Из лежачих положений самое неестественное и неустроенное - это, когда лежишь чуть вверх лицом от положения на боку, причем ноги еще на боку, а взгляд уже устремлен куда-то на ребро стены и потолка. В некоторых неважных и переходных состояниях я регулярно - и против своей воли - принимаю его...
Я - духовный урод и изломанный калека, я все время это чувствую. Например, вдруг подумаю: "почему бы мне и не жить светло с моими-то силами, почему бы и не писать здоровое искусство, почему бы и с людьми не быть простым и ясным, без вечных ужимок и изломов - но нет, я в себе не волен как настоящий калека, т. е. как человек, у которого, нет руки и ноги..."
Иногда, правда, бывают ощущения силы и ясности, но они так быстро уходят, что, не успеваешь воодушевиться, а тобой уже овладевает еще больший пессимизм. Все же, странно, что приходят и бывают, и, может, мне надо больше думать о них, представлять и звать их, и насильно исполнять что-нибудь из их репертуара?
Я должен быть тихим, скромным, серьезным и видимо вдумчивым - мне же это близко и меня к этому тянет....Тянет к несуетности, цельности и тишине - а в реальности часто бываю резок, жесток, чрезмерно прозаичен, недоброжелателен, язвителен, вспыльчив, невнятен, невнимателен, безволен, тщеславен, малодушен, как предатель - стал вспоминать, и не вижу конца недостаткам своим, Боже! И ничуть не меняюсь, хотя каждый раз замечаю, что плох, когда плох.
Ну, ладно, хватит самобичеванием заниматься, ты и этим гордишься - как и пьяницы, говорят, гордятся ничтожеством своим и любят бить себя в грудь - ты же снова хотел что-то попробовать, вот и подумай над тем, чтобы это "что-то" сделалось чем-то конкретным.
...Ты словно идешь по прямой дороге... - и это только твоя дорога, лишь участки ее ты проходишь вместе с кем-то, наблюдая за светом, потому что на ней то светло, то сумрак и полная темень - весь спектр.
Я - человек, которого, когда он берет бритву в руки, тянет почесать себе ею лицо!
Еще о непростоте логики - простейший и действительный пример из сегодняшнего утра: "как, оказывается, здорово постоять утром на воздухе - около дверей, где ночью дежурил - так приятно для зачумленной, бессонной головы" - думал я, и, казалось бы, должен был испытывать удовлетворение оттого, что открыл этот рецепт, но: "как же я сразу не смог додуматься до столь элементарного?!"
__
Слова - кашка, размазанная по листу тоненьким слоем и читатель, торопясь, соскребывает ее очень нечисто и вес одного слова для него ничтожно мал - одно слово как одна завитушка...
Сижу расслабленно и неподвижно и видимое мной есть овал, который, от глаз начинаясь, потом расширяется и доходит до стены напротив или горизонта напротив - показался он мне вечным подносом; перемещаешься, и поднос свой каждый раз наполняешь иным, тем, что содержит в себе новое место; лицезрю его постоянно....
Не в силах удержать все идеи в кастрюльке своей головы и не в силах воплотить хотя бы одну с помощью той же кастрюльки?
Наверное, другие не так свою голову ощущают - здоровей. У меня же почти всегда она слабая, истощенная и ватная; просто падаю от усталости и оттого, что она так пуста и невнятна...
Не болезнь ли это? Конечно, бессонные ночи, чтение и беспрерывное думанье сказываются, но только ли это? а если это, то, значит, мне противопоказана умственная деятельность?
...Полно ненужной информации поступает - мозг к ней делается бесчувственным и она проходит фоном и шумом, вызывая лишь головную боль.
Тут выводы надо делать...
К примеру, чтение - ну, зачем оно мне в таком виде?
На четверть заслоненный дверной проем там, вдали. Если посмотреть прищурясь, то это человеко-чудище и робот.
"Говорил громогласно - и делал так же и жил" - мой папа немного робот.
А у меня специальная миссия на этой земле. Она и у каждого должна быть - и заложена. Чувство своей исключительности может быть не только чванством и романтическим бредом, ведь оно заставляет собраться. Меня зовет мир чудесный, прекрасный и загадочный, мир образов, идей и слов - только в его "прекрасность" я верю.
