствую". Творчество как необходимый посредник в отношениях между людьми: "покажите мне ваше творчество и я скажу, кто вы и интересны ли вы мне". А иначе не знаешь, кто перед тобой и вслепую понапрасну тратишь время.
...И иду я по улице, изображая человека сильного и невозмутимого, иногда почти "крутого". А ведь знаю, что стоит кому-то приласкать меня и я растаю, стоит пригрозить и я сожмусь, стоит обругать и я взовьюсь, стоит приналечь со своей суетой и я превращусь в существо равно суетливое и раздраженное. Нет, один шаг я сделал, но это еще не победа, нужен еще шаг. Нужны новые идеи.
Вовка в последнее время мало меня вдохновляет /как и я его/, мало подбадривает. На дачу его по прежнему не затащишь - если и едет, то как бы спиной вперед, чтобы потом сподручней было домой ехать! Мы с ним как Дон Кихот и Санчо Панса.
Кино про войну: герой догадался отбежать от того места, с какого сначала стрелял и потом сбоку ударил врага - а я бы растерялся, махнул рукой на свою способность что-то подобное сообразить. "Не уставай до темноты, всегда и везде расслабляйся и покойся по самому пределу".
...И, может, я бы тоже "пособничал" или даже "предавал". К тем же ударам по лицу, например, ведь привычка нужна. Вообще, среди героев 90%, наверное, было людей не умных и смелых, а очумелых дураков. Дураку война мать родна. 100 дураков по дурацки погибнет, зато одному вдруг жар-птица геройского подвига выпадет.
...А вот мог бы писать в трамвае? "Что пишем, если не секрет?" - "Вы навязчивы. Если не вдаваться в подробности, то нечто умственное". Так сразу настолько смелым не станешь.
...Как ты подойдешь к ним и как они заметят тебя, если будешь так робок? ...В глазах можно прочитать всё...
Что, и билеты в трамвае будешь компостировать и на ворованной бумаге рисовать побрезгуешь?! Но я ведь пособия от государства не получаю...
В лесу рядом с дачами разносятся позывные "Маяка". Почему-то приятно. А как приятно было бы Баха в лесу слушать! И как уместна музыка именно в лесу! Пташки знают, что делают.
...Снова увидел интересные перспективы в фотографировании, но где взять время и силы...
...Трудно любить не-бога, существо проблематичное, ограниченное и однообразное.... "Ты любишь и веришь? - не успеет пропеть петух дважды, как ты же уже трижды отречешься от своего энтузиазма".
__
Обучение - это обучение человека навыкам машины с целью превращения в машину.
Будь моя воля, я отменил бы все эти "литературы" и продолжил писание Библии, книги. ...Лучшие из "литераторов" это и делают частично. Они не имеют силы только оттого, что всё еще скованы Антикой, ее соблазнами и угрозами /угроза в попадании в "антиобщественные элементы"/.
В моих текстах и картинах есть /на удивление - ведь я прост/ что-то подлинно магическое. Им место во внушительных сумрачных залах древнего Вавилона! ...Мрачные мысли с оттенком гордыни...
...А все эти мои выборы дня для "начала"; а моё маниакальное затворничество /при общительном характере/ - тоже магия. Как Моисей и всякий одинокий человек, обрастаю причудами и тайнами...
...В каких кошмарах пребывает бездыханный, при каком искусственном дыхании пребывает тот, кто за работой...
Умираю от грехов своих и ругаю себя, умирающего.
Кто боится оскорблений от людей, тот боится и неудач в делах. Боишься приступить к делу, спешишь считать свои результаты удачей. ...Перефразируя Толстого: человек тем больше, чем мягче он ведет себя, большую имея силу.
Вспомнил, как в нашу дверь постучался бомж в виде самом несчастном и с историей самой жалкой. Я, правда, отдал ему наши лишние ботинки /уже была глубокая осень, а он был чуть ли не в тапочках/ /родители были против/, но и только. Когда зацикливаешься на искусстве, в своем деле и вечерами сидишь опустошенный, то уже не способен на деятельное соучастие. Нет, не хочется пачкаться, боязно и затрат жалко. "Иди с миром!" нет в нас силы, а, значит, и свободы. Сначала предаем себя /и других/, а потом жалуемся, что несчастливы. Конечно, не будь я безработным, я бы, наверное, не вел себя столь ущербно...
