Вильмс Дмитрий Викторович : другие произведения.

Продолжение26

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
   __
  
   Вовка вдруг пробудился в полшестого утра - у него подъем в девять: "Ой, я, кажется, ребро сломал. Лежал вот так.... Ой, какая боль!" /а уже было, что он шею себе свернул во сне/ - "Это называется "сон сломя голову"! А яйца ты себе не раздавил?! А глаз подушкой не проткнуло?!..."
  Последние дни по утрам шляюсь по тягостным коридорам авангарда. Невеселы эти последние радости - "якобинства опивки".
  ...Пришел в богатый яркий дом, стал показывать свои творения, но меня стали потчевать моими же пирожками.... Вдруг стук в окно. "У нас свобода, пожалуйста, подходите, смотрите кто это". Подхожу, отодвигаю занавеску, а там, ниже, в сумраке тетя Г., но ведь она умерла и, значит, это смерть. Как болит голова...
  ...Как-то там бедные чеченцы, живы ли еще - так они беспечны...
  Мама с папой от нечего делать и чтобы разогреться духовно в очередной раз озвучили свою программу - если б я не старался внести оживления, отклонения и иронии, то всё это походило бы на дурной сон. Мамин конек: "надо родиться свыше", папин: "кушать-то надо". У них такие понятия, что в искусстве занимаются только неким отвлеченным самовыражением, служат развлечению и украшению. Опять говорил, что надо быть конкретным и не сыпать отвлеченно правильными фразами. Они утихли - что-то дошло? побыстрее впали в равнодушие, чтобы ничего не дошло из того, что доходить начало.
  Сон - это повтор одного образа; всё нащупывается и делается первый шаг и поражен я им до приоткрытия рта, и сладко мне от него. Такое кино всю ночь. Или за одним образом вдруг проклюнется другой, смежный; а то вдруг по ассоциации улетишь Бог знает куда и потом мучительно пытаешься быть одновременно в двух, а то и трех местах. ...Как будто ты уже умер и в того света пытаешься вспомнить свою жизнь, какая она была. Хочешь вспомнить что-то самое важное. У кого сны сладки, тот и пойдет в рай...
  Всё еще сохраняется перспектива очутиться в деревне с Женькой - в дикости и разделении. Нет уж, от добра добра искать не будем, я что-то нашу "волковскую" квартиру оценил. Слишком слабы мы и слишком неустойчиво положение наше...
  Всем сегодня снились сны: я свой забыл, кажется, там было что-то условно любовное, папа куда-то вниз скользил по льду, летел и не мог остановиться, маме снился "страшный сон про Женьку".... А еще у меня была явь: вдруг пробудившись и с удивлением обнаружив себя лежащим на спине с открытым ртом, включил свет, чтобы посмотреть время: "как, только пол-одиннадцатого еще?!" и всю ночь это вызывало у меня ужасные опасения - "хоть бы до 3-х поспать, дотянуть" - а оказалось, что у меня часы стоят.
  Вот так и живем /ведь как надо день прожить, чтобы такое снилось?!/. ...Встал, взглянул на результаты вчерашних рисований - опять труп, мерзкий и ничтожный. А чувств уйма - как предметов на неубранном столе. Что ж, продолжим жить, пытаться стать лучше, сильнее в лучшем. Папа, продолжая про сон: "но я вроде бы не пострадал, не упал и ни с кем не столкнулся". Да, чувствуется в полном аффекте летел, махая руками. Он ведь так неосторожен и близорук, для него всё неожиданность.
  ...Молчание. Шевеления. Горловые звуки...
  Ох уж мне эти лыжные прогулки. Сначала мозги стали вязкими, а затем затвердели. Теперь глупо весел. Пытаюсь нахмуриться и расслабиться, чтобы вновь поумнеть! Спускались к реке по пологому спуску, а поднимались по крутому. Уходя, оглянулся и вполне оценил своё ничтожество: "слабо мне здесь съехать". С понтом грыз семечки, балдея от солнечного отсутствия ума и проблем, как будто мне раз плюнуть вот так, с лыжами на плече по городу идти. /До сих пор косноязычен и разболтан - наверное, видно, что и этот текст написан кое-как. После физических нагрузок у меня всегда белая горячка в той или иной степени. А назавтра - т.е. сегодня - похмелье./
  Я просто ничто. И в этом тоже нахожу для себя стимул и свободу. К тому же, не считаю себя хуже никого. Есть более умелые, сильные, добрые и умные, чем я, но все они ограниченнее меня - по сумме этих четырех качеств вряд ли кто-то со мной сравнится. Мало кто живет под столь метафизическим небом.
  ...Опять всё было также, опять солнце и балдение: "всё-таки, когда проблемы, тогда что-то не то, никогда они не кончатся, человек так и будет всю жизнь омраченным и закомплексованным. Всю жизнь бы балдел".
  
   __
  
  ...Были Толстой и Достоевский и был писатель, написавший роман о любви пятидесятилетнего мужика и десятилетней девочки...
  Отчасти у Толстого во всю жизнь был скверный характер: драчлив, гневлив и бранчлив - как он, например, ругался на метафизику Христа. Мол, говнист, и буду, буду. А потом сам же и мучился. Только этим и мучился, да не сознавался до конца.
  
   __
  
  Опять хочется всё бросить и уж до конца, чтобы жить свободно и метафизично, не имея преграды между собой и Богом или между собой и людьми. Нет, рисования и писания будут, но только тогда, когда действительно тянет, а не как профессия, к деятельности и совершенствованию в которой толкаешь себя вновь и вновь, без конца.
  Страшное давление, всё смешалось и нарушилось, так подавлен, что ничего не понимаю...
  Собственно, когда я был творцом? - всё время или потребитель или трудовик, как и все. /Там так приятно от иллюзий!/ Без доброты и смелости, в безвоздушном пространстве /т.е. и захоти я сейчас проявить их, не смог бы этого сделать/. А тут еще продолжение гнусной российской истории - на этот раз в Чечне - и замороженная нами, недоумками картошка и расстройство желудка от попытки ее потребления.
  Как я в отчаянии от того, чем заполняю белые дни, так я в отчаянии и от того, чем заполняю белые листы.
  ...Вдруг почувствовал возможность писаний и рисований на порядок более свободных - и какое блаженство жить при этой свободе, легкой, едва ли не крылатой художественности, естественной как дыхание. ...Я зашорен и боязлив - надо быть по детски наивным /по детски, но не по варварски - и мне угрожает такая подмена/.
  
   __
  
  Марк Захаров, Геннадий Хазанов, Владислав Листьев и т.д. и т.п. - какая это мразь, популярная ровно настолько, насколько у всего народа популярны пещерные инстинкты. Какое чувство юмора у людоеда - у него только шутки, грубые шутки.
  Сильный человек способен использовать благие намерения гуманистов и нейтрализовать людоедские намерения консерваторов /т.е. сами по себе и те, и другие люди намерений, некий эмбриональный ноль/.
  
   __
  
  У "живущего половой жизнью" роль главы начинают играть те части тела, которые подпираются ногами - верхняя же часть лишь отправляет различные физиологические потребности, помогают есть, пить и т.д. ...В женщине надо видеть ангела - тогда будешь испытывать только нежность и вдохновение.
  
   __
  
  Думая о папиных "политических взглядах" /доверие к пропаганде - 90%/: "как есть люмпен-пролетариат, так есть и люмпен-ИТР".
  Прочитал данные опроса на тему "Религия и армия" - оказывается, среди верующих преобладают относящиеся к армии положительно, а среди агностиков /т.е. гуманистов и циников/ - отрицательно, причем разрыв огромный! Это подтверждает моё мнение, что религиозная вера - это всего лишь вера в традиции и нацию, т.е. патриотизм и консерватизм.
  
   __
  
  Все последние дни утром появляется ощущение, что находишься в мрачной и глухой пещере, освещенной электричеством. Временами усиленно пытаюсь найти какие-то живые чувства, чтобы скинуть это оцепенение и увидеть смысл.... Огонь горит, а что сварить на нем, не знаю - и почти ничего не пишу. Но без нездоровий в новые и незнакомые недра земли не опустишься.
  ...Мещанин - человек заботливый /одеться тепло и опрятно, выпить чаю со сладкой булкой.../ и заботится он о своем благополучии и здоровье /"здоровья желаю, здоровье - главное"/ потому, что нездоров - столь же нездоров, сколь и субъективен /поймал эту мысль, видя своё нездоровье и свои чаи и шерстяные носки/.
  ...Куда как здорово покончить с жизнью, бурно хлопая всеми дверями и устремляясь на выход.
  Все мои писания - это сбор капелек жизни, которые истекают из меня. Т.е. так-то я почти сухой и бесплодный и, может быть, нелеп этот старательный сбор, может, как-то иначе надо с этой земляничной влагой обращаться...
  
   __
  
  Прошли две красивые молодые женщины и я вдруг понял, какое огромное место в их жизни занимает постель. Клеопатра Первая и Клеопатра Вторая. ...Разный тип лица и волос, а в остальном поразительно схожи. Такие ухоженные - и ухожены они в постели.
  Показывал свою невесту всем и каждому: "если между ею и кем-то возникнет симпатия из-за сходства характеров или по каким-то другим причинам, то пусть это случится до свадьбы" .
  
   __
  
  Все большие народы инстинктивно находятся на стороне большого народа, а все малые народы - на стороне малого, потому что и тем, и другим многократно приходилось попадать в сходные ситуации.
  Не исключаю, что конец евреев будет таким же, как в Египте и Риме: бегство из земель, где когда-то были Иосифами и смерть от народа, который, казалось, несет одно благо, "мир и безопасность".
  ...Всего два приличных царя: Александр Второй и Горбачев - и одного убили, а второго затравили.
  
