Никак не выберу подходящей оказии для отсылки своего послания, а время идет - и это плохо - но зато еще всякие соображения приходят - и это хорошо:
...ВС против ВС: Верховный Совет против Вооруженных Сил.
Это напоминает историю с поджогом рейхстага /кстати, я, кажется, не зафиксировал вывод, что всякий антикоммунизм является фашизмом. Отталкиваясь от зла никогда к добру не придешь - придешь к злу, парному первому. Демократия, либерализм, социализм - это не способы борьбы со злом, а формы существования в его отсутствие. Не случайно сам Запад каждый раз оказывается беспомощен, когда зло находит в его ровности, усредненности подходящую нишу./
Огромные страны тоталитарны по причине самих своих размеров /я и Америку считаю тоталитарной страной/ - иначе бы они развалились. Т.е. их спасение в управляемом процессе децентрализации /не останавливаемом на региональном уровне, а доходящем до логического конца - до человека/. Сжатый кулак /которому подобна всякая централизация/ - это "великая держава" для одних только громил. Но с другой стороны иногда бывает нужно сконцентрироваться - значит, система должна быть гибкой /подобно человеческому телу/. ...Т.е. хорошо бы разделить Россию на десяток "Франций", а каждую "Францию" на десяток "Даний" /конечно, без всяких прав выходов и переходов/! Проблемы с единством возникли бы, если бы народ был не один, если бы появились князьки, если бы у "Франции" были бы свои вооруженные силы. И приглашайте во "Франции" французов и немцев, а в "Дании" датчан и шведов, чтоб учили как надо управляться! Т.е. разница с губерниями и обкомами только в том, что это не вертикаль подчинения и недоверия к собственному народу, а вертикаль свободы. /"Эх, размечтался"/
...Всё ищут разницу между авторитаризмом и тоталитаризмом /по-русски бы выражались, так не запутались бы/. Государство не бывает авторитарным - оно бывает либо тоталитарным, либо демократическим. Авторитарными бывают люди. Т.е. существует четыре варианта: авторитарный человек во главе демократического государства /например, де Голль/; тот же человек во главе тоталитарного по своим привычкам государства /примеров уйма в нашей истории/; демократически настроенный человек во главе демократического государства /примеров уйма не у нас/, тот же человек во главе тоталитарного государства /например, Горби/. Выводы очевидны: авторитарная личность в тоталитарном государстве - это жестокая, крайняя диктатура. Коллизии возможны тогда, когда, например, авторитарность личности оказывается сильнее демократических основ государства - например, Гитлер, или когда, наоборот, демократизм личности оказывается сильнее тоталитарности государства /полноценные примеры что-то в голову не приходят: либо тоталитарность была слаба, либо демократизм подкреплялся весьма сомнительными средствами /Ленин//. Наполеон - это хорошая пара Гитлеру...
...Нужны ли царям хорошие времена - ведь о них тогда, не дай Бог, забывать начнут. Чрезвычайные положения порождают царей и потому цари порождают чрезвычайное положение.
...Запад идет правильным темпом, но не туда /совершенствуют игрушки: телевизор - цветной телевизор - большой цветной телевизор - что дальше? Тупик, где придется чахнуть/, а наши неправильным темпом /мол, пусть будут революции, спекуляции и всяческие жертвы - ведь догонять надо/ идут на Запад - т.е. неправильным темпом идут не туда! А ведь то, что отстали - это наше преимущество, вовсе некуда спешить, лучше как раз сделать выводы из опыта забежавших вперед и вовремя свернуть, поискать иные пути...
...Русские неплохо жили в 18-19 веках, потому что верхи были уже достаточно просвещенными для того, чтобы грамотно править, а низы еще недостаточно для того, чтобы быть полуграмотными уродами, которые еще ничего не знают, но уже везде лезут. И именно размножение этих полуграмотных и привело в 17-ом к революции и именно они же являются главной опорой нынешних вождей /поэтому так поощряются все западные средства оболванивания - попса, моды, реклама и т.д./. А умные вынуждены уходить в сторону - например, в искусство и т.д.
...Украл вклады и объявил: "Покупайте, ведите бизнес!" "Инфляция" - так вы введите на рынок фундаментальную собственность, сразу денег окажется не много, а мало. Нет, держатся как за свою.
..."Берите суверенитета сколько хотите - всё равно после отниму".
...Ради ликвидации Горби развалил Союз, ради собственного утверждения изобразил развал России /принципиально неспособной, по моему убеждению, развалиться/.
..."Пусть выживает сильнейший" - в чем сильнейший?! Вечно у нас даже сильнейшие обречены заниматься только выживанием. К тому же, как учит Павел, "наша сила есть следствие нашей слабости".
...Слово "революция" опорочено, так они говорят "радикальные реформы" - как будто это не одно и то же. Слово "перестройка" - вот русский аналог слова "реформа".
...И Шахрая можно было бы терпеть, и Гайдара легко было бы скинуть... Ведь также было и в ту революцию: были меньшевики, кадеты, эсеры и т.д. и т.п. и никто из них не натворил бы ничего подобного тому, что было натворено этой железной конницей /выбирайте человечных, ибо их слабость есть предохранитель против большого зла/. Также и внутри большевизма: при Бухарине, Рыкове, даже Троцком опять-таки всё бы было иначе. ...При уверенном консерватизме - хоть просоветского, как у Зюганова, хоть пророссийского, как у Шахрая плана /разницы никакой - не больше чем между двумя модами, "стилями" - только некоторые обряды и лозунги отличались бы /Шахрай мне напоминает коменданта студенческого общежития или старшину роты - опыт, конечно, большой!// - жить можно, только без общественных интересов /т.е. примерно, как при Брежневе/.