"Известные", "великие" и прочие литераторы - это просто литературная власть. Обыкновенно, конечно, это люди невразумительные, с одной маниакально отчетливой идеей...
Читаю Чехова последнего периода - исправный "толстовец", маленький Толстой; причем, у маленьких есть свои преимущества: "мало" - "мило".
Все "великие" хоть сколько-то, но задирали нос и я готов бить их по мордасам. Вон, по ТВ Шевчук вежливо говорит всякие банальности - неплохой человек и у нас могли бы быть неплохие отношения, но могло бы случиться, например, и такое: он, хладнокровно: "Сбесился, что ли, дерьмо?" - "Нет, ты, скот, еще меня испугаешься!"
...Один поет про "последнюю осень", другая про "маленькую страну", третья про "розового фламинго" - ей Богу, всё едино.
...Вот она, моя жизнь - в этих писаниях! Небось отличается от Чехова! Вольно ему, глядя на людей сверху вниз с навеки заданной позиции закругляться, людей в двух фразах определяя.
Читаю Чехова дальше и настроение меняется: всё ноет, ноет, тоску наводит. Ну вот, мол, опять ничего не вышло. Всё-таки, малым Толстым быть невозможно. Толстой без оптимизма и с лирикой! Наташи Ростовы поставлены на конвейер.... Всеядность от безвольности: и Бог влечет, и бесы манят. Он уже заранее знает, что будет в конце и поэтому с самого начала однозначно настроен. Это именно рассказ о жизни, а не сама жизнь. Все эти микродетали - это только условная, фиктивная привязка к жизни, что годится только для сценария в кино.
Папа не хочет читать взятые из библиотеки дневники Толстого, предпочитая засаленного Бендера - хочет побыть в мире, в котором уже всё решено.
__
"Церковь" - имеет смысл объединение тружеников в одно предприятие для делания трудных для одиночки дел, но они же мистически гордятся самим фактом своих собраний.
...Снова этот типаж: мамаша с дочкой очень по летнему, в шортах, панамах и майках. Безвкусны панамы, майки и шорты, а главное, тела очень рыхлы и белы. Не надо бы их показывать. Такая скороспелость подобна поносу. Такие, не моргнув, могут решиться на что угодно...
"Большой поэт" - нонсенс, это по определению существо камерное и комнатное. БГ - поэт, Чехов - поэт...
"Дневники" Толстого - всё же в таких правдивых самоотчетах нет благодати, настрой всегда серый, ровный и кончается эта ровность самоудушением, отчего и бросаются всегда дневники даже людьми педантичными и привыкшими к писательству! Отчет же требует беспристрастности. И весь день вот так над самим собой малосимпатичным господом богом висишь. Всё подмечается, видится, проницается, но всё служит только для удручения.
__
...Велосипед дешев, имеет достаточную скорость и дает здоровье человеку. Достаточно иметь хорошую систему общественного транспорта, причем бесплатного!
"Живу в цистерне поезда, который стоит сейчас на захолустной станции и направляется в дикие края. Поплавал как в бассейне, залез на небольшое возвышение, сижу и, ногами болтая, читаю при свете некой керосиновой лампы. Вот только спать неудобно; сворачиваюсь калачиком и мне начинает чудиться, что здесь воздух какой-то дурной и я могу задохнуться.... Дурной сон подобен смерти, а в сладком сне не страшно и взаправду умереть.
__
Коммунисты и "Свидетели Иеговы", военные и бюрократы, мясники и пьяницы... - меня в дрожь кидает от всех подобных "сословий"...
Не однажды читал про людей из 20-х годов, которые жили очень тихо и любовно в провинции: возделывали сад, что-то читали, писали...
__
Ум - это просто очень ясное сознание. Ведь все головушки в тумане.
Евангелие они в два счета прикарманили и высокопарности их учить не нужно...
Клянусь, такого понимания еще никогда ни у кого не было. Смертоносная суета и рутина лишаются своего жала: ведь и в чистке картошки может быть момент поступка, а если нет творчества, то она не может помешать мне "витать в облаках".
