|
|
||
АРГУС И МЕРКУРИЙ Я знаю больше многих о коварстве Меркурия, поскольку сторожил Коровушку-красу в античном царстве, Как самый неподкупный старожил. Имел сто глаз, и ежели смыкались От тяжести одни в блаженном сне, Другие, отдохнувши, открывались... ...Юно́на-госпожа велела мне Следить за той, что нашему владыке Однажды приглянулась, и за ней Я наблюдал с усердием великим В течении бесчисленности дней... ...И вот, передвечернею порою, Ко мне пришёл юнец и заиграл Мелодию печальную. Не скрою, Что я припомнил многое и стал Осмысливать минувшее. Когда же Юнец пересказал старинный миф, Я необычный сон увидел даже: Ушёл Меркурий, А́ргуса убив. |
28.01.2023 14:55 |
Рубенс, Меркурий и Аргус. |
ПРИМЕЧАНИЯ: История о стоглазом Аргусе и Меркурии рассказана Овидием в первой книге «Метаморфоз». Эта история является составной частью истории нимфы Ио, в которую был влюблен Юпитер, и которую ревнивая Юнона превратила в корову. Следить за коровой Юнона наказала стоглазому Аргусу, неусыпному наблюдателю. Аргус никогда не засыпал полностью. Когда засыпали одни его глаза, другие бодрствовали. Так Ио была под постоянным наблюдением. Юпитер отправил к Аргусу сына Меркурия, чтобы тот остановил страдания Ио. Меркурий пришёл к Аргусу под видом молодого пастушка, сыграл на флейте и рассказал историю Пана и Сиринги, выслушав которую Аргус уснул. И Меркурий убил спящего Аргуса. В мифе об Аргусе немало странного (впрочем, как и в других мифах), но прежде, чем начать говорить о странностях этого мифа, хочу отметить — важность его. Убийство Аргуса — является визитной карточкой Меркурия. Часто Меркурия так и называют — «Аргу́соубийца». Так, Гомер в «Одиссее» называет его «Аргусоубийцей» не просто часто, а — вызывающе часто. Так, что это бьет по глазам. В первой песне «Одиссеи», в самом начале почти, рассказывается о том, как Олимпийцы собрались на совет, решать судьбу Одиссея. Поднимается Зевс с первым словом и упоминает сына Гермеса (он же Меркурий), называя его «губитель Аргуса». Следом выступает светлоокая дева Афина, предлагает божественному брату отправиться к нимфе Калипсо и также называет его — «Эрмий-Аргусоубийца». Для чего, казалось бы, так часто вспоминать об этой истории, уже давней для всех них, олимпийцев? Зачем ворошить прошлое? Напомню, что среди олимпийцев находится Гера (она же Юнона). Вряд ли она с охотой вспоминает историю об убийстве её слуги, Аргуса. Убийство Аргуса привело её в бешенство. А в знак вечной памяти об Аргусе Юнона разукрасила хвост павлина рисунками, похожими на глаза Аргуса. Зачем же боги, Зевс и Афина, в присутствии Геры продолжают вспоминать об убийстве Аргуса? К тому же Аргус не был чудовищем, чтобы убийство его воспринималось, как доблесть. Вот Аполлон сразил Пифона. Это — доблесть. А Аргус? Зачем нужно было его убивать? Он был слугой Юноны. Исполнял чужую волю. При этом, он просто сторожил Ио. Утром выпускал на пастбище. Вечером отправлял в помещение. Самой Ио он не делал ничего плохого. Да, Ио тяготилась своим положением. Страдала от того, что ощущала себя не той, кем была. Но не Аргус же был виноват в страданиях Ио! Не Аргус же превратил Ио в корову. А Юнона. Зачем же было убивать Аргуса? Меркурий совершил немало полезного. Так, он подарил золотые подошвы (сандалии) Персею, для того, чтобы тот мог переместиться в любое место земли и смог бы достичь, таким образом, пределов Медузы Горгоны. Но не называют Меркурия