   __
  
  С воодушевлением и возбуждением мажу "Грибы" - как будто на малину попал! Впрочем, 7 из 9-ти уже намазанных считаю сомнительными; да и лучшие всего лишь "воистину намазаны". Но, конечно, ставка крупная - с лукошком таких грибков можно соваться куда угодно. С опаской будут спрашивать "почем грибки"! А потом и землянику буду "собирать"! Вообще, тут пахнет кардинальными переменами, другим стилем и в самом существе моей жизни. Не буду тратить время...
  А тут еще папа возбуждает своими спорами /а может, и он возбудился от "Грибов"?/ - в итоге, хоть водой холодной обливайся; ведь у пламени, раз уж оно разгорелось, есть потребность гореть и дальше, до изнурения и головешек; уже и хотел бы остановиться, а не можешь - зудит.
  В парке на лыжах. ...На щеках румянец, а под глазами цвета желто-зеленые. Потом этот цвет распространился, овладев, в частности, почти всем носом: "мне плохо".
  Явно становлюсь "крутым" - перестаю мельчить и копаться. И это совершается под влиянием Америки. Теперь на меня сильно влияют некоторые явления масскультуры: вот мелодраматический боевик "С меня хватит!" - тут даже БГ выглядит провинциальным, традиционным и риторичным - зациклился на самом себе, как я раньше зацикливался.
  Раньше я был бесформенным, существовало только содержание, в котором имелось что-то доброе, а теперь я обретаю эффектную форму /но трудно богатому и я это чувствую/.
  
  
   __
  
  Ад - это когда алкоголик лишен алкоголя, наркоман - наркотика, "мужик" - "бабы"...
  На кропотливое "искусство" тратили время еще сравнительно положительные люди. "Эх, нам бы их положительность! Или им наше свободное время - тогда бы мы, их сыновья не были такими пресыщенными и разуверившимися..."
  Вовка верит в свою счастливую звезду, понимает, что имеет счастливый характер...
  Собирается жениться. Да и я бы не против.
  ...Я рисую абстракции в движении, развитии, расцвете - в жизни.
  ...Ван Гога заели мелкие дивизионистские пятнышки и крупные плоскости яркого цвета.
  Прочел пару рассказов Буццати: таких писателей читать, всё равно что с туберкулезными больными общаться. ...Спектакли разыгрывает, делает музыку из собственного умирания.
  
   __
  
  Когда Ирод строил свой храм, религиозные, наверное, "славили Бога" на манер Давида, а когда римляне разрушали его, говорили "Бог дал, Бог взял" на манер Иова...
  "Буддизм" - от такой жары нетрудно в колоду превратиться. Где много солнца, там не может жить умный писатель: на солнце надо делать, а не думать.
  
   __
  
  По ТВ передача в защиту тюленей - забивают колотушками 30 тысяч младенцев ежегодно на бельковые шапки: мол, надо туризмом деньги зарабатывать, а не этим древним кровавым побоищем, но ведь и туризм --это извращение.
  А глава той забойной деревни говорит: "нет, нет, мы не можем отказаться". Да, он откажется, если только ему самому той колотушкой по макушке ударить - сучье племя.
  Галушин, ведущий передачи про животных на ТВ с уважением произносит фразы, типа "поскольку никакой другой добычи не подвернулось, то зверь довольствуется и тем-то" - чувствуется, что он и сам так же себя ведет! Животных и скотов ему объяснять одно наслаждение! /а я им любуюсь: "ну и конь в пальто!"/.
  
   __
  
  Понимать трудно, потому что нельзя понять половину или 1/10 - не будет машина работать, если целиком не понятна.
  ...Блейк - тщетные мудрености и детские забавы.
  Читаю Исайю.... "Кто требует от вас, чтобы вы топтали дворы Мои"! "Осел знает ясли господина своего, а Израиль не знает, народ Мой не разумеет".
  
   __
  
  Связь между моими бешенствами и нехваткой воздуха в комнатах прямая: когда тебя душат, тут ты уже вне себя и если еще подворачивается объект, который тоже давит собой...
  У меня две главные болезни: ноги болят от ревматизма - "значит, нельзя жить в деревне" - и задыхаюсь из-за слабого сердца - "значит, надо жить в деревне". Вообще, если чувствуешь себя очень хорошо, то жди плохого - пришел сегодня в ярость и расколотил мольберт. В общем-то, нет ничего странного в том, что я неустойчив на вершинах - а падения оттуда "великие".
  
   __
  
  Открыл философа В. Несмелова - жил в Казани, на улице Достоевского 100 лет назад!
  ...Нападать духовно у язычников практически некому...
  
   __
  
  "За" и "против" смертной казни: я за пожизненное истязание, но для этого такого преступника достаточно наглухо замуровать, чтобы он не на что не отвлекался от содеянного им. И срет, пускай, пожизненно в собственной камере. ...Да, бумагу и рисовальные принадлежности можно давать - тут поневоле каждый за этот шанс ухватится и, значит, станет гениальным писателем или художником?!
  
   __
  
  Февраль устойчиво морозен, но в воздухе уже разлилась весенняя легкость и нежность. Еще с января кот наш перестал ночевать дома. Где-то на юге уже сейчас оттепель, почки.... Вдруг чувствуешь Бога там, где всегда было сурово. Явными стали некие невидимые электромагнитные волны...
  Важнейшее обстоятельство, сделавшее меня почти убогим и неподвижным, заключается в том, что я замерз в конторах /учебные заведения, гос. учреждения и предприятия, и даже магазины - всё это для меня конторы/.
  У меня такое чувство, что этой весной для меня может начаться вторая молодость /а по сути, первая/.
  Шедевры рисуются сами, а вот раздвоенные и второстепенные работы мучают да и исправить их невозможно - но этим причиненным мучением они тоже по своему дороги.
  Вспомнил Шемякина, который рисует уродцев, но окрашена бумага как-то специально, с разводами - чтобы вызвать уважение того же рода, какое вызывают денежные знаки.
  Каково настроение, таковы и картины - прямо как рентгеновский снимок. Начнешь убиваться, пытаясь улучшить картину, но нарисуешь лишь свои убивания!
  Нарисуешь неважно - хочется нарисовать лучше, исправиться, а нарисуешь хорошо, хочешь нарисовать еще что-нибудь такое же - вот и выходят большие серии!
  Фото в журнале... - вот большевистский митинг, вот поволжские бурлаки обедают, вот купцы начала века вкруг стола... - жили как ни в чем не бывало, а ведь все уже сгинули, вымерли как мамонты. Так и мы. Это точно такие же люди, только фасон одежек немного другой: хоть ты с компьютером, хоть с копьем - это ничего не меняет...
  От античного здоровья к истинному путь лежит через долгую болезнь - т.е. они и не подозревают, за какой они гранью и в каком беспределе.
  В декорациях наслаждаюсь своей отвязанностью и свободой, с удовольствием впадаю в детство...
  ...Холодно и пусто на душе: "чаем, что ли, согреться и заполниться?"
  Сначала о чем-то интуитивно с трепетом догадываешься, а потом твердо знаешь и уже прахом стал весь трепет.
  Да, цивилизация готова расстаться с природой, свести ее к зоопаркам и аквариумам, паркам и заповедникам - а остальное: поля и строевой лес, пляжи и дачи. Ведь они уже теперь живут не за счет нее, а за счет нефти и газа - исчерпав и их, полностью перейдут на атомную энергию...
  Ничего не поняв, нельзя строить - развалится всё - я уже вижу, что наш мир вновь будет первобытным и диким...
  
   __
  
  В каждой женщине секрет жизни, а в каждом мужчине секрет Бога...
  Пробудившись, долго не хотел вставать, придавленный тяжелыми снами, скованный тягучей резиной; встал дрожащим, ничего не желающим делать; ну что ж, возьму себе больничный!
  Опять пробовал перечитывать старое и опять горестное изумление. А есть ли силы и желание стать лучшим и большим - ведь на той пробуксовке потерял лучшую часть своих сил и желаний. Годами - даже столетиями! - можно буксовать, если нет никого, кто, как специалист, подсказал бы тебе в чем суть дела. ...У меня был к абсолютно конкретной жизни абсолютно абстрактный подход - очень странное сочетание, у людей нет ни того, ни другого: узкий диапазон, тонкий слой плодородного гумуса.... Ведь слово само по себе абстракция, поэтому и стремятся люди использовать его в заземленном, жизненном варианте, чтобы оно не давило, а пахло, к примеру, яблоком. Используют разумные слова для выражения своих чувств... Слова, жизнь, Бог - это такой пробный камень, что тут, конечно, легко впасть в сумасшествие только при своих собственных усилиях - но легко и впасть в банальность при своих инерциях, а одно стоит другого... Цивилизацией некоторые сумасшествия узаконены, а некоторые банальности возвеличены, но мне этот заповедник, зоопарк и аквариум не по нутру.
  Всё-таки, такому грешнику, как я трудно не оскотинеть от успехов - вот и попал в лечебный мрак. Вроде Толстого, думавшего о самоубийстве после "Войны и мира". Просто надо отдавать себе отчет в том, что если делаешь хорошие вещи, а ведешь себя пошло, то за это надо платить. Бояться минора - это всё равно, что бояться смирения: без минора, будучи богатым только мажором, трудно войти в царствие небесное гармонии.
  Богом человек должен называть то высшее, к чему он стремится, но что остается загадкой - если нет стремлений, то нет и загадок; и не может быть Бога, потому что Он становится фикцией. Христом же надо называть то из высшего, что стало твоим.
  Засыпающему /посреди дня/ Вове: "интраверт погружается в свои глубины". Немного спустя: "вставай, не наводи тоску своей позой бомжа, лтпэшника, притулившегося, скрючившись". Что называется, интраверты разошлись по домам и кроватям, а экстраверты разошлись по делам.
  Смотрю я шикарную западную жизнь и снова думаю о том, что надо делать качественные картины - на холсте, качественными красками с добавлением лака, приличного размера... - тогда это товар, а не только предмет для чьих-то диссертаций.
  