..."500 дней" сыграли вредную роль - укрепилась иллюзия, что всё можно сделать очень быстро и легко - а значит надо только убрать "нерешительных".
...Еще и потому, что Руцкой и Хасбулатов очень удачно дополняли друг друга, г-н Е. пошел, на столь крайние меры: Руцкой хорошо "работал" с народом, а Хасбулатов с бюрократическими структурами. Правда не знаю, произошло ли бы при их победе что-нибудь, кроме омоложения физиономии г-на Е.
...Что можно взять с народа, который, прожив 30 лет под Сталиным, тем не менее рыдал дружно на его похоронах?
...Никто не хочет жить в настоящем - половина уже живет в светлом /светло в основном от магазинов/ капиталистическом будущем, половина в прошлом.
...Нужны сильные люди, которые в отстаивании своей центристской позиции, не боятся самых резких слов и поступков. Иначе невозможно уцелеть между двумя краями. "Неумеренность в умеренности!" Грубо говоря, разнять дерущихся антагонистов можно, только раздавая удары и направо и налево со свирепостью превосходящей ярость их драки.
...Нельзя доводит людей до банкротства - нужно снимать их с игры раньше. И должна быть лестница не только вверх, но и вниз - тогда только смена власти будет протекать гладко.
..."Стабильная жизнь" - это нонсенс, жизнь по самой своей сути нестабильна. Жизнь на Западе, по сути очень нестабильна: постоянно что-то меняется, всюду конкуренция - не только в экономике, но и в политике, культуре, даже религии. Эта нестабильность не только плодотворна, но и тренирует людей.
...Как излишеством оказывается у нас политическая конкуренция, так окажется излишней и конкуренция экономическая. Будут полумонополисты, борющиеся только за право быть ближе к власти - у которой в руках не хватающая вторая половина /лицензии, квоты, кредиты и т.п./
...Тяга России к Западу определилась татарским нашествием - как реакция на него. Никон - реформы в католическим духе; Петр - реформы в протестантском духе; Ленин - реформы в духе новых сект, т.е. неопротестанства. Т.е. сначала века рабства у Востока, а затем века рабства у Запада /"Смута" - как межсезонье./
Сталин - КПСС - Лигачев - Рыжков - ГКЧП - Горбачев - Хасбулатов с Руцким - теперь Жириновский, Травкин, Зюганов /это только основные вехи/ - будет ли конец врагам?
...Что взять с этих "диссидентов" - они, подобно тем большевикам, каждый день ложились и вставали с одной мыслью о рае капитализма - и теперь это зомби, уже не способные увидеть реальность.
..."Серебряный век" - как путь от золотого века мира к бронзовому миру воины... Листая Шкловского, наткнулся на следующий любопытный фрагмент: "Как довольно старый журналист, тут же изложу совершенно необходимые сведения и правила для выведения писателя из литературы. Сейчас это делается так: начинают ругать человека на чем свет стоит, причем обычно кричат: "талантлив, но вреден", начало фразы обычно запоминается. Не так съедали людей прежде, людей ругали в придаточных предложениях, как бы между прочим. ...Ругать нужно, не обращая внимания. Сообщаю об этом всем, всем, так как люблю во всем высокую технику". Статья 24-го года. Этой "высокой технике" сейчас обучен всякий проститут с пером.
— Дополнительные пояснения к теме коллективной собственности: уточняю: не каждый рабочий владеет своим рабочие местом, а каждый участок работы должен иметь своего хозяина - мастера этой работы. Подсобным наемным рабочим, конечно, нечем владеть, да, и нет смысла излишне дробиться. На такие простые участки легко делится любое сложное производство - человек не способен делать сложное дело иначе, чем как сумму простых. ...Т.е. предприятие, в той или иной форме, возникает только постольку, поскольку есть желание у собственников объединиться - пропало желание и пропало предприятие, изменилось желание - изменилось предприятие. Конвойная сборка - это особая статья, но вообще на конвейере можно сделать только безликую основу вещи. Качество вещи в индивидуальности, в этом я убежден. ...В трудные времена "бизнес" делают только волки, а нормальные люди на него способны только в благополучные времена.
Интеллигенты, т.е. умственный класс, у нас всегда был прозападным - но родина мудрости - это Восток, а не Запад. А Запад - это родина предприимчивости. Поэтому умные должны смотреть на Восток, а дельцы на Запад
...Обычный покупатель становится слишком бедным, чтобы что-либо покупать, а богатый слишком богатым - и ему уже доступно иностранное - поэтому заводы затоварены не потому, что много производят, а потому что их продукцию мало покупают.
...Конкуренция между крупными предприятиями никогда не бывает полноценной, потому что им легко разграничить сферы своих производств и сбытов, а конкуренция между крупным и мелким предприятием вовсе невозможна. ...Крупные предприятия - это оплот инерционности современного мира.
..."Родина" нашей инфляции /ведь тоже валят на Горби/: г-н Е. стал переманивать предприятия под российскую юрисдикцию, аргумент же был один: большее финансирование. Втянул Горби в соревнование в зарплатах, а очень скоро и вовсе полностью завладел денежным потоком.
Поведение интеллигенции в нынешнюю и прошлую /17-го года/ революции есть наглядное свидетельство ее умственной неполноценности и человеческой несостоятельности. Да, в трудные времена у некоторых из них вроде появлялся некий нимб /хотя чаще всего это тоже было "художественным сочинением": страдания обитателей царской деревеньки Переделкино/...
