Если бы эти книги не встретились мне в детстве... Кто знает, как бы всё сложилось! Но совершенно определённо - я им благодарна за своё сказочное детство. И именно в детской фантастике грань между сказочным и фантастическим едва различима.
Алан Милн, "Вини-Пух и все-все-все", конечно же в переводе Заходера. Это как раз тот случай, когда перевод сделал книгу лучше оригинала. Очарование этой книги трудно объяснить, оно кроется где-то в подсознательной тяге к идеальному обществу, где каждый - тебе друг.
Джанни Родари -
- Джельсомино в стране лжецов,
- Путешествие Голубой Стрелы,
- Приключения Чиполлино,
- Планета Новогодних ёлок.
Юрий Дружков, две повести о Карандаше и Самоделкине. Сказочная дилогия о физике и лирике, которые вместе преодолевают все трудности и выходят победителями из любых передряг! Сын писателя, Валентин Постников, продолжил дело отца и создал целый цикл с этими героями. Не мне судить, насколько хорошо получилось, но признаю, что такие герои сами напрашивались на продолжение.
Галина Александрова, "Домовёнок Кузька". А как вам такое определение: бытовое славянское фэнтези? По сути-то верно. Вот только подобного харизматичного главного героя нет во "взрослом" фэнтези. Не случился. Зато детям повезло.
Ян Бжехва, "Академия пана Кляксы". Практически Хогвартс моего детства!
Памела Трэверс, "Мэри Поппинс с Вишнёвой улицы". Типичное городское фэнтези с бесподобной главной героиней.
Николай Носов со своим Незнайкой. Попытка построить нереалистичное общество, состоящее из одних детей. Положение спасает именно своей нешаблонностью "отрицательный" Незнайка. Честно говоря, я люблю Носова совсем за другие его вещи, но не отметить "Приключения Незнайки" было нельзя.
Лазарь Лагин, "Старик Хоттабыч". С поправкой на эпоху, вполне достойная вещь. Есть у Лагина и другие фантастические произведения ("Голубой человек", "Съеденный архипелаг"), но они практически неизвестны. Так он и останется автором одного Хоттабыча.
Анатолий Алексин, "В стране вечных каникул". Посвящено Лазарю Лагину. Алексин отличный реалист, тонкий и лиричный, но и сказка ему удалась.
Астрид Линдгрен, "Мио, мой Мио". Классика жанра! Отражение мечты абсолютного большинства детского населения, - оказаться принцем/принцессой далёкой сказочной страны.
О Карлсоне говорить излишне - он сам по себе явление исключительное. И неподражаемое.
Гераскина Лия Борисовна, "В стране невыученных уроков". Универсальный приём перемещения главного героя в нужные обстоятельства. Реализовано на твёрдую четвёрку. С плюсом. Витя Перестукин со своим котом Кузей справились со всеми трудностями и преодолели все опасности. И вернулись домой.
Сельма Лагерлёф, "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями". Задуманная как учебник по географии Швеции, книга получилась изумительной сказкой.
Справка из Википедии:
"Центральное произведение Сельмы Лагерлёф - сказочная книга "Удивительное путешествие Нильса Хольгерссона по Швеции" (1906-1907) вначале задумывалась как учебная. Написанная в духе демократической педагогики, она должна была в увлекательной форме рассказать детям о Швеции, ее географии и истории, легендах и культурных традициях.
Книга построена на народных сказках и легендах. Географические и исторические материалы скреплены здесь сказочной фабулой. Вместе со стаей гусей, ведомой старой мудрой Аккой с Кебнекайсе, на спине гуся Мартина Нильс путешествует по всей Швеции. Но это не просто путешествие, это и воспитание личности. Благодаря встречам и событиям путешествия в Нильсе Хольгерссоне просыпается доброта, он начинает волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу как свою. В мальчике появляется способность сопереживать, без которой человек не человек. Защищая и спасая своих сказочных попутчиков, Нильс полюбил и людей, понял горе своих родителей, страдания сирот Осы и Матса, трудную жизнь бедняков. Из путешествия Нильс возвращается настоящим человеком.