"Не имейте двух одежд" - и двух квартир!
Цивилизацию я ценю только за тонкость.
__
С удовольствием читаю "Отрывки из воспоминаний - своих и чужих" Тургенева. Добротная работа, интересные рассказы о невыдуманной жизни.
...Мало найти хорошее, надо его обжить, закрепить и развить. И душевно так чувствуешь себя крепче, сосредоточенней и спокойней...
__
"Чьи картины?" - "Одного парня, который нигде не работает, посвятив себя интенсивнейшим духовным занятиям. Он как бы странствует по разным мирам, всюду отыскивая Бога" /!/
Всё время мерещится и снится моя жизнь в деревне: с одной стороны, раздолье и здоровье, окрыленность и счастье, а с другой, деревня - это сплоченный коллектив, стану колхозником, поневоле незаметно "опростившись". Возьмет меня в оборот какая-нибудь "девка" /или даже "девки"!/... Если говорить о "тихой провинции", то у нас на улице Волкова обстановка более соответствующая - в деревне может быть очень даже шумно. Или захолустно: всюду развалины, паутина и грязь. Паутина - дух умирания...
Сосредотачиваюсь на одной разновидности рисования и уже не могу запросто вылезти из этой ямы и выкопать рядом другую. Более того, когда "яма" выкопана, то хорошо только в ней: готов рисовать с утра до вечера, были бы силы. А иначе сидишь на краю той же ямы, усталый и грязный, с пустотой и холодом в груди.
__
"Что-то стала бледненькой, болтливой и ласковой - смертью пахнет".
Муж - это человек, который постоянно помнит о жене; равно и жена. Т.е. у них сознание изменено по сравнению с сознанием обычного человека.
__
Если не освещать тьму, то надо либо идти на волю, в народ, так сказать, либо обкладывать помещение мягкими подушками и диванами и включать электричество.... Их живопись, например, так зафиксирована, как будто они всё знают...
Любовь к ближнему - это любовь к ближнему иному, т.е. любовь к эволюции. Избавь меня, Боже, от друзей, которые сначала надоедают своей болтовней, а потом переходят к склочным упрекам...
__
1. Соединила судьба человека без рук и ног с человеком без головы - села голова одного на руки-ноги другого и живут неплохо, только на "полпорции".
2. Соединила судьба человека без рук и ног с человеком без рук и головы: села голова одного на ноги другого и живут оба, хотя и с трудом, изворачиваться приходится.
3. Соединила судьба человека без рук и ног с человеком с головой, руками и ногами: содержал второй первого, утешаясь своей двухголовостью: "одна голова - хорошо, а две - лучше". Приходит вечером после работы, а в комнате темно, но дыхание слышно и ведь ждет, ждет. "Ну, посидим, поговорим. На работе одна беготня и кругом тупицы безголовые".
4. Соединила судьба человека без рук и ног с человеком без ног и головы: запрягла голова первого руки второго как машину запрягают и живут ничего; могли бы лучше, но некому побегать с произведенным товаром. И скучно очень: голова ушла в свои привычные мысли, а руки в привычную работу.
5. Соединила судьба человека без рук и ног с человеком без ног: эх, обезножены мы! А ведь и так рук мало...
6. Соединила судьба человека без рук и ног с человеком без рук, ног и головы! Свирепая жизнь! Один вечно в бесчувствии перед телевизором валяется, а другой, заткнув уши ватой, с ужасом думает одну единственную мысль: "как жить-то будем! ...Распродадим имущество - в первую очередь, телевизор - а дальше что? Да и кому нужно наше барахло? А если кому и нужно, то как найти таких нужных людей? - максимум, что смогу: открыть окно и кричать".
7. Соединила судьба человека без рук и ног с человеком без рук и забегалась вторая голова и совсем забыла про первую, а может, и сознательно решила ее в лопухи закинуть. И если бы не добрые, да доверчивые люди...
__
Всегда писатель косноязычен и коряв, а журналист гладок и наряден, как конфетная бумажка. Фразер, бретер и забияка...
Человека окружает огромное количество объектов и факторов влияния и на всё это тратится твоя энергия совершенно напрасно, ты рассосредотачиваешься и в голове винегрет.... Так что медитирую с утра до вечера.