   __
  
  Слушая БГ: "В языческой и стихийной природе рока горожане нашли выход своему природному началу. ...Пьяные шабаши, тошнотворное окружение... - смесь интеллигента с бородатой шизой. ...Деньги, женщины, семья - вечные ценности. Не поет про деньги, потому что предмет не поэтический, но поет для денег...
  С античными ценностями всё обстоит гладко только на ТВ экране: в жизни у всех по усам течет, а в рот не попадает, всегда присутствует дребезжание какой-нибудь дрезины, недовольство и жажда.... И всё-таки, всё будет иметь смысл, если только моя жизнь будет красивее и экранной...
  А ведь я человек с "эксцентрическим поведением".
  В художественных школах учат шаблонам, которых, мол, следует придерживаться в своем мышлении и фантазиях...
  Всё же в живописи нужно стремиться к использованию нежных и бежевых цветов и рисовать мечту.
  Великие художники исчезли, потому что исчезли критерии того, что считать великим. Да и всё меньше желают величия - как и подвигов, например - всё больше желают наблюдать и потреблять. И всё более великой и самодовлеющей становится сама традиция как таковая.
  Да, видимо, я уже никогда не буду срисовывать натуру и пытаться "более или менее" ее повторить - картина должна рисоваться сама - и жидкость, текучесть тут необходима - а я только должен повторить суть природы, вложив ее в качества получающейся картины...
  Если не получается красивая картина, то это же значит, что ты "без божества" любого рода.
  
   __
  
  
  Сон: будто бы мы обнаруживаем, что в нашем доме есть еще одна законопаченная дверь, а за ней какие-то помещения.... Потом вдруг видим, что к ним примыкают холлы и жилые коридоры - "так мы в чужую квартиру попали?". Рядом должны быть какие-то бабушки, похожие на привидения...
  ...Моё желание "познать" побыстрее - познал, записал и точка - в этом так мало любви и так много Закона /и "мысль семейная"! - детям, как мораль, читать все эти тексты/.
  
  
   __
  
  "Прелюбодею мало гладкой женщины и он творит гладкий стол, стул и стены - своеобразный гарем, мечта о гареме и сплошной сексуальности; и вот, так себя возбудил, что одурел, сгладив свою последнюю мозговую извилину - отдохнуть-то и некогда. Да и не надо, раз всё уже гладко, то не устанешь. Трудится в кровати как адский перпетуум-мобиле..."
  ...Нечего читать, вот и взялся писать - "не удастся ли мне написать что-то путное" - но шансов, как вижу, мало, много шансов быть как все.
  В передаче про чеченскую войну видел два потрясающих эпизода: мать среди убитых находит своего сына и смерть телевизионного журналиста и сопровождающего его десантника /"он убил меня... надо выбираться отсюда... ой, вот всё..."/ - это бесконечно сильнее любого кино. Остальное /в передаче/, впрочем, мура, часто очень дурно пахнущая /мол, все не правы в этой войне - а она ничем не отличается от ВОВ/.
  
   __
  
  "Враги человеку домашние привычки его".
  Установилась та самая предвесенняя великолепная погода и я каждый день хожу кататься на лыжах: "в этом месте в это время лучше всяких Канарских островов".
  Шевчук - то про Пушкина вякнет, то обнаружит, что в курсе того, что у нас в текущий момент считается паролем светлого будущего... - и еще, кажется, ссунишка.
  ...Сколько во мне еще мелкотравчатого!
  У подруги Вовкиной подруги появился ухажер и она сразу подобрела - а то красивая и музыкальная, а у ней в 24 года никого - и вот, Вовкиной подруге снится сон, будто подруга ее учит его верховой езде и он всюду за ней на лошади ездит. Потом, правда, лошадь потерялась и Вовкина подруга помогала им ее разыскивать... - очень сексуальный сон!
  "Прохладно отношусь к знакам препинания - ничего хорошего, слишком часто запинаться" - "Но иногда неплохо с их помощью пройти филигранно ломаным маршрутом".
  
   __
  
  
  ...Надо очень осторожно выбираться наверх, иначе можно потерять контакт со своим богатством - нищетой!
  В одиночестве не мог я избежать иллюзии, что есть только я и Бог.
  Вечером смотрел фильм, где была очень впечатляющая атмосфера средневековой современности - и я опять чувствовал свою дьявольскую искушенность. Постоянно сам себе делаю искусственное дыхание, ведь потеря смысла как остановка сердца.
  ...Воодушевлялся мыслью о дизайнах - так на Западе это целая индустрия. Тогда не хотел быть инженером-технологом, а сейчас хочешь быть инженером-дизайнером?!
  Классицизм Антики - это самая настоящая диктатура отвлеченно красивых, плавных и гладких форм. Она не над-, а подличностна, ведь моделью берет женское тело.
  
   __
  
  
  
   Комментарий к Алд.
   Стихотворения: "Тупик", "Лесенка туда-обратно", "Немота", "Полетит еще вольной бабочкой", "Даже уж не ложь", "Стук", "Сказка голубей"
  
   Что ж, "желание добра" есть в нем, только страшно трудно ему, "уродцу большеглавому" /с одной стороны какое-то чуть ли не природное, изначальное уродство /и, кстати, сексуальные проблемы/, а с другой большеголовость, аорты-реторты /поэтому легко ему разливаться по древу, поминая всё культурное /и некультурное/ подряд, но я всё формальное называю не мастерством, а графоманством.
   ...Печальные последствия влияния графомана Бродского налицо.
  ...Одиночества одиночная камера; о тишине крик; стихи как смесь скрежета и созвучий; попытка рассказать о себе и о мире, но всё разлетается /вспоминается: "а был ли мальчик?"/; чтобы понять благодать Достоевского нужны люди, а чтобы понять благодать Толстого нужна природа...
  
  
   1 марта 96г.
  
   Ответ Алд.
  
