(А. А. Козлов, издательство "Знание", Москва, 1987 год)
ВВЕДЕНИЕ
Самоотверженным трудом нескольких поколений советских людей в нашей стране построено развитое социалистическое общество. "Путь, пройденный Советским Союзом за 60 лет, - отмечал Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов, - это целая эпоха. Историк, пожалуй, не знает столь стремительного взлета от состояния отсталости, бедствий и разрухи к могуществу современной великой державы с высочайшим уровнем культуры и постоянно растущим благосостоянием народа" . За прошедшие десятилетия сформировалась новая историческая общность - советский народ, успешно развивается социалистический образ жизни, что по праву отнесено в документах XXIV-XXVI съездов КПСС к числу важнейших достижений нашего общества. "Атмосфера подлинного коллективизма и товарищества, сплоченность" дружба всех наций и народов страны, которые крепнут день ото дня, нравственное здоровье, которое делает нас сильными, стойкими,- таковы яркие грани нашего образа жизни, таковы великие завоевания социализма, вошедшие в плоть и кровь нашей действительности" .
Глубокие качественные перемены привели к появлению новых тенденций в жизни советских людей. По мере продвижения к коммунизму усложняются социальные связи, возникают принципиально новые задачи. В этих условиях сама логика нашего развития выдвигает особые требования к человеку, его нравственному облику. Поэтому можно уверенно сказать, что успехи нашего дальнейшего развития во многом будут зависеть от того, насколько человек будет соответствовать данным требованиям. Особенно это касается молодежи - тех, кто сегодня учится в школах и ПТУ, техникумах и вузах, работает на предприятиях и стройках, бдительно охраняет завоевания социализма. В труде и в учебе, в неустанном напряжении сил, в активной творческой деятельности на благо общества формируется личность нашего молодого современника. И нет более почетной и ответственной задачи, чем воспитание молодежи в духе, идеалов советского образа жизни - высокой идейной убежденности, моральной стойкости, коллективизма, высокого патриотизма и интернационализма, потому что" воспитанием будущих поколений, как подчеркивал В. И. Ленин,, закрепляется все то, что завоевано революцией.
Подводя итоги, партия ставит на текущее десятилетие задачу "расширять возможности для гармоничной духовной жизни людей, доступа всего населения к культурным ценностям, обеспечить дальнейший подъем образования и культуры, усилить нравственное воспитание, развивать коммунистическое отношение к труду и общественной собственности". Вместе с тем партия ориентирует общественные науки на углубленное изучение процесса развития советского образа жизни, на тщательный анализ состояния общественного мнения. В сегодняшней практической работе с молодежью недостаточно опираться на обыденные представления и умозрительные заключения. Важно иметь точный ответ на вопросы: какова современная молодежь, каков уровень ее нравственной сформированности, каковы возможности и перспективы морального развития, что представляет собой мир потребностей современного молодого человека и какова его специфика? А поскольку формирование личности сопряжено с целым рядом сложных проблем, то необходим и ответ на вопросы, связанные с их практическим разрешением. В настоящей работе главное внимание уделено формированию разумных потребностей молодежи. В этой широко обсуждаемой сегодня проблеме отражаются многие изменения, происшедшие в нашем обществе. Успешный в целом опыт формирования личности молодого человека, гражданина и патриота, отвечающей современным требованиям, отнюдь не исключает ряда негативных моментов, трудностей, не решенных еще вопросов. На основе данных социологических исследований нам предстоит ответить на вопрос об общих закономерностях формирования потребностей, условиях и специфике этого процесса. Определенность в данных вопросах- важное условие успешности воспитательной работы с молодежью, одной" из форм которой является лекционная пропаганда.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Понятие "образ жизни" вместе с понятием "социально-экономическая формация" выступает в качестве одной из исходных категорий марксистско-ленинской социологии. В этом понятии преломляются экономические, социальные, политические, идеологические отношения; здесь находят воплощение общие закономерности развития социализма, существенные черты развитого социалистического общества, прогрессивные традиции предшествующих поколений, культура общества, потребности его граждан. Как известно, термин "образ жизни" был введен К. Марксом и Ф. Энгельсом в "Немецкой идеологии", где они четко сформировали подход, используемый ныне всеми советскими исследователями этой проблемы. "Производя необходимые им средства к жизни, люди косвенным образом производят и самоё свою материальную жизнь... Этот способ производства надо рассматривать не только с той. стороны, что он является воспроизводством физического существований индивидов. В еще большей степени, это - определенный способ деятельности данных индивидов, определенный вид их жизнедеятельности, их определенный образ жизни". Для К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина было характерно рассмотрение образа жизни как естественноисторического процесса. Ведь жизнедеятельность людей развертывается на фоне естественных природных условий и определяется, прежде всего, способом производства и распределения материальных благ, политическим строем, состоянием культуры, характерными для данного общества. Отсюда образ жизни можно определить как устойчивую, упорядоченную способом производства и социальными отношениями данного общества совокупность видов и форм жизнедеятельности людей, находящую свое выражение в повседневном труде, общественной деятельности, в быту, в сфере досуга, в нормах и типах общения и поведения, в складе мышления.
Образ жизни непосредственно связан с условиями жизни, которые по отношению к нему выступают как совокупность практически всех опосредующих и обусловливающих этот образ жизни факторов. Это материальные, социальные, политические, идеологические, духовно-нравственные, национальные, культурные, при- родно-географические условия, оказывающие непосредственное воздействие на формирование образа жизни и его специфику. Наряду с образом жизни встречаются и такие, довольно часто употребляемые понятия, как "уровень жизни", характеризующий размер и структуру материальных и духовных потребностей и представляющий количественную характеристику образа жизни; "уклад жизни", отражающий определенный порядок общественного и индивидуального бытия, быта, культуры, в рамках которого происходит сама жизнедеятельность людей; "стиль жизни", характеризующий индивидуальные особенности поведения и сознания людей; "качество жизни", по сути социологический аспект образа жизни, отражающий качественное состояние условий жизни. Вместе с понятием "образ жизни" основоположники марксизма употребляли также понятие "образ мыслей", диалектически соотнося их друг с другом, каждый раз подчеркивая различия в зависимости от разнообразных обстоятельств, естественных условий, социальной и исторической специфики, расовых различий, человеческой индивидуальности, наконец.
В буржуазном обществе способ жизнедеятельности людей определяется сущностью капиталистических общественных отношений, то есть господством эксплуататоров и подчинением эксплуатируемых, отношений, порождающих их ожесточенную и непримиримую классовую борьбу. Поэтому капиталистическое общество предстает как объективно разделенное общество; поэтому образ жизни эксплуатируемых слоев и классов объективно противоположен образу жизни классов эксплуататорских. В. И. Ленин указывал, что "у каждого общественного слоя свои "манеры жизни", свои привычки, свои склонности" . Эти манеры жизни в буржуазном обществе обусловлены той социальной ситуацией, лейтмотивом которой является идеология власть имущих. Разразившийся в западном мире самый затяжной со времени второй мировой войны кризис обострил социальные противоречия, показал несостоятельность различного рода доктрин "общества изобилия", "всеобщего благоденствия", "постиндустриального общества" и т. д., а с другой стороны, показал правильность марксистско - ленинского анализа основных противоречий и проблем этой неизлечимо больной капиталистической системы. В отличие от капиталистического общества при социализме сложился и развивается образ жизни, единый для всех классов и социальных слоев. Одной из важнейших его особенностей является усиление социальной однородности советского общества, стирание различий между классами. Это позволяет предположить, "что становление бесклассовой структуры общества в главном и основном произойдет в исторических рамках зрелого социализма" .
