Вербовая Ольга Леонидовна : другие произведения.

Шёлковая фабрика и почтовый трамвай

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    И снова о достопримечательностях Коломны.

  Прокатиться на "Коломенском трамвае желаний", разглядеть получше Бобреневский монастырь... С некоторых пор к моим планам на этот древний русский город добавилось ещё несколько пунктов: посещение выставки "Россия в шелках" на шёлковой фабрике и дома Сурановых. Частично реализовать эти планы мы с мамой решили в январе 2024 года. Но поскольку остановиться в гостинице стоит недёшево, а ночевать в хостеле моя мама не слишком большой любитель, решили приехать на один день, чтобы тем же вечером вернуться обратно. Кто-то, наверное, скажет, что мы сумасшедшие - в такую холодину куда-то мотаться. Ведь январь не баловал Подмосковье тёплой погодой. Но неизвестно, когда бы нам ещё удалось куда-то выбраться вместе? В конце января мама уезжала в Ярцево. Словом, оделись потеплее - и в путь.
  Приехали, как обычно, на голутвинской электричке. На выставку мы записались заранее и там же онлайн всё и оплатили, и до начала экскурсии оставалось достаточно времени. Достаточно для того, чтобы зайти в любимую кондитерскую попить кофейку с пастилой, пообедать калачом с тушёным гусём и даже прогуляться до Бобреневского монастыря. Кстати, при свете дня обнаружилось, что идти до него не так уж и далеко, как показалось в прошлый раз. Однако особо мы там не задерживались - поставили свечки и повернули обратно. Когда возвращались, и я увидела вдалеке храм, не сразу поняла, что это Соборная площадь - так непривычно было увидеть её в другом ракурсе.
  На выставку мы пришли не то что вовремя, но даже с запасом. В помещении фабрики были выставлены манекены в шёлковой одежде. Встречали гостей "парень" и "девушка" в свадебных костюмах красного цвета. По центру стояла разодетая в шелка "незамужняя барышня" и откровенно хвасталась богатым приданым. С этой целью она накинула на левую руку дорогую шаль с вышивкой. То ли жаль ей было её надевать, чтобы не выцветала, то ли желала привлечь внимание к шёлковому платку, который повязала поверх. Судя по фотографиям, которые показывала экскурсовод, в позапрошлом веке так делали многие девушки. И шёлковую одежду, к слову сказать, носили очень аккуратно. Ткань дорогая и стирку не любит, поэтому Боже упаси было надеть шёлковую рубашку на голое тело! Под ней обязательно должна быть другая - попроще. Да и надевали шёлк в особых случаях, по праздникам. Большей частью хранили в сундуке и передавали по наследству дочерям и внучкам.
  Ну, а что делать, если дочерей больше одной, и каждой хочется шёлковый платок? Ответ на этот вопрос я увидела на стене, где висела косынка, расшитая золотыми нитями. Что может быть проще - разрезать напополам, и все довольны.
  Рядом с "косынкой" висело покрывало с узором, напоминающим восточный - канаватная фата. Собственно, название произошло от сирийского города Канават, в котором производили шёлк. Стоили такие изделия довольно дорого - зародилась даже поговорка: "голь перекатна, а фата канаватна" - про девушек, которые одевались не по средствам.
  В глубине зала стояла, набросив шаль на правое плечо, "замужняя дама" в зелёном платье. И тоже хвасталась. Ещё бы - вышла замуж за обеспеченного человека и теперь может позволить себе и кокошник с золотым шитьём, и юбку-клёш из шёлка. Чтоб я так жила!.. Но в следующую минуту я подумала: нет, всё-таки не надо. Ведь в те времена девушки подчас не сами выбирали себе мужей - за них это делали родители. И выдать дочерей старались за тех, кто побогаче. Спасибочки, но лучше уж обойдусь без шелков, канаватной фаты и шали с золотыми кружевами, зато выйду замуж по своей воле за того, кто сердцу мил!
  К слову сказать, я заметила, как аккуратно у "барышень" и "дам" были завязаны пояса - так, что кончики в узор собирались. Уж с этим они очень старались, ибо даму, чей пояс был завязан небрежно, могли заподозрить в непристойном поведении: мол, совсем распоясалась. Впрочем, про этот глагол я слышала и другую версию. Говорят, в древности недаром пояса украшали кисточками. Напоминая колокол, они, согласно поверью, отгоняли нечистую силу. И выйти из дома без пояса - значит, стать лёгкой добычей всякой нечисти.
  Стоявшая по соседству с "дамой, удачно вышедшей замуж" "барышня в синем сарафане", судя по всему, как раз собиралась к алтарю. Из-под кокошника ленточки, на плечо платок накинут, роскошный, шёлковый. После венчания наденут ей этот платок на кокошник - и не покажет она больше на людях косы свои.
  Но не только коломенские барышни и дамы шелка носили. Три "девицы" в правой стороне зала были из других губерний, и их костюмы и уборы головные несколько отличались от тех, что носили в Коломне.