Комара надо рисовать минимум на порядок большего размера - это будет его реальная сила. Вот против каких "врагов народа" нужен Сталин и не помешает газовая камера. Природа - рай, но и одного комара подчас довольно, чтобы этот рай превратился в ад. Поголовное истребление комаров было бы величайшим достижением цивилизации, искоренением варварства и людоедства.
От нечего делать продолжил сравнительное чтение Толстого и Тургенева - и видно, что у Толстого гораздо более конкретное и пристальное отношение ко всем проблемам и к самому себе /а значит, и к человеку в целом/ - а это оттого, что он гораздо менее уверен в том, что он, а тем более кто-то другой или "общество", знает что-либо удовлетворительно. Без заносчивости они вообще бы ничего не могли делать.
...Толстой женился на девочке - они все милы и обольстительны, и жалки.
По ТВ чествование Б. Окуджавы - это сборище напоминает мне православный собор: тоже "государственная религия". Есть в культуре и свои секты /авангардистов, например, можно уподобить каким-нибудь харизматам и т.д./. А дальше идут вовсе никому не известные одиночки - и я в том числе. Одиночек завалило прежде всего чугунной плитой "государственной религии" и "государственной культуры", насильно "народу" навязываемой; грубо говоря: сколько эфирного времени этим ритуалам, всем заранее известным, отдано - на всех одиночек и личностей хватило бы...
Где государственное, там смерть, где секты, там проблема, а где одиночки, там жизнь.
Пора мне оставить все собственнические /и соревновательные/ идеи и желание дома в пригороде. Лесов, полей, садов и прочего мне хватит и без всяких обладаний. Во всяком случае: "Бог дал, Бог взял". Имей только насущное на день и то, что потребно вдохновению на день. Собственник бессилен перед злом, потому что он всегда должен быть готов к отпору силой. Земля должна быть землей чудес, а не имуществ. "Если это не чудо, то бремя". Мой любимый напиток - квас, моя любимая одежда - телогрейка.
...Знакомство - раззнакомство - знакомство и близкое новое раззнакомство - всё так недорого стоит...
Тело-собственность требует физической собственности и земли; дух-собственность ведет себя аналогично. А работа на других чревата рабством и пыткой.... Есть только одна гарантия: что на тебя не нападут сразу со всех сторон, будут и свободные места, и отдушины - люди еще не настолько мафиозны и бюрократичны, военизированы и идеологизированы...
Как мне не хватает физической работы: часто пью чай или ем что-то горячее только для того, чтобы разогреть кровь и почувствовать теплоту и гармонию...
Мои картины и писания не "ценятся"? - так это благо: никому не приходит в голову смотреть на меня как на собственника.
...Т.е. всё же и собственность /по силам/, и соревновательность /по силам/ - это изначальное благо...
...Вот поймет человек что-то /думаю о себе и Толстом/ и начинает всем это что-то "проповедовать" - т.е. повторять одно и то же миллион раз! Лафа, а не жизнь! В ответ либо спор, либо же соглашательство со стороны людей таких же плоских и умозрительных. Ведь и гордятся своей "самоотверженностью": "на своей личной жизни крест поставил ради служения людям"!
Рисую для того же, для чего Христос чудеса творил - без чуда и слушать не станут. Плюну, сделаю "брение" и всё, готов "шедевр", т.е. чудо.
У меня пока такая смешная форма смирения: сам смирился, но невыносимо видеть как все вокруг по глупому заносятся.
Усталость оборачивается потерей контроля над собой: рисую, едва держась на ногах, как тот жнец Ван Гога, что жнет необъятное поле, которое должно быть сжато и безостановочно болтаю, чтобы забыться...
...Всё же я сколько-то хочу успеха внешнего /"признания" своей живописи и т.д./, а значит сколько-то неправдив перед самим собой. Мол, буду полностью правдив, но ты сначала награди, Господи, а иначе это мне не по силам.
Человек малодушен, потому что ему кажется, что Бог требует от него слишком многого - нет, Бог никогда не требует от человека непосильного. К примеру, терять имущество и т.д. трудно, но ведь Бог награждает человека способностью творить и творить буквально чудеса - перед такой перспективой уже нет ничего трудного. Трудно учиться первокласснику в 3-ем классе, но уже 4-му классу 3-ий кажется детской игрой.