   1а. Есть желание быть непререкаемым, памятник себе уже поставлен. Да вот только автор на нем стоит вверх ногами, то бишь на ушах. Т.е. случай всё-таки тяжелый, но по-прежнему я уверяю, что вы живы /хотя "искусство" для этого приходится прилагать немалое/... Номерок хочется на меня повесить, да не известно из какой корзины его взять.
   1б. Всё у меня есть; впрочем, и проблемы в том числе, ...Мол, любые тут, всякие гавкают. Ох, и взвились же вы, Алд. - получилось, что мой комментарий вызвал лихорадку, а не успокоение. Впрочем, всякий жар - это тоже признак жизни. Хуже было бы, если бы вам удалось-таки написать холодную отповедь "непрошеному гостю".
   1в. Как это вам удается стоять рядом с собственными императивами - они маска, что ли? /некоторые ваши императивы таковы, что действительно неплохо свободным от них рядком постоять!/. ...Человек несовершенен, какой бы "персоной" он не был, какие бы словечки не знал, и этому факту не надо обижаться. И плохо, когда несовершенство доводят до предела и результат называют совершенством.
   1г, д. Не надо передергивать. Не вопрос именно то, что "мальчик" есть, да вот трудно вместить его в себя, всё разлетается. И никогда не вместится, если вдруг увлечься такими полетами-разлетами. Просто вспомнил Горького - как-никак один из деятелей "Серебряного века", а у всех их были одни и те же проблемы: обитали в ночном, призрачном мире своего помраченного сознания.
   1е. Не надо сходить с ума, всё существовало, более того, повторяется вновь и вновь.
  1и. "Автор" тут пока посиживает! Спасибо за чувство юмора. ...Хотели съязвить, но польстили, ведь душа - это мы сами. ...Пускай живет моя душа - а наличность хоть бы и всю жизнь пусть в шкафу на вешалке провисит, занимаясь своими маленькими делами.
  2. Нет, вам явно надо на свежий воздух! Человек - существо живое и подобен именно дереву, а не канализации и прочей цивилизации, а дерево без " первичности" - это дерево без корней. У такого дерева действительно будут вырастать не зеленые листья, а сортирные бумажки /кем-то "творчески" в рамках "акции'', приклеенные/. И какое убогое представление о природе в этих "черноземных га" - меньше надо пошлятиной ТВ и радио себя травить. ...А что всё распахано, так это ведь тоже уже "вторичная" реальность - которая такова, каков сам человек /а в нем полно канализаций/. ...Современный нарцисс, значит, то ли спасается, то ли наслаждается, любуясь собственным отражением в журчащем ручье... канализации... А сумасшедшие, случается, собственный кал едят - божественные перспективы у таких "пиров духа". ...Как отвратительны эти "вывернутые внутренности', эта блевотина... А быть "стойкими в своих убеждениях" все умеют - хребет личной пирамиды каждого... Подвизаться в пользу добра - это тоже трудное и интересное занятие, не хуже проблема, чем то, как стоять на ушах. /Вот и вам трудно внутренности обратно на место вправить - ведь иначе и помереть можно!/ ..."Оперировать" то можно чем угодно, а вот жить, кусая кабель, нельзя. ...Жизнь - это и есть творчество: все функционируют, а не живут. ...Углубились в кабели устройства своей "скатерти-самобранки", мол, при наших кабелях у нас и ананасы на столе. Ничего, смотрите, что дальше будет, когда от земли один огрызок останется /и не только земле, но и самим потребителям это обжорство и засранство впрок не пойдет/.
   3. Какие "прозрения", какой спор о рангах, когда кишки на тарелке! Кушать автором подано! При всем моем хорошем к вам отношении, хочется отодвинуть стул и встать из-за стола, покинуть этот зал в расстроенных чувствах. ...И ведь какая жертва - своею плотью с риском для собственного здоровья готов угостить. ...Если вы будете тарабанить "искусство есть искусство и т.д." /рэпом и прочими "там-тамами" не увлекаетесь?/, то вы никогда не поймете, что я хочу вам сказать. ..."Безумия кишки?!" - "ну да, ведь это же а-а!" - "Да не орите вы так, право, трудно было поверить, что это так, что безумием можно гордится" - "Это такая высь, такая высь, такая высь, такая высь..."
   4. И зачем так надрываться в усилиях сделать "излишней всякую полемику", зачем так отчаиваться, что эта полемика возникает в вашей собственной душе.
   5а. Это то же самое, что сказать, что не нужно ветвей, когда есть корни /если только я понимаю о чем речь/. В чувствах всё в эмбриональном состоянии, это зерна, которые "если не умрут, то останутся одни", так и не увидев света и реальности разума. Не надо поедать зерно, предназначенное для посева, а то и чувств не будет - голод.
   5б. Перескочить через жизнь в разум возможно, особенно в наши времена: сел и поехал и запросто перескочил, перелистал прекрасные миги жизни, занятый своими делами, испытывая лишь вторичные чувства - например, от несварения желудка или ссоры с соседом. ...То разум ветвями растет - а корней нет, "пирамидка", то чувства корнями - а ветвей нет, инстинкты. Сохнут в формализме ветви разума, затемняются беспросветностью "мамлеевского" существования чувства - вот и выходит помойка.
   5в. ...Наверное, имеется в виду, что свинство -подглядывать за чужими пороками?! Но как же надо "сузить", чтоб умудриться не увидеть свинство, когда оно на кафедре разложено, причем специально для демонстрации. Т.е. вам надо не столько сужать, сколько какие-то чудеса совершать /сузить в этом случае тоже не помешает, чтоб облегчит себе такой фокус/.
   5д. Что-то напыщенное, казенно-фальшивое про "сотворчество". По-моему, у меня-то как раз сотворчество выходит /что также ставится в укор в 1б./ - таков мой способ чтения. ...Рангов "читателя", "критика" "поэта", "литературоведа" и т.д. я не признаю - все мы люди, говорим русским языком /а рифмы - школьная забава/ ...Вы требуете сотворчества, а кто-то требует сочувствия - мне слышится, что просите пощады. ...Я, если и грешу, так не совсем уместным остроумием /грешу, без всяких "если"/. Но я и над собой также иронизирую и мне такая улыбка не вредит. ...Хлеба всяких поучений у меня хватает /женским мясом, правда, не побалую/, да кому не предложишь, от всякого обыкновенно в грязь летит. ..."Непрошеный хлеб хуже татарина".
   6. Как копнешь поглубже, так и у авангардиста, глядишь, с кишками вылазит "нравственность", "воспитание", "самоограничение" и прочие казенные слова. После Евангелия всё это фарисейством называется. Туфта городничего все эти "некоторые меры", "определенные вещи" и прочие "кое-что". Мол, кишки пусть вылазят, а вот говно есть не хочу. Приличия соблюдены! Авангардные корчи желают быть классицистски респектабельными, даже важными - чином в городничие вышли.
  7. Обида как "чертовское удовольствие"... Чего обижаться, ведь во всех нас много холостого хода /а когда в ложном направлении собираешься идти, то холостой ход просто благо /"вот видите, еду в это страшное место и ничего пока особенно страшного не случилось!" - "Да, не едешь ты, слава Богу"//. ...А "Иосиф Александрович" ничего не слышал и вообще его скоро вместо Ленина в Мавзолей положат - свято место пусто не бывает. ...Бога не видно, как не видно слона, если стоять к нему слишком близко. Тогда Богом становится клоп, путешествующий по шкуре слона. ...Поношения предвидите /опять ведь о себе, а Бродский не при чем/ - это мне напоминает г-на Голядкина... И во мне были и Голядкин, и Смердяков /это тот, что всё на Францию указывал/, да и сейчас есть, только уже довольно глубоко закопаны; надеюсь, тихо умирают, отжив свой век /а может они и здоровее, чем думаешь: вдруг откроется дверь и они войдут и провалиться пол под ногами/.
   Ох вы, мании величия - увидели б слона, может, и излечились бы. /Но душа - это "ванька-встанька", стоит ей только зеленое дерево увидеть./
   Верьте, что хоть ругани и много, но мнения моего о вас я не изменил. "Кого люблю, того и наказываю"!
  ...Съели в Иудее, ставшей римской провинцией, волки овечку Христа, да после и сами погибли - не может человек жить без Бога, а во всякую ахинею, Аполлонов и Геркулесов, как повзрослеешь и намытаришься, верить становится трудно. ...Так и человек одновременно тайно и при всеобщем обозрении распинает в себе Христа в каким-нибудь Богом забытом местечке - никто ничего не узнал и ничего не случилось - лишь слегка содрогнулась земля под ногами - назавтра был тот же день, что и вчера, но проходит время и тайное становится явным, на троне сначала Нерон, затем солдаты и, наконец, варвары. ...Построили блестящее небоскребное "здание" и от усилий уже кишки стали вылезать, а до неба так и не добрался Вавилон - никакого счастья, одни грязные "кайфы": подключил кабель, врубил какую-нибудь канализацию и "балдей".
  
  
   __
  
  Я еще никогда не любил ни писаний, ни рисунков своих - словно бы только для того забрался на высокую скалу, чтобы помирать с голоду.
  Снова читал про смерть Сашеньки /"Человек" 6.92/
  Вроде бы к вечеру прошел этот четырехдневный душевный шторм и я вновь чувствую себя крепким и ясным. Штормы надо терпеть, они очень полезны и делают сильнее.
  Под впечатлением от новых картин Д. - "Время" и др. - почти жутко от этого класса и монументальности.
  
   __
  
  Как всё же странны Христос и Евангелие - "кто это может слышать", ведь сплошные "пересаживания смоковницы в море". Кто имеет доступ в "святое святых"? От человека требуется сверхъестественное - вроде того, чтобы сзывали на пиры нищих и хромых, а не друзей и родственников. ...Христос принес и новое благо, и новый крест, новое ясное понимание и новые темные места.
  Толстой /"В чем моя вера?"/: "два рода людей горячо оспаривают справедливость непротивления злу. Это люди двух крайних полюсов: христиане патриоты-консерваторы и атеисты-революционеры" - прошло время и именно эти два рода людей сцепились в братоубийственной гражданской войне! Разве это не пророчество! ...Всё так ясно написано, что действительно нужен еще один бог, чтобы можно было всё затемнить и запутать, устроившись в этих потемках подло, но удобно.
  Но он понял истину, когда уже привык быть общественным деятелем...
  
   __
  
  Высоцкий хрипит, надрывается, а жена Марина - мещаночка. У меня всё наоборот: с одной стороны, никакой веры в "магию творчества" - ровный, спокойный и трезвый подход - а с другой, я не приемлю эти слащавые уюты. /О, этот монументальный лакированный стол и эта монументальная настольная лампа!/
  ...Еще один шаг одной ногой по одной дороге, а другой - по другой и он окончательно разодрал себя. И алкоголь, и наркотики - это как нож, которым можно и кольнуть себя, и поранить, и убить. Причем, в самоубийстве свой экстаз.
  
   __
  
  Иногда вдруг оценишь неслыханность достигнутого и нахлынет дикая радость, но тут же начинаешь одергивать себя. ...Сейчас время больших поворотов, каких, может, не только раньше не было, но и после не будет - "один лишь в жизни раз цветут сады в душе у нас" - так что стирай-ка резинкой эти черные пятнышки страха...
  ..."Худфонд", запущенный до спокойствия.... Чьи-либо мысли или вздохи здесь никому не нужны.
  Отключается еще одна "отопительная система" мира и включается еще одна моя собственная система, производящая тепло. Но иногда я смотрю на эти перемены очень мрачно - мне страшно, холод мира может оказаться сильней и моей ядерной энергии.
  В ведомых провинциях мне со своими концепциями делать нечего, скажут, мол, обратились не по адресу.
  Жизнь в понятной своей части жестока, а непонятная ее часть - это то же распятие, как всё непонятное...
  Мне нельзя продавать оригиналы своих работ, ведь я делаю их серией как научную работу. А если продашь лучшие светлые работы из серии, то что можно сказать о человеке по оставшимся темным - разве что то, что он безнадежно болен.
  Картины Д. не назовешь детскими, но это не преимущество, а недостаток. Эти формальные технические приемы, позволяющие накладывать краску ровно и аккуратно, придают картине некую по взрослому загадочную бесстрастность...
  
   __
  
  
  Вовка рядом, но хотя он всё время молчком, но своим при нем всё же не могу заниматься и поэтому непроизвольно "читаю лекции".... Наконец, он разговорился: "вот бы иметь денег вдоволь, чтобы всюду летать без проблем".
  По ТВ про отстрел слонов браконьерами и в плановом порядке /обычную скотину так же убивают/. И что перед этим туфтовая возня с "искусством" и т.д. ...Баха невозможно представить отстреливающим слонов, а вот Бетховена можно. ...Уже невозможно быть такими супердураками, чистюлями с засранной жопой и руками по локоть в крови.
  Бог - это зацепка и зубчик на антично гладком валу машины. ...Разъезженная колея, замученный ноль. "Озаренья", разрастаясь, должны пройти через будни в каждый кончик и миг нашего бытия, а иначе: "светло, а не греет", "видит глаз, да зуб неймет".
  "Вовк, ты не худой, а захудалый". Про Женьку и говорить нечего: так и будет удручать своим топтаньем с разворотами жопы.
  Тяжелые сны, проблемы, быстро пролетающие дни - и я опять прячусь в свои интимные белые записки, остерегаясь писать на серых "публичных" листках.
  У нас нечистая сила живет в избушках на куриных ножках, а у них в небоскребах на динозавровых лапах.
  
