...Упоительное занятие для мертвого - играть жизнь! Шагал, лучше быть живым и не летать, чем быть деревом в полете! Всё дубовые кубы и квадраты, да символистские мечтания.
Возрождение - это когда античная статуя слезла со своей подставки, оделась, вошла в интерьер, стала что-то там делать, изобретать и принимать какие-то позы.
"Хорошо быть добрым и веселым" - думает либерал, "хорошо быть мужественным и честным" - думает консерватор....
/Художество проистекает от избытка чувств, а каких чувств у меня избыток? - сатирических и т.п. - вот отсюда и "специфический" характер многих моих художеств. Причем, все чувства талантливы, а труд - это бремя, наказание за какое-то несоответствие между наличным чувством и предполагаемым художеством./
Только провозгласят "мир и безопасность" либерализму, как тут и постигнет их пагуба консерватизма. А затем наоборот.
...Рисование "натурщиков" или "моделей" - есть ли занятия более антихудожественные?!
__
...Прожив 2000 лет без Бога /и тысячи лет до этого/, немудрено осмелиться сказать, что Бога нет.
И Он воскрес только для избранных, уже не ходил по синагогам, не проповедовал на дорогах и не исцелял. "Се, я с вами до скончания века и се, Я не с ними до скончания века".
__
...Мечта о саде родилась из детских видений. Ведь тогда все эти местные маленькие садики, в которые мы лазили, казались огромными и таинственными, настоящим иным миром - вот я и надеюсь, что если будет теперь сад не в 2, а в 20 соток, то повторится это чудо и для меня взрослого...
...Проснулся в час ночи свежий - под влиянием двух сильных впечатлений вчерашнего дня: 1. Новая картина Д. 2. Мамин рассказ о своей встрече с дьяволом в молодости /я его слышал уже, но давно; и он меня и тогда напугал/. ...Его пейзажи совершенны. И что бы ему отказаться от театра, жестянок и геометрии /хотя и они выглядят так, будто им 1500 лет!/. /...Хорошо, что я человек пишущий, т.е. думающий - каждый думающий должен писать - может, и разберусь. Ведь чувствую, что мир-то загробный, статический, с нереальным движением./
Во сне сокрушался: "ну как же можно продавать такой шедевр!" /есть картины, сделанные не глядя и за один присест - вот они в самый раз для продажи; это что-то вроде автографа, а чтобы за автографами гонялись нужен имидж, реклама, шум "славы"; а "фундамент" продавать достаточно странно - ему место в музее, причем с научным уклоном/.
/Я не художник, любящий "порассуждать", а редкий случай: философ, любящий художество и проповедующий жизнь, понятую как художество и творчество./
...Рамой художник отгораживается от проблем интерьера! /Мои восклицательные знаки аналогичны восклицательным знакам после ходов-озарений в шахматной партии!/
Мамин рассказ: дело было зимой, на Украине, во времена ее молодости, т.е. в хрущевские времена, когда она, как и все, была переполнена энтузиазмом, только по поводу другого "коммунизма" /с Брежневым и у них начались застой и разложение/. В собрание ездила далеко и однажды ее там застала такая метель, что автобус перестал ходить - а утром надо на работу. Всю ночь ждала /вместе с теми верующими, у которых остановилась/ прекращения ее, но только под утро стало полегче. Часть пути добиралась на какой-то дрезине, а дальше надо было идти чуть ли не 12 км пешком по целинному снегу - их поселок и завод были в стороне от центральной трассы. Пошла и вдруг видит, что впереди нее кто-то идет. Обрадовалась, будучи наивной и восторженной: "сейчас я ему буду проповедовать Христа и дорога пройдет незаметно". А тот идет себе ровно и прямо, весь какой-то серый, как бы в рабочей одежде.... Насилу догнала и сразу: "а вы знаете Христа?!" Тот, не повернув в ее сторону головы, не замедлив, злобно и ядовито рассмеялся: "Бога вам нужно? Да Его и нет..." - и пошел, и пошел какую-то складную, умную и ужасную теорию излагать, доказывая, что Бога нет. А мама идет, слушает с недоумением, "и как бы находясь в плену, чуть ли не под гипнозом" и всё пытается ему в лицо заглянуть - но он всё время остается на пол шага впереди и никак ей не удается с ним сравняться. Так и не увидела лица.... Дошли до поселка, там развилка, она налево, а он всё также ровно и прямо. Говорит "ну, до свиданья", а тот опять даже головы не повернул. Потом оглянулась на тот прямой тракт, а там пусто, пропал! Тогда вернулась на место, где разошлись /спеша, конечно, на работу - опоздала уже/ и видит, что следы-то одни ее! И вспомнила, что и когда догоняла его и когда рядом шли, тоже следов его в снегу не видела! ...Потом начальство ополчилось, дало непосильное задание /еще идти 5 км и т.д./. Вечером же пришла к себе, а в голове как давай стучать вся эта сатанинская ужасная теория - она и взмолилась, возопила буквально: "Боже, сделай так, чтобы не помнила ни слова!" И чудо произошло - всё забыла.