Социалистический образ жизни - это прежде всего образ трудовой жизни, при котором устранены коренные социальные противоположности капитализма. Вместе с тем важно подчеркнуть, что не всякий труд выражает смысл социалистического образа жизни, а лишь труд общественно полезный и социально организованный. В отличие от капитализма социализм превращает производство в сферу интересов самих масс. Это открывает путь для развития и приумножения коммунистических черт в процессе труда, которые оказывают все большее влияние на характер и содержание всей жизнедеятельности людей. Однако утверждение социалистического образа жизни не означает, что у нас нет различий в характере, укладе, стиле жизни различных слоев населения, отдельных людей. Встречаются и факты негативного, выходящего за рамки социалистического образа жизни поведения, не преодолены еще отрицательные тенденции, оказывающие тормозящее, разлагающее воздействие В этой связи следует подчеркнуть, что понятие "социалистический образ жизни" неравнозначно понятию "образ жизни при социализме", коль скоро в нашей среде встречаются черты, противоречащие предоставлениям о социалистическом образе жизни. Однако они не являются порождением нашего общественного строя и будут успешно преодолеваться государством, самими трудящимися. Образ жизни - емкое, многомерное и в то же время исторически конкретное понятие. В нем, как в призме, отражается уровень социально-классовой дифференциации общества, характерные тенденции его развития. И если определяющей тенденцией нашего общества является процесс социальной интеграции, то следует учитывать ее степень, параметры, возможности и временные перспективы. Поскольку при социализме сохраняются различия между классами, социальными слоями, нациями, между городом и деревней и т. д., постольку единый социалистический образ жизни, как справедливо отмечают многие советские исследователи, существует в конкретном и через конкретное. Подчеркивая то общее, что заключается в понятии "образ жизни", следует различать те специфические особенности, которыми характеризуется жизнедеятельность рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции, а также входящих в них групп с присущей им социальной, национальной, демографической и тому подобной спецификой. С другой стороны, поскольку жизнедеятельность предполагает наличие субъекта, а таковые субъекты многообразны - от народа до личности, то в понятии "образ жизни" находит отражение специфика жизнедеятельности как общностей (народ, классы, нации и т. д.), так и отдельных личностей. Наконец, нельзя не отметить и такой важный критерий, раскрывающий и углубляющий понятие образа жизни, как демографический. В этом случае оценка образа жизни людей осуществляется с учетом их возрастных особенностей, места и роли в социальной структуре общества, характера исполняемых функций. Учет специфики различных возрастных категорий позволяет не только существенно углубить представление об образе жизни людей в целом, но и оценить само общество, определить степень его возможностей в обеспечении прогресса жизнедеятельности составляющих его слоев и групп, их интересов и потребностей.
ПОТРЕБНОСТИ И ИХ РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Выступая одной из фундаментальных категорий в марксистско-ленинской науке о человеке, потребность является объектом изучения представителей самых различных дисциплин: философов и социологов, экономистов и психологов, юристов и педагогов. В самом общем виде под потребностью понимается состояние нужды или недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом . В марксистско-ленинской социологии потребность является объективной исторической категорией, которая определяется уровнем развития общества, господствующими в нем отношениями, а также условиями, характеризующими эти отношения. В собственно социологическом аспекте потребность выступает как стремление к потреблению ценностей, благ, как проявление нужды в предметах, состояниях, процессах, реализация которых обеспечивает сохранение или желательное изменение жизнедеятельности индивида, социальной группы, общества. Основоположники марксизма постоянно отмечали ту важную роль, которую выполняют потребности в качестве одной из основ жизнедеятельности личности и общества, подчеркивая их значение как движущей силы активности личности и развития общества. "Никто, - писали К- Маркс и Ф. Энгельс, - не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей..." . Одновременно они указывали, что "та или иная организация материальной жизни зависит, конечно, каждый раз от развившихся уже потребностей, а порождение этих потребностей, равно как и их удовлетворение, само есть исторический процесс..." .
Определяющую роль по отношению к потребностям играет общественное производство. Его роль проявляется прежде всего в том, что оно предоставляет "вещественный материал" и все, без чего немыслима человеческая жизнь. Вместе с тем. производство создает не только объект, но и субъект удовлетворения потребностей, и потому человек развивает потребности, свои социальные и духовные качества, свои способности прежде всего в процессе труда. В качестве субъекта потребности может выступать как отдельная личность, так и определенная общность людей (семья, учебный или производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). Отсюда и употребление терминов: потребности личности, групповые, классовые, общественные и тому подобные потребности. К. Маркс отмечал, что "различные потребности внутренне связаны между собой в одну естественную систему" , где подчас в необычайно сложных, причудливых сочетаниях взаимодействуют потребности высшего и низшего порядков - социальные с физическими, интеллектуальными и т. д. Их формирование и развитие, - как справедливо замечает И. В. Бестужев-Лада, - связано с действием многих факторов, они относятся к разным сферам жизнедеятельности, имеют разную интенсивность и различный характер, что создает достаточно сложные проблемы их упорядочивания и классификации. А классификация потребностей весьма сложна, и в этом смысле, пожалуй, ни одна из ныне существующих схем не может быть достаточно исчерпывающей. Так, если взять за основу классификации объект потребления, то все потребности можно подразделить на материальные (в пище, жилье, деньгах и т. д., в совокупности их качественных и количественных характеристик) и духовные (познавательные, интеллектуальные, эстетические и др.). Особым классом потребностей являются физиологические и психофизиологические, к числу которых относятся такие, как потребность в движении, отправлении физиологических функций, в мышлении, в контактах с другими людьми и т. д.
Деление потребностей на материальные и духовные достаточно условно, поскольку существует определенная взаимопревращаемость материального и духовного. Например, потребность в книгах может быть отнесена к материальным потребностям, хотя по содержанию она глубоко духовна. С другой стороны, системе потребностей соответствует система деятельности. Так, предметной, трудовой деятельности соответствует потребность в труде, в творчестве; социально - преобразовательной деятельности - потребность в общественно-политической активности; общению - потребность в общении; познавательной деятельности - познавательная потребность; художественному освоению мира - эстетическая потребность и т. д. Особую роль играют нравственные потребности, обнаруживающие себя в любом виде человеческой деятельности. В реальной жизни потребности чаще всего связаны с несколькими видами человеческой деятельности, и соответственно в каждом из видов такой деятельности может обнаружиться действие целого комплекса различных потребностей. Когда речь идет о материальных потребностях, то прежде всего подчеркивается, что они являются выражением условий материальной жизни на определенном уровне развития общества, воспроизводство которых необходимо для жизнедеятельности данного общества и его членов. В этом случае, отмечает В. В. Радаев, в категории потребности выражается сложный процесс взаимодействия общества (человека) с объективными условиями материальной жизни, процесс этот характеризуется следующими основными моментами: а) определяющим влиянием этих объективных условий на всю деятельность людей; б) приспособлением общества (человека) к существующим в данный момент условиям материальной жизни; в) включением самой человеческой деятельности в эти условия; г) активным воздействием общества (человека) на условия материальной жизни .
В отличие от материальных, -духовные потребности обладают рядом специфических отличий: а) они возникают в сознании, отражая его творческий, созидательный характер; б) им присущ относительный характер необходимости, а степень свободы в выборе средств и способов их удовлетворения значительно шире, нежели материальных; в) удовлетворение большинства духовных потребностей связано со сферой свободного времени; г) в духовной потребности связь между субъектом и объектом характеризуется определенной бескорыстностью; д) процесс удовлетворения духовных потребностей по сути своей безграничен. Пределы их развития каждый раз обусловлены исключительно конкретными возможностями общества. Духовные потребности, как и материальные, определяются уровнем развития общества, производства, характером производственных отношений, отношениями и борьбой классов, состоянием и развитием культуры, а также особенностями отдельных групп и личностей. Их существо, по справедливому замечанию Л. Н. Когана, отражает "состояние людей, побуждающее их к созданию и .освоению духовных ценностей, к деятельности в сфере культуры". В каждой из групп потребностей встречаются и так называемые нерациональные потребности (в алкоголе, наркотиках, извращенных формах потребления материальных и культурных благ). Говоря об удовлетворении материальных и значительной части физиологических потребностей, следует помнить, что они имеют определенные пределы, которые относительно точно установлены учеными и специалистами. Если недостаточно удовлетворенные потребности вызывает ощущение дискомфорта, нужды, болезненные состояния и даже могут привести к гибели, то и превышение пределов удовлетворения потребностей зачастую также вредно. К примеру, злоупотребление отдыхом, не вызванным какой - нибудь деятельностью, оказывает на личность не менее губительное влияние, чем изнурительный труд. Известно и то, что значительное превышение научно обоснованных рациональных норм, большей частью качественно меняет характер низших потребностей, превращая их в псевдо потребности. В условиях одной и той же общественной среды потребности людей не идентичны и могут существенно различаться в зависимости от конкретных условий жизни, особенностей конкретной среды. Кроме того, потребности человека в определенной степени обусловлены его способностями, склонностями, характером, темпераментом, интеллектуальным развитием. Особенно важное значение имеет связь потребностей и способностей. При всех различиях способностей людей общим для каждого человека является то, что любая его способность находит выражение в определенной потребности и сориентирована на какие-либо предметы, без которых удовлетворение потребности не представляется возможным.
Человек реализует ту или иную потребность в конкретной деятельности посредством действий. А поскольку человеческое действие имеет характер целостной структуры, постольку каждый элемент этой структуры оказывается прямо или косвенно связан с какой-либо одной или несколькими потребностями. Осознание человеком своей потребности превращает ее в интерес. Появление же интереса в свою очередь, формирует мотив поведения, вызывает побуждение к деятельности, направленной на удовлетворение потребности. В процессе мотивации человек осознает и сопоставляет объективную и субъективную стороны потребности и действия по ее удовлетворению. Понятно, что вариации соотношения объективной и субъективной сторон могут быть весьма различными и даже противоречивыми и обусловливаться действием разного рода факторов, как различным может оказаться и нравственное содержание данного процесса, что в итоге порождает действия, имеющие существенные различия у разных людей. Можно сказать, что эти различия - следствие имеющей место борьбы потребностей, в результате которой выявляется доминанта, определяющая последующие действия и их характер.