"Как тебя зовут?" - "Зовите меня просто "М" - и кивнул в сторону туалета.
Все же именно занятия живописью придали мне такой уверенности и крепости, какая подобает взрослому. С писаниями оставался призраком, духом и скитальцем. Теперь только могу спокойно расслабиться - не нужно никому ничего доказывать. А без расслабленности ты раб, ты скован и узок, слеп и опрометчив...
Эта негритянская музыка как работорговля. "Человечность": "побратаемся с неграми на почве родных им темных инстинктов. ...Белый с темной душой торгует негром, который танцует свою темную музыку...
Мне надо спокойно наращивать массу, "нагуливать" силу и вес.
"Дневники" Толстого настраивают на "философское", хладнокровное отношение к внешней жизни: ни чрезмерных надежд, ни безнадеги и пустоты; мудро понимаешь, что жизнь - это поприще и много в ней всяких поворотов. Ценно только высшее, а всё остальное - поприще. А "рутины" уже нет как понятия.
...Год прошел и остались только странички дневника, ещё какие-то работы - а все волнения ежеминутные забыты, как и не было...
Плодоношу как яблоня: рос, рос и наконец достиг плодоношения. Хорошо, что ещё раньше привык надрываться, а то слишком велик урожай!
С добрыми почти все добры и при свежих силах почти все хороши, а вот каков ты со злыми и в усталости, таков твой нижний предел. Я, например, весьма и весьма при этом противен. ...Научившись терпеть усталость, научишься терпеть и плохих людей...
...Запанибратство весьма пренебрежительное и дешевое: "пей, товарищ и скот!"
Все-таки никак не пойму отношение Толстого к "загробной жизни". "С анархизмом согласен во всем, кроме насилия". Только пахать, сеять и т.д.?! Не привлекло толстовство интересных людей - лишь ещё одну разновидность утилитарных...
...Если ценят и признают, то за свое - от которого я избавлен лишь в словах, причем только в тех словах, что пишу на этих маленьких листках...
Презрительно: "попса, попса" и я внушению поддался, а ведь, это просто сказки и просто мелодии. Конечно, лучше бы соединить хрипоту рока с гладкостью и сладкостью такой музыки.... У БГ гладкие проблемы - странный жанр! Впрочем, сказочные "Никиты рязанские" тоже табунами ходят. ...Гладко на бумаге и в мелодии все проблемы разрешает... Уж лучше помечтать.
__
Если тебе больше нечем гордиться, кроме как честностью и несовершенствами, то сиди дома.
Продажа рассказа в журнал - это размножение и увековечивание написанного, а вот продажа картины - "клиенту" - это уничтожение её.
__
Сообщение о совместных маневрах военных подразделений США и других стран - вспоминаю легионеров Рима и провинций, вспоминаю солдат и всех других эпох...
Стал понимать средневековых любителей умерщвления плоти, схимников и молитвенников: видели, что несовершенство человеческое трудноодолимо. Душа - это рыхлая проблематичная масса. Только когда что-то новое делаешь, не видишь несовершенства, будучи ослеплен новизной и прогрессом...
Сквозь паутину своего переплетения правды и неправды разберет ли другой твое их переплетение. Только многие могут повлиять на одного: один на один люди всегда на равных.
..."Комнатные люди": сейчас и улицы разухожены как комнаты. Кроме того, они из авто не вылезают, а это равносильно дивану...
Как это ещё не появилось модернистских газет - ведь эти газеты, с их бесконечными подробностями похожи на реалистический роман.
__
У меня мягкий голос - есть певцы с голосами сильными, есть с хриплыми, а мягких вроде бы и нет. А в мягкости обаяние.
...Я ещё, собственно, краски не разбавлял и не смешивал, одни грубые эффекты.
В общем, фундамент заложил, теперь надо тонко строить. Жить молча, без всяких "бурных волн". "Бурные волны" у тех, кто без руля и ветрил; а у тех, кто фундамент закладывает, на душе большая смута. Сами понимаете: роется котлован, грязи на стройке предельно много и ничто еще не налажено...