__
Чтобы найти хороших людей, напечататься и т.д. тоже нужен талант - нечего сбагривать всё это как "рутину" на Вовку.
...Людям не хватает не техсредств, а самоотдачи в творчестве. Конвейер и шаблон, а не творчество...
...У меня редкое сочетание: дидактик и юморист!
...Я всегда управляю собой, всегда пишу скучный отчет самому себе, всегда принуждаю себя быть свободным и лучшим...
...Отзыв Д. вселил в меня надежду на то, что Город смотрит на меня не так мрачно, как я думал.
...Вроде бы стараешься в день оный, а потом на него оглядываешься, а там пусто, серое пятно. Выходит, всё самообманы...
Сад, а вместо забора - тюль. Будто там происходят какие-то странные превращения деревьев. Природа настолько не нуждается в декорациях, что если они есть, то она сама начинает казаться муляжом и срубленной елкой...
...Лучше черный хлеб, чем червивое яблоко.
"Быть обманутыми дано всем, обманывать дано немногим".
"Живи аморально - мир всё равно будет добр, потому что качественно сделан!"
На рынке больше спрос на невинность - циников-то легионы, устали от умов и масок друг друга!
Распяли Горби, распнут и Христа, хоть бы Он и царем явился.
Их невинности во взрослой реальной жизни, конечно, приходится туго, как ни прячься в мастерских-монастырях - поэтому и рисуют мрачные картины, поют отчаянные песни, пишут тоскливые стихи.
"Ну, Вов, тебя побьют за то, что ты профанируешь культуру, а меня за то, что я ее отвергаю" /я ее не отвергаю, просто меняю всю диспозицию/.
...Видно, что тут ни творческих мук, ни творческих озарений - "плодятся как муравьи, не иначе!" "Эпоха накарябанных шедевров"! Я тоже его, искусство профанирую, ведь видно, как нарисовано - они этого как огня боятся, нет тайны /но тайна должна быть не в технике, а в настроении и познании/. Настоящее "автоматическое творчество".
...При нападениях они возмущаются как девушка, которую хотят лишить невинности!
Христос пришел к грешникам, но не нашел их - все считали себя праведниками - при том, что находились в плену своих самолюбий, раздражений и похотей.
БГ по ТВ со мной полемизирует: "когда сочиняешь стихи, думать противопоказано" - да уж, иначе потеряешь невинность. И Д. сразу испугался текстов /испугается и рассуждений вслух/. И папаня не хочет думать /"сердце болит" и т.д./, и мама.
...По сути, Христа распяли как дьявола!
"Нет пророка в своем отечестве" - нет пророка ни в одном отечестве, в любом отечестве правит и пророчит только национальная идея.
Мама: "недавно уверовавшие интереснее давних, у них больше свободы, простоты и непосредственности" - так и в искусстве.
...Настоящее "начало" - это когда всегда хочется бросить - потому что трудно - и когда никогда не бросаешь и не откладываешь.
Вова о себе: "у меня в картинах только подсознание задействовано, а сознание - нет: ничего не думаю, не чувствую и не хочу".
__
"...Изобрели машины, легко делающие замки - прогресс, легко можно всё запереть, но изобрели и машину, легко разрезающую замки - еще прогресс.... Вот если бы изменить соотношение добрых и злых..." - подумал, пока запирал, ключик поворачивал.
__
"Утомленные солнцем" Михалкова - душа нараспашку в пределах "маленькой Родины"! "Без театра нет искусства". А в остальном всё хорошо /впрочем, коллизию страха понял, а коллизию любви - нет/, качественный, с размахом сделанный "ля рюс". ...Конечно, я, как и гороскоп говорит, обладаю "высшими знаниями", но не умею просто ходить - поэтому мне есть чему научиться у Михалковых: всё тому же, контактности с людьми и трезвой деловитости в подходе к искусству.... Хотя это пути приятные, но опасные. Вообще, раз я плохо переношу трудности, то плохо бы перенес и легкость, и успех - стало бы заносить, голова закружилась бы, вообще ничего не смог бы делать без оглядки на других. ...Хоть я и имею силы быть в контрах с традицией и стереотипами, но имею ли силы быть подлинно свободным и творящим....
Прощай, боярин Михалков, тебе ли, фарисей, людей жизни учить, спорь себе с саддукеями...
__
Вовка с легкой улыбкой: "хорошо бы, как ты, дома в тепле остаться, а надо на работу, на холод идти".
__
...Сколько процентов учеников за всё время школы ни разу не думало: списывали, искали аналогии, зубрили и т.д.?! Государственная школа - это такой же мрак, как и госпредприятие или колхоз.