Снова: то, что между своими называется "патриотизмом", другими народами называется "национализмом". Талдычат о чужих национализмах, разжигая тем самым свой. "Русский народ добрый, он единственный не националист" - так это же и есть речи националиста; послушайте других - они говорят то же самое. Империю все-таки русские, а не украинцы построили.
...Тогда строили коммунизм, который был последним словом западной науки и модой, а теперь демократы, западники, т.е. люди той же породы, строят капитализм, последнее слово и моду западной практики. Практика столь же проблематична, как и теория: чтобы понимать ее, надо понимать устройство всех механизмов этой машины - болтовня про "рынок" - Это туфта, а не понимание. /Также и теория, если не насыщена связями с практикой - это химера/
...Может не случайно коммунизм прожил у нас 70 лет - это же размер человеческой жизни /а предыдущая "жизнь" длилась с 1862 года по 1917-ый - 55 лет тот "человек" прожил.../ И это размер, где умещается сосуществование 3-х поколений: каждое поколение живет несколько по-своему, но в пределе от деда до внука кардинальной смены мироощущения еще не происходит.
Еще один залп "геополитики": я считаю, что Америка - это современная Римская империя /точнее, еще республика!/, а Россия - это современная Иудея /Достоевский и Толстой - это тоже пророки!/. Аналогом же Европы является Эллада, Греция. В Риме тоже было много демократии...; демократия - это образ жизни свободных каторжников! /или воинов, как в Риме/. ...Т.е. Россия - это отдаленная американская провинция /во всяком случае всё кончится этим/ Т.е. Америку ожидает та же самая судьба, какая была у Рима. ...Америка - это нравящаяся тоталитарность - идущая от животных инстинктов, а не от завиральных идей. ...Америка - это унификация, массовое производство того, что в основных чертах разрабатывалось в Антике и усваивалось и адаптировалось Европой. Заимствовав эллинизм, они оказались обречены на повтор. ...Будучи космополитами по духу, американцы лишены национализма - а значит и тормозящего влияния традиций; не имея комплексов, они лишены и ориентации на кого-либо в своем развитии. Это определяет их преимущество. Русские обременены и тем и другим /"славянофильство" и "западничество"/, а Европа раньше была самостоятельна, но традиционна, а теперь обретает "расковывающий" космополитизм, но теряет свое лицо, свою самостоятельность. ...Русские первоначально выигрывали за счет своей идейной силы, но проиграли в итоге из-за своей материальной нищеты, а у американцев всё будет с точностью до наоборот: прельстят поначалу новизной своих материальных богатств, но со временем люди пресытятся и всё более их будет угнетать духовная нищета.
У нас всегда большевики будут в большинстве, а меньшевики /т.е. умеренные/ в меньшинстве! ...Где газета Зорькина? Или Руцкого? Или Горбачева? Или Вольского? Или Травкина? Сколько существует различных центристских сил и ни одна из них не имеет массовой газеты /иногда пускают в прихожую чужих/.
...Еще вспомнил атрибут теннисного "имиджа" г-на Е. - тенниска с огромной надписью через всю грудь: "Нью-Йорк". Бьюсь об заклад, что больше он ее не надевает! /наверняка, теперь написано "Россия" - вязью!/
...Демократическая властная вертикаль - это когда начальник какого-либо уровня зависит от нижестоящих чиновников или непосредственно от простых людей, которым нужна работа - управленческая - этого начальника, и которые его выбирают; тоталитарная властная вертикаль - это когда начальник любого уровня зависит от вышестоящего начальника /в конечном счете, от царя/, который его назначает.
...Артельная, бригадная форма работы - это, конечно, близко к моему варианту коллективной собственности и потому отношусь к ней сочувственно; югославский опыт /как и наши СТК/ - эта тоже опыты в этом направлении, но тут коллективный собственник был, а частных - из которого этот коллективный должен образовываться - не было. Вообще, вариантов на эту тему, кажется, существует немало и нужно бы, чтобы общество занималось вплотную их теоретическим и практическим обкатыванием, испытанием. Вместо этого снова идеология /да, пришла пора и капитализму стать идеологическим/. ...Всякая идеология - это самая настоящая религия.
...Коммунизм махал флагами коллективизма, капитализм машет рекламой, призывающей индивидуалистов купить себе какие-нибудь индивидуальные предметы, но и то и другое светит лишь снаружи - внутри мрак. Флаги, конечно, были не так ярки, как реклама, зато поестественнее /им надо придумать неоновые флаги!/ ...Идеология - это идея, ставшая демагогией.
...Горбачев /да и Вольский действовал бы так же/ не решился рискнуть и ради всех людей пойти на коренное разгосударствление, а вот г-н Е. решился рискнуть и ради одного себя.
...Из естественности разделения мнений примерно пополам и вытекает устойчивость стран с двухпартийной системой. Конечно, истина одна, но надо четко сознавать, что она в синтезе - причем достигаемым индивидуально, а не коллективно, и только на один момент, а не навсегда - этих сторон, "партий", а не в победе одной из них. ...Западники и славянофилы - вот естественные русские партии и они всё время присутствуют /и в ту, и в эту революции западники внешне победили своих оппонентов, но внутренне проиграли им... Сначала выиграли западники - убийцы, а потом - славянофилы-палачи.