Одна из особенностей потребности заключается в том, что она всегда реальна. В противном случае ее просто не существует. Поэтому не все желания, побуждения людей могут быть оценены как потребности, если они не соответствуют реальным условиям жизни общества. "Если у меня нет денег для путешествия, - писал К. Маркс, - то у меня нет и потребности, то есть действительной и претворяющейся в действительность потребности в путешествии". Важным условием понимания механизма функционирования потребности является диалектическое соотношение двух основных моментов: с одной стороны, потребность выступает как побудительная сила деятельности, а с другой - именно деятельность способствует рождению новых потребностей. Таким образом, "...действие удовлетворения и уже приобретенное орудие удовлетворения ведут к новым потребностям". В условиях развитого социалистического общества особенна ярко проявляется сформулированный В. И. Лениным всеобщий социологический закон возвышения потребностей, существо которого сводится к следующему: каждая новая ступень в развитии производительных сил, культуры ведет за собой рост потребностей всего населения. По мере относительного насыщения потребностей одного (практически низшего) уровня активизируются потребности других, высших уровней. Чем выше уровень насыщения потребностей, тем более стремительный сдвиг происходит в структуре потребностей высшего порядка и в их отношении к потребностям низшим. Усложняется и схема отношения, что может породить проблемы большого масштаба и напряжения, подчас неожиданные. ' Научно-технический и социальный прогресс создает определенные предпосылки для развития материальных и в особенности духовных потребностей, повышает возможности их удовлетворения. Однако в условиях социалистического общества прогресс способствует развитию потребностей человека, но может подчас и затруднять его, оказывать тормозящее действие. Все это ставит перед исследователями новые задачи дальнейшего углубленного изучения данных проблем, влияния НТР на формирование и развитие социалистического образа жизни. "Нам, - подчеркивалось на XXVI съезде КПСС, - предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию нового человека. Это - одна из неотъемлемых составных частей социальной политики партии, цель которой - благо и счастье советских людей".
ЧТО ТАКОЕ РАЗУМНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ?
В последнее время тема разумных потребностей стала одной из актуальных. Ей уделяется довольно много места на страницах периодических изданий, в передачах радио и телевидения, в тематике лекториев, рассчитанных на широкую аудиторию, и в специальных курсах общественных дисциплин, читаемых сравнительно узкому кругу людей. В изучение данной темы включились социологи, психологи, этики, юристы, педагоги. Значительное число людей разных возрастов, жизненного опыта, профессионального и общественного положения сознательно или невольно вовлечены в обсуждение данной темы. А характер высказываний, суждений, острота дискуссий, глубина предлагаемых решений показывают, что это не простые вопросы, они переживаются людьми, осмысливаются в контексте нашей действительности и неразрывно связаны с проблемами развития общества. Нельзя сказать, чтобы проблема разумных потребностей относилась к разряду новых. Нет, она стара, как стар мир, как немолодо уже человечество, в лице прозорливейших своих представителей, поставившее вопрос о смысле и цели жизни. Проблематика разумных потребностей активно анализировалась основоположниками марксизма-ленинизма, находила отражение в документах ЦК КПСС и Советского правительства. Эта тема является одной из ключевых и в буржуазной науке о человеке и обществе и едва ли не важнейшей в осуществлении социальной политики государств западного мира, а следовательно - одним из центральных объектов идеологической борьбы. Для нас сегодня обращение к проблеме потребностей вызвано не только фактами отклонения отдельных молодых людей от норм социалистической морали - будь то безответственное отношение к своим обязанностям, пренебрежение к долгу, стремление жить за счет общества, ничего ему не отдавая взамен, отклоняющееся поведение или замыкание в узком мирке собственных эгоистических интересов. Сразу же отметим, что подобные факты вызывают обоснованную тревогу и в отношении к ним проявляются прежде всего гражданские чувства советских людей, абсолютное большинство которых не только критически оценивают эти факты, но и стремятся к их искоренению из нашей жизни.
Главное заключается не в этих фактах. Дело в том, что наше общество быстро и уверенно вышло на новый уровень своего развития; это нашло отражение в материальной, производственной, политической, идеологической, социальной, культурной и других областях нашей жизни. Соответственно и многие проблемы определенным образом видоизменились, а некоторые из них стали играть другую роль. Эти изменения охватили все без исключения стороны жизнедеятельности людей, породили глубокие качественные и количественные изменения, далеко выходящие по своим следствиям за рамки одного поколения. И темп этих изменений все нарастает. Как отмечалось в документах XXVI съезда КПСС, только с 1971 по 1980 год валовой общественный продукт вырос на 167%; ресурсы национального дохода, направленные на потребление и непроизводственное строительство, - на 162%; розничный товарооборот - на 170%; общественные фонды потребления - на 182%". Только в 70-е годы на осуществление общегосударственных мероприятий по повышению заработной платы, пенсий, пособий и т. д. было выделено 32 млрд. рублей. Показатели среднемесячной заработной платы превысили в 1980 году 168 рублей и увеличились по сравнению с 1970 годом почти в 1,4 раза. В результате за 70-е годы число семей, где на человека приходится свыше ста рублей в месяц, возросло почти в три раза. Почти в два раза расширилось производство товаров народного потребления. В 70-е годы построены жилые дома, площадь которых превышает весь городской жилищный фонд начала 60-х годов. В результате около 80% городского населения страны живет в отдельных квартирах. "И каждое такое мероприятие, - говорилось в Отчетном докладе ЦК КПСС XXVI съезду, - это реальный, весомый сдвиг на главном для нас направлении - сделать лучше жизнь советских людей" .
Одновременно стремительно рос образовательный и культурный уровень советских людей, чему КПСС и Советское правительство всегда уделяли неослабное внимание. Одним из важнейших моментов этого процесса является создание реальных возможностей для личности участвовать в деятельности по реализации общественной потребности, что и обеспечивает эффективный перевод общественной потребности на уровень индивидуального сознания. На характер социокультурной деятельности оказывает существенное влияние финансирование ее через общественные фонды потребления, а также возрастающие масштабы такого финансирования. Так, только с 1965 по 1979 год расходы на образование возросли с 14,1 млрд. руб. до 30,4 млрд. руб., то есть более чем в l 2 раза. Если принять показатель уровня дохода на душу населения в 1940 году за 100 процентов, то в 1980 году он был равен уже 581 проценту. Бесплатность всех видов образования, многих видов культурного обслуживания, несравненно более низкая, чем на Западе, стоимость книг, газет, журналов, билетов в театры и кино, переключение части средств на удовлетворение духовных потребностей, - все это стимулирует развитие людей независимо от их места в производстве, количества и качества затраченного труда, семейного бюджета. С другой стороны, нельзя не обратить внимание на рост удельного веса расходов, связанных с духовными запросами людей. По подсчетам экономистов, доля этих расходов в бюджете советских людей за последние десять лет увеличилась в 2,5 раза и составила в среднем около 20% от всех расходов семьи, а уже к 1990 году ориентировочно составит около 25 %. И не удивительно, что советские люди больше других в мире читают, причем среди читаемой литературы высок удельный вес отечественной и зарубежной классики. Они чаще посещают кинотеатры. Так, на каждого человека в нашей стране в год приходится 18 кинопосещений, что втрое больше, чем в США, в шесть раз больше, чем в Англии и Франции, в девять раз больше, чем в ФРГ. Ежегодное число посетителей музеев составляет в Советском Союзе примерно половину его населения, а театров и концертов - превышает общую численность населения. Таким образом, характерная особенность социалистического образа жизни заключается в том, что в его условиях абсолютное большинство людей находит материальным благам духовное применение. Эти блага не становятся самоцелью, а создают необходимые условия для "свободного всестороннего развития всех членов общества".
Вместе с тем быстрый процесс повышения материального и культурного уровня народа нашел соответствующее отражение и в развитии структуры потребностей: в результате весьма быстрого во времени насыщения низших потребностей (в жилище, продуктах питания, в одежде, в чем еще не так давно ощущалась вполне реальная нужда) наметился сдвиг как в структуре высших потребностей, так и в структуре потребностей в целом. Важным условием для понимания происшедших перемен является конкретно - исторический подход к проблеме. Здесь, прежде всего, следует отметить низкий исходный уровень, как материальный, так и культурный, а также огромные различия между регионами страны, целыми народами, которые существовали в преддверии Великого Октября и после окончания гражданской войны. Так, в 1906 году один из журналов предсказывал, что всеобщая грамотность будет достигнута в европейской части России только через 120 лет, на Кавказе и в Сибири - через 430 лет, в Туркестане-через 4600 лет. В 1914 году В. И. Ленин с горечью писал: "Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, - такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России". В то же время практика социалистического строительства в нашей стране дала пример, когда в условиях разрухи и голода первых лет Советской власти, когда, казалось бы, не могло быть и речи о каком-либо существенном скачке в развитии общества, когда даже самые дерзкие мыслители Запада видели "Россию во мгле", под руководством ленинской партии большевиков миллионы советских людей включились в процесс экономического и культурного строительства, где решение самых насущных задач удовлетворения элементарных человеческих потребностей неразрывно шло с процессом развития высших потребностей огромного большинства населения.