__
Часто кажется, что тот или иной вечер /или утро или весь день/ невозможно исправить: "тяжело на душе, а вокруг какая-то гнетущая /или наоборот, шумная/ атмосфера. Буду уж доживать это время как попало, а завтра заново попробую стать лучше" - а на самом деле плохо только на душе и "плохая атмосфера" - это только черный нимб и черные очки этой души.
...Это культура толкает меня к научности, когда начинаю думать духовно.... "Подсознание никогда не спит, сознание колеблется между сном и бодрствованием /чем глубже, т.е. ближе к подсознанию, тем больше бодрствования, т.е. мыслей/, а вот зрение и слух у человека почти всегда спят - работают так, чтобы человек только не натыкался на предметы и т.д.... "Вовк, раз у тебя сознание не работает, то ты живешь как во сне, а во сне человек, наверное, не способен грешить! То-то я замечаю, что для тебя не существует соблазнов!"
...Вовка рассказывает про пьянки у себя на работе: "все по разному реагируют: некоторые размякают, другие злыми становятся и т.д." - это у них подсознание на поверхность выходит. ...Я, помнится, становился таким бравым. ...Наверное, не пьянеющие и спят мало: сон - это же тоже опьянение.
...Любой другой человек всегда выступает в роли "законодателя мод" для меня! Я не учитель, а самый жалкий ученик и подражатель!
...С самого начала они смотрят на себя как-то обреченно: несколько крупных пороков, как стервятники клюют их печень, а легион мелких как комары пьют их кровь.
__
Наше с Вовкой рисование: мазнул - уже шедевр, еще добавил - тоже шедевр, но уже другой, конечно, и первый пропал безвозвратно!
...Немота - каждый ушел в себя - по отношению друг к другу есть вещь малоприятная и странная.
"Реализм" - они там все обедают и им хорошо и так /или с женщиной спят, или цветы разводят, или жанровые сценки с ними случаются.../.
С недоумением наблюдаю как носятся с исполнителями - музыкантами, играющими чужую музыку, актерами, играющими чужую пьесу и т.д.: "да ведь сейчас и творцы, по сути, соревнуются только в исполнении давно заданных задач, типов и жанров.
...Ну, я им - человечеству - покажу, что они 2000 лет только тратили время, а не жили! /но и сам я его трачу - и большие меня сделают это явным/.
Культура дальше от Бога, опосредована, но в этой среде они занимаются делом...
...Пока у людей белое постельное и нижнее белье, они помнят о рае. Белая майка получше нательного креста греет! Особенно, когда жизнь как ночь в лесу, важно и утешительно иметь белое белье, белый сон.
...Израиль был страной религиозной, а не культурной из-за своего географического положения: на большой дороге не жизнь, а сплошные превратности судьбы - тут трудно копить "материальные ценности", окультуривая их, тут нельзя не быть экстремистом, т.е. не верить в Бога.
...Начало века было ведь суперрелигиозным временем, народ ломился на собрания, модернизмы воспринимались как откровения, равные второму пришествию /тоже было и с искусством/.
...Все эти "евангелизации" - дорожка проторенная - широкая! - но это всё равно, что сеять при дороге: шума много, а толку нет. Масса бурных покаяний - а назавтра, бывает, уже ничего не помнят! Душу облегчил и ладно. Конечно, многие и по полгода тянут и по несколько лет - остаются же только те, которые имеют вкус к затхлой и стоячей жизни или самые неприхотливые, которые могут прижиться и на каменистой почве. ...Экое передвижное кино: приехал, за 2 часа взбудоражил, взволновал людей - некоторые даже расплакались - и всё, уехал. "Истина у вас в кармане и уже не убежит!" Сам неуспех их дела обвиняет их. Прав будет только тот, кто воистину преуспеет.
...Как культура открыла мне художество, так религия /Бергер, например/ открыла мне поступок.
...Люди прячутся в стереотипах как в домах и комнатах.
...Большевиков сейчас полно во всех странах, партий языкастых горланов и болтунов, готовых ради прогресса и демократии устраивать так называемые "автократические" режимы.
...Благодать - это как солнечный зайчик ловить. Поэтому все эти разговоры про открытие благодати ничего не стоят.... Всё решает жизнь и практика. Благодать - это просто когда у тебя хорошее настроение! Уровень благодати в нас то совершает неожиданные рывки, то эволюционирует незаметно для глаза.... Иногда кажется, что мы можем исполнить свои желания, но часто потом оказывается, что это было заблуждением...
..."5 тысяч на зеленой траве" - ведь это рай. И на земле Он воскресал и преображался....
...Что скажет вера ведь не знаешь. В течение одного дня она то появляется, то пропадает.
О Бергере и религиозных: когда сделаешь заявку - мол, я чуть ли не святой - то потом поневоле будешь стараться ей соответствовать. Правда, выбирают соответствия фарисейского вида...