...Грамотность требует собственности! /Но потере интереса к знаниям способствует не только нужда, как было при Сталине и при царях, но и изобилие: "зачем думать, если всё есть, всё о,кей"./
...Г-н Е. действует то очень медленно, то очень быстро - и потому застает врасплох и сбивает с толку, вдруг поднимая несусветный гам и шум. Так хищники охотятся...
__
Комментировать свое - т.е. замкнуться на наименее отчуждаемом - на самом себе.
...Да, я просто не буду часто включать приемник, не буду травить себя и все дела останутся целы...
__
"Я в черной яме и всё, чем я, обладаю, не может быть чем-то иным, как то, чем можно обладать в черной яме".
Я - шахтер, не могущий до конца очнуться и распрямиться, обрасти мясом и напиться соками во время своих отдыхов, испытывающий во время них неудовлетворенность, голод и распад.
Смотрел свои последние фото: превращаюсь в какого-то плешивого, но умного мужика /напоминаю литовского партизана в этом плаще!/. Может, это только от одежды - немодной, мешковатой... Что ж, войду в эту роль.
__
Нет лирика больше Баха, но как же он сплошь и рядом будничен, незамысловат, как он не похож на тех поэтов, которые бояться вынырнуть из своего натужного заковыристого "вдохновения".
__
У каждой нации есть свой психологический генотип и при смешивании получается раздвоение, ты вынужден уже в одиночку искать себе устойчивость и определенность. /Но всякая новая устойчивость - это база для нового народа!/.
А иностранцы в смысле брака часто соблазнительны, ибо загадочны, а значит и нетривиальны.
__
Идея: берешь какую-либо картину хорошего художника и начинаешь по мотиву её, например, делать расцветку футболки. Собственно, существующую одежду /дома, мебель и т.п./ и делают художники, только китчевые /поэтому лучше носить чисто белую или чисто черную футболку - тогда она как незаписанный холст/
__
Не полное вегетарианство, а минимизация: мясо только для вкуса и запаха.
__
Женька, как видит шахматную партию на доске, так сразу наскоро беспорядочно её доигрывает и с чувством удовлетворения, не ленясь, убирает фигуры в коробку - так он и свою жизнь предпочитает считать сыгранной и уложенной в ящик.
Можно было бы сумму взноса для денежного матча на звание чемпиона мира по шахматам поставить в зависимость от коэффициента претендента: чем он ниже, тем сумма должна быть больше.
__
"Земля и все дела на ней сгорят" - т.е. обесценятся. И это будет ад для делателей.
Глянул в историю народов: всё как у зверей: один напал и ослабил другого, а там уже возвышающийся третий довершает дело. Нет конца вариантам вселенской свалки.
Может, Адам - это первый человек, с которым имел дело Бог. И тогда же он заимел дело с сатаной. Где Бог /или Христос/, там появляется и сатана.
...Сфинксы, кентавры и т.д. - тело ещё звериное, но уже прорезывается человек. Они себя ощущали таковыми.
__
Жизнь пахнет однолетней бабочкой.
Красивая линия в окружении корявых как бабочка осенью в окружении смерти.
Шахматы - это спортивная борьба: долгое стояние на месте, захваты, толкания и подсечки.
Шахматы тоже могут быть авангардными по духу, склонными к существованию без правил...
Есть даже резон рисовать лица с искажениями - чтоб посмотреть, кто около тебя и твоего лица!
__
Ложно понятая идейность и оглядка на "общественное мнение" - вот два могучих фактора, мешающие людям быть свободными и счастливыми.
Родители: "Почему ты так грубо разговариваешь с нами?" - "А вы что, не знаете, что 21-го /сентября/ я подписал указ о лишении вас человеческого достоинства?!"
И: "Ничего не хочу; и дома в деревне; живу одним днем и мечтаю уехать отсюда".
Поляки готовы и на подлость, лишь бы считаться западными. Страшные патриоты, но суть их национального характера составляет низкопоклонство - патриоты низкопоклонства!
__
Насколько жизнь тебе тяжела, настолько грехи твои неизбежны - уступаешь тяжести, идешь на компромиссы...
Вовке из-за чего-то: "иди тогда на хер!" Обиделся, ушел на диван с книжкой. "Ты что?!" - "Ушел на хер" - "А кто тебе сказал, что твой хер там, на диване, он здесь, за работой!"
__
При каждом углублении разврата возникает и встречное движение, как реакция. "Индустрия" религий, уже издревле существующая, с радостью цепляется за это шевеление /иначе станут безработными/ и выдает муху за слона.
Нужно нечто вроде святой жизни в миру и светского монастыря.
Не надеяться только на "добрый здоровый смех" /в отличие от светских/.
__
У одних есть дело - и они ничего не замечают вокруг - а у других есть квартирка - выставка мещанского шика.... Когда есть дело, не нужна квартира, оно - твоя квартира; нужен лишь минимум: сыт, тепло, мягко и т.д. Т.е. и дом должен строиться соответственно: для взрослого - вокруг дела и под дело; а для остальных /женщин, детей и стариков/ - плоды /рассветные и закатные/.
__
Вовка отхаркнул в рот и побежал в туалет выплевывать. Я: "а ты в штаны!" А когда он возвращался, у меня уже добавление готово: "но тогда, конечно, выскочил бы жилец с кулаками!"
__
Отчетливо слышу над собой шаги будущих поколений. Так же, как я чувствую пребывание на земле прошедших и собственное небытие.
Это не ввергает в тоску, а напротив, создает ауру, в которой хочется быть сильным; сильным от лица всех неживших.