...Интересные выходы для человека не обученного рисованию: яркая динамика и призрачные сумерки. Как раз эти крайности обычное рисование передает наименее убедительно, наименее может тут себя проявить. Буду вроде папуаса, научившегося писать. Или папуаса, полетевшего в космос? Нет, для папуаса я слишком тонок, вежлив и складен /пока!/.
У нас, обычных людей вместо 7-го дня общения с Богом, 7-ой день общения с дьяволом: устаем и даем себе послабления: "отдохну от своей праведности, надоела сухомятка, хочется мяса, пива и лука..."
__
...Почти физически почувствовал силу убежденности людей в правильности избранного каждым из них образа жизни: она не просто пошла во дворик, она считает правильным пойти туда и заняться тем-то. Я не просто пилю своё ДВП...
Боюсь, что ненароком могу быть кем-то униженным за свою слабость и боюсь ненароком задеть силой.
...Я как Христос, не знаю, где голову преклонить: всюду ужасные несовершенства. Но одновременно скитальческая жизнь развила во мне немалую силу. Вот Вовка, например, вроде и не прилагает стараний, а благополучнее меня, возможно, потому, что как бы имеет "дом" - а я в чистом поле, как Авраам. Сколько сил истрачено, правил написано, а всё не имею и того, что другим дается даром, как само собой разумеющееся. "А я от рождения римский гражданин". Но зато по части тонкости уже я привилегирован. Т.е. у них механизм грубый, но уже работающий, а у меня механизм тонкий, и лучший, но ещё не прошедший все стендовые испытания.
__
От всякого человека исходят два излучения, холодное и теплое и холодное опустится вниз, где ад, а теплое поднимется вверх, в рай. Старайся, чтобы в раю ты был большим, а в аду маленьким! /Чтоб было, например, так: "чувствую себя хорошо, вот только нога болит"./
...Сырая погода и всё побаливает и я с усилием отгоняю холод хотя бы от верхних, жизненно важных органов - но зато приятно ощущать себя, свой разогрев от усилий. А в теплую погоду всё делает солнышко, блаженствую задешево, но себя не ощущаешь как во сне без сновидений. ...В конце Бог посылает ночь, чтобы увидеть свет: горит ли твой светильник? ..."Слейся с солнцем днем и окажешься на небе так же легко, как во сне..."
Наяву живу одной жизнью, а видится другая. Но я почти не смотрю, да и окно туда запылено. "Спи крепче и внимательнее смотри сон..." ...Ведь в жизни нет ничего ценного; да и все мы только фигуранты сна...
Одиночество скучно пустому человеку, но общение пустых людей еще больше опустошает душу - образуется яма в ровной пустоте и памятник самому себе: в конце памятник опрокинется в яму и снова будет ровное, пустое место и тоскливое поле. ..."Какой маленький надгробный памятник они мне воздвигли - это только жалкий кусочек от того, который я сам себе воздвиг! Но что ты хочешь? - чужие люди, если и уважат, то совсем немного, добра другим никто не делает помногу".
__
Писание написал и в ящик убрал, а картину нарисовал и захотел на стену повесить или продать - и смотри-ка на ее несовершенства! Жжет, мучит, удручает. "Как с такой мазней мне утвердиться в глазах других, не далеких, конечно, но ближних?" Ах, перед глазами других я и пол буду подметать качественнее. Я жив, но разбросан повсюду и повсюду же несовершенен.
Так богатеть и все щели вниз и вверх замазывать или беднеть, чтобы сказать "как живописна моя нищета"? Сесть в закуток и слушать шум дождя, укутав ноги старым тулупчиком или пойти и сесть в "Мерседес" и поехать... не знаю куда... Познакомился с обаятельным человеком /перед которым мне опять-таки стыдно за свою мазню/, но он привел меня к себе домой, а там оказалось то же самое лакированное мертвое царство, натертый паркет и всё дорогое, решительно всё, даже швабра и туалетная бумага.
Если функционируешь, то во "внутренний мир" лучше и не заглядывать, там ничего не может быть, кроме сухой палки. Или палка плюс камень плюс шарик. Шарик на камне. А под камнем палка - авангардная притча о высшем и низшем, о господстве и угнетении, о всем, что подобно шарику или камню, или палке... Если же в душе зародилась жизнь и ты, как садовник, растишь её, но через несколько лет будет сад, всё будет заполнено разнообразными клубящимися и вьющимся формами. Живи в том саду как в раю.