В силу целого ряда обстоятельств низкий исходный уровень материальной жизни трудящихся, несмотря на разительные достижения, сохранялся на протяжении последующих лет. Люди сознательно шли на жертвы и лишения ради ликвидации экономической отсталости, укрепления обороноспособности страны. Однако общая тенденция развития их потребностей не только сохранялась, но и упрочивалась. В ходе этого грандиозного социального эксперимента было доказано, что взаимосвязь потребностей и общая закономерность их развития "от низших к высшим" дополняется и усложняется автономными по характеру особенностями развития каждой из основных групп потребностей, имеющих специфику в условиях социалистического общества. Для понимания сути проблемы формирования разумных потребностей важно также иметь в виду, что непосредственные результаты происшедших в нашем обществе перемен в большей части сказались приблизительно на двух последних поколениях, которые в значительной мере ощутили плоды созидательной деятельности предшествующих поколений. Из этих двух поколений старшее находится в работоспособном возрасте, а младшее готовится к вступлению в самостоятельную жизнь. Бок о бок с ними живут и трудятся представители более старших поколений, прошедшие суровую жизненную школу, обладающие несравненно большим опытом, несущие в себе специфические, вызванные конкретными условиями взгляды, установки, ориентации. Поэтому формирование разумных потребностей следует рассматривать и с точки зрения преемственности поколений.
Важным фактором, обусловливающим определенные различия в отношении людей к проблеме разумных потребностей, являются различия в материальном, образовательном, культурном уровнях, за которыми стоит не только формальное положение человека в обществе, но и его уровень социального и нравственного развития. Ведь каждый человек является членом определенного общества, он входит в какой-то класс, социальную группу, и его потребности носят отпечаток данной социальной среды. Итак, говоря о развитии нашего общества, следует подчеркнуть, что, во-первых, выход на существующий ныне уровень произошел в относительно короткий временной интервал; во-вторых,, не во всех областях жизни данный переход осуществлялся и осуществляется равномерно, что не может не породить противоречий; в-третьих, разрешение целого ряда насущных проблем материального и культурного порядка освободило место для иных, ранее не очень заметных и ощутимых проблем; в-четвертых, быстрое изменение условий жизни и деятельности людей привело к известным противоречиям в общественном и индивидуальном сознании, связанным с оценкой этих условий разными людьми, а также с формами и способами освоения новых возможностей. Оценивая эти сдвиги и противоречия, нельзя не сказать, что, в целом соответствуя социальным требованиям, формы и методы общественного воспитания не во всем поспевали за изменяющейся действительностью, как и сама система воспитания не всегда обнаруживала нужную оперативность, мобильность, а также глубокую теоретическую и методическую проработку возникающих проблем.
В материалах XXVI съезда КПСС подчеркивается, что сегодня "мы располагаем большими материальными и духовными возможностями для все более полного развития личности и будем наращивать их впредь. Но важно вместе с тем, чтобы каждый человек умел ими разумно пользоваться. А это, в конечном счете, зависит от того, каковы интересы, потребности личности". Но что значит "разумно пользоваться" материальными и духовными благами, что включает в себя понятие "разумные потребности", каковы критерии "разумности", наконец, в чем заключается современная специфика формирования разумных потребностей у различных людей и в особенности у молодежи? Отвечая на эти вопросы, необходимо иметь в виду, что, во-первых, разумность потребностей, в особенности материальных, не ограничивается только узко материальными установками личности, а отражает сущность ее жизнедеятельности, всего социально-культурного и нравственного развития в целом; во-вторых, разумность потребностей лишь в определенной степени устанавливается в количественных показателях, которые в данном случае играют лишь вспомогательную роль. Приоритет здесь принадлежит показателям качественным; в-третьих, разумность потребностей в современных условиях обязательно настраивает человека на известное самоограничение.
Что же касается критерия разумности, то здесь в первую очередь следует отметить, что это конкретно-историческое понятие, в котором отражается определенный уровень развития общества, его реальные возможности. Как справедливо отмечают многие исследователи, разумность должна включать в себя достаточно строгие представления о "необходимом" и "сверхнеобходимом". Согласно К. Марксу, к необходимому следует относить "привычно необходимый предмет потребления", признаваемый таковым большинством, причем нужно учитывать, что "...в определенной стране, в определенный период... круг этих необходимых жизненных средств есть величина данная". Критерий разумности вырабатывался в течение весьма значительного времени человеческой практики, находя отражение в человеческой морали. Существо этих моральных представлений сводится к пониманию разумного как идущего на благо человека в согласовании с требованиями честности, справедливости, трудолюбия и т. д. Все это можно легко заметить в устном народном творчестве. Однако общечеловеческая мораль не является абсолютным критерием разумного и существенно корректируется понятием классового. И если в буржуазном обществе общечеловеческое и классовое в трактовке разумного могут существенно расходиться, ибо неизбежно подгоняются под интересы имущих классов, то в условиях коммунистической формации эти два понятия совпадают, поскольку гармоническое развитие личности при социализме является целью общественного производства, насущной общественной потребностью. Говоря иными словами, критерий разумности потребностей при социализме заключен в самом человеке, удовлетворение многообразных и растущих потребностей которого служит всестороннему и гармоническому развитию личности.
В свою очередь, социалистическое общество выступает определенным регулятором и требует согласования индивидуальных потребностей с общественными в интересах развития самого общества. В этом соотношении индивидуальное не противопоставляется общественному, не подавляет его, как это пытаются представить буржуазные критики социализма. Удовлетворяя потребности людей, пишет Н. Н. Михайлов, совершенствуя их структуру и уровень, социализм открывает новые возможности для всестороннего развития личности и тем самым развивает потенциал ее способностей, которые будут отданы на благо общества. Так достигается воплощение подлинно гуманистического принципа: "Общества - человеку, человек - обществу". В условиях социалистического общества существуют установленные пределы материальных возможностей, определяемые ключевым принципом распределения "от каждого по способностям - каждому по труду", а поэтому степень разумности потребностей может быть установлена, во-первых, соотнесением потребностей человека с экономическими и социальными возможностями общества; во-вторых, соотнесением этих потребностей с личным трудовым вкладом, со своими способностями, с тем положением, которое личность занимает в обществе, и, в-третьих, направленностью потребностей на развитие духовных и физических сил человека .
При этом следует учитывать, что если в сфере материального потребления данные зависимости расшифровываются достаточно определенно, то в сфере потребления духовного они выражены гораздо сложнее и в значительной мере зависят от общей направленности личности, уровня ее культуры, структуры и содержания социальной активности. Общество в лице своих институтов осуществляет прямой и косвенный контроль над потребностями и активно воздействует на процесс их формирования, используя возможности общественного мнения, права, одобряя или осуждая соответствующие типы потребления исходя из интересов общего блага.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗУМНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Формирование потребностей молодежи, умения сознательно управлять ими - чрезвычайно сложный и неоднозначный процесс, обусловленный действием множества разного рода прямых и косвенных факторов, в совокупности представляющих определенную систему, своими корнями уходящую в социально-экономические отношения данного общества, его образ жизни. Конечно, следует учитывать специфику и историческую определенность выполняемых каждым поколением задач. В качестве основы здесь, прежде всего, подразумеваются социальные задачи поколения и общие условия формирования личности. "Люди сами делают свою историю, - подчеркивал К. Маркс, - но они ее делают не так, как им вздумается, при обстоятельствах, которые не сами они выбрали, а которые непосредственно имеются налицо, даны им и перешли от прошлого". Включаясь в жизнь общества, каждое поколение застает его образ жизни на определенном этапе развития, отталкивается в своем движении от определенных обстоятельств и руководствуется нормами, традициями, идеалами, выработанными предыдущими поколениями. Вместе с тем молодое поколение не только усваивает существующие нормы, но, в чем-то отличаясь от поколений предыдущих, эти нормы своеобразно перерабатывает. Протекание этого сложного процесса во многом обусловлено системой общественного воспитания. Таким образом, структура потребностей каждого молодого поколения, равно как и отношение молодых людей к этим потребностям достаточно точно характеризует образ жизни общества в целом, а также возможности и перспективы его развития.