  
   __
  
  Баптисты очень похожи на политическую партию. Всё та же казарма - как вообще люди рассчитывают попасть в рай, устроив жизнь на земле столь безжизненным образом?
  Небоскреб - это та же яма, из него даже выбраться трудно, если отключить ток.
  Как ни обкладывай казарму тортами, казармой она быть не перестанет. Сколько ни украшай гроб, он всё в могилу смотрит, как волк в лес.
  Хороший реализм и хороший авангард, наверное, малюют и рисуют хорошие парни и девушки, благоразумные взрослые, добрые старики и старушки. Правда, как обойтись без педалирования эффектов, т.е. самого древнего фарисейства...
  
   __
  
  
  Душу невозможно пропить, но ее можно насмерть забить, делая мерзости.
  Опять думаю о себе как бы глядя со стороны: "своеобразный, остроумный и интересный субъект. Такой наивный и мощный..." Ведь если не со стороны, я вижу себя иначе - прежде всего вижу переутомление, захудалость и прочее. ...Не будь их, я бы выглядел ослепительно! Оригинальность - это только остатки света.
  Я уже на земле живу, но еще недолго и потому успела вырасти пока только трава.
  Испытываю ощущения человека, ориентирующегося уже не на сравнение с абсолютом - которого он не знает - а на сравнение с самим собой...
  Если жить в глухой деревне, то от одиночества всё будет казаться призрачным - и сад, и крестьянские работы в том числе. Христос уходил в горы, бывал в городах, а обыкновенно шел по дороге.... Ты хочешь заменить дорогу усадьбой в пригороде? Американский путь! В общем-то, и большого ума для такого выбора не нужно.... Христос шел по дороге и сочинял притчи; учил народ на пригородном озере...
  
   __
  
  Увидел "Основной инстинкт" и не могу спать. "Масскультура" определенно способна давать шедевры, перед которыми всякие Бергманы и Бродские - это просто серые будни интеллигентской немощи. /Собственно, они и меня уже обвиняют в пошлости!/ Детектив как расследование того, насколько глубоко сидит зло в человеке. "У всякого человека есть поверхность и дно и у всякого поступка есть поверхность и дно и глубина всякий раз может быть разной". "До дна ли ты светел? И не говори мне, что поверхность твоя светла - этим может похвастаться даже луна. Не изготавливай из своей поверхности фанерные щиты для написания своих волчьих демагогий". "Возжелал быть добрым христианином? - ха-ха, наш лес не только темен, но и пестр как попугай и он приветствует такие шутки". "Сначала пришел Бог и принес детство, благие намерения и чувство прекрасного, но потом пришел сатана и принес, к примеру, секс". "Ночь на земле будет наступать с регулярностью часового механизма. Часы - это мина. И я без устали готов рассказывать пугающе мрачные сказки". "Останешься на нуле банальности или всё же откроешь дверь?" - открыл дверь, выскочил зверь и убил банальность. Если нет света, лучше не открывать. И если даже он есть, трудно не испугаться этого холодного черного космоса: усилием удерживаешься во свете и покое, их как бы вспоминая. /Ты как Сенека, почуявший Нерона!/
  
   __
  
  Всегда имел огромную тягу к каменистым местностям - по телевизору смотрю, не отрываясь.
  ..."Зачем высшим силам его закрепощать или как-то им интересоваться: что он ни делает, всё только суетится".
  "Ты неистов". ...Наивысших успехов империи добивались накануне своего необратимого окостенения. Ведь так и с человеком, его карьерой: молодой вооружен, но не защищен...
  
   __
  
  Белые желают превратиться в негров, а негры желают превратиться в обезьян. Пришел негр, напевая, превратил белого в обезьяну-вампира и ушел негр, напевая - всё такой же добродушный, семейный. Душа негра загадочна как душа женщины, глубина у которой всегда того же цвета, что и кожа у негра - и от нее белый мужчина тоже сходит с ума, он вообще от всего сходит с ума, вот только спеть это не может. ...Разбудили в женщине зверя и она полюбила гнусавого и сопливого негра...
  Если человек съехал с твердой буквы "д" и проглотил ясную букву "а", то он потерял слово "да", а с буквами "ж" и "з", что ни скажи, выйдет джаз.
  
   __
  
  Пока есть иллюзии, будут и соблазны. "Хочешь видеть? - а я хочу, чтобы ты имел похоть очей! Вы спасены только на время произнесения клятвы - или на время ее пения". ...Их объятия - моё удушье...
  Многие мои ранние и нынешние картины и записи - это не слава и благословение, а удручение и проклятие. Делались они с тяжелой головой, в безнадежности "трудового процесса". И я не могу себе позволить замазать их чем-то аккуратным или разорвать в ярости.
  Утром был кризис, днем хотелось плакать от избытка благодати /думал: "я созрел для пения"/, а вечером уже фильмом сбит с ног. Свободного наслаждения хочу, как какой-нибудь монгол, что распевает во всё горло, проезжая по своей степи. Чем больше проблемы, мной в жизни обнаруживаемые, тем больше буду расслабляться.
  У меня, собственно, нет живописи - есть мазня /русское наследство/ и есть дизайн /немецкий дух/. Самое большее - комбинация мазни и дизайна.
  Свобода там, где мягкость и прощение, потому что тогда можно перетечь через мягкие границы, допустить, казалось бы, запредельное, простить себя и повернуть на другую дорогу. "Не делайте резких движений, они нарушают свободу других" - свобода движения строем. Где "измы", там и государство с обществом и прочие "механизмы" - поэтому мне безразлично, постмодернист ли я. Я не на службе у постмодернизма, я вовсе не определенно настаиваю на неопределенности. Гордиться нечем, плакать надо. Христос тоже постмодернист и уклонист.. Переварили всё - и живописание становится уже совсем говенным чистописанием.
  В моих картинах всё течет, как в оттепель всё тает.
  Но без качественной фактуры всё-таки не о чем говорить, а если есть фактура, то даже может быть вообще ничего не нарисовано. А я пока бумажки изрисовываю, не по зубам мне эти корифеи-фарисеи.
  Нет в нас любви; хвосты вот есть - я массу стараний прилагаю, чтобы с горечью убедиться, что он всё еще на своем месте. У нас одни "рефлексии", т.е. болтовня. Разве что несколько капель имею - и уже ворочаю горы.
  
   __
  
  Сняты запреты на импорт игроков в футбольных клубах. Мир денег, легионеров и гладиаторов.
  Поля духовные мои - это всё неудобья и гиблые места; перечитываю, что написал и ловлю себя на мысли: "вот ведь, освоился человек в сумасшедших местах; и не разберешь, о чем это он; сам черт ногу сломит в этих буераках - пейзажи такие, какие бывают во сне". Выдерживаю, когда ровен, спокоен и мягок - отчаянья для меня опасны. А миниотчаянья наведываются чуть ли не каждый вечер, когда, разбитый и нищий, стягиваешь с себя дурно пахнущие носки - дурно пахнущий день. ...Христа Бог послал с небес на землю, а людей Бог с земли посылает вот в такие крестные места. "Не здоровые места имеют нужду во враче, а больные".
  ...Целыми днями вторю баптистским песням, что-то тихонько малюя. Сладкие муки разрываемого сердца, которое то ли исцеляют, то ли растравливают. Так и нужно, чтобы одно шло вместе с другим. ...И всё равно вечером говорю себе печально: "Марфа, Марфа, ты суетишься и заботишься о многом, а одно только нужно..." /причем, не помню, что одно - и мучительно припоминаю и бодро отказываюсь припоминать/. ...Сны изо дня в день тяжелые, перегруженные, но изо дня в день действует и некое сильное тепло в спящей душе.
  Обычная живопись - гладкопись, Ван Гог - система мазков, а я - произвольные пятна?
  Я не могу одновременно и искать, и шлифовать каждую из своих находок. Вообще, трудно судить о чем бы то ни было, воистину вопрос "что есть истина?" актуален повсюду. Сегодня утешал себя так: "рисуя, я испытывал сильное напряжение, решал трудные проблемы и думал о многом - значит, нарисованное наверняка значительно".
  "Безумие мудрецов" - сейчас мудрецы гордятся своим безумием...
  У нас квартира расположена так, что солнце там, где улица - и во дворе тень и сырость. Вот и выбирай между свежей сыростью и несвежим солнцем. Весь март солнце, а я как в темнице. К тому же, так углубился в рисования, что пройдет день, а ты думаешь: "а был ли он?"
  
   __
  
  Алена Свиридова - и поет хорошо, и говорит не хуже БГ - и посмотреть приятно. Строю, говорит, здание русской культуры...
  Смотрел футбол, одновременно делая наклоны для зарядки: "а интересно смотреть игру с пропусками - калейдоскоп, положение игроков беспрерывно меняется". ...А какой футбол сейчас сумасшедший. Нет, придумать тормоза было бы очень неплохо - хватит прогрессировать в беготне и борьбе.
  