"Вот целлофан, на нем капли дождя, но все они с той стороны, потому что это материал прозрачный и не промокающий. А есть материалы непрозрачные, а незаметно как раз промокающие. Есть все варианты, потому что природа ничем не ограничена в своих возможностях".
"Деревянные дома высотой с дерево и каменные дома высотой с каменную гору. Строят леса и горный ландшафт: вот пробирается лесной житель на полусогнутых, он только до туалета или до пивной, а потом домой, в берлогу, в обратную дорогу, а вот горный житель, как боевик иль древний горец повадился по магазинам шастать - не бегать и не шляться".
Например, ешь и разговариваешь и весь в масле, а разговоры пустые и уже, конечно, во всё святое поверить трудно, но потерпи минутку.... И даже в туалете, пока льется моча - ищи теплой ноты и там!
"Не поддается фигня и внезапно хочется дернуть крепко, пусть ломается, раз уж не хочет стать на место, злосчастная, но моё благоразумие имеет опыт и успевает также мгновенно включиться, "мелькнуть" - и смягчить удар, от которого "фигня" как раз встает на место!" - удовлетворенным, ничего не испытывающим, потому что всё знающим профессионалом возвращаюсь обратно, на своё насиженное место.
"Других есть за что критиковать, каждый шаг их далек от совершенства, но то, что ты их критикуешь, плохо тем, что ты тратишь силы, которые лучше бы употребить на критику самого себя!
Французский импрессионизм - приятные мягкость, нарядность и светлость и ликование, надежды на грядущий земной рай. ...Потом обрыв, Пикассо стал из людей клепать кубики, а Сталин - винтики, всяк, как Гитлер, стал варить своё мыло из человечины. Что случилось? А человек слаб: как легко ликовал, так легко стал предаваться и пессимизму.
"Живопись для украшения стен" - а тогда всё же умудрились раскачать лодку, устроить бурю в стакане воды, в четырех стенах и сначала волна пошла вверх, а потом ухнула вниз - законы равновесия, "золотой середины". Зато на стене теперь нарядная картина, на столе нарядная скатерть, а на кровати нарядное покрывало...
"Видите сии великие здания...": "Видите сии великие произведения искусства и сии великие масскультурные их приложения к практике? - не останется от них камня на камне". Опять останется одна Венера без головы и рук, потому что солдатня использует ее для похабных шуток /"зачем ей голова?!"/.
__
Да, я опять уже оглушен, загружен и замаялся ходить туда-сюда. Старания без продвижения и новой идеи работают против самого старателя, вот и сдаешься понемногу, настолько, насколько не страшно - а чем больше устал, тем меньше страха и больше безразличия. ...Сначала устал, а потом устал думать о своей усталости: сначала недовольство, а потом ярость.
"Что-то ничего нового не пишется.... Что ж, очень хорошо: значит, я выполнил все свои обязательства перед этими местами и более свободен".
Папу покормили завтраком, затем он опять лег дремать, раз на улице дождь и в доме темно - теперь я его зову обедать.... Пусть хотя бы хлеба нарежет, чтобы немного в чувство прийти.
Оглушенный и перегруженный, полез в холодильник - а надо было вовсе не туда, потому что соль нужна. Задраил лодку, слышно, как глухо в нее бьет волна. Около стола замедлял все движения, чтобы не сбить чашку - рука как хобот слона. Будучи гружен воспоминаниями, шел на дно, но смотрел вверх, на убывающий призрачный свет и что-то, забытое там. Мама глазами смотрит телевизор, а спиной на меня; папа перевернулся с бока на бок, а Вовка перевернул страницу...
"Встретился оглушенный с перегруженным: поздоровались, рассеянно улыбаясь, чувствуя смутную симпатию, но машинально продолжили прежнее своё движение, заданное чем-то, начала чего уже не помнишь..."
Копнул свои колодцы - вода в них всё та же и ее уже довольно; "зачем мне дождливое лето?!"
Вообще, совет "следить за собой" не так уж и умен: тягостно это и мешает увлечься делом. Вообще, все мудрецы сиднями сидят и важно - или болезненно самолюбиво - поучают.