  Это, пожалуй, был самый короткий наш визит в этот подмосковный город. Перед отъездом, прогуливаясь в окрестностях, мы обнаружили трамвайную линию и решили, что в следующий приезд можно будет подъехать на вокзал на трамвае.
  Снова навестить старушку Коломну мне удалось в апреле - как раз во время отпуска. К слову сказать, изначально на отпуск у меня были другие планы. Когда у нас на почте составляли график отпусков, я как новенькая озвучивала свои пожелания последней. И старалась подгадать так, чтобы мой предстоящий отпуск совпадал с предполагаемой датой литературного семинара "Мы выросли в России" в Каменске-Уральском. Однако уже в марте выяснилось, что, во-первых, мне придётся переносить отпуск на неделю раньше, чтобы не накладывался на планируемый отпуск начальницы, а во-вторых, даже если бы переносить не пришлось, с семинаром бы всё равно ничего не вышло, потому что реальная его дата оказалась неделей позже. Потом, правда, уже в самом конце марта стало понятно, что отпуск мой вполне можно было бы перенести, напротив, на более поздние даты, потому как начальница неожиданно уволилась. Но решение о том, что я пойду в отпуск на неделю раньше, было к тому моменту уже принято, а время для подачи заявки на литературный семинар, безвозвратно упущено.
  Зато оказалось, что в последнюю неделю моего отпуска в Коломне как раз проходит экскурсия на почтовом трамвае. А также доживает последние денёчки другая выставка на шёлковой фабрике - "Из тряпья - золото", в которой я сама бы с радостью поучаствовала, если бы умела что-то ещё, кроме вязания и вышивания крестиком. Кроме того, накануне почтовой экскурсии в театре "Пастила" ставят спектакль "Пигмалион" по пьесе Бернарда Шоу с участием тех же актёров, что играли в пьесе "Чайка". Так что Коломна снова перетянула меня к себе, как и два года назад.
  В пятницу я, как обычно, приехала голутвинской электричкой от станции Перово. На этот раз я планировала остаться в Коломне с ночёвкой, поэтому забронировала хостел "Два гуся", где меня уже узнают в лицо. Первой достопримечательностью, которую я посетила в этом городе, была "Почта России". Может ли почтовый работник, даже находясь в отпуске, пройти мимо сего чудесного учреждения без того, чтобы заглянуть и передать привет от своих коллег? Тем более, когда ему надо отправить парочку писем, написанных в дороге.
  Ну, а после почтового отделение отправилась по маршруту: любимая кондитерская со всеми вытекающими соблазнами (вернее сказать, не со всеми сразу, а то бы уже в дверь не пролезла), хостел и, наконец, шёлковая фабрика.
  Что же представляла собой выставка "Из тряпья - золото"? Собственно, экспонаты выставки - поделки участников конкурса из ткани и ниток: арт-объекты, предметы интерьера и предметы одежды. Из первых там можно было увидеть различные панно: в канаватной технике, с цветочной вышивкой, с изображением мифических животных - птицы Сирин и Коломенского зверя, который, по легенде, быстро пресекает дурные намерения гостей города. Но поскольку у меня по отношению к Коломне и коломчанам таковых не водилось, с чего мне было его бояться? Однако особенно мне понравилось панно "Серпентин" - лёгкое, почти невесомое покрывало работы Лады Ладной, полученное в результате химической переработки бытовой ветоши. "В природе регулярно происходит замещение чего-либо пустотой которая, в свою очередь вынуждает себя замещать чем то новым", - такой авторский замысел я прочитала в аннотации к работе. Хотя, прежде чем проголосовать именно за "Серпентин", колебалась: ведь работа Маши Ивановой с названием "Коломна" мне тоже очень понравилась. По сути она представляла собой шёлковый платок с изображением мифических и реальных персонажей, исторических и современных объектов города.
  В номинации "Предмет одежды" также оказалось немало интересного. Особенно запомнился синий сарафан "Бабушкины кружева", платье "Окаломана" с "речным" узором (не от "ломаной" ли Оки, часом, пошло название города?), шёлковые одеяния, которые наверняка носила бы Анна Ахматова, и стёганая юбка с вышитыми коломенскими достопримечательностями. Непросто было выбрать лучшее, и всё же "врагом хорошего" я объявила именно синий сарафан с узорами "под кружево" работы Анны Родиной.
  А что же с номинацией "Предмет интерьера"? Тут я до последнего не знала, за какие подушки голосовать? Ведь хороша была и коллекция "Сад заходит в дом", стилизованная под флоксы, и коллекция "Верните нам наши песни, верните нам наши узоры!", вытканная на основе старинной песни про барышню Дарью. В итоге отдала предпочтение второй - потому как решила, что зашифровать песню в сложной технике ткачества - процесс более трудоёмкий. Кстати, автор сей замечательной работы - Ольга Князева. Впрочем, первую работу - дело рук Анны Калмыковой, я тоже без лукавства могу назвать настоящим золотом. Привлёк моё внимание также абажур, сделанный в виде кокона из шёлковых нитей в технике валяния.