При характеристике факторов, влияющих на формирование разумных потребностей личности, следует подразделять их на общие, специфические и индивидуально- личностные. Общие факторы - это такие, которые воздействуют на абсолютное большинство людей. К их числу, во-первых, следует отнести направляющую и руководящую роль Коммунистической партии по формированию гармонически развитой личности; во-вторых, фактор материального и культурного благосостояния советских людей, создающий благоприятные возможности для обеспечения всестороннего развития личности, удовлетворения ее многообразных и растущих потребностей. В-третьих, воздействие на структуру потребностей системы образования. Это воздействие отличается от того, каким оно было 3-4 десятилетия тому назад. Развитие научно-технического прогресса потребовало не только удлинения сроков обучения, но и сделало эти сроки обязательными для всех молодых людей. Сегодня обязательным является десятилетнее, а фактически одиннадцатилетнее (с учетом нулевого класса) образование. А это не что иное, как увеличение жизненно- подготовительного цикла и одновременно отдаление времени вступления юношей и девушек в самостоятельную жизнь. Вместе с тем процесс жизнедеятельности молодежи усложнился качественно как в сфере подготовки к будущей деятельности, так и в сфере самой деятельности. Ощутимо повышаются требования к нравственным, деловым, интеллектуальным качествам личности, к уровню ее культуры, способности регулировать и контролировать свое поведение, творчески подходить к решению общественных и производственных задач. В-четвертых, на образ жизни молодежи, формирование ее потребностей определенный отпечаток накладывают, с одной стороны, растущие темпы урбанизации, приобщение значительного количества людей к условиям городской жизни. Растет доля городского населения в стране. Только за последние тридцать лет оно увеличилось белее чем в два с половиной раза. С другой стороны, кардинальные меры партии и правительства по оптимизации сельского хозяйства приводят к заметному изменению образа жизни сельского населения, внося новые элементы в жизнь сельской молодежи, отчасти сближая ее образ жизни с городским, а отчасти придавая ему новые специфически сельские черты. В-пятых, нельзя обойти и такой важный момент, как изменение демографической ситуации. Со времени окончания Великой Отечественной войны прошло 38 лет. За это время в целом восстановилась демографическая структура населения страны. В результате большинство детей растут в окружении двух, а иногда и трех поколений ближайших родственников, что создает обстановку для более качественного воспитания в семье, передачи опыта от поколения к поколению. В-шестых, заметно выросла сеть институтов, которые наряду с семьей принимают участие в работе с молодежью (клубы, дворцы культуры, система физкультурного и спортивного воспитания, средства массовой информации и т. д.).
Вторая группа факторов специфична по своему воздействию и необязательна для всех молодых людей, а только для довольно больших групп молодежи. Это прежде всего факторы региональные, географические, национальные. Проживание в различных типах городов (больших и малых), в разных климатических поясах страны (север или юг, Сибирь, Средняя Азия или Кавказ), наконец, принадлежность человека к той или иной нации или народности с присущими ей культурно-историческими особенностями неизбежно накладывают свой отпечаток па процесс формирования потребностей молодежи, придают им определенный колорит и своеобразие. Ко второй группе факторов относится также воздействие семейного воспитания. Различия здесь определяются не только социальным статусом родителей, их профессией, но и такими параметрами, как степень сплоченности семьи, дружба и взаимопонимание в этой основной ячейке нашего общества, культурные ориентации, общественная активность членов семьи, их педагогическое мастерство. Наконец, семьи различаются по числу детей, бывают полными и неполными и т. д.
Третья группа факторов - это те, которые отражают или определяют индивидуальность личности (пол, возраст, направленность интересов, состояние здоровья и т. д.). Соединение демографических и социально-психологических характеристик в данном случае объясняется тем, что принадлежность к определенному полу дает вполне конкретное осознание себя как индивидуальности и в зависимости от возраста и иных характеристик обусловливает различия в структуре потребностей, ориентации человека. Никто не будет отрицать, что структура потребностей девочки (будущей женщины, матери) отличается от потребностей мальчика (будущего мужчины, отца, защитника Родины). За этими и другими моментами стоят потребности в определенном поведении, отношении к ряду жизненных ценностей и т. д.
Перечисленные факторы в условиях развитого социалистического общества оказывают в целом положительное влияние на формирование разумных потребностей молодежи, ее образ жизни в целом. Однако действие это неоднозначно в каждом конкретном случае. Дело в том, что само развитие условий существования и жизнедеятельности людей не лишено противоречий и сложных проблем. Причем подчас положительные изменения в жизни людей могут породить совсем не однозначные тенденции и потребовать оперативных управленческих и воспитательных усилий для их направления в должное русло.
Кроме того, в социальной области, и это особенно важно, не может быть абсолютно и однозначно положительных сдвигов. В силу чрезвычайной сложности общественной жизни, процессов, ее отражающих, практически любой положительный сдвиг или перемена имеет одним из своих следствий и определенный негативный эффект, пусть даже слабо выраженный и затрагивающий сравнительно небольшие группы людей. А это, в свою очередь, требует самого тщательного изучения социальных процессов в любой из сфер и высокой оперативности системы общественного воздействия. Говоря об особенностях формирования разумных потребностей молодежи, следует выделить два существенных момента. Во-первых, оценка формирующихся потребностей с точки зрения их разумности ни в коей мере не означает ограничение проблематики разбором каких-либо отдельных элементов структуры личности, выделение и обособление одной или нескольких потребностей и уж ни в коем случае не замыкание в круге вопросов материального потребления. Более того, такой подход был бы сугубо ошибочным. К примеру, говоря о негативных аспектах потребления духовных ценностей (музыки, литературы и т. д.), нельзя ограничиваться только проблематикой формирования эстетических потребностей, хотя их возрастающая роль не вызывает сомнений. Как справедливо замечает А. Г. Харчев, "чем выше эстетическая культура человека, тем полнее раскрывается перед ним художественное, нравственное, идейно-политическое содержание духовных ценностей, тем сильнее их воспитательно-идеологическая действенность" .
Если мы и отмечаем какие-либо негативные моменты, факты, поступки молодых людей, то всегда должны помнить, что за ними стоит формирующаяся личность во всей своей целостности, структура потребностей которой испытывает отрицательное воздействие извне или уже поражена своеобразным недугом в каком-то одном или нескольких звеньях. Подобное поражение прямо или косвенно неизбежно затрагивает и остальные структуры личности, являясь своеобразным итогом происшедших под воздействием внешних, в первую очередь, условий, но и с учетом присущих этой личности индивидуальных особенностей, изменений, будь то семейная ситуация или просчеты воспитания в конкретном коллективе или иных факторов, под влиянием которых развитие структуры потребностей личности может выйти за рамки нормы, способствовать трансформации потребностей в неразумные, губительные для ее последующего развития.
Но, с другой стороны, не следует забывать, что любая личность обладает и солидным "запасом прочности", обеспеченным всем предыдущим усвоением ею позитивных норм и принципов, что обязательно следует учитывать при планировании и осуществлении воспитательного воздействия. Залогом успешной работы является здоровый характер нашего образа жизни. Следовательно, за понятием "разумные потребности" всегда стоит целостная личность, весь процесс ее формирования и развития в совокупности с условиями, в которых этот процесс осуществляется, а степень разумности потребностей отражает уровень социальной и нравственной зрелости личности и в определенной мере качество процесса формирования личности. Во-вторых, оценивая процесс формирования разумных потребностей молодежи, следует обязательно отметить, что для абсолютного большинства учащихся молодых людей в течение длительного времени характерно существенное преобладание потребления над отдачей. То есть молодой человек в этот период своей жизни объективно выступает как потребитель. В данном дисбалансе отражается сущность жизненно-подготовительной функции учащейся молодежи. Действительно, с первого дня жизни ребенок усиленно потребляет - потребляет душевную и физическую энергию родителей и воспитателей, семейные и государственные материальные средства (и немалые). И все это для того, чтобы по прошествии определенного времени стать полноценным гражданином общества. Не вдаваясь в существо данного процесса, заметим, что интенсивность потребления, являющаяся своего рода закономерностью, еще не обусловливает однозначного характера и результатов данного процесса, который в зависимости от многих факторов может быть активным или пассивным, а по конечным результатам - позитивным или негативным. Таким образом, специфика позиции молодого человека в жизненно-подготовительном периоде - преимущественное потребление со всеми исходящими из этого следствиями.
Вместе с тем период формирования личности характеризуется и постоянным нарастанием отдачи. Это, прежде всего, различного рода трудовой вклад учащихся школ, техникумов, ПТУ, студентов вузов в решение государственных задач (участие в субботниках, сезонных сельскохозяйственных работах, работа в школьных и студенческих стройотрядах, производство продукции в период трудового обучения, индивидуальная подработка, наконец). Немалую роль играют и различные творческие объединения учащейся молодежи. Для данного процесса характерна одна особенность: отдача, почти не обнаруживая себя в детстве, четко обозначается на последних этапах юности, когда молодой человек переходит рубеж 16-летия. Но только с началом самостоятельной жизни доминантой становится отдача своих сил, знаний, умений на благо общества. Понятно, что и формирование разумных потребностей протекает у сегодняшней молодежи несколько отличным образом, чем у предыдущих поколений. Известная ограниченность социальной и особенно самостоятельной трудовой практики, относительная замкнутость преимущественно в коллективах сверстников, изучение жизни, а не полноправное участие в ней, значительная зависимость от взрослых и т. п., с одной стороны, а с другой - заметная физическая взрослость, помноженная на возрастающую автономию от семьи, - все это характерные штрихи к портрету современного молодого человека, вступающего в жизнь. Указанные моменты неизбежно отражаются в структуре потребностей современной молодежи, в которой причудливо, а подчас и противоречиво сочетаются, с одной стороны, детско-юношеские, если так можно сказать, потребности, сформировавшиеся в определенных условиях жизнедеятельности молодого человека, на конкретном этапе его развития, а с другой стороны, набирающие силу потребности взрослого человека, которым по прошествии короткого срока суждено стать доминирующими. Иными словами, этот сложный переходный период в формировании личности можно заключить в рамки следующей формулы: вместе с взрослением личности "взрослеет" и структура ее потребностей.
