Вопрос о вопросах хотя и не новый, но всегда интересный и не до конца раскрытый.
Дело в том, что национальная, всеми другими народами признанная за евреями традиция задавать вопросы, является одной из основных отличительных особенностей евреев. Эту особенность следует рассматривать с различных точек зрения и для евреев, в первую очередь, с теологических позиций.
"У Торы семьдесят лиц". Это библейское выражение передаёт открытость евреев к комментированию своих канонов. Отсюда вывод: ни один текст не является окончательным или абсолютным. Вопросы, вытекающие из священного писания у евреев вошли к ним в обыденную жизнь. Евреи по своей натуре понимают, что всюду есть противоречия и, главное, нет абсолютной истины, которую они, вместе с тем, с интересом ищут.
О евреях говорят : "Где два еврея,-там три мнения". Не от понимания ли противоречий и отсутствия абсолюта пришёл этот парадокс? Множественность толкования позволяет евреям, во-первых, выразить своё собственное мнение, а, во-вторых, приблизиться к абсолютной истине.
Это ли не современный демократизм и истинно научный подход к проблемам?
Отсюда становится довольно ясным:
1)Левизна социальных взглядов большинства евреев,
2)Успех евреев там, где требуется аналитичность ума, в частности, в науке.
Недавно в статье "С нами запад впереди" (#620, 29 августа 2010 года) Валерий Лебедев также затронул проблему вопросов о вопросах только в других культурах.
Говоря об успехах США в науке и технике, он (автор) отметил что важными факторами приведших к успеху- являются свободный дух дискуссий, споров, интеллектуальная раскованность.
В противоположность этому он привел пример Японии и Китая, где традиционное отсутствие,
назовем это, "культурой вопросов", является тормозом, не позволяющим применять американский опыт.
Цитирую В.Лебедева:
"Для Японии и Китая типичен пиетет перед старшими. Не только по возрасту, но и по положению на социальной лестнице. Профессор заканчивает лекцию: есть вопросы? Нет вопросов, господин профессор. Может быть, что-то непонятно? Все понятно, господин профессор. Может быть, вы с чем-то не согласны? Как можно! Полностью согласны, господин профессор.
Задать вопрос - это оскорбить старшего. Унизить профессора. Это будет означать, что учитель что-то не совсем ясно изложил. То есть, выходит, профессор не полностью соответствует своей должности. А уж с чем-то не согласиться - это и вовсе сродни неслыханной дерзости и вызову всем традициям."
В.Лебедев, в этом видит причины неуспеха Японии и Китая в попытках создания аналогов Силиконовой долины. Такие же прогнозы он делает по поводу нынешней Национальной программы России по модернизации науки и техники с созданием инновационного центра Сколково.
Так что, еврейская привычка задавать вопросы в ответ на вопрос, которая служит основой для анекдотов, шуток и, нередко, обидных насмешек над евреями,- совсем не шуточное дело.
"Культура вопроса"-это важнейший компонент творческого духа, необходимого для создания любых инновационных центров, один из которых был создан евреями в разных странах, пользуясь своим традиционным умением задавать вопросы.