   __
  
  Весь день немалое отчаяние, а вечером к нему присоединяется еще и немалая усталость - и начинаются качели, на которых я сижу с бесчувственной головой и дергающейся шеей.
  Мои картины выглядят "сырыми" эскизами - и смогу ли я тут что-то изменить. Культурный продукт - это кушанье.... Просто я специализируюсь на салатах, сыроедении и вегетарианстве?!
  
   __
  
  Какой еврей не желает быть богом или адептом бога - отсюда все эти Бродские и Растроповичи - боги - и вся эта еврейская интеллигенция - адепты богов /конечно, есть и не евреи - во все времена другие народы еврейскими богами интересовались/. Поэтому же они валом валят во врачи и юристы - ключевые профессии, сама жизнь клиента в руках.
  ...Уничтожают Чечню "во имя государственных интересов России" - а не является ли прямым интересом любого государства - как и любого человека - иметь чистые от крови руки? Россия /как, например, и Турция и т.д./ - это запачканное государство, которое применяет самое жестокое насилие не только по отношению к отдельным личностям, но и к целым народам.
  Я подозреваю, что живи папа при Гитлере, то он в 32-м тоже бы за него проголосовал, а потом долго его деяния оправдывал.
  Интервью Боба Дилана - проповедует отсутствие культуры; а с другой стороны, это отсутствие является ее "писком" - и слишком старательно культурный БГ может казаться отстало культурным. Вот такая мешанина в современном мире во всем. И народ в культуре - это тоже изыск последних времен. Вроде ряженых. Театр, игра, учить и учиться не надо, так почему бы и дубине стоеросовой себя не демонстрировать. Дилан-то, конечно, не дубина, а вполне среднестатистически нахватанный товарищ. Свой моральный кодекс есть и у самых циничных времен /при том, что все времена циничны, потому что общество - это улица/.
   Русский народ состоит из миллионов Ельциных, Зюгановых и Жириновских - с вкраплениями либеральных Явлинских и свинообразных Гайдаров /тут полюбишь Явлинского!/.
  
   __
  
  "Такими комментариями жопу надо вытирать" - "Поздравляю вас" - "С чем?" - "С вытертой жопой".
  ...Итак, интонационное пение мне вполне доступно. Собственно, и в живописи, и в писаниях, я могу взять только человечностью. А может, и сила есть? /А может, всё наоборот: сила есть, а вот человечности нет?!/
  Д. вывесил картины большого размера. "Это он напрягся до предела". Или наоборот расслабился? - всего достиг и можно только размер увеличивать.
  Иду по улице покойно как покойник; тяжелая походка как следствие тяжелой и прочной души, с такой чувствуешь себя спокойней, ни на что не реагируешь - к сожалению, и на авто тоже.
  "Новая юность", Т. А. и его друг Б. - сугубо вторичный продукт. Нищ как зубило или картошка в мундире, а туда же, в боги. ...В провинции все духовно бомжуют - а столиц уже давно нет.
  Зло в засаде, укрытии побороть невозможно, поэтому-то и нет победы добра. Какая победа, когда зло в засадных глубинах приводит к победе зло и на постаментных высотах...
  "Живи сам и не мешай жить другим".... Судьба моя не может быть иной, чем у первых христиан, слывших, как известно, "ненавистниками рода человеческого". Всех учителей учат: "не учи, браток, хуже будет". ...Но смел ты только на диване: чем ближе к смерти, тем тупее и обреченнее становилось твоё поведение. На диване и смерть не страшна, а без дивана и жить страшно. С моими ногами жить без дивана - это может значить мучительную смерть. ...Без смерти жизнь - фикция, призрак, мякоть без кожуры грязной лужицей под ногами.
  
   __
  
  Три месяца трудился как в шахте, космическом полете, где день похож на день и на тяжелый сон, а теперь оказывается, что "шахта" моя на глубине штыка лопаты, а "полет" на высоте колен. Зачем мои рвотные средства хорошо поевшим людям. Если их и мутит, они предпочтают грелку.
  Так что, "остается лишь одно - жить в саду и любоваться"?
  Надо заплатить печалью - что ж, я заплачу.... На штык лопаты и надо копать, чтобы выросли злаки сначала до колен, а потом и по пояс.
  "Если не достигнете большей праведности, чем они, не увидите Царствия небесного" - т.е. до определенной высоты не существует хороших решений. Всё тщетно, пока ты не выбрался из клетки. Поэтому аморальность выглядит столь мудрой. Ханжи и фарисеи учили "добру", одновременно строя клетку. Давид был силен, но силу свою употребил на то, чтобы залезть в клетку, а Соломон был мудр, но это была мудрость строителя клетки. Горький опыт побудил напророчить: "се, царь твой, Израиль, грядет, сидя на молодом осле".
  
   __
  
  Загадка: "два кулачка с палкой" ...Все эти пушки членом проектировались по своему образу и подобию.
  ...Чем меньше будет людей на земле, тем больше будут их экстазы от ощущения пространства и времени, так что когда людей будет немного, они снова начнут жить по тысяче лет, а когда останется один, то он снова окажется в раю.
  "Христос - Царь" - это же Христос, ставший Отцом и Духом! "Так возлюбил Иисус Бога, что вернул Его в мир".
  Вот Америка: еще в прошлом веке у них было рабство, т.е. они существовали в мезозойскую эру, а в нашем веке они живут в космическую эру, но ведь они и сами согласятся, что люди не стали лучше - значит, и сейчас существует рабство, значит, и тогда летали в космос.
  
   __
  
  
  24марта 96г.
   Уважаемая Елена!
  Листал очередную кипу журналов, ухлопал полдня, заработал одну головную боль - и тут увидел вас. Вот, думаю, человек стоящий /для точности: еще и А. Иванов из "Юности" понравился, но он, при всем своем уме и горячей честности, ни до чего лучшего не додумался, как прославлять Рим, Наполеона и прочие госинтересы/... Мало стоящих - сколько я книжек и журналов пролистал за последнюю пару лет, а весь "улов": А. Гальцев, Я. Мельник /"Лит. Учеба"/, И. Галеев, Д. Леонтьев /"Даугава"/. Есть и поэты хорошие, но так, "средней свежести", средней хорошести /лучший - А. Тихомиров /у него тоже есть строчка про разорение души//. А до этого среди авторитетов и классиков топтался, читал их - время терял. Вот как я сейчас, к примеру, оцениваю некоторые "великие" имена: уважаю и люблю только двоих /и то лишь отчасти/: Толстого как богоискателя и Достоевского как "маленького человека". /Еще Грибоедова и Лермонтова жалко - им гордость мешала, богатство и оторванность от насущного/. Тургенев и Чехов - обычные либералы, т.е. маленький плюсик. Пушкин - ноль, многие в Серебряном веке - просто помраченное сознание и т.д. Вашу же ситуацию я оцениваю как двусмысленную и противоречивую: пишете про боль, но про сладкозвучье рифм не забывая. Дело, конечно, не в рифмах, рифмы - грех небольшой, школьная забава...
  Пишу, потому что местами пугался и удручался, читая ваши стихи. Совсем ни к чему "заставлять мир обратить на себя внимание" своими великими предгибельными криками. Культура - это такая же тоскливая казарма, как и всё в нашем мире. Это "банки с пауками"; или это просто хваткая тетка, лет эдак сорока пяти, вечный конь, "заведующая".
  "Две Елены рядом жнут - Копытова берется, а Сазанович оставляется"! /но в журналах - таких, какие они есть - "одуванчиковые цирки" более уместны/
  Я никого еще в жизни не убедил, но - "таков мой каприз". /Кстати, есть здесь у нас одна девушка-поэтесса, похожая на вас, только не столь горячая, так она после моих "комментариев" как увлекалась Кастанедой и К., так и увлекается./
  
   __
  
  
  25 марта 96г.
  
  Комментарий к подборке стихов Е. Копытовой
  
  Стих:
  В дымных трубах - ветра гул.
   Солнце, сонное как мул,
  В поднебесной мгле.
  Сине-сизый контур дня.
  Белый снег, как простыня
  На больной Земле.
  
  По сердцу гуляет плеть.
  Это значит, надо петь
  Жарко, горячо.
   Чтоб дремучая душа,
   Думу черную кроша,
   Вспыхнула свечой.
  
  Слова огненная нить
   Вьется. Значит, надо жить! -
  Петь судьбу свою.
  Жить, погасшие мечты,
   Точно грязные бинты,
   Бросив в полынью.
  
  Рвется в небо крик живой.
  Но...Плывет над головой
  Раненый Февраль,
   Истекая белой мглой.
   А под снежною золой -
   Жгучая печаль.
  
  Кто с печалью - тот и чист.
  Белый снег, как белый лист.
  След мой - как печать.
   Повстречалась мне Зима -
  Как не закричать?!
  
  Нет здесь места для меня...
  Убегу за кромку дня -
  Может, там светлей.
  В чистом ноле - ветра гул.
  Зимний день, как белый мул.
  Бродит по Земле.
  
  Комментарий:
   Моя душа - труба, в которой гул и ветер
  или - солнце в поднебесной мгле снов
  или - мул, сонно, в работах бредущий сквозь мглу будней.
  Моя душа - сине-сизая, больная, кожа да кости - контур. У больной души хватает сил только на то, чтоб очертить контур дня и темы.
  
   "По душе гуляет ветра плеть
   и это значит: трубе надо петь.
   Петь боль свою.
   Ударь меня и я спою".
   "Душа дремуча и в голове черно - труба. Учу свечу стихов быть яростной в дремучей тьме. Крошу ее, скрипя зубами!" - и тьма в кусках и свеча в обломках, это жизнь.
  