  После выставки прошлась по Старому городу, пообедала любимыми калачами, прикупила гостинчиков для мамы и бабушки, для коллег и друзей - чайку попить. Когда вышла на набережную, увидела, что вода в реке затопила половину моста. Весенний паводок добрался и до Подмосковья. Не так, как в Оренбуржье, по счастью, однако я от души порадовалась, что побывала в Бобреневском монастыре в прошлый приезд - сейчас бы я до него не добралась.
  Вечером в театре "Пастила" ставили "Пигмалиона" по пьесе Бернарда Шоу - о том, как профессор Хиггинс на спор превратил цветочницу Элизу Дулиттл в настоящую леди. К постановке пьесы подошли с выдумкой, с креативом. Так зрители между действиями перемещались из одной комнаты в другую, а во втором действии - сцена на королевском приёме - даже танцевали вальс. Конфеты и бокал шампанского стали дополнительным приятным бонусом.
  По случайному совпадению, во время дождя в пьесе, на улице успел пройти настоящий дождь. Это мы узнали уже после окончания представления. И хорошо, потому что я забыла захватить с собой зонтик.
  На следующий день состоялось то, ради чего я, собственно, приезжала в Коломну - экскурсия на "Коломенском трамвае желаний". Встретились с группой у трамвайного депо, до которого я дошла-таки своими ногами, узнав по ходу, что коломчане, равно как и москвичи - не слишком большие любители долгих пеших прогулок. По крайней мере, те, у кого я спрашивала дорогу, делали круглые глаза и говорили, что пешком будет ужас как далеко - надо садиться на трамвай. Но мы, родившиеся в Ярцеве и живущие в Балашихе, в этом плане куда проще.
  В начале экскурсии гид вручила нам конверты с указанием места в трамвае. Внутри были билеты, которые разыгрывали уже в процессе поездки. Мне, к слову сказать, как раз выпал счастливый, за что я получила приз - шоколадки с коломенскими достопримечательностями. Но это потом. А прежде мы катались по трамвайной линии по центру города, слушали советские песни про трамвай, смотрели фигурки почтальонов разных исторических эпох. Тут-то я узнала, что раньше российская почта работала лучше - письмо из Москвы в Петербург шло не более суток. А ежели почтальон задержит отправку или на станции вовремя не поменяют лошадей - высекут виновного. И вот я как почтовый работник думала-гадала: не высекут ли меня всем трамваем? А то ж у нас пока письма пока по сортировочным центрам да по почтовым отделениям путешествуют - тут даже ЕМС-доставкой или первым классом дольше получается, не говоря уже о заказных, а тем более простых. По счастью, пронесло - не высекли! Узнала я также о том, что в Америке в позапрошлом веке детей отправить к бабушке можно было не только на транспорте, но и почтой. Да, да, прямо в сумке почтальона, как письмо или посылку. Выходило намного дешевле. Один ребёнок из группы даже забеспокоился: не отправят ли меня к бабушке таким способом?
  Немало интересных фактов рассказывали и про трамвай. Оказывается, когда трамваи только появились, право бесплатного проезда имели пассажиры, чей рост не превышал метра. И нередко, когда рост детей измеряли, и он оказывался чуть больше, матери говорили: мол, это у моего ребёнка кепка высокая. Отсюда и пошло выражение про людей невысокого роста: метр с кепкой.
  Трамвай наш тем временем ехал по центральной части города, проехал мемориальный парк (на этом месте я мысленно просила прощения у героев Великой Отечественной, в память о которых этот парк создавали - за то, что мы, недостойные, не оценили их подвига во имя мира), доехал до вокзала, затем отправился в начало Старого города. Оттуда мы пешком прошли до библиотеки имени Ивана Лажечникова, где нам выдали открытки с изображением трамвая, фломастеры, чтобы мы могли их раскрасить, и марки, чтобы после отправить их на почте, предварительно погасив марки штемпелем. Последние действия, разумеется, были для меня давно уже привычными. И почта знакомая - та самая, на которую я в декабре 2021 года хитростью завлекла родную мать, чтобы отправить письмо Вячеславу Егорову. Теперь же я отправляла раскрашенную открытку благородному московскому витязю Михаилу Кригеру - в ту же исправительную колонию. А на открытке - на боку трамвая - написала в одно слово наше общее желание - "Мир". Ведь говорят: если чего-то сильно желаешь, то оно обязательно исполнится.
  Наверное, в процессе чтения кого-то удивит: почему я в тексте ни разу не назвала Коломну вотчиной Егорова? Неужели разругались? Никак нет! Вячеслав Егоров для меня был и остаётся одним из самых благороднейших лиц этого города. Просто поспорила с ним на пастилу, что в одном из своих очерков я буду называть его родной город официальным названием. А пастила коломенская чудо как хороша!
  Ну, а что касается неудачной попытки попасть на литературный семинар в Каменске-Уральском, не жалею о том, что всё так получилось. Ведь если судьба так категорически противится, значит, по-видимому, не нужно мне находиться в том месте в то время. Что ж, попробуем в другой раз!
  А в Коломну я, по-видимому, ещё вернусь - ведь я не побывала ещё в доме Сурановых. И в дом сказки "Лукоморье" также неплохо было бы заглянуть...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"