Моё пренебрежение религией и культурой приводило к небрежности в работе: я, мол, вас одной левой. /Кстати, мои верхоглядные эффектности выглядят как американизмы!/
__
Вечером перед сном, уже в постели было хорошее, даже активное - просто делать было больше нечего - настроение. По пустому активное, ничем не согретое и я уже предчувствовал, что во сне эту пустоту может населить что-то нехорошее.... И когда ночью вновь стал кричать Женька: "Пошел отсюда! Пошел отсюда вон!...", душа моя быстро заполнилась мутной жидкостью. Ночь, она может убить нас, крики доносятся среди развалин, не ломает ли он там мои картины, которые я, радуясь, повесил только что, вечером /да еще сказал, что не буду жалеть, если с ними что-то случится!/. Через час он затих и моё подсознание сменило полубодрствование на полусон.... Помню, что был в банде, которая орудовала с помощью громадных грузовиков. Везде было людно, так что надо было протискиваться, чтобы успеть за этими махинаторами. А вот власть отсутствовала; да и здания были обшарпанные - наверное, это был Советский Союз, хотя меня и уверяли, что мы уже пересекли незримую границу с Германией.... Со мной был еще один; точнее, я был с ним, потому что он всегда лез первым на контакты с этой мафией - я чувствовал, что в толпе не сумею ловко подсуетиться; вообще, голова кругом - "Конкуренция! Западная жизнь!" Меня не очень пас, потому что был уверен в моем послушании, даже в моем уповании на него как спасителя.... В этой мафии играли в карты, но без карт - с помощью пальцев, как будто немые разговаривают. Большой палец то участвует в фиге, то прячется.... Потом, там всё время переиначивали слова, называя, например, "человечество" "шелухачеством" и "шелапутством"... Детективы - бред.... Проснулся на дороге в четыре - словно меня переехали теми грузовиками /шум от них стоит в голове, пыль от них ест глаза/, словно мурыжили-стирали, пытаясь отстирать мою чистоту.
__
Что-то изначальное неверно и в моем "классическом" рисовании, и в моем авангарде; первое - фасад, второе - задний двор "подсознания" - а где сам дом, в котором можно жить? Как соединить одно с другим? ...Первое - волевое, но безжизненное ремесло, а второе - безвольная эманация жизни.
...Офицер смотрел на меня с презрением - я действительно в шинели чувствовал себя как ряженый и с трудом понимал происходящее и заставлял себя выполнять ритуальные, как в церкви действия: отдать честь, повернуться кругом и замаршировать прочь от него, скота.
...Лица у всех разные, а руки почти у всех одинаковые - так и деловые люди почти неразличимы и не имеют лица.
В моих ранних вставаниях избыток надежд на предстоящее, а в моих ранних засыпаниях груз разочарований...
__
...Вопрос речистости - это всего лишь вопрос о наличии смазки в виде разных вводных и переходных словечек, чтобы не заедало.
...Делаю, не торопясь, ощущая как открытие то, что неделание неверных ходов - это уже очень много.
...Начать делать физкультуру, обтирания и т.д., чтобы жить с поднятым тонусом, полурадостно или же продолжить своё залегание в раздумье, покое? Польза весьма относительная и ограниченная, а поражение в духовном всеобъемлющее: табличка "закрыто". Так что продолжу надеяться, что то, что не удается сопрячь отвлеченному уму, удастся сопрячь непостижимой жизни. Ум предполагает, а жизнь располагает. ...Ум всё время предполагает и гадает: "чем же располагает жизнь, чего нет у меня, способного стать над всем?"
__
Не случайно всякий большой коллектив стремится распасться на маленькие. Где большой коллектив, там, значит, есть божество, ради которого идут на сверхъестественное...
Слезы - это тоже смесь страдания и наслаждения...
...Живем дни забвения - их тысячи, дней, которых мы не помним, потому что не уберегли от забвения. Когда видишь иные страшно смутные тени из прошлого, думаешь: "а было ли это на самом деле, не приснилось ли?" - тем более, что, также как со снами, всё ускользает, двоится, мерещится и не желает проясняться.
__
У мамы нервы никуда, потеряла Бога, а обвиняет нас, погоду, здоровье, что угодно. "Я болею, землю ройте" /"ищите спирт, который закопан неизвестно где - я буду делать на нем лекарство"/. Но не лаяла, а плакала. Читала своего любимого законника Сперджена, горячо молилась. По поводу законника вспомнила молодость и благодать /"от Сперджена благодать" - от чистоты молодости, конечно/. Постоянно вспоминает те ощущения и пытается их повторить /"как раньше, как всегда" - с решимостью довольно злобной/.