"Эти картины такие темные, что вечером уже ничего не видно" - "Да, они рано ложатся спать".
Те писания пишутся при помощи такого девиза и стимула: "оторвись от своего дома, чтобы жить на воле, радуясь и поднапрягаясь". Там масса радости нахлынет и масса напряжений потребуется: "вот это жизнь!" ...Нет, волю я пока могу только назвать. Могу увидеть только ту волю, что просочилась снаружи в наши комнаты: "она здесь тоже есть, только неуловима; то ли она в этом вечернем лике, то ли в том утреннем запахе".
Тьфу, в "импровизациях" всё время скатываюсь на политику и прочие привычные темы. Теперь я по неделям такое не выдерживаю. Лучше ничто, чем не то, всё-таки ничто - это тоже свобода.
Художников уважаю почти всех: ведь тот же реализм рисуют долго и старательно, а смотреть его легко, приятно и даже полезно. Книги же часто труднее читать, чем писать, настолько они невразумительны и тошнотворны в каждой детали /тогда как картины профессиональных художников - в отличие от моих - убедительны именно в деталях/.
Раньше думал, что у других есть вопиющие недостатки, а у меня вопиющих почти нет, а теперь вижу недостатки и других, и свои собственные на порядок большими - в результате мои стали вопиять, а о чужих молчу, потому что тут кричи, не кричи и потому что своё стало актуальным, а чужое, как и полагается, отодвинулось. ...Многое чужое вовсе вышло за пределы моего разумения.
БГ контракты подписывает, а вот Дмитрий Карамазов не знал, что день грядущий приготовит. Так и я: вдруг завтра эти мои мысли потерпят крушение и меня повлечет в какие-то леса и переулки? Это не то же, что пользоваться методой и получать денежки.... Вообще, на земле человек живет в полной темноте - что-то там, во вселенной случилось, своё КЗ и перегорание пробок.
Хотя я и критикую культурный и религиозный подходы, а в самом всё-таки сидят во мне остатки убеждения в том, что то, что ты садишься писать или рисовать - это уже хорошо.
Нет, пока буду учить себя, не сдвинусь с места. Занимайся собой, но, пожалуйста, абсолютно молча. Хватит быть юлой, догоняющей самое себя. Все советы убеждают и вдохновляют только на мгновение. К сожалению, за это мгновение я уже успеваю их записать в своё, так сказать, удовольствие. Потерпи, стисни зубы и сунь руку, умеющую писать, в карман - через минуту ты увидишь, что писать, собственно, нечего. /"Как и в этот раз?!"/
Мы действуем по принципу "сойдет и так" настолько часто, что даже не говорим эту фразу в себе, она сама собой подразумевается. Если бы мы ее говорили, то говорить пришлось бы буквально беспрерывно и ежеминутно, ведь у нас халатность и безвольная инерция во всем.
Хочу писать новое, но: "вот бы сначала завершить старое, чтобы начать новое с чистого листа!" - но это завершение невозможно, надо посреди всей этой разрухи, помойки и сизифовой работы начинать жить по новому - хотя бы и с отчаянным криком "а-а!". Только новое и может завершить старое: вода потихоньку перейдет на течение по новому руслу, а старому крану останется одно пустое и сухое шипение.
"Ладно, с завтрашнего дня я буду..." - "Да не "буду", а "есть", не завтра, а сегодня!" - ну как же, всё-таки, преодолеть этот барьер: все благие намерения основаны на "завтра" /а завтра в лучшем случае будет честный несуразный ком - поперек горла/.
..."Ишь, на небо захотел; и чтоб сразу! Армагеддон форсируешь..."
Все переносы на завтра только для того, чтобы не жить сегодня - вот насколько можно быть честным и горячим и всё же малодушно врать. Но и оправдание есть: уже сегодня успел устать человек от борьбы. Ведь, например, в футбол изо всех сил нельзя играть с утра до вечера, весь матч - часа полтора или два, если с дополнительным временем. ...Это в раю мы сыграем с утра до вечера.
Читая других, как бы щупая их, прикладывая ко лбу и телу руку: "теплый? или холодный?" /лежит бездыханный, но, может, еще жив/.