Вельковская Светлана Станиславовна : другие произведения.

Закулисные тайны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Если 22 мая 2009 года вы пользовались Google-ом, то наверняка обратили внимание на фрагмент картины под названием "Купание", украшавшего в этот день главную страничку поисковика. Так Google отметил 165 лет со дня рождения знаменитой американской художницы Мэри Кассат, а биографию её вы найдёте где угодно, хотя бы и в том же Google. Детки на пляже; женщина с веером; мама, кормящая ребёнка грудью; бесчисленные мамы, целующие своих деток; девочка в соломенной шляпке; няня, читающая девочке книгу; девочка и собака, сидящие на голубых диванах; букет сирени на подоконнике в мягких пастельных тонах, с нечётким, почти несуществующим фоном, это всё Мэри Кассат.
  
  Но я сегодня узнала о другом - о дружбе Мэри с Эдгаром Дега и о том, как в Национальной картинной галерее проводят исследования и реставрацию работ не только этих, но и многих других художников. Никогда не задумывалась чего стоит собрать выставку произведений искусства, находящихся во владении музеев или частных лиц в разных городах и странах, на разных континентах. Как же это происходит? От идеи собрать выставку работ до её претворения в жизнь может пройти от месяцев до десятилетий. Заранее планируется чуть ли не в два раза большее количество экспонатов, так как абсолютно точно все их заполучить не предоставится возможности. А далее начинаются переговоры между различными музеями или с частными коллекциями за разрешение выставить ту или иную работу как часть выставки. Между музеями составляются договоры - вы нам даёте выставить эту картину на пять месяцев, а мы вам реставрируем вот эту или дадим выставить ту из нашей постоянной коллекции. И так далее. Поэтому каждая выставка - это большое событие, которого ожидают многие, событие жизни, как рождение или свадьба.
  
  А что же насчёт реставрации? Помню при посещении Русского музея тогда ещё в Ленинграде (было мне лет 15), экскурсовод, увидев, что я заинтересовалась картиной "Лунная ночь на Днепре" (1880) Куинджи, заметила, что картина эта выглядела совершенно иначе при жизни художника. Со временем её краски темнеют, и неизвестно удастся ли потомкам вообще что-либо увидеть в эту лунную ночь кроме необыкновенной флюоресцентной луны, да воды, поблёскивающей в её лучах. Своих умопомрачительных эффектов художник добивался ещё и потому, что краски его были необычными - химический их состав отличался от того, что можно было найти в художественных салонах того времени. Быть может, Дмитрий Иванович Менделеев внёс в этот состав свою лепту... Я всматривалась в эту лунную ночь, и видела проступающие очертания берегов, домики. Неужели годы сотрут эти сказочные очертания?!
  
  Сейчас наука пришла на помощь реставраторам. Они могут воспользоваться и спектральным анализом, и рентгеном, и делать весьма неожиданные открытия - какова была первоначальная идея художника, написана ли картина поверх другой, утерянной для публики и т.п. В местах повреждений реставраторы берут крошечные пробы, чтобы провести и химический анализ краски, холста, лакировки. Лакированная поверхность картин со временем изменяет свой цвет и тем самым меняет первоначальный вид картины, гармонию и цветовую гамму. И это под силу восстановить сегодняшним реставраторам! Они изучают материалы о лакировке того времени, когда работал художник, а также о предпочтениях последнего - глянцевая или матовая поверхность, находят и исторические свидетельства в мемуарах, письмах, прессе того времени, а затем аккуратно убирают старую лакировку, заменяя её на новую, современную, которая более устойчива. Некоторые лакировки сделаны много позже, например в 50-е годы, и уже успели пожелтеть. Ватными палочками осторожно слой за слоем такая лакировка снимается, и ... лошадь на картине Эль Греко "Св. Мартин и нищий" из кремовой снова превращается в белоснежную, а в картине неожиданно появляется глубина, скрываемая до сих пор неумелой лакировкой
  прежних реставраторов, благодаря которым, однако, эта картина дожила до нас. А знаете как восстанавливают пастель на порванной хрупкой бумаге? Существует такой материал "японская бумага". На самом деле это тончайшие нити. Ими бумагу сшивают по порванному месту тончайшей иголочкой, иногда даже по лицевой стороне картины, если картина в рамке того времени, и невозможно её вынуть без того, чтобы повредить рамку. А потом уже восстанавливают пастель.
  
  Однако, вернёмся к Мэри Кассат. Было найдено письмо, где она упоминает, что когда художница работала над "Маленькой девочкой в голубом кресле", в мастерскую пришёл её друг Дега и сделал кое-какие поправки и изменения, а также дал несколько советов по композиции. Но где на этой картине кисть Дега? Благодаря современному анализу удалось обнаружить, что самый дальний угол композиции (сверху, чуть правее от центра), действительно, принадлежит Дега, который интересен тем, что он не добавлял краску слоями, а наоборот - начинал с толстого слоя и снимал краску, убирая и сглаживая углы (почти как скульпторы, работающие с мрамором - убирал лишнее). А собачка изначально не лежала на кресле рядом с девочкой, а на полу перед диваном, прямо по центру картины, свернувшись калачиком в другом, нежели сейчас, направлении. Может быть, однако, собачек было две, потому что под той, что лежит сейчас на кресле, голубой краски обнаружено не было. Лакировка этой картины не была сделана Мэри Кассат, а уже позже, чтобы сохранить картину. Но эта лакировка пожелтела. Снимать её было просто, и реставрация прошла успешно.
  
  Кое-что интересное я узнала и про самого Дега кроме того, что он любил поправлять работы друзей и запечатлевать балерин, полных лёгкости, света и изящества. Дега любил экспериментировать с красками. Ему было скучно писать маслом, которое прощает художнику любую неточность, позволяет исправить ошибки. Дега пользовался темперой, которая, если застынет, уже мало что можно изменить. А вот ещё одна загадка - на страничке каталога с выставки импрессионистов 1879 года записаны не только работы, но и чем они сделаны. И ошибок там множество. Написано - темпера, а на самом деле это яичная темпера или же даже металлическая краска, не упомянутая нигде. Благодаря анализу стало известно чем же на самом деле пользовался Дега. Он вообще любил брать материал и работать с ним совсем не так, как принято. Тогда возникает вопрос - отчего Дега писал одним, а в каталогах выдавал это за другое? Возможно, он и сам не помнил чем рисовал ту или иную картину - так часто он менял решение или использовал что-то новенькое.
  
  В Национальной картинной галерее в Вашингтоне выставка Дега-Кассат открыта с 11 мая до 5 октября 2014. Не пропустите!
  http://www.nga.gov/content/ngaweb/exhibitions/2014/degas-cassatt.html
  
  На сайте есть также видео и аудио туры, посвящённые выставке.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"