   Мечта поэта - очиститься, сумев одновременно и сгореть, и утопиться. "Были огонь и мечты, стали грязь и бинты". "Ты погас, огонь? Так поплавай!" Обвинила и защиту бинтов и нападения мечтаний, выбросила всё - стала самим собой" /но что это такое, что за чистый нуль такой/. Раз мечту не отмыть, значит она не горела - а, к примеру, сияла, как сияет лакированный шкаф. Достопочтенный шкаф, как дотащить тебя до полыньи! /Да и есть ли она, может, это та полынья, что в сортире./
   "Рвется в небо крив живой,
   но по уши я в чем-то нехорошем
  - пусть плывет?"
   Бальзам стихов плывущий и рана февральского стихотворчества, самопоедания. Себя не растравишь - не закричишь, а не закричишь - не споешь, а не споешь, бальзама на раны не будет - замкнутый круг.
  "Проснулась душа, сонная как мул, к третьему куплету, когда стегнула ее плетью во втором".
  "Речь моя мертва - оживаю лишь тогда, когда, напрягшись, крикну". "Где я между огнем и водой, снегом и золой?" "Развела костер на снегу - чтоб тушить себя водою снеговой". "Крошу тьму и плавлю снега - свеча моя, душа, ты не устала?" "Дворцы из тьмы и снега, и свеча - поселюсь в свече". "Рвусь и вьюсь, плыву и истекаю - живу. Хожу по воде, не зная, где голову преклонить". "Ранена в Феврале, убита буду в Октябре".
   Всё это мгла, зола Серебряного века - у лучших в нем судьба Поплавского или Есенина.
  
   "Я с печалью и чиста
   Но повстречалась мне Зима -
   Как не закричать.
   Белый лист как белый снег
   Но на глазах по два бельма -
   Как не закричать".
   "Печаль моя хрупка, как белый снег -
   Ее разрушила Зима
   И яростно я ставлю черную печать
   На белый лист".
   "Кто светел, тот и свят,
   Но запечатана душа моя
   Следами прошлого -
   А впереди Зима".
   "Наследила душа -
   А впереди
   Чистый лист, белый снег, Зима".
   "Повстречалась мне Зима
   И я с печалью сказала: "Ле-ето"".
   "Сегодня передо мной белый лист, за окном белый снег - и чиста моя печаль. ...Назавтра вижу, что и снег и лист затоптаны - лист затоптан мной. Кричу: "выходит, я - тьма, как все!""
   "Были белые листы, стали - грязные бинты. Как не закричать!"
  
   "Нет здесь места для меня,
   Но брожу пока, не убегаю".
  
  Стих:
  Гудят дожди протяжно, как органы.
  Стоит стеной суровая вода.
   Громады туч тревожны, как вулканы.
  И, кажется, всё это навсегда...
  
  Бурля, течет размытая дорога,
  Как ржавая холодная река.
   И мрачен мир, и тесен, как берлога.
   Везде одна бездонная тоска.
  
  И путник, затерявшийся в ненастье,
   Один в сетях проселочных дорог.
   Тоскуя о простом домашнем счастье,
   Вдруг видит в мокром поле хуторок.
  
  Протер глаза: ну так и есть! - избушка!
  Он крестится. Душа его легка:
  Там печка есть и добрая старушка,
  Конечно, есть и крынка молока!
  
  ...И вот уж он, накормлен и напоен,
  Сидит на лавке; добрые глаза
   Следят за ним, и столько в них покоя!
   А он глядит, глядит на образа.
  
  И курит трубку, думая о счастье.
  Хозяйка рада - ночь быстрей пройдет.
   Мурлычет благодарно сытый кот.
   А за окном беснуется ненастье...
  
   Комментарий:
   Гудят стихи протяжно, как органы.
   Стоит стеной суровая душа.
   Громады дум тревожны, как вулканы.
   И, кажется, всё это беспросветно навсегда".
  
   "Бурля, теку дорогой размытых традиций мира, чьи улицы как ржавые холодные реки, чьи дома как берлоги...
  
  "Затерялась в сетях свободы, как женщина простая, тоскуя о домашнем счастье и говорит себе: "пусть хоть в стихах вдруг впрыгнет в мокрое поле моей жизни теплый хуторок".
  
   Старушка, печка, образа, кот, трубка - ну, это не надолго и немногим быстрее ночь пройдет. То детство, которое сзади, не вернешь - надо впереди новое, "смышленое" детство искать.
   Суровой душе хочется погреться и она глядит, глядит в добрые глаза, как в образа, но всё также за окном, в душе беснуется ненастье.
  
  Стих:
  Обожженная солнцем равнина.
   До корней заржавела осока.
   Это с первого взгляда едино
   Всё; вглядишься - всё так одиноко:
  
  И столбов телеграфных скелеты,
   И деревни в дорожной оправе,
  Золотых облаков эполеты,
   Даже ветер и сирость в канаве.
  
  Пашни. Пастбища. Потные спины
   Лошадей. И пустая дорога.
  Только с первого взгляда едино
   Всё. Вглядишься: всё так одиноко...
  
   Комментарий:
   "Обоженная солнцем равнина души.
   До корней заржавела совесть-осока,
   Всё намертво едино и оттого одиноко".
   /Равнина - это плоскость, два измерения - нужно третье, дух, чтоб заселить пустыню./
  
   "Столбы - скелеты, деревни - пустые дороги, пашни, пастбища - ветер, лошади - потные спины, и даже золотые облака всего лишь эполеты дурака.
  
  Стих:
  Хмельной закат. Сплетенье рдяных
   Цветов в немыслимый букет!
   Как сумасшедшие, дико, пьяно
  В пещерах тут играет свет!
  
  Какой-то миг, и небо хлынет
  Волной слепящей напролом!
   И ветер, горький от полыни,
   Расколет мир, как майский гром!
  
  Сквозь трав заманчивое сито
   Туман сочится, чуть шурша.
   Ликует мир. Но ненасытна
  Моя звериная душа.
  
  Ей мало красок и приволья.
  Она затравленно молчит.
   Ей хорошо, когда ей больно:
  Она привыкла петь навзрыд!
  
   Комментарий:
   "Напьюсь, сойду с ума в моей берлоге и пещере, и скажу: "да будет свет игры! Подарю сама себе букет!" ...Задача: добраться до немыслимой пещеры, не сходя с ума, не поддаваясь на соблазн "уколоться и забыться".
  
  ...Всё хорошо, но где романтизм и восторженность, там не сбывается. В мечтах мы можем пойти и напролом, но в жизни должны быть кротки как голуби и мудры как змеи.
  
   "Но недоверчив зверь к мечтам картонным".
   "Заманчива трава мещанской жизни: ложишь белый день как белую муку на сито, просеиваешь, глядя как красиво, чуть шурша, день сквозь сочится - и печешь пироги. Сытно и туманно. Ликует мир, моим рецептам поражаясь, ликует и семья, мои пироги поедая - но почему так хочется рычать?"
   Ад - это рай без Бога. Вначале хмель, а в конце похмелье, вначале восторг, в конце истерика - "ну что ты, что ты, девочка моя. Зачем травить себя метаньями меж раем и адом - сквозь все заманчивые сита".
  
  Стих:
   СИНИЙ АНГЕЛ
  Поднимусь на чердак. Увижу
  Захламленный весь небосвод.
  Шаг - за шагом. За годом - год.
   Синий ангел всё ближе, ближе.
  
  На челе - огневое время.
  Синий ангел, ты весь в золе!
   Разве слово - живое семя -
  Прорастет в неживой земле?
  
  ...Там, где раньше сочилась влага,
  Ныне воск погребальных свеч...
  Синий ангел, ты с белым флагом -
  Не спасти тебя, не сберечь.
  
  Кожей чувствую неизбежность:
  Ты пришел, чтоб меня отпеть.
  Синий ангел, пречистый грешник!
  Подожженному дай сгореть!
  
  Но... сквозь грохот больших событий
   Ты не слышишь моей мольбы,
   Синий ангел, палач-хранитель
   Предрешенной моей судьбы...
  
   Комментарий:
   Культура, захламившая весь небосвод...
   Этот "синий ангел, пречистый грешник" мне напоминает Аполлона Безобразова - у Поплавского - такого антично шикарного, умного циника и безобразника.
  Дому, небоскребу, Вавилону, построенному на песке, нельзя не упасть - так что пусть горит синим пламенем, отойди, нам жизнь для другого дана, не для коллективного самоубийства.
  ...Какие мольбы - это Молох.
   ...Предрешен день, может быть, ближайшая неделя - если мы каждый день будем бороться, то уже следующая неделя может оказаться несколько иной, не "предрешенной".
  
  Стих:
  Белый клык луны новорожденной
   Вгрызся в неба черный мармелад.
   Высохший, по краю опаленный,
   Жалок стих, как раненый солдат.
  
  Облаков промасленная пакля
   На губах, бескровных, как хрусталь.
  Всё, что в радость - роздано по капле
  Всем; себе оставлена печаль...
  
   Комментарий:
   На луну и ее клыки у меня уже давно зуб растет - ведь это символ Серебряного века.
   "Черный мармелад" - хорошее определение сегодняшней культуры. Поешь этого мармелада и скажешь: "высохла, опалена, жалка и ранена душа" - "Куда тебя занесло, солдат?"
   "Промасленная пакля" - тоже хорошо.
   "Бескровна, как хрусталь" - декаданс. Что называется "беда как снег иль белая проказа".
   "По капле" - это еще немного роздано.
   Когда мы в разладе со своей душой, нас двое - и один, к примеру, что-то весело и умно говорит, а другой в это же самое время сомневается, тоскует, хочет лечь да негде.
  