Эта мысль уже не нова.... Да причем здесь "нова - не нова" - она стучится, она не уходит, ждет и просится, и это хорошо и естественно. Всему свое время.... Да, но ведь надо не упустить его, это "свое время", а кто знает совсем достоверно, каков его час.
Так и с девушкой. Да, есть Бог и судьба, но и ты должен искать и смотреть, а иначе ничего не будет. От Бога только сама эта встреча, ее любовь и удача.
Да, но плохо, что мысль насчет своей миссии в голову пришла, когда кино с романтикой смотрел. Даже когда про Ван Гога или Достоевского читал, такого не было - реальность и проза - а тут из одной картинки - художник, мастерская, тишина - такое поднялось, что душа, как в колокола бьет. Странно, что всё живет во мне такое. Я, в общем, горд этим, но какие муки и требования...
Я в принципе неправильно живу и время трачу. Моя мыслительная работа хаотична и беспорядочна - нужны конкретные цели, задания и вопросы. Вообще, нужно не домашнее вялое подумывание, а напряженная, с тягой работа - со стремлением к сверхъестественному даже углублению и сосредоточению, хотя бы на пару часов в день. Я же, чуть-чуть ухвачу и всё, удовлетворен - дело отставляю, чтобы полюбоваться плодом ума своего. И надо конкретно думать о том, на что может сгодиться, например, время ходьбы или время, когда на дежурстве находишься, или время, когда ты на лекции; и я не имею права на лишний шаг или лишнее слово. Это такое дело - оно страшно трудное, но зато им можно заниматься и жить в любое время. Даже и насчет армии с тюрьмой можно подумать - что-то и там возможно.
И еще один момент - важно думанье о мелочах конкретных - т. е. о конкретных людях и ситуациях по конкретному жизненному поводу; ведь неразрывно связаны две стороны: ты как человек и ты как художник и идеолог.
__
...Мозг продольными и поперечными пластинками на клетки разделенный - адская боль, особенно там, где эти воображаемые пластинки с черепом стыкуются - эти места чувствуешь, как рубцы и отчетливые линии...
Некое состояние до и некое - после - известны. Путем рассуждений и проигрывания ситуаций, нужно понять, что было между. Такую конструкцию я могу представить себе и с больной головой...
__
Шарик земной так же мал, как и солнце, каким мы его видим с земли - и я большой на нем так хожу и стою, сижу и лежу, думаю и делаю, словно кроме меня никого на шарике нет. Шарик вращается и я с ним вращаюсь - оказываясь то головой к солнцу, то ногами, т.е. вниз головой.
Тишина, лишь иногда раздаются резкие звуки, вполне, впрочем, естественные!
...Итак, ты режиссер, а твои образы - актеры; ты изменяешь сцену целиком или отдельные реплики, все герои в чем-то - ты сам, характерные осколки тебя, связанные с тобой совсем не напрямую и не просто...
Я вижу себя со спины - один в темном зале сижу лицом к освещенной сцене...
__
"Знаешь, я перестала верить людям даже в вещах конкретных - и убеждена, что они неспособны понять другого, не такого, как они".
Кто может сказать это и в какой ситуации?
...Эти мои отдельные мысли уже прозвучали в действительности - причем, весьма прозаично и без всяких последствий - в "образе" же они хотя и повторяются, но уже в небывалом мире...
Вот человек и я беру его....Представим этого человека в виде черной бесконечной плоскости - это его стерильное состояние.... Я рисую на ней - т.е. на нем - свой знак, вот так....Теперь он всю жизнь, закрыв глаза, будет видеть на своей черной плоскости этот знак - и он будет пугать его своей загадкой и тайной. Когда он заснет, ему будет сниться, что он, схватив руками две отдельные линии этого знака, смешно пытается сломать его, раздвинув их, как прутья решетки....
Конечно, у меня образы тоже действовать будут - ведь так и в реальности - но все же все будет по-другому, именно все...
__
"Ба, а ведь нет старичка, и что-то давно уже я не видел его - вот здесь, на каменном крыльце всегда на стульчике сидел, как штык" - подумал, мимо проходя - "уж не умер ли?" И еще один старичок с нашей улицы вспомнился - почти сосед - разгуливал и был такой молчаливый и одинокий - никаких соседских тары-бары ни с кем не вел - он уже точно умер.