...Вот так же, в октябре, сходив в магазин и попив чаю, они садились - сядут - в свет настольной лампы, в кресло, чтобы, предавшись любимым занятиям, забыть про магазинный мрак.
__
Попросил Вовку "для образования" принести Вольтера, Руссо, Дидро и Шиллера - и вот на всех ушло 2 часа /школьники, почти графоманы/, а после случайно взял маленькую книжечку стихов, случайно, за бесценок, наряду с другими купленную им же - некто Александр Тихомиров и - экзистенция, доброта, подлинность.
Есть разряд авторов, одаренных на один какой-то бок /например, у Жданова дар метафизичности и образности, у Евтушенко дар страстной публицистичности. Многие ещё молоды и потому ангелы - либо переродятся в "деятелей", либо закиснут, либо погибнут, либо умерят себя и почувствуют вкус к жизни.../
Ну разве не важно выявить истинные ценности?! Критика - это всего только лобби.
Итак, просмотрел альманах "Поэзия" Љ58: понравились подборки православно ориентированных и авангардно ориентированных молодых поэтов - все же прочие, включая "мэтров" - мякина. Видно, нужны большие печальные пространства, чтобы ощутить, что ты принадлежишь вечности. /У других народов - свой рай? Страны и география в раю?!!/
Метафизика как гром гремит... Может, и немного не хватает Поплавскому и Тарковскому до Тихомирова - просто тот лучшей, более подлинной и простой жизнью жил.
В гении есть всё - поэтому достаточно читать гениев - а одаренные пусть пишут для самих себя и своих ближних - украшают свою жизнь так же, как я ее украшаю своими занятиями 2-го ряда.
Если проиграет наше время, то проиграем и все мы, как творцы - значит, не было в нас сильной истины. И неважно, что ты ни в чем не участвовал.
Еще о Гейме и Томасе - ведь явно больные люди...; но и у нас в это время Блок, Маяковский и проч. - больные.
Наши предпочитают лечиться сильнодействующими лекарствами, а они - прежде всего, больничным режимом, комфортом и покоем.
...Всё-таки немцы очень странны. Этот их "экспрессионизм", этот их Гитлер и т.д. и т.п. очень напоминают психоз. А англичане - это маразм. Тогда понятно, зачем им нужны такие большие дозы мещанства - больным нужен комфорт.
Их кресты на кладбищах - это античные статуи крестов! А наши кладбища - это всё те же убогие палисадники перед домом.
...Я, в общем-то, не внутри ничего - ни поэзии, ни живописи, ни философии - но я ко всему склонен, близок, вхож. Может, это и будет моим главным занятием - собирание лучшего, энциклопедическая роль. Сборочный цех!
__
Еще бы им быть не веселыми, людям, живущим "просто так", еще бы им быть не злыми, людям, живущим непонятно зачем.
...У нас с Вовкой подобие творческого союза - он стучит на машинке, читает и т.д. /настрой бодрый и ровный, хочет учиться варить, физкультуру делает и т.д./, а я тоже, как всегда при деле. И больше никого - что еще желать.
Вовка походит на голландца с картины Ван Гога: нескладная фигура, крупные черты. В длинной куртке как в кафтане, а на голове нечто, похожее на колпак. /А в узких вельветовых штанах и т.п. похож на современного голландца./
А сегодня он мне сказал, что я похож на кого-то из 16-го века. Из-за длинных патл и страшноватых черт лица.
__
Думаем не мы, а наработанные нами центральные понятия и ключевые методы.
Формирование и рост духовного организма совершаются незаметно, естественным путем - так же, как и тела...
Шахматы приучают находиться в трудной ситуации: ведь на самом деле и соперник в проблемах, как в тисках и всегда есть неожиданные возможности изменить ситуацию.
Легких слов об истине нет. Они становятся легкими, если только съешь свой пуд соли. Поэтому кто хочет понимать - приходи, учись и пей, но самим идти "просвещать" не надо. Только так можно побороть зло демагогии.
Я достиг автономности и мне нужен именно покой, чтобы всё осуществить.
__
Если бы слова не были формой мягкой, необязательной и неопределенной, то жизнь лишилась бы гибкости.
Жизнь как расстояние, необходимое для того, чтобы не быть вплотную к Богу: есть время всё разглядеть и проверить. Вблизи легко сделать фокус подмены. Таковы религии.
Наблюдая беснование мультфильма/!/ по Стивенсону: знание, распадаясь, превращается в яд.
Жизнь нужно чувствовать ежесекундно; секунда - её единица измерения, она только в еле слышном и еле видном, как дыхание.
Нужно - потому что смерть ежесекундно находит нас сама, превращая нас в формальность, рутину, безликую функцию.
__
Седовласая шевелюра /известный публицист/ оправдывает расстрел Белого Дома. Вьется веревочка и уж нельзя им этой веревочки отпускать. Они при Брежневе каждый день просыпались и засыпали с мыслью о том, как хорош капитализм /и это избавляло их от необходимости думать о сложностях жизни - так же, как те революционеры жили с мыслью о социализме/.
__
Размышляю, не купить ли себе дорогую иностранную ручку - утешит своей округлостью и мягкостью и заставит подтянуться.
Сосредоточиться на одном, любимом, спасающем.
__
...Уже нет иллюзий, что истина где-то сбоку. Это как электрический ток, который за секунды огибают землю и достигают неба.
Определившийся человек неизбежно становится жестким /всякая грань, отделяющая своего от не своего как таковая жестка/.