Книга получила всемирное признание не только в Швеции, но и во всем мире. В 1907 Лагерлёф была избрана почетным доктором Упсальского университета. В 1914 году стала членом Шведской академии.
В 1909 году писательница была удостоена Нобелевской премии по литературе "как дань высокому идеализму, яркому воображению и духовному проникновению, которые отличают все ее произведения".
Анатолий Мошковский, "Семь дней чудес" и "Пятеро в звездолёте". Добро побеждает, и это вовсе не скучно. А даже очень интересно.
Евгений Велтистов, "Приключения Электроника". Как на меня - третья часть наиболее интересна. даже не знаю почему.
Ефим Чеповецкий, "Непоседа, Мякиш и Нетак". С этой книжкой у меня связаны глубоко личные переживания. До сих пор помню себя девяти лет, как я со слезами на глазах несу её сдавать в детскую библиотеку. Ну не было тогда копировальной техники! И электронных книг не было. А был дефицит.
Три героя, отражённые в названии книги, всего лишь ожившие поделки детских рук. Но им хватило мужества и сил дойти до своей цели. Хэппи-энд? Несомненно. А куда же сказке без него.
Из интервью Чеповецкого "Зеркалу недели" в 1994 году:
" - Известно, что сказка - предмет философии. Если это произведение подлинно глубокое (это, кстати, о любом произведении - как фольклорном, так и авторском), оно касается любого возраста и построено на рядности понятий: каждый возраст находит в нем свое. Но "одежда" сказки, ее маска и событийность доступны маленькому человеку и потому увлекают. Естественно, истинного значения сказки он понять не может, но сознание поглощает ее, и в свое время ведет к заложенной в ней непреложной истине."
Валерий Медведев и его Баранкин. Широко известна лишь первая часть его приключений (благодаря мультфильму, несомненно). А ведь их целых три:
- Баранкин, будь человеком!
- Сверхприключения сверхкосмонавта.
- И снова этот Баранкин.
Георгий Почепцов, циклы "Школьные сказки", "Волшебные сказки", "Фантастические сказки". И двадцать лет спустя хочу сказать автору большое человеческое спасибо.
Юрий Томин, "Шёл по городу волшебник" (фильм "Тайна железной двери", только книга намного глубже и интересней). Вот она тайная мечта детства - завладеть коробком волшебных спичек!
Того же автора "Происшествие в Кулёминске". В двух частях: "Карусели над городом" (по которому тоже был снят фильм) и "А, Б, В, Г, Д и другие". Пришельцы у нас. При всей простоте предпосылки - замечательная реализация! Не зазорно и сейчас перечитать.
Смотрю на список, и становится немного грустно. Детские годы чудесные... И чудеса литературные не менее волшебны, чем современные технические.
Странное дело, но авторы выстроились по восходящей моего предпочтения. Чем дальше к онцу списка - тем больше моя любовь к этим авторам. Итак, тройка лидеров:
- Томин, Почепцов и Медведев.
Субъективно, конечно, но таков мой Олимп Детской Фантастики.
Конечно, тут не упомянуты многие другие произведения, которым не повезло лишь в одном - они мне не встретились в детстве. А также есть как минимум три книги, у которых я не помню ни автора, ни названия. Книги были чужие, и в руки ко мне попали совсем ненадолго. Разве обратишь внимание на фамилию автора, когда тебя с первой страницы полностью захватывают восхитительные приключения героев! Может, ещё доведётся свидеться?..
Большинство книг из представленного списка опробованы на современном ребёнке (восьми лет отроду). И хотя порой приходится объяснять, что такое керосинка, примус, почему у героев нет мобильных телефонов, компьютеров, а иногда и телевизора, в целом результат вполне положителен. А это и доказывает, что хорошая книга - вне времени.