...Сидят и гуляют в ожидании смерти. Все закончили и ждут, когда за ними придут и на тот свет позовут - на чемоданах сидят. Любой срок проходит так же, как и один день: вот утро и кажется, когда-то еще будет вечер, но когда он приходит, то тебе уже кажется, что время испарилось и пролетело, потому что ты ничего не успел и еще ничего не было.
__
Есть плохие состояния - разрушительные - и тогда надо менять пластинку - и надо учиться менять - вот только пластинок у меня немного....Надо сменить занятие - или хотя бы положение, или хотя бы ритм - и в новой фазе попытаться заново собраться и вновь сосредоточиться.
"Это всё очень трудно сделать! Очень!" - отчаянный, волнующийся мальчишеский голос во мне, громкий и гулкий....
__
8 февр. Удивительно, уже завтра тот день возобновления занятий, а я не волнуюсь и не в унынии. И даже хорошо, что идти на занятия надо будет с дежурства. Это оттого, что полно своих проблем и начинаний - я посреди пути.
__
Иногда мне кажется, что в душе Христос был весь кипение, горячность и страсть, но снаружи, вследствие Его целомудренности, боязни за истину и даже стеснительности, часто молчалив и лаконичен, и лишь иногда прорывался гневом или вдохновением.
И оттого не деятелен, что всякое дело нечисто и связано с многословием.
И еще Он краснеет часто...
Нет, вероятно, что-то неверно.
Типичное представление: тихий, спокойный, излучающий, немного отстраненный, любит поесть, "пастырь добрый".
Я оба эти типа вижу, но оба, кажется, неверны и односторонни - я сам сложнее подобных типов.
Еще о 1-ом: невысокий, с острыми чертами лица и тонкими губами, с сильнейшим блеском глаз, т.е. лицо нервно-одухотворенное; такие говорливы бывают, но он - напротив, если не прорвется; /а ведь это я рембрандтовского Христа описываю! Мой - обязательно высокий!/
__
Объявили перестройку, дали кой-какую свободу и что же? Полно нашлось шутов, использующих эту свободу только для издевательства или подтрунивания над самой перестройкой.
Когда ты что-то объявляешь - какой-то, например, принцип или цель, к которой собираешься стремиться - то, тем самым, ты выходишь из мертвой зоны и каждый твой поступок или факт будет либо "плюс", либо "минус", т.е. дискредитацией - а именно дискредитировать себя очень опасно. Так с этой перестройкой и так, например, со мной - я не достоин еще назваться христианином, потому что также бы дискредитировал идею, как ее дискредитируют другие.
...Вверх и вниз по морщинам судьбы.
__
Вчера был очередной диспут с папой, причем папа уже давно спасовал, а я еще с час не мог успокоиться, чуть ли не с пеной у рта бушевал - а темы-то старые.
"Американская гегемония во всем мире и во всех сферах - это чума; для всяких африканских народов, например, это убийство, потому что они не имеют корней; они лишаются истории, будучи не в силах противостоять экспансии. Вот как погибнет мир - ведь все должны разложиться и примерно к одному сроку - и негры, едва выйдя из пеленок родового строя, сразу попадают в конец...
Тоже, кстати, и с молодежью.... Америка с самого начала возникла как общество материалистов, потому что туда ехали люди, жаждущие дела и денег, ехали каторжники и бродяги; у них нет собственных духовных корней и основ.
Агонизировать дольше будут лишь Западная Европа и мы" /как это я не вспомнил про Азию?!/
"Эстрада, кино, техника, массовая культура, атеизм, коммунизм, спорт и прочее - все оттуда". /Коммунизм, вроде бы, от нас?!/
"Можно заботиться только об улучшении обуви и считать себя хорошим человеком".
"Христос обращался к бедным и нищим, и лишь они приходили к Нему. Да, бедный может озлобиться и опуститься, но он же может и искать, тут есть полюса, а чуть поблагополучнее человек, как сразу начинается мертвая зона. Духовная неудовлетворенность не спасает - они находят жвачку - книги, кино и прочее; снаружи они благочестивы и порядочны, но это только фарисейство, даже у их благотворительности обычно есть второе дно. Вот, кстати, главная опасность того, к чему идет мир. Посмотри по ТВ, какой он с виду ухоженный и культурный, а по тону лицемерный - вот настоящая опасность, а не чья-то словесная ругань".