В данной ситуации огромную роль играет совокупность факторов воспитательного воздействия, тех институтов общества, в которые включены молодые люди, и тех, которые оказывают на них непосредственное воздействие (семья, система образования, общественно-политические организации молодежи, творческие и спортивные объединения, средства массовой информации). Именно они обеспечивают соответствие процесса формирования личности, ее потребностей общественно значимым требованиям, конструируют и реализуют структуру жизнедеятельности молодого человека, определяют его моральный облик на фундаменте общественной активности.
ЗНАЧЕНИЕ ТРУДА В ФОРМИРОВАНИИ РАЗУМНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ
"Обязанность и дело чести каждого способного к труду гражданина! СССР - добросовестный труд в избранной им области' общественно полезной деятельности, соблюдение трудовой дисциплины. Уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества" . Закрепленное в Конституции СССР положение подчеркивает одну из важнейших черт социалистического образа жизни как образа трудовой жизни. Составляя, по мнению классиков марксизма, не только "первое основное условие всей человеческой жизни", но и "выражение жизни и утверждение жизни", "жизненное проявление рабочего", "образ жизни индивидов", труд непосредственно служит сферой реализации и развития способностей человеческой личности, "игрой физических и интеллектуальных сил-", "положительной творческой деятельностью". Индивид, подчеркивал К. Маркс, "при нормальном состоянии своего здоровья, силы, бодрости, искусства, ловкости испытывает... потребность в нормальной порции труда и в прекращении покоя..." . Вместе с тем важно отметить, что не всякий труд выражает смысл социалистического образа жизни, а лишь труд общественно полезный и социально организованный. В отличие от капитализма социализм превращает производство в сферу интересов самих масс. Это открывает путь для развития и приумножения коммунистических черт в процессе труда, которые оказывают все большее влияние на характер и содержание всей жизнедеятельности людей. Отсюда борьба за утверждение коммунистического образа жизни - это прежде всего борьба за утверждение коммунистического отношения к труду.
Такое важное место труда в нашем обществе нашло отражение и в структуре коммунистического воспитания молодежи, где труду вместе с идейно-политическим и нравственным воспитанием отводится главенствующая роль. Трудовая направленность жизнедеятельности ярко проявляется на каждом из этапов развития личности. В раннем возрасте - это включение в сферу домашнего труда, подготовка к учебе в школе. Существо этого этапа составляет приобщение ребенка к наиболее простым формам участия в жизни окружающих его людей, освоение опыта, выработка ряда фундаментальных качеств, среди которых главное место принадлежит трудолюбию. Впоследствии наступает период более сложной и серьезной деятельности - учения. Наряду с усвоением целесообразных приемов и действий, направленных на овладение определенной суммой знаний, выработкой необходимых умений и навыков, школьники проходят последовательные циклы трудового обучения и постепенно включаются в трудовую практику. Наряду с этим они участвуют и в других видах общественно полезного труда (субботники, сезонные сельхозработы и т. п.). Многогранной и сложной является трудовая деятельность молодежи, учащейся в техникумах и вузах страны. Это учебный процесс, научно-исследовательская работа, участие в стройотрядах, сезонных сельхозработах, субботниках и т. д. Эти особенности были отмечены на Всесоюзном слете студентов, где говорилось, что студенческая пора - это не просто подготовка к завтрашнему дню, не просто ожидание его. Это уже сегодня - яркая содержательная жизнь, активная общественная работа. В рамках этой системы деятельности формируются трудовая психология и трудовая мораль социалистической личности, в которой в значительной степени отражаются набор и структура потребностей молодых людей, степень их разумности. Эти потребности являются едва ли не главными критериями оценки эффективности данной системы на каждом из этапов формирования личности. С другой стороны, степень действенности данной системы трудовой подготовки и воспитания личности необходимо оценивать и с учетом негативных элементов сознания и поведения молодых людей. Особенно важна такая оценка в детском и подростковом возрасте. Многое здесь зависит от того, в какой мере и как конкретно готовится молодой человек к взрослой, самостоятельной жизни и является ли эта подготовка эффективным вхождением во взрослую жизнь. Такое, на первый взгляд, разведение взаимосвязанных понятий может показаться странным. Но одно дело их логическая взаимосвязь, а другое - отражение этой взаимосвязи на практике.
Анализ писем старшеклассников и студентов, опубликованных "Комсомольской правдой" за последние несколько лет, позволяет говорить о том, что вышеназванное расхождение не случайный момент. "Мне двадцать лет, - пишет в газету молодой человек. - Не могу избавиться от ощущения, что, прожив четвертую часть своей жизни, на самом деле не жил, а существовал, готовясь к чему-то, что ждет меня завтра". Это высказывание довольно типично и отражает мнение значительного числа школьников и студентов. А с другой стороны, сами взрослые (родители, учителя), говоря об этих 9- 10 - классниках, зачастую называют их детьми. Если вдуматься в суть этих слов, то за ними стоят не только любовь, но и реальное положение самих молодых людей, которые, несмотря на физическое развитие, во многом остаются в положении детей. В последние годы даже термин появился - "несовершенновзрослые". Тревожно и то, что такого рода понятия иногда используются для оправдания имеющих место просчетов в работе с молодежью. Вспомним дискуссию в "Комсомольской правде", когда обсуждался неординарный случай: в 13 лет бакинец Костя Славин стал студентом медицинского института. Среди высказываний читаем: <Сейчас Косте 13. Прибавим 6 лет учебы - 19. Хорошо, если он поступит в аспирантуру или ординатуру, это еще два-три года. А если решит стать практикующим врачом? Выдержит ли его психика, его неокрепшая нервная система такую огромную психофизическую нагрузку..." и т. д.
Но, во-первых, уже в 18 лет, а это следует из любого учебника психологии, формирование личности с точки зрения психофизиологической полностью закончено, а потому и сам вопрос снимается. В 18-19 лет наши ребята участвуют в крупнейших стройках века, выполняют свой интернациональный долг по защите дружественных стран. А во-вторых, не является ли подобное высказывание (а его тоже можно отнести к типичным) своего рода удовлетворительной констатацией задержки развития молодых людей? А они уже далеко не дети. И исследования последних двух десятков лет это убедительно показали. Вошедший в наш обиход термин "акселерация" (то есть несоответствие физического и гражданского созревания молодых людей) не столь уж абстрактен. Это, прежде всего, тревожное напоминание о том, что в течение последних двадцати лет процесс развития части молодежи в известной степени выходит из-под контроля, ибо подобное несоответствие ни в коем случае не может характеризоваться как естественное и нормальное. И что самое главное, за два с лишним десятка лет проблема акселерации так и не разрешена в своих основных моментах. Но как решать эту проблему? Думается, что прежде всего необходимо исходить из сближения этих разошедшихся параметров (физических и нравственно-гражданских) через нахождение разумного соотношения основных видов деятельности (учебной, трудовой, общественной, социокультурной, семейно-бытовой). Как справедливо отмечает С. Г. Вершловский, "как бы ни совершенствовалась система образования (общего или профессионального), она не способна подготовить молодежь к реальной жизни в такой степени, чтобы без всяких затруднений был усвоен весь комплекс функций взрослого человека. Процесс этот начинается в школе, но оценку готовности дает только самостоятельная деятельность". Огромную роль в процессе взросления молодежи, кристаллизации ее потребностей играет целенаправленный производительный труд. "Труд, - как отмечала Н. К- Крупская, - имеет громадное организующее начало, но только при условии, что этот труд кому-то нужен, труд производительный". Такой труд способен сбалансировать динамичную структуру потребностей и в значительной мере избавить многих ребят от хорошо известных и совсем не безопасных, а по сути дела, совсем не детских игр во взрослость.
