То, что Начавший Беседу грубит тому, с кем разговаривает,
-
это не единственная странность Начавшего Беседу.
Хорошо, представим, что Начавший Беседу - прав безусловно; что он
имеет
основания называть своего собеседника грубияном (и даже в резкой форме),
а тому нечего возразить ("а сам-то ты разве не грубиян ?").
Хорошо. Пусть. Представим. В самом деле: поскольку тот - "заключил
контракт
со своими ясным глазами", поэтомуэтот называет такого
человека - грубияном.
Чем не основание?
Действительно: тот, кто видит только самого себя, не может разумно возразить
тому,
кто кроме себя самого видит ещё что-то. Хорошо. Пусть. Допустим.
Допустим, резкие слова Начавшего Беседу являются
резкими
лишь в системе координат
грубияна. А как Начавшему Беседу ещё разговаривать с туземцем?
На его языке! Если вы приплыли в чужую страну, вам придётся разговаривать
с аборигенами на их языке. Не так ли? Иначе аборигены вас не поймут.
Грубиян, заключивший контракт со своими глазами, знает
язык грубости. Начавший Беседу знает больше, взор его шире.
Только какими словами он может расказать о том, что знает, тому, кто знаком
только
с языком грубости?
Нужно обращаться к такому на его языке, - на языке грубости: "раз ты -
грубиян,
значит, я так тебя и называю - грубияном".
Но! со стороны Начавшего Беседу грубое слово не является
оскорблением:
если бы Начавший Беседу не любил своего неотесанного наследника, он
бы и рта не раскрыл,
и разговора бы не начал. Поэтому, грубиян не может возразить Начавшему
Беседу;
не может, услышав "ты - грубиян", сказать "сам грубиян". Они
обитают в разных мирах:
этот, заключивший контракт со своими глазами, - в мире своих глаз, другой
же... гм... вероятно,
не только в мире своих глаз... в другом, в более большом мире.
Хорошо. Пусть. Подвели основания и объяснили "мнимую" грубость
Начавшего Беседу.
Другая загадка: как объяснить последующие слова Начавшего Беседу. Они
ещё более странные!
"Пожалей мир", - говорит он своему собеседнику, - "иначе этот
обжора,
поглощающий мировую дань, съест в могиле и тебя."
Позвольте! Разве мы не ВСЕ там будем? Разве грубиян не может
вернуть
Начавшему Беседу его же слова: "так ведь и тебя могила
поглотит?
коль она поглощает всех, она поглотит и меня так же, как она поглотит
и тебя.
Разве может быть так, чтобы она кого-то не поглотила?
А раз так, то что означает эта твоя угроза/насмешка/издёвка?
Не пустышка ли она? Не сотрясание воздуха? Я умру - так. Но ведь и ты
умрёшь!
Летать иль ползать, конец известен: все в землю ляжем, всё прахом будет."
В самом деле - странные слова. Начавший Беседу произносит
их так, будто он
Тот, кого могила не поглотит.
Конечно, теперь мы знаем, что Шекспир - это мировой корифей и авторитет,
проверенный Временем; и что поэтому он
имеет основания говорить как человек, кого могила не поглотит, ибо
голос его не умолкает доселе; спустя столетия после его физической смерти.
Имеющий уши да слышит!
Но ведь в момент написания сонета, Шекспир был ещё жив!
Разве он мог тогда, в момент написания, знать наверняка,
что его ждёт? Знать, что его словам предначертана долгая жизнь?
Он мог предполагать! Но его слова, слова Начавшего Беседу звучат
больше,
нежели просто предположение:
он говорит уверенно; говорит, как человек, познавший Тот и Этот миры.
Почувствуйте!
Его слова звучат так:
"если ты не станешь жалеть мир, тебя поглотит могила, говорю это как
человек,
которого она НЕ поглотила."
Как может быть? Значит, есть те, кого этот обжора поглощает, и те, кого не
может?
Для того, чтобы утверждать о себе, что ты - тот, кого могила не
поглотит,
нужно обладать знанием: нужно оказаться там; и не быть поглощенным;
то есть, оказавшись там, сохранить всё то,
что приобрёл здесь; то есть оказавшись вновь здесь, помнить о том, что был
там,
но при этом не был поглощён (потому что сумел сохранить то, что приобрёл
здесь).
Другими словами, тот, кто знает о себе, что он - тот, кого могила не
поглощает,
кроме непосредственного знания, приобретенного здесь, должен иметь знание о
том, что он был там,
но при этом его знания, которые он приобрел перед тем, как оказаться там, не
были потеряны
и утрачены. Причём, должен иметь действительное знание, а не
воображаемое.
Ибо навоображать себе человек может всё, что угодно.
Фантазии людей границ не имеют.
Но воображение и фантазии - не есть Знание. Знание - это то, что может быть
подтверждено
независимым от наших чувств образом. А как можно иметь здесь опыт,
приобретенный не здесь?
И, более того, как подтвердить этот опыт? Независимым от чувств образом.
И как доказать себе, что этот опыт действительно есть опыт, приобретённый не
здесь,
а не плод желания и воображения?
У меня нет ответа на эти вопросы. Но, очевидно, есть люди, имеющие ответы.
Люди, обладающие Знанием. Шекспир и его персонаж - Начавший Беседу.
Повторяю: без такого знания человек не может утверждать о
себе,
что он - Тот, кого могила
не поглощает. Ибо могила - это коварный и ненасытный обжора, который
поглотил многих.
Здесь же, в Первом Сонете Шекспира, мы имеем наглядное свидетельство того,
что
Начавший Беседу действительно является Тем, кого могила не поглощает.
Ввиду того, что, несмотря на прошедшее время, слова его по-прежнему звучат
молодо, как в
момент их написания (имеющий уши да слышит!);
и могут сообщить Знание тому, кто захочет его получить; получить сегодня или
когда-нибудь в будущем.
Значит, Начавший Беседу (и Шекспир, как его автор)
действительно - те, кого
могила не поглощает (а не те, кто желают, чтобы их считали теми, кого могила
не поглощает).
Есть разница: первые - обладают Знанием, другие - шарлатаны.
Шарлатанам нечем подтвердить свои слова; Обладающие Знанием
подтверждают свои слова легко.
Намекнул: "я не из тех, кого могила поглощает",
всё исполнилось: смотрите! откройте Первый Сонет и смотрите! сказано ещё при
жизни -
прошло время, но слова не умерли
вместе с телесной оболочкой; слова живут, сохраняя образ и характер
говорящего.
Значит (подчеркиваю в сотый раз!), слова Начавшего Беседу
- есть слова
человека, обладающего Знанием, а не обычного обывателя-грубияна
(что, впрочем, чувствуется изначально). Хотелось бы обозначить важность
Сонетов,
отличающую их от многих литературных произведений.
Сонеты содержат ответы на важнейшие вопросы человечества: о жизни, о
красоте, о смерти и
бессмертии. Не в поэтическом смысле, а самом прикладном.
Чтобы найти эти ответы, необходимо углубление, необходимо погружение внутрь,
вглубь сонетов,
необходимо расширение своего кругозора, сверх рамок "контракта со своими
собственными
ясными глазами".
А иначе что?
А иначе "этот обжора,
поглощающий мировую дань, съест в могиле и тебя."