"А нравы-то как раз сейчас мягче, не много людей найдется, которые саблей могут разрубить человека..."
__
Все же мне близки некоторые стороны эстрады - фантасмагорические приемы, эксцентрика, романтика, эмоциональная насыщенность, агрессивность и яркость.
...Еще про вчерашний спор: мы были как разные музыкальные инструменты - у каждого своя нота и свой голос и каждый другого не понимает, а знай себе играет свое.
__
"Воля" - не случайно это совпадение: волю воля дает.
__
Отрезать нос и замазать им глазницы, как пластилином. Отрезать уши и сделать их заслонками для глаз.
Разрезать рот дальше; спекшаяся кровавая рана будет продолжением губ - которые поэтому же красные.
Разрезать всю голову под носом и сделать шарнир, чтобы верхняя половина головы могла назад поворачиваться, а рот с подбородком оставался на месте.
Посадить в волосах розы или развести волков.
Срезать "неровности" - например, лопатой - и на ровной поверхности нарисовать такие же глаза, нос и рот...
Переставить голову так, чтобы шея соединялась с затылком, а лицо смотрело вверх.
__
Известный принцип: ствол - ветви - ветви ветвей, вопрос - подвопрос - подвопрос подвопроса. Надо представлять на каком уровне ты находишься - и какого дерева! и что идет в сторону ствола и что идет в сторону ветвей!
__
Сидел, застыв-окаменев - как бы могуществом наливаясь; сидел-восседал - не сидел! И так - долго, сколько угодно!
Это только в последнее время у меня.
Лежа тоже легко застываю, но это состояние окаменением уже не назовешь. Хотя мыслей тоже много - ведь вся жизнь в них, и она бурлит.
__
Странно, но никогда не думал и не ощущал, что всего в 15 сантиметрах отсюда находится уже другая квартира, целый мир и, может, вот также там кровать стоит - 20 лет с кем-то спишь почти локоть к локтю! Другие люди и другие отношения - вот понаблюдать бы; например, была бы стена для меня прозрачна, а для них нет - просто обычная стена. Сколько не фасадного, наверное, можно увидеть - но не театр меня интересует, как раз сейчас мерещится один человек в сумерках - усталый и молчаливый...
А над головой - всего в полутора метрах - быть может, огромный шкап стоит и там тоже...
Домом, как простой ловушкой, типа пустой консервной банки, накрыто наше человеческое сборище - а потом внутри той банки всякие перегородки вдоль и поперек поползли - на секции разделив все пространство, деля людей все мельче и мельче и, в конце концов, оставляя их в одиночестве в маленькой секции, потому что хотя и тонки перегородки, но уж сообщения нет и разрезано единое шевелящееся существо, и каждый обрубок уже только своей жизнью живет, страдая без остальных.
__
Во всех сыновьях столько же силы, сколько ее было в одном отце - т.е. только дробится со временем "Адам", нечто когда-то единое...
/Возможно, почти совсем неверно, но интересно!/
...Людей - словно дождь пролился и каждая капля обратилась, встала и пошла - молчаливая и серая.
...Капля наверху была голубая, как небо и когда солнечный луч ударял в нее, то в ней зарождалась искра блеска и звон хрустальный, но перед падением она посерела - может, то тень земли, а может, и старость...
Во мне уже нет легкости, звонкости, чистоты и здоровья - как в душе, так и в теле; я только машинально качусь к чему-то - либо к смерти, либо к очищению через муку - в полусне своих мыслей и видений, будучи не в силах что-то изменить и предпринять. Будущее зияет черной пропастью, а я уже до того "отсутствую", что даже почти спокоен - равнодушие и вялость тут же заливают тоску. В общем, живу, как человек бесконечно усталый, который и самому ужасному исходу, кажется, готов радоваться, как избавлению.
__
Христос говорил скупо и конспективно, а вот апостолы и Павел - поняв, и изумившись понятому - не жалели слов, они шептали, говорили и кричали - "вот ведь что это!" Впрочем, к концу у них, наверное, появился скепсис - тогда они тоже стали мало говорить и сели за писание...