Дал ей выговориться, но не дал сесть на шею /в иные моменты балансировал рядом с нежностью, а в иные - с грубостью/. ...Многое делаю правильно, но голова опять быстро забилась ватой и что тут поделаешь? Пока помню вчерашнюю важную мысль и потому держусь спокойно. Ночью снилось новое рисование /помимо прежнего, требующего масла/ - днем сделал. Еще дальше от обведения контуров и копирования. "Света маловато, уродцы и напряженность" - раз так подумал, значит, и света будет больше и покоя. Почти живу. Формализм начал таять. Делаю как в трансе, а после: "как же я устал" - и: "лучше обратно в транс! - забыться". ...Готов многим пожертвовать ради того, чтобы быть вместе с "братьями-художниками" /Д. и компанией/ /и чтобы зарабатывать как они//, а значит, как винтик, займу своё место в системе, машине. В первый миг кажется, что рисую почти как гений, но усталость съедает радость, а если нет радости, причем от картин, то какой же ты "гений".... Дворик - отрада, и плевать на зрителей-жильцов.... Вовке надо много хозвопросов с картинами решать: рамы, подрамники, ДВП и т.д. - вплоть до выставок-продаж.
...А дома тряпки-одежки, которые никогда не лягут красиво, плоскости, которым не удается оставаться ровными, пыль, переходящая в грязь и огромное число предметов, которыми обладает человек - их не упорядочить, не соблюсти в красоте и чистоте; живем в беспорядочном мире, становясь непорядочными...
...Творчество легко затмило телевизор. Почти вслепую рисую почти слепых. Так нужно.... В один момент показалось, что я опять в прежней полуяме - мутные волны выбрасывали на берег рисунки мертворожденных и одноглазых гомункулусов - но вот снова сладко плещется свобода, чего-то требуя от меня.... В писаниях я больше кого угодно - познал столько, сколько не познавали люди на земле /хотя в выражениях зажат и стереотипен; да и в целом, познал не настолько, чтобы "поехать"/, а в рисовании я чувствую свою ущербность и перед Д. /хотя он и статичен, и монохромен/.
...Везде не приветят, везде надо работать локтями /это не обязательно так уж непорядочно/, а я ухожу, всегда ухожу - кстати, и из детской ИЗО-студии так ушел. Они люди не плохие, а просто занятые - делом и работой локтями...
...Новая свобода говорит страшные вещи о прошлом, вчерашнем: "ты изо всех сил старался разогнать мертвую зыбь, но только имитировал жизнь".
...Домашние муравьи - это Страшный Суд для грязнуль /кишеть ими способно всё - стол, кровать, ботинок.../. И для нас этот суд хоть не страшен, но неприятен.
Всю ночь во сне был в интеллигентном загородном доме - было очень приятно, но я хотел большего счастья и утомительно, несчастливо суетился и строил...
Кажется, я недоброжелательно отношусь не только к тому, что люди хотят питаться и одеваться всё лучше и лучше, но и к тому, что они хотят иметь такие картины! /Они слаще, а не слаще. Железные - они же дубовые - логики и тонкие, тонкие подмены. На "форумах" либо не до тонкостей, либо каждый упоенно плетет своё кружево. Вообще, все форумы - это форумы лжи/.
..."Считает себя новым Бахом, Ван Гогом и Достоевским. А Наполеоном?!" /мол, дурдом/.
...И к лучшим подходишь не со всей душой, а хочется именно душу отдать. /Можно отдать, но для этого надо нагибаться и опошляться - или даже демонизироваться./
...Дневник стоит вести только в последние дни жизни, когда каждый день на счету!
..."Не только "не всё познал", а заблудился, быть может, как никогда в жизни" - "Это не блуждания, а новые перспективы!" - "Грозные перспективы" - "Иногда на незнакомых улицах становится страшно! К тому же, этот страх и есть "страх Божий"; страх - один из воспитателей наших" - "Воспитатель самых плохих, уже безнадежных" - "Что ж, пусть..." /льются слезы/. "Страшно, потому что трудно, а трудно, потому что легко малодушничать было. Как я бездарен!" "Слабость" и "бездарность" - синонимы; а ведь я малодушничал, говоря себе: "ничего, я и так талантлив".
С плачем носился на велосипеде по осеннему лесу. Хотелось то летать, то зарываться в глушь. Обнимал деревья, гладил землю. Качало, но страх перед падением не подпрыгивал и не убивал экстаз. Хотелось бросить руль и педали и чтоб по инерции колеса крутились долго, без конца. И слова: "ах, оставьте меня! Каюсь, каюсь, каюсь! Куда же мне ехать, чтобы приехать?! Христос, Ты как локоток, который не укусишь!" Деревья в ответ сыпали листья как золотые плоды. Лес казался огромным садом, что растет сам по себе, без идиотской возни людей - и сладко мне было вспомнить огромные сады моего детства, где мы бывали незаконно. Я тянулся ввысь, становясь как дерево и сливаясь с лесом. Слушая ветер наверху, пытался разгадать сплетенье трав: "намешано как в винегрете..." Потом стал искать пеньки, ломать веточки, кусать травинки и понял, что утомился...