Недавно в "Комсомольской правде" рассказывалось о новоявленных "фирмачах" из 7-го Б, которые увлеченно фантазируют о том, что они директора фирм (как на Западе), придумывая этим фирмам эффектные названия "Део", "Ламарк" и др. В ходу бумажные (игрушечные) деньги, счета и прочий реквизит. Итак, детская игра? Но ведь совсем не детский исход рождается на такой почве. И вот уже ходит по рукам несовершенновзрослых совсем взрослый прейскурант, где указано, что за 40-80 рублей можно приобрести диски, кассеты с музыкой, а за еще более высокую сумму импортную записывающую аппаратуру, стерео проигрыватели и другие вещи. Вопрос - на чьи деньги? Конечно, на папины и мамины, ибо этим молодым "бизнесменам" неведомо, к сожалению, как добывается трудовой рубль, а вот некоторые понятия о "красивой жизни" в их сознании уже четко запечатлены. Вся эта затея отдает элементарной спекуляцией, а придуманные фирмы - скорее тренинг для такого рода деятельности, не согласующейся ни с законом, ни с нормами советского образа жизни.
Говоря об этих не придуманных фактах, трудно удержаться от нелестного высказывания в адрес организаторов нашей легкой промышленности. Но ведь затронутый вопрос имеет и серьезную нравственную прокладку. И очень точно этот нравственный аспект увидели сами молодые люди, прежде всего те, кто успел поработать: "Деловые люди из 7-го Б, играющие в бизнесменов и фирмачей, - пишет Лена С. из Белгорода, - кажутся мне вовсе не деловыми, а пустыми и глупыми" . Не исключено, что все это пройдет, даже наверняка пройдет. Но все-таки обидно и больно, что в 13 лет эти юные головы забиты чепухой. А может в структуре формирующихся потребностей уже появились трещинки? Но тогда некоторых из них ожидает безрадостная перспектива , подобная судьбе Сереги Блинова - директора фабрики из романа Ильи Штермлера "Универмаг", живущего не в ладах с совестью и законом и начинавшего свою карьеру еще в юности со скромных операций с жевательной резинкой. Интересно и другое. Ведь эти ребята, как, пожалуй, абсолютное большинство, не играют скажем в завод - он за забором, за семью печатями, и туда по молодости лет вход воспрещен. Разве что на экскурсию сведут. А ведь есть сегодня и школы и заводы, всерьез приобщающие учащуюся молодежь к труду, активно использующие наследие А. С. Макаренко. И прежде всего это "Чайка", которую бессменно возглавляет Валентин Федорович Карманов, предприятие, являющееся, как отмечалось на последнем Пленуме ЦК. ВЛКСМ, перспективной моделью трудового формирования личности. И время, когда такие предприятия станут обыденным явлением, уже не за горами.
Социологические исследования показывают, что трудовая направленность личности, подкрепляемая хотя бы небольшой, но настоящей трудовой практикой (а ведь это практика прежде всего социальная), весьма положительно сказывается на формирующихся потребностях. Потребность в производительном, общественно полезном труде выступает как системообразующий фактор, выравнивает, выправляет динамично и в определенной мере спонтанно развивающиеся потребности молодого человека, придает им более строгий, сбалансированный характер, отвечающий общественно значимым требованиям. На практике это выражается в определенной взрослости молодых людей, уверенности в своих силах, в серьезном отношении к жизни, к выбору профессии, вырабатывает принципиальность в оценке антиобщественных явлений, высокую в целом социальную активность. И адаптация этих молодых людей ко взрослой самостоятельной жизни идет гораздо быстрее и качественнее. И наоборот, несформированность главной потребности порождает определенную дисгармонию потребностей в целом, тесно связана с замедленным социально-нравственным развитием, общей жизненной неопределенностью, сниженными показателями социальной активности, а зачастую и с пьянством, аморальностью, идейной нестойкостью. Именно здесь зарождаются характерные типы молодых людей, у которых, как отмечалось на XXVI съезде КПСС, "...образованность и информированность подчас уживаются с политической наивностью, а профессиональная подготовленность - с недостаточно ответственным отношением к труду". В этих условиях чаще всего проявляет себя активный потребитель, для которого потребление - самоцель. Поэтому, каждый раз встречаясь с отклонениями в сознании или поведении конкретных молодых людей, с деформацией структуры их потребностей, следует определить главную взаимосвязь - с недостаточной сформированностью в их сознании трудовой морали.
В исследовании, проведенном социологами НИИКСИ Ленинградского государственного университета в 18 вузах страны, было в частности, выяснено, что сформированность целей и идеалов в сознании у студентов, отличающихся высоким уровнем развития нравственно - деловых качеств (духовно более развитых) примерно в 3,5 раза выше, чем у тех студентов, нравственно деловые ( духовное развитие) качества и трудовую активность которых можно определить как слаборазвитые. Оценивая ситуацию, когда некоторые люди обращаются к перекупщикам и спекулянтам, для того чтобы приобрести дефицитные вещи, 73,1% студентов с высоким уровнем развития трудовой активности прямо заявили, что такие действия являются безнравственными по своему характеру, тогда как среди их коллег с невысоким уровнем трудовой активности таковых только 12,8% ( Вот почему в СССР в 80 - е годы 20 века на сторону внутренних врагов русского народа и Запада встала самая низко развитая в духовном плане часть советской молодежи, которая не только не уважала труд и не любила честно работать, но и не считала предательство Родины преступлением, если за это хорошо платят. Именно такая низко развитая в духовном плане советская молодежь и стала основой тех бандитских формирований, которые терроризировали население страны социализма и создавали хаос в обществе. За эту "работу" примитивно развитые советские молодые граждане, невольно принявшие активное участие в уничтожении Советского Союза в 80 - е годы, получали от западных спецслужб уже не импортные тряпки для спекуляции ими среди населения страны социализма, а доллары, заработанные на предательстве своей Родины и продаже русского народа в рабство Западу. Вот к чему привели в итоге "невинные" пробелы в воспитании советской молодежи со стороны государства и, особенно, семьи. Совсем не случайно именно в 70 - 80 - е годы 20 века в советском обществе имела широкое распространение "мудрость", которая утверждала, что если родители не могут прокормить своих детей до их пенсии, не позволяя им работать, то они не выполняют свой родительский долг. Это было связано с тем, что значительная часть советских родителей, получив к этому времени от советской власти высокий уровень материальной жизни, делала все для того, чтобы их дети не знали не только тяжелого труда, но и забыли дорогу на заводы, фабрики, новостройки страны, проживая свою жизнь на родительские доходы. К сожалению, таких родителей в СССР к 80 - м годам 20 века стало слишком много в стране социализма. Поэтому не было случайности в том, что именно их дети, в погоне за сытной и богатой жизнью, которую их родители не научили зарабатывать честным трудом, стали добывать ее в 80 и 90 - е годы 20 века с помощью преступной деятельности и предательства своей Родины Западу. Как видим, внутренняя экономическая и социальная разруха в Советском Союзе в 80 - е годы и уничтожение СССР в 90 - е годы 20 века не были каким - то случайным явлением. И не случайно внутренние и внешние враги Советского Союза делали свою ставку при уничтожении первой в мире страны социализма в 90 - е годы именно на такую, примитивно развитую в духовном, а значит и в умственном, плане советскую молодежь. Никогда не стоит забывать о том, как показывает горький опыт советской эпохи 80 - 90 - х годов 20 века, что вершиной развития потребительского сознания молодежи являются все же не материальные блага, а духовные ценности. Именно они формируют не только мощный потенциал умственного и творческого развития молодежи, но и защищают любое общество от экономических и социальных катастроф. Как видим, не случайно экономическим и социальным катастрофам в любой стране, в любые времена истории человечества всегда предшествуют периоды массовой духовной деградации молодежи, которые являются или следствием несовершенства государственной системы воспитания или пока скрытым признаком разрушения института семьи. Как известно, именно в 70 - е годы 20 века традиционный патриархальный институт русской семьи стал подвергаться жесточайшим атакам со стороны внутренних врагов советской власти, которые уже обладали высшей властью в СССР и всеми силами тормозили не только ее экономическое и социальное развитие, но и уничтожали национальную культуру, традиции, формируя одновременно у советских граждан ложное представление о преимуществах западного образа жизни над социалистическим. Поэтому уничтожение СССР и последующие трагические события в России в 90 - е годы прошлого столетия были всего лишь завершающим этапом многих негативных процессов, которые враги русского народа (который был сердцем и душой Советского Союза) совместно с Западом, преднамеренно формировали в сознании советского общества и в социалистической экономике в 70 - 80 - е годы 20 века ).
Потребительство, как известно, распространяется не только на материальные блага, но и на духовные ценности, на окружающих людей. Так, примерно, каждый десятый опрошенный, говоря о наиболее ценимых в людях качествах, подчеркнул, что таковыми считает "пробивные способности", "связи с влиятельными людьми", "умение жить" и т. д., причем таких в 4 раза больше среди молодых людей с низким уровнем трудовой активности. Приведенные данные показывают, какое значение имеет труд в становлении личности, потребностей молодого человека. Вместе с тем, ориентируясь на формирование трудового образа жизни молодежи, не следует забывать, что труд, хотя и наиглавнейший, но все-таки не единственный фактор развития личности, а это, в свою очередь, ориентирует на углубленный, комплексный подход к воспитательной работе, на всестороннее включение формирующейся молодежи в многообразные связи и отношения социалистического образа жизни.
ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ РАЗУМНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
Оценивая достижения социалистического образа жизни, намечая планы дальнейшего развития, XXVI съезд КПСС подчеркнул, что "предстоит большая работа по совершенствованию социалистического образа жизни, по искоренению всего, что мешает формированию Нового человека" . А это значит, что будет проводиться работа по дальнейшему развитию социалистических черт жизнедеятельности, накоплению черт коммунистического образа жизни и одновременно будут преодолеваться пережитки, различные негативные явления в сознании и поведении людей, в том числе и молодежи.
Меняются условия жизни, не остается неизменным и советский образ жизни, который, как и всякое развивающееся явление, имеет свои противоречия, является ареной борьбы нового со старым. И эта борьба, как замечает Г. Л. Смирнов, "нередко проходит через самих нас, ее ареной являются не только собрания, заседания, товарищеские суды и т. п., но и души человеческие" .
Когда мы говорим о путях формирования разумных потребностей, то прежде всего связываем воспитание с социально-экономической политикой, с решением фундаментальных задач развития нашего общества. С одной стороны, это дальнейший подъем благосостояния и культуры народа, предполагающий ускоренное развитие производительных сил, повышение эффективности производства, рост национального дохода, в частности, той его доли, которая идет на потребление. Достижение этой цели, пишет М. Н. Руткевич, необходимо требует совершенствования системы моральных (духовных) и материальных стимулов. Она должна побуждать каждого человека к добросовестному труду, к росту производительности, к повышению квалификации, ориентировать работников на переход к более сложным и ответственным видам труда . С другой стороны, необходимо преодоление диспропорций и отступлений от социалистического принципа распределения, негативно отражающихся в сознании и поведении людей.
Вместе с тем совершенствование социалистического образа жизни предполагает активное воздействие на социально-психологические факторы, способствующие проявлению антиподов социалистической морали. К ним прежде всего относятся: а) низкий уровень культуры во взаимоотношениях среди части людей; б) конфликты, напряженность, обусловленные особенностями характера различных людей; в) нормы, ценности, характерные для так называемых дефектных групп (пьяниц, хулиганов, расхитителей социалистической собственности и др.); г) отсутствие должной требовательности в некоторых трудовых И учебных коллективах; д) анонимность поведения в местах проведения отдыха, досуга, ослабление контроля со стороны взрослых за поведением молодежи, особенно в городах; е) усложнение условий семейного воспитания и семейного контроля в связи с работой обоих родителей, малодетностью, ослаблением воспитательного воздействия домашнего труда; ж) сосредоточение значительного числа молодежи в; общежитиях в отрыве от семьи; з) прибытие на стройки и предприятия по оргнабору и в некоторые профтехучилища молодежи,., не имеющей в данной местности родственников, друзей; и) наличие больших возможностей для перемены места работы.
Существенное значение имеет ориентация системы воспитания на эффективное преодоление явления акселерации через выравнивание и гармонизацию различных сторон жизнедеятельности молодежи и прежде всего в целях достижения оптимального соответствия между физическими и гражданскими, нравственными компонентами структуры личности. Иными словами, условия и обстоятельства жизни учащейся молодежи следует максимально приблизить к изменившимся физическим параметрам молодых людей, не нарушая в то же время в целом оптимальной структуры их жизнедеятельности и, конечно же, не теряя перспективы формирования гармонически развитой личности. В этой далеко не простой работе важнейшим условием является снятие факторов, тормозящих в настоящее время социально-нравственное созревание молодых людей через усиление и увеличение их участия в производительном труде на благо общества, расширение их самостоятельности и ответственности за процесс и результаты своей жизнедеятельности. Одна из целей такой работы - достижение определенного равновесия между потреблением и отдачей в жизни учащейся молодежи, то есть смягчение диспропорции, которая, как показывает опыт, может порождать аномалии в области потребления материальных и культурных ценностей.
Характеризуя формирование потребностей молодежи, отмечая имеющие место негативные тенденции в сознании и поведении части ее представителей, следует обязательно отметить в целом здоровый нравственный облик .современного молодого поколения. Многочисленные социологические исследования дают основания для такого вывода. Более того, утверждение социалистических норм как в сфере деятельности, так и в сфере потребления носит преобладающий характер. Проведем такое сравнение. В 1926 году 88 старшеклассников попросили ответить на вопрос: "Что бы тебе в жизни хотелось больше всего?". 28 человек из них ответили: материальные блага (богатство, деньги, вещи). В 1969 году из подобной же группы школьников только один выбрал это же. Подавляющее большинство ответили: ум, знания, талант, наличие хороших и верных друзей и т. д. И эти примеры можно" продолжить. Но все они будут подтверждать только одно: никакого массового, необратимого заражения советских людей, молодежи потребительской моралью нет и быть не может. А именно это пытаются утверждать наши идеологические противники, перенося закономерности и стереотипы буржуазного общества потребления, культ вещей и денег на наше общество и связывая процесс роста благосостояния советского народа с неизбежной, по их мнению, деформацией коммунизма как такового. Поэтому проблема формирования разумных потребностей является и глубоко идеологической проблемой, неразрывно связанной с формированием научного марксистско-ленинского мировоззрения, политической, культуры молодежи.
В развязанной со стороны Запада против нашей страны психологической войне значительное внимание уделяется активному воздействию на молодежь так называемой социологической пропаганды. Цель подобного воздействия предельно ясна: деформировать естественное стремление человека к удовлетворению потребностей, превратить потребление в главную цель жизни. А это, по замыслу организаторов данной кампании, должно существенно воздействовать на идейно- нравственные позиции личности. Противостоять такому воздействию может лишь политически и нравственно активная и образованная личность.
Ценности социалистического образа жизни невозможно заменить ценностью даже самых привлекательных вещей, как это пытаются делать наши идейные противники. Постижение молодым человеком смысла жизни, активное участие в строительстве коммунистического общества никогда не могут быть приравнены к освоению мира вещей. Но в то же время, замечает В. М. Соколов, "нельзя считать, что социалистические отношения самой своей сущностью автоматически ограждают всех членов нашего общества от проникновения в их духовный мир бацилл потребительства". Вот почему совершенствование воспитательной работы с молодежью остается такой актуальной задачей. Характерная черта сегодняшнего процесса воспитания - его комплексный характер, стремление к всемерному охвату всех сторон жизнедеятельности молодежи, использование богатого арсенала средств и методов воздействия на процесс формирования личности. Широкий размах получило комплексное планирование коммунистического воспитания молодежи. Ставшие неотъемлемой частью социального и экономического планирования планы и задачи коммунистического воспитания подрастающих поколений в Советском Союзе являются эффективным средством формирования личности молодого человека и его потребностей.
Научно-технический и социальный прогресс в условиях развитого социализма, возвышая роль личности как активного субъекта общественных отношений, предъявляет повышенные требования к развитию ее нравственных начал. Именно поэтому, конкретизируя проблемы коммунистического воспитания применительно к современному этапу, партия ставит задачу утверждения активной жизненной позиции личности во всех сферах ее жизнедеятельности. Это требование обращено и к молодежи. Активная жизненная позиция указывает на степень социальной и нравственной зрелости личности молодого человека, его готовности к бескорыстному труду на благо общества.
Требование активной жизненной позиции означает прежде всего выработку научного мировоззрения, формирование высокой политической сознательности, творческого, заинтересованного отношения к труду, высокую ответственность за результаты своего труда, коллективизм, непримиримое отношение к разного рода отклонениям от норм социалистического образа жизни, глубокое осознание ответственности советского человека за будущее своей страны, всей планеты. Активная жизненная позиция молодого человека - это особым образом сочетающиеся ценности ориентации, имеющие в своей основе нравственно-деловые качества личности, волю, готовность к действию ради общественно значимых целей.
Проявление активности, прежде всего в основной сфере деятельности, ее нравственная полнота и высокая результативность создают объективную возможность для полного и всестороннего развития личности., Ярким примером высокой активности советской молодежи является ее труд на ударных комсомольских стройках: от Магнитки и Комсомольска-на-Амуре до КамАЗа и БАМа. По призыву партии только за годы десятой пятилетки на 150 ударных всесоюзных комсомольских строек прибыло около 500 тыс. молодых людей. В одиннадцатой пятилетке еще 130 крупнейших строек страны объявлены комсомольскими. Постоянно растет вклад научной молодежи, молодых специалистов в общую копилку. В этой благородной деятельности отражаются главные черты нашего молодого современника, уверенно смотрящего вперед, решительно идущего навстречу грядущему.
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение
Социалистический образ жизни
Потребности и их роль в жизни человека
Что такое разумные потребности?
Особенности формирования разумных потребностей современной
Значение труда в формировании разумных потребностей .