__
Прошлые поколения должны были быть очень здоровыми - лечить-то не умели. Всё время - на холодном, "закаливающем" ветру жизни, держащем в тонусе, превращающем в подобие дерева или зверя, никогда не болеющих, а если болеющих, то умирающих без страха, может и с облегчением или просто не успев ничего сообразить от шума в ушах - шума этого ветра.
__
Формотворцы - их успех шумен, но формален - хотя они готовят в своем безвременье емкости для будущих "великих".
У каждого нового времени должен быть свой пророк - ведь он не знает о прежнем и сбывшемся, а видит формы, что, как нетрудно догадаться, предназначены для заполнения.
__
Живопись - это мой жест. Так у меня берет рука /также как писание - это ухватка моей головы/. Рука тонкая, нежная, нервная, неуверенная, неумелая, во всяком случае, близкая мне.
Чтобы хорошо играть в шахматы, нелишне быть суетным человеком - чтобы считать сотни мелких "вариантов", отыскивая среди них "выгодные". Если подходить "в целом" - то всё время клонит к ничьей: ты как бы создаешь среду, в которой соперник живет и если справляется, то побеждает, а если нет, то проигрывает.
...Много рисую и потому, когда стал играть с Вовкой партию в шахматы, то подход был тот же: как бы штрихи, мазки и всё "в целом", для баланса, а не для победы.
Набивай себе цену без зазрения совести - а врагам снижай - и всё-таки наполовину да купятся. "Без огня дыма не бывает" - "без мухи слона не бывает". /А мухи всюду есть!/
__
Письмо, 1-ый комментарий к БГ
Боря, здравствуй. Предлагаю тебе то, что я написал о твоих песнях и о тебе. Сначала я пытался вникнуть в твои тексты /в основном "Русский альбом"/, а в конце в психологию, философию тебя самого - что мне не удалось, а только сомнительным стало и начало. Начиная с игривой полууверенности, я кончил головной болью, прострацией. Оценил предупреждение: "Не стой слишком близко ко мне - здесь воздух становится слишком прозрачным". И: "его не поймать ни в сеть, ни рукой" - а у меня как раз рука и сеть. Я почти равнодушен к поэзии, ни разу не пытался писать стихи - а я пытаюсь делать всё, что мне нравится, даже не имея к тому данных, даже если задача так же полуидиотична, как в этом случае комментирования стихов. Я и петь - говорить вслух - буду пытаться, хоть мой голос тускл, слаб, мягок и неуверен в себе, как завалившаяся диванная подушка. Главное же искренность и метафизика. Жизнь не дает оснований для тотальной поэтичности, а без этого, наверное, не бывает поэта, в какие бы саморазрушающие игры он не играл. Я плохо отношусь и к романам, да и, по сути, ко всей традиционной "культуре": она ложна и по своим формам, жанрам, и по своему профессиональному статусу. Ведь всё началось с того, что ремесленники начали выделывать всякие "вещицы" - с упором на драгоценность их или хотя бы занятность - а я не люблю ни царей, ни публику. Культура должна раствориться в обычной жизни, а повышаться уровень этих обыкновений /в том числе и культурных/ должен сугубо на путях христианства /не религий/. Т.е. сами способности петь, думать, рисовать вполне естественны и прекрасны, как всё данное нам Богом, но это не повод к строительству вавилонских башен... Конечно, естественно лишь заряжаться поэзией стихов и знакомиться с человеком без попыток срочно решить друг это или враг... К тому же у нас нет совпадения душ... Мне легко писать о тех, кто меня поразил - потому что я в них вижу воплощение своего идеала - легко писать об этом идеале - мне легко писать и об резко отличных от меня - легко писать об этих отличиях; легко громить /на бумаге/ тех, кого я презираю, но трудно судить об образах, которым я сочувствую, которым близок, но с которыми все же не взаимодействую. Дело тут в твоей принадлежности к культуре и в твоем эгоизме, автаркии, которую ты себе в ней устроил. Отгородившись, ты пытаешься богатствами культуры в их современной интерпретации служить задачам человечности, восходящей к Богу /не мешает ли гвалт за стенкой?/... Начинается всё с попытки уйти от мира, сделать слепок с мечты, а кончается утилитарной продажей миру покровов для прикрытия его пустот и украшения его срама. Если выражаться грубо, ты пытаешься в сатанинском храме служить Богу. И это возможно - Божественного в сатанинских храмах полно, паразитирование - это метод. ...Богатства, даваемые Богом, не ценятся - потому что это всё естественное и всем легко доступное, например, природа - а богатства мира ценятся - они даются упомрачительно большими трудами, всё время сменяются. И в итоге легко доступное Божье становится недоступным... Ты будешь завербован культурой /"охраняемой государством"/, но не будешь завербован жизнью. Так было со многими... Грязному, помойному дну культуры нужны авторитеты. Как Толстой, поняв эту опасность, разоблачал и себя, и общество - всё равно присвоили... И знаешь, твоя жизнь так и останется загадкой - так же, как жизнь Соломона, Шекспира, Рембрандта, Рафаэля. Это связано с твоим неучастием в прозе, быте, в общественной жизни, в черной физической работе и в личном душевном отношении к людям. Присутствие некоего формального набора интервью, фотографий, свидетельств, документов ничего не меняет. Просто вундеркиндство сформировало золотую клетку, а когда оказалось, что это золото ржавеет, жизнь заново начать было уже невозможно.