__
Как будто не спал, а крепко зажмуривался - линии, которые вели друг с другом тяжбы, сование носа к чужим людям, занятым своими делами, удивительные атмосферы, которые хотелось нарисовать; фигуры Леже играли в шахматы, но дело было не днем, а в сумерках...
...Обрадовался легкости достижения больших живописных эффектов, но чую, что тут что-то не то /подозреваю чуть ли не растление или какие-нибудь неприличные действия публично!/. Барахтаюсь, утешая себя тем, что каждое барахтанье выходит "невыразимо" художественным. Сойдет этот морок и сам буду удивляться такому "эпизоду в творческой биографии". Пока же ни дна, ни покрышки. Посмотрим, что будет на 4-ый день...
С утра: "Задач много, а голова тупая. Проживаю-таки жизнь романную. Персонаж, а не автор!" К вечеру расслабился - ничего не изменилось, а настроение другое.... Днем мама лаялась полдня - стирать тяжело, а когда человеку тяжело ему любого пустяка достаточно, чтобы взорваться - отвечал без надрыва и жара, машинально-спокойно, чуть ли не с кротким укором - а всё потому, что удручен собой, "куда уж мне воевать". И подействовала такая небанальная "живопись". "...Всё от беспокойства, от муторности на душе - вы оттого так рьяно и "проповедуете" - от беспокойства" /и оттого, что "мы как все" - и не понимают, почему не все, как они/. ...В конце удостоился любовной ругани! ...Медленные крестьянские движения, характерные перетаптывания и прочие свидетельства тяжеловесности. Антично узорная, машинно добротная кофта на потерявшем форму теле...
Вспомнил БГ - не волнуется на публике, слегка отчужден, ибо за кадром и сценой пережил побольше тех волнений, которые может вызвать публика...
"Много в отходы идет, поэтому "не трать время", больше делай" - "Дурак, лучше делай, а то так недалеко и до загнанной лошади с простреленным сердцем".
__
Комментарий к "Селу Степанчикову"
Всё портит неправдоподобный Ростанев, олицетворяющий Россию /генерал с генеральшей - Европа, и Россия в полковниках у женоподобных и без ног генералов Европы! Впрочем, и сама Европа тысячу лет смотрела в рот папаше Риму - с которым тоже случился "несчастный случай после успешной службы"/: ни в чем де не виноват, обманывают дурачка, помешанного на благородстве. Кстати, Фома на Гоголя-приживальщика похож.
"Литература, культура и наука - это преданные высокие помыслы, то, что от них осталось, когда носители их попали в приживальщики к деньгам, власти и мещанству. Вечный китч и масскультура /"Атаман Буря", "История любви или русские в 1104 году"!/.
Он ведь и в ханжах шутом остался, переименовывая четверг в среду и прочее. Был первым сыном у Бога, но ниспал с неба в село Степанчиково, т.е. в Лилипутию, устроил там рай для обладателей адских душ, настроив диснейлендовских церквей и ханжеских Диснейлендов. "Прорицатель" - тут весь Серебряный век и вся "магия искусства"! Весь "религиозный Ренессанс"! Т.е. Серебряный век был всегда, не всегда только было "полнолуние" для него. "Мастерски осуждал ближних" - вспомнил Нагибина и компанию...
Идти против атеизма тогда, когда шел Достоевский, всё равно что сейчас идти против демократии, ведь атеизм - это тогдашнее наименование прогресса и знамя всё таких же либералов.
Женщина помыкает мужиком, а ею помыкает женоподобный монстр. Да, нельзя быть простофилей в этом мире фурий и дьяволов. И действительно чувствуются "непозволительные связи" /после каторги становишься жестче?!/.
Если видишь человека умеренно самолюбивого, то это уже не полное ничтожество /а если совсем не самолюбив, то - великий человек!/. Самолюбие - это беспокойство, ядовитая слюна, зависть, злоречие и пакости. Карьеру делают или самолюбцы или мечтатели, т.е. люди совсем невинные и часто, наверное, они на одной дорожке встречаются, как сатана с Христом/.
Степанчиково - Петербургчиково... В обществе женятся, "чтобы зваться генеральшей и иметь няньку"...
Весь этот смысл вычитал на первых страницах, а дальше, кажется, пошел уже сам анекдот. Ба, знакомые всё куклы. Тут и Подросток, и Лизавета, и Федор Павлович, и Сонечка, и Мармеладов и тэдэ.
"Не бегать за девушками - признак вольнодумства"! "Сорвала с горшка розу, бросила ее близ меня на пол и убежала из комнаты"! ...Мужчины скрывают ту значимость, которую они придают тому факту, что они насилуют женщин, а те, в свою очередь - тому, что мужчинами они вертят как хотят. Опять-таки, у Достоевского герои исключительно жизнью заняты. У других она до теплоты разбавлена всякими занятиями и формализмом /например, охотой у Тургенева/; а где дела и функционерство, там уже вовсе лед - соцреализм, американизм и культуризм /"где дела, там наш 20-ый век"/.