  
  
  
   __
  
  ...Не творчество - сладкий десерт и добавка к основному блюду, а наоборот, насущное есть подкладка творческой жизни...
  Нет голоса, но есть душевное обаяние, т.е. каждый может и писать, и рисовать, и петь. Пусть у них блестящие внешние способности для рисования реализма, классицизма и авангардизма - я буду петь жизнь моей души.
  Вообще, в тишине может жить только настоящий человек.
  Не случайно писания всех профессиональных философов похожи на бред сумасшедших и не случайно "нормальные" люди чураются рассуждений: живы - в качестве призраков - только потому, что избегают Страшного Суда разума.
  ...Женькины записи: неведение обо всем, в том числе и одиночестве; он сходил с ума так же постепенно, как постепенно засыпают, теряя связь с жизнью. Эгоцентризм, если не сопровождается чем-то шкурным, стервозным и карьерно заземленным, всегда ведет к мании величия, которая удушает человека и заслоняет от него мир. Мания высится, отбрасывая гигантскую тень - и человек, обитая в этой тени, постепенно теряет силы и ориентировку. Сидя в комнатах и классах, мы не могли не вырасти интравертами, людьми с вогнутой душой - душа тянется наружу, когда встречает что-то интересное. Поэтому мы все трое могли с ума сойти. Поэтому и нужна нам природа - как сильнодействующее средство.
  ...Ведь я еще недавно бегал по улицам с пустой душой и головой, следя лишь за скоростью своих передвижений. Сейчас что-то бултыхается, но, конечно, бутылочка далеко еще не полна.
  ...Рот на замке - свидетельство трезвости и собранности. Воистину, шутки в сторону.
  Долго формируется и ступенька наверх, и силы для того, чтобы ее преодолеть.
  Профессиональной может быть только вещь, а жизнь всегда крива и говорит: "это я так живу!"
  На 2/3 разочаровался в Поплавском: формалист и кайфоман. К примеру, берутся слова "дирижабль", "ангелы", "лед" и после соединения их получается, что "ангелы из дирижабля высаживаются на лед". Плюс "серебряный" хвостик: "...глядя с улыбкой благосклонной".
  Честно говоря, неприятно поразило, когда в каком-то древнем документальном фильме увидел Толстого в пошлой ковбойской шляпе.
  "Как ты можешь любить темноту?" - "В ней всего лучше видишь себя /а днем всего хуже/. Если ты боишься темноты, то, может, это оттого, что твой внутренний мир пугает тебя. ...Или же дело обстоит так: интравертам для равновесия требуется день, а экстравертам - темнота; т.е. равновесие - это здоровье, а интра- и экстраверность - болезнь. В общем, человек здоров, когда он и наступление темноты, и рассвет воспринимает как благо".
  Надо жить и творить прежде всего для себя самого и своих ближних. Это не провинциализм, а мир и тишина. И из работ пропадает ощущение торопливости и лихорадки...
  Эх, сколько не успокаивай себя, а всё равно констатирую с горечью: "я в самом начале, всё это пустяки и я сам еще человек-пустяк. Плутания достоевщины и искания толстовщины. А убери их моих работ лихорадку, так в них вообще ничего не останется..."
  Я свободен только в те моменты, когда разрывается сердце. Тогда я, распятый лечу без липкого страха и бетонных предрассудков. Вообще, я имею к себе очень большие претензии по части "настоящего человека". Пока всё жалко как телевизор или песни из магнитофона.
  ...В сущности, идеальная картина для них такова: шикарная мебель, на которой нарисована шикарная завитушка - увидел С. на выставке и понял, что тут идеал. Мне же надо рисовать Бога в столбе облачном. А как получится с продажей, когда нет "ни вида, ни величия" и чем, соответственно, я буду питаться, это пусть Бог усмотрит. Только страннику и могут сниться настоящие, не из "Сонника" сны. "Мазня" должна стать дымом и прихотливой тонкостью. А продаваться могут декоративные работы - ведь ни реализм, ни авангард, по сути, ничего не добавляют в интерьер: реализм мимикрирует под вид за окном, а авангард под сломанную мебель.
  ...Если страстному человеку удается стать сдержанным, то это оттого, что он смог уйти во многие тонкости - которые всегда плодотворны, как всякие тонкие веточки.
  
   __
  
  Приятно Ван Гоговы "Письма" понемногу читать - а помногу бы наскучило. Тоже и с Достоевским и др.
  А в возможность переубеждения других я верю так же мало, как и в свою способность "разрушить храм каменный и в три дня воздвигнуть храм нерукотворенный". Скажут: "пытается разрушить мой храм и уже появились в нем трещины. А сколько окон выбитых пришлось заново стеклить".
  ...Я и сам разрушаюсь, "конструктива" во мне всё меньше и меньше - как и картины мои, превращаюсь в дым.
  В одиночку всему миру "небывальщину" много не напроповедуешь.
  Павел дважды заикался про стихи - читал, причем, многих...
  Вместо четких контуров жесткой смерти, я пытаюсь рисовать пусть расплывчатую и несовершенную, но жизнь.
  
   __
  
  "Да, я люблю эту женщину, но я люблю и удовлетворять свою похоть. Не настолько уж я люблю ее, чтобы показалась неуместной такая приправа". Трудно человеку не испытывать похоть - также как трудно не раздражаться и не бояться...
  ...Взрослость начинается тогда, когда кончается порывистость, эмоции и беготня, когда найдены глубокие колодцы, а по бокам простор...
  ...Весь Запад уже превратился в настоящее произведение искусства.
  ...Раз у меня нерешенными остаются проблемные вопросы, то значит, и судьба моя еще под вопросом и не решена.
  Нелепо считать "великим художником" того, кого его живопись не спасла от самоубийства. ...Впрочем, саморазоблачение свойственно всем хорошим людям: не говоря уж о Тостом, можно и сегодняшнего БГ вспомнить с его "на кой мне хрен ваш город золотой". ...В Ван Гоге хорошо то, что он не античен.
  Снова: как всё же нелепы эти картины в 1 экз. Ведь стоит набить руку и можно делать по 10 шт. тех же "Подсолнечников" за рабочую смену.
  Тому, по кому Богом пропущен ток, прекратить творческий процесс уже нельзя: он должен работать, а иначе погибнет от перегрева. Творя, как бы открываешь дверь и становится светлее и свежее. Творчество - это "свет в конце туннеля" мертвой цивилизации, главное изобретение которой - канализация дерьма, позволяющее творить и наваливать его сколько угодно, пока не заполнится земля окрестная - после чего оно подступит-таки к самым ногам.
  Иногда не понимаю, к чему это у меня проявилась та или иная тенденция в живописи или писаниях - и остается только верить, что это не случайно и есть какой-то смысл. Веришь творчеству как Творцу!
  ...Легкое опасение, типа: "настолько оценили, скумекали и "усекли", что ринулись делать то же самое - и перебегать дорогу"!
  
   __
  
  После болезни - начавшейся аккурат 1-го апреля - это была первая ночь без пота и кашля. Надо бы восстановить порушенное духовное хозяйство, порушенную уверенность в себе, но за это время успело начаться лето...
  Всю ночь снились страшные сны: видел погибшего Вовку, с головой, на манер бычьей, отрубленной и освежеванной, видел квартиру, устраиваемую на длинной лестнице в подвал, видел как ходят какие-то темные толпы по ночному городу - мы, хитроумно сойдя с трамвая без билета, тоже пошли, но в темноте потеряли друг друга - и о ком это я говорю "мы"? Что-то прятали среди разрушенных домов, в единственной уцелевшей квартире - хотя по виду она не выглядела таковой - но сыщики всё вынюхали и уже уверенно звонят именно в эту дверь...
  Смотрел, например, прошлогоднее своё "скоростное рисование" - детский сад.
  В акварельной живописи, видимо, надо исходить из прямо-таки лабораторной качественности и бережности каждого движения кистью. Если "начиркано", то уж неважно, что за "образ" - непогода.
  Ван Гог массивен и практически неподвижен: рвется, дробится, гнется, но и только - а у меня всюду ветры и перетекания. Но чтобы стать сильнее, мне надо наращивать массу и приближаться к реальности - сохраняя "ветер".
  Я еще не рисовал по настоящему открытым и ярким цветом; и настоящей, спокойной графики еще тоже не было.
  Ван Гог 87 года - это еще подражатель, а Ван Гог 88 года - это уже личность, гений и волшебник.
  
   __
  
  Глянул в "Войну и мир" и попалось место, где говорится про Сперанского - чувствуется, это реальный Сперанский. Т.е. изучался реальный человек, читались его речи и высказывания. Так и с другими персонажами...
  Ван Гог много странствовал по городкам и полям, по свежему воздуху; и Толстой много чего видел, много в чем участвовал: за границей был, в деревне был, в городе был, великосветский мир знал, другие сословия тоже понимал; ну и, конечно, воевал, влюблялся и учился - есть о чем писать.
  ...Интересно, в скольких процентах случаев надо говорить не о "любви", а о фанфарах радости людей, предвкушающих соитие и волнующихся от телесной близости друг к другу.
  Ван Гог говорил, что нельзя одновременно давать и свет, и цвет - это кардинально ошибочное неверие, от него впору стреляться! ...Живописую взахлеб и думаю: "а ведь эти чудеса доступны каждому, по аналогии пройти в те же места, что и я, наверное, возможно - и вот чем люди должны заниматься, какие богатства неисчерпаемые собирать, а они грызут землю и друг друга и, как табаком, провоняли бессмыслицей.... Никакая политика была бы не нужна, потому что всё это чепуха и суета по сравнению с таким вот живым великолепием! Тут и богатство, и власть, только в плюсе, а не минусе!" ...Даю много, очень много света и цвета, много, очень много как динамики, так и статики, много экспрессии и много мягкости.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"