Для сравнения вот как я отношусь к другим певцам: Цой - пэтэушник, самурайствующий в небесах, Башлачев - ужасная битва с дурной наследственностью. Старшее поколение: Окуджава - благородство банки из под импортного пива. Вертинский - есть в нем что-то пронзительное - как-никак дело было ночью - но, извини, это же пидор. /Как раз Кинчева по ТВ показывали - давай-ка и его впишем, раз рвется: это театр тусклого голоса, где над входом лозунг: "пауки - это и есть лебеди наших времен"./
Итак, вначале в тексте нечто подобное стрельбе по мишеням /половина - от 10 до 90% - "выстрелов", наверное, в цель не попала, но я даже не буду перечитывать текст - я принципиально не "утруждал себя", продемонстрировал типовую реакцию - а в конце дым - и можно было бы оставить лишь несколько краеугольных утверждений, но я говорю угрюмо, как Пилат: "что я написал, то написал". Если этот текст не охарактеризует тебя, то он, во всяком случае, охарактеризует меня! Надо нести свой крест вздохов по идеалу.
Ноя. 93г.
"Прыг, ласточка, прыг"
В поисках вечного неба и вечной земли. Мы должны быть подключены ко всем цивилизациям, но "кануть как камень" именно в место своего обитания. Не "канешь", не будет самоотдачи до потери себя - не будет в небе благодарных кругов.
...Это Горби - ласточка, свившая гнездо на Кремлевской стене, а Елкин - козел, верхом на топоре. ...Сокол - это охотник на этих крылатых козлов. ...Возносящиеся на небо оставляют круги на нем, как камень на воде.
У ласточки кругом враги, но это в первую очередь соколокозлы и их поклонники, все, кто летает не потеряв хвоста, рогов и копыт.
Налицо сокол поэзии и баба, мать жизни - не хватает пахаря, прозы. Т.е. атмосфера есть, источник жизни есть, но нет самого хлеба насущного.
Умение любить: когда девушка поет под твоими руками; когда человек обретает голос под твою музыку. А музыка у БГ прекрасная, в ней присутствует баховская простая гармония, полет искренности...
...Напоминает, конечно, картину какого-нибудь Пластова /типа "Баба, кормящая грудью в поле ребенка"/. А ласточка на белой стене - серое на белом - есть и такой стиль в современной живописи. Нежный изыск. А посреди события, полные чудовищных перетрубаций.
Всё, как всегда, как при царе, Сталине, Брежневе, и команда "все по местам" всем понятна, каждым знает свое место, свою щель, из которой можно наблюдать простор /у каждого свой/, в которой можно дышать /каждый на свой лад/.
Пой, ласточка, и ты будешь заговорена от врагов... "Вслед не беги" - "непротивление злу насилием" /хотя Толстого он, кажется, не оценил /как и Достоевского/ - дело в том, что эти "великие художники слова" на самом деле есть великие антипоэты, люди, чуждые эстетике. Они знатоки жизни - Толстой - души - Достоевский/.
Т.е. это песня о Борином пути: начинал попрыгунчиком, птичкой и через жизненные испытания пришел к былинности сокола-пророка.
Вечная проблема всех людей: как побороть мрак "другой стороны", нашей "внутренней" жизни, где "всюду враги". Когда солнце взошло, нетрудно чувствовать себя ласточкой. Спрыгнуть во "двор" общественной или семейной жизни - это еще полдела...
У него склонность к "не судите".
С комментарием этой песни случился конфуз: мне послышалось не "в лапках топор", а "в плавках топор"! /"Эй ты, почему в плавках в общественном месте?! а ну, вынь топор из плавок!"/ Соответственно, были такие глубокомысленные рассуждения: "в молодости мы как ласточки, но отрастает в плавках топор и вместо соколиного взлета получается козлиный". Это наша фига в кармане. От произвольности толкования получается крен в юмористику. /К примеру: сокол летит, потому что его баба родит и летает он строго, дозорно, уж он не допустит того, чтобы были кругом его бабы враги./
Я сам вечно соколокозел и только иногда сокол. Не удается оторваться более, чем на шаг от "среднего уровня" - в этом вся мука. Т.е. сделав шаг, ты, чтобы прогрессировать дальше, должен тянуть за собой весь этот "средний уровень". А это значит, что ты уже не столько растешь, сколько работаешь для людей.
..."Одна сторона" - таковы женщины и такова семейная жизнь. "Вор" - любовник.
"В жилищных конторах лесной полумрак"
На языке прозы: "контора - это джунгли". "Фонари с египетской тьмой" - с фараоновой /генсековской, президентской/ пропагандой, лозунгами. И всё это такое же долгое, как вступление к этой песне. Лед уже трогался в хрущевскую оттепель, но наше поколение уже не знало, "что может быть так", живущие на льдинах тоталитарности не знают, что такое волна жизни. Льдины - это организации; всякая организация - это тоталитарность /просто Запад мягок и рационален и потому в их тоталитарности легче жить/
"Фавн" и "русалки" - я пас, во мне петербургского и богемного мало. Боря женский пол любит во всех видах, от Екатерины до русалки, от одиночных экземпляров до 15 штук.
...Ужасно, когда не только темно, но и холодно, а ты, дрожащий, еще суетливо собираешься, мучительно пытаешься отыскать в вялой, грязной куче под ногами то, что может согреть тебя... Уже не первая ночь наступает для Бори и он готовится к ней как турист к очередному походу. ...Хоть бы раз узнать, что такое лето.