__
Опять всё стало таять, разваливаться и испаряться. Переезд в деревню - миф и просто глупость в данных обстоятельствах, в живописи как в лесу из бесчисленных деревьев /я и на даче норовлю одно другому на голову посадить!/; несвободы еще навалом и душа рвется и томится; рутинных дел каждый Божий день на полдня /полдня лил дождь - зажги-ка костер!/.
Треклятые головы! /у Д., наверное, такой же заскок с театральными сценами/.
...Я жизни - т.е. взаимоотношений с людьми - так же боюсь, как и полноты творчества. Только поиски философского камня, магического кристалла, алхимического золота - и астрология дат.
Еще этим вечером видел бессмысленную политическую какофонию по ТВ и дочитывал катавасию Достоевского.... Общество - приют для Богом обиженных и тщеславных; и это общество масок. ...В снах я сначала пугался мира, где не только не пробиться, но и не прожить - уж лучше пробиваться - а потом пугался своих испугов: они пахнут сумасшествием; уж лучше быть простым персонажем, чем автором, сломанным тяжестью опасностей и "ответственностей".
Супермастерство таких людей, как Д. и БГ кажется надуманным, когда речь идет просто о передаче своих эмоций и видений. Где авангард и парадоксы, там всегда не без шулерства /Вовка говорит, что Д. такой же хвастун, как и БГ/.
...Вот читаю у У. Эко /"Маятник Фуко"/: "Я в музее и я доиграю свою рольку по возможности остроумно и хитро" - тут всё ясно сказано и о себе, и о своем видении мира. ...Притча на притче, целый легион притч. "Ума книжная палата". "...Множество подземных галерей, в настоящее время совершенно заброшенных; ...на втором ярусе заметили, что шаги звучат гулко..." - это он о моих галереях духовного.
...Я тоже, как начинаю жить с людьми /и буду еще начинать, пока нет продолжения/, так сразу обнаруживаю огромные деревья смыслов и эмоций /но, конечно, они являются и при жизни с самим собой - это, как говорится, уже по факту доказано.../.
...Читая, смотрю на забор и думаю: "плохой забор лучше хорошего, он похож на ловушку: если начнешь лезть, то он так повалится, что шуму будет много и бурелома неожиданного..."
Без занятий как ощутить себя? "Не нужна мне вечная жизнь - мне с ней не совладать; мне нужна жизнь, ограниченная смертью..."
__
Каждый день во мне сгорают килотонны нервной энергии и, конечно, прямо распирает от желания творить - так дайте же, дайте мне достойную тему, которую не разорвет на части, как будто она всего лишь мыльный пузырь уже через несколько дней занятий...
...Я мог бы остаться простым, как баптисты - просто жизнь так сложилась; ведь своими усилиями углублялся. А может они не знают, что поют - песни улетают в одну сторону, к небу и в прошедшее детство, а сами-то движутся в другую.
...Человек не может любить другого больше, чем тот сам себя любит - над функционерами и филистерами дух любви носится как над безднами. ...В молодости и сатана был сыном у Бога...
__
Этот Эко-Фуко войдет в историю, анналы и даже школьные учебники. Юмор - качество божественное. Может быть, Бог начинается там, где кончается юмор. Это великое благо, защита почти от любого апокалипсиса. Постоянно комментирует свою же собственную писанину и сам процесс писания! Да, у него и на 2-ом ярусе гулко. А всё оттого, что на поверхности ясен, не старается, не спешит, как заумники кабинетные, всё, что угодно сразу завязать морским узлом, изображая океанических моряков. Он гениален и исполнен непрестанного вдохновения.
"Разве в искусстве духовное? Вон, Петр был неграмотный рыбак" - "Что касается Петра, то им, как известно, нередко манипулировали".
Может, дело всего только в хорошей погоде или в Д. и компании, но мне город стал казаться приятным местом. Есть в нем художники, есть библиотеки...
...У Эко роман - дневник, а у меня дневник, который можно воспринимать как роман.
Двойная польза размышлений: преодолеваю путаницу и отдыхаю, лежа - и то, и другое просто спасительно, кстати. ...Если будешь отвечать на каждую шпильку, то увязнешь в беспрерывных злых реакциях и они войдут в привычку. "Надо быть в мире, но сохраняться от зла". Да и стоят ли материальные вопросы такого потока реакций.
Эко: "христианство или вообще выдумано, или же выдуманы его последователи". Это называется "неверие", но он называет "недоверчивостью"!
__
Смотрю американские фильмы: сплошная реклама - сознательная и бессознательная - построенного рая, где всё красиво /женоподобной античной красотой/, где борются со злом /не в себе, конечно/, где творцов хоть возами вози /но творцом человек является по определению - если только не привязывать его к штамповальным аппаратам и конвейерам. И, конечно, каждому дороже всего его личное творчество/. Воистину, осуществились в ней все вековечные мечты человечества - поэтому конца света ждут в мире не только потому, что уже в жизни ад, но и потому, что уже в жизни рай.
Вавилон на песке. "Кому ты нужна, вдова с двумя копейками - тут счет на миллионы только". Телевизор - устройство для показа всевозможных богатств и витрин, светской, фасадной жизни богатых людей. И синтез ими достигнут: какой, к примеру, динамизм при полной окостенелости /не построишь небоскреба ни без того, ни без другого/. В очень многих американских фильмах: "Есть только мы - всё остальное экзотика, не считая старушки Европы".
Все ищут наслаждений - "а чем ещё заниматься в раю?!" В раю преуспел тот, кто более других урвал наслаждений!
У них все творят и покупают творчество других, ведь каждая вещь продажна. Творчество вещей. Искусство украшения вещей и религиозные империи.
Меня манят не большие размеры картин - часто это только свидетельства эгоизма и пошлости - а большие тиражи картин маленьких! Не 100 тысяч человек, на стадионе рассматривающих картину с табло или с футбольное поле, а миллионы в миллионах своих обжитых углов, микрокосмов. Американцы - коллективисты, просто циклопам трудно быть коллективистами, какие небоскребы и стадионы ни строй.
__
Мы всё время в зарослях нечестности - как в сорняке плохо обработанное поле. Разделили мир на кабинет ученого и лес душевности. "Живи душой в лесу - зато телом и духом ты детерминирован не хуже какого-нибудь токарного станка".
"Я хороший человек, только за миллион я пойду на преступление, только под пыткой предам..."
Помылся, поел и сижу себе вечерок ровно мыльница, без всяких позывов.
Кино про неземных существ. А у меня грязная борьба добра со злом и побитые морды...
__
А не лучше ли всего простейшая планировка дома, когда комнаты идут одна за другой: 1-ая - приемная зала, 2-ая уже только для близких друзей, а дальше сугубо личные, "задние" комнаты. Хочешь одиночества - углубляешься в кишку дома. Фасадом дом выходит на улицу, а дальше огород и сад и последние комнаты скрыты в саду. Служебные помещения сбоку. Сбоку в глубине и веранды. В зависимости от количества жильцов и гостей часть "поезда" можно отцеплять и замораживать, не отапливать зимой. Громоздил 2-х, 3-х этажные строения, чтобы лучше использовать территорию, но не самим ли Богом для этого созданы деревья? - сажай их рядом с домом с таким расчетом, чтобы крона была над плоской крышей. И собирать плоды удобно. ...Может быть хорошо побоку пустить коридор - который служил бы и тамбуром между жилыми комнатами и служебными помещениями - чтобы выходящий из задних комнат не тревожил без нужды находящихся в комнатах передних.
О той идее проведении спортивных соревнований. Убеждаю: "Это идея вечного кубка: 1 и 2 команды играют "финал", следующие четыре - "полуфиналы" и т.д.
Но снова сомнения: "усовершенствовать людские страсти? Добрый бокс?! Вдохновение - это страсть. Но и оно добро ли? - и кистью наносятся удары по холсту... Утверждение собственного бытия за счет другого. "Не побеждать людей" - как разновидность вегетарианства... Страстный, соревновательный человек и человек творческий - это одно и то же...
__
Темно и холодно во дворике в 4 утра, но тихо; и покойно падают к крыши капли росы. И уютен ватник, хотя он не тепл, а только защищает от холода.
В армии всё время было такое ощущение, что на тебя идет облава с собаками. Как будто эти люди в форме воюют именно против тебя. Вооружились, расставили пошире ноги в черных сапогах, заложили за спину руки в черных перчатках и гонят, гонят тебя лаем своих команд...
__
"Кошка на раскаленной крыше" /примерное название спектакля, который недолго с недоумением смотрел/: бывший спортсмен как римский патриций в залакированном пространстве своих апартаментов и в окружении бутылок спиртного и курева.
Аврелий иллюстрировал то, как трудно богатому войти в Царствие Божие.
__
Рисуем с Вовкой портрет его новой пассии, добиваясь сугубого сходства и вот горькое открытие: можно получить двух совсем разных людей даже тогда, когда один к одному переведешь его контуры - достаточно миллиметра, другого нажима карандаша и одного неловкого движения.
Вчера после поездки на дачу чувствовал себя небывало ужасно - что-то похожее на белую горячку. От целого дня пребывания на ногах с грузом или работой системы полностью выходят из строя. Хватит играть в нормального человека и "не обращать внимания".
А так-то на воздухе я богатырь от контакта с богатырем.
Полистал новеллы Кафки - многовато традиционной литературы, с одной стороны и запутанных кошмаров, с другой, но есть вещицы умные и ясные - например, "Стук в ворота" /ирония по поводу типичного комплекса: "увидят - поймают"; "теребит помочи" и "качает головой" как Чаплин/.