Ничего не знаю про этих ребят, спутников Бори по зимовке: Сирина, Алконоста и Гамаюна. До символистов всё руки не доходят. Зеркала - символ поэзии, хмель - музыки, вьюн - живописи/?/.
Зимовать ему хочется в компании с любимыми людьми и за любимым занятием. Он сам и музыкант, и художник, и философ - без этих составляющих не работало бы сердце его дара - поэзия. И когда владеешь всем, не надо налегать на что-то одно: можно быть простым. Он сам и Сирин, и Алконост, и Гамаюн, един в трех лицах. Ведь вряд ли он хоть одного из них встречал в жизни, по эту сторону стекла. "По ту сторону" - неопределенное указание: пойдешь на улицу, а он скажет: "а я в доме, с книгой, в домашних тапочках и очках", пойдешь в дом - а он растворился в пространстве. Каждый из образов встречается в нескольких песнях. От этого получается сцепка, перекличка песен и переливы самих этих образов.
Мотив ожидания кого-то, с кем можно условиться, кто понимает условие, тоже типовой... Пахнет "Мастером и Маргаритой". Я к этой книге отношусь отрицательно: она безнадежна, как само то время. Хотя люди, наверное, тоже считали, что смогли приготовиться к зиме. Как корежила зима тягу к счастью, какой она была всепроницающей! Это было выживание в могилах. Поэтому же я совсем не сочувствую вздохам многих неплохих людей по "атмосфере", которая была при Брежневе.
Очерчен и мир, и свой ближний круг - что еще надо, раз и там, и там присутствует вечность.
Еще о "по ту сторону": кажется, о "внутренней" и неформальной жизни - встреча назначается на этой территории.
"Что толку быть собой"
Это не город, это он сам, герой упадочный. Для него мир пуст, как вечерняя электричка. Гнилость фразы "быть самим собой" и пустота фразы "надо просто быть" - первого недостаточно /человек - существо не самодостаточное/, а второе уж очень "просто"! Человек вечно сочиняет себе девизы, а жизненные соблазны их разрушают. 15 баб, которые у него были в разное время, опустошили город его жизни и он едет на кладбище, в иной мир на этой электричке, ярко освещенный, и во сне видит свою прожитую жизнь, а это - 15 баб.
Сеанс стриптиза /или просто порнофильм/, на который герой "пришедший, увы".
Жестокая орда бородатых - у каждой бабы по 15 мужиков. Бабам плевать, что борода жесткая, лишь бы бабки были, чтоб не потерять свой образ русалочий, игривый.
Просто пляж, где штук 15 баб в купальниках - а после появились их мужья, где-то в сторонке "соображавшие". А этот наблюдатель опять оказался лишним, отчего "пришел в упадок". Похоже на сексманьяка. Конечно, сам БГ такой песни бы не написал...
"Что толку быть в тебе, вода, женская болтовня" - или что толку утопиться?! Мрачно, как ситуация у Гамлета: "стоит ли быть на пиру во время чумы или лучше сразу выйти в небытие?"
...Его главная проблема связана с манерностью /она слышна, например, в исполнении слова "другой" во фразе "кто-то другой - хмель и трепетный вьюн" из предыдущей песни и т.д./ Т.е. это проблема нарцисса /Поль Валери/. Все поэты манерны, все прозаики кроты.
Бытие собой, понимаемое как воля инстинктам и страстям. Весь наш мир - это бабы у пруда. Так в романах 19 века всё держится на любви, а в романах 20-го - на сексе - романы отражают жизнь совершенно неизбежно.
Хмель и вьюн среди зеркал, управляемые не каким-нибудь крестьянином, а волшебниками /каким-нибудь накрашенным типом вроде Вертинского/. Петербург породил Достоевского и "Серебряный век" - заклинаю быть ближе к Достоевскому и дальше от этого прельщения перерождения людей в нечто нечеловеческое, но красивое. Красота очень свободно бывает и ядовитой. Ядовитая всегда похожа на одноименный гриб; она ярка, эффектна - несъедобна? так это чистое искусство! А настоящая всегда скромна, как гриб настоящий, это даже не столько красота, сколько обаяние и слиянность со всем миром природы. Не зря Христос советовал вырвать глаз, который соблазняет тебя. Сатана был назван "прекраснейшим из сынов Божьих".
...Ну ночь, ну разошлись мужики по своим бабам и опустели города. "Жестокая орда, пришедшая, увы в упадок навсегда": "бабники, дегенераты".
Электричка - странствующий город.
15 - размер женской половины, например, школьного класса.
...Бабы и их орда ведут грязную внешнюю жизнь, но души их не тронуты /ибо пусты/, а наблюдатель ведет грязную внутреннюю жизнь, но внешне он ни в чем не участвует. Это не исключительная, а "нормальная" человеческая низость, "комплекс". Знаете ли вы, что Достоевский Смердякова с себя писал /Ивана с себя /как и двух других братьев/, а в Иване, как известно, был Смердяков/?
"Отчини мне, природа стакан молока"
Начало травоядное, но потом опять за свое: трудно быть вегетарианцем. И ох, уж эти "загадочные звезды". Обычно меня тошнит от артистов в роли "властителей дум", но у него другое соотношение этих самых "дум" и трюкачества. ...Играет и с мыслью о старости, и с мыслью о деревне. ...Не побояться написать песню со "спущенным умственным ростом"...
Весь мир живет постижением смертной красоты в глубину - и это погружение в ад.
Далеконько загадочное начинается, под носом не видим. Туризм на небеса...
Лицедействовать по простому...
Боря в роли культорга, а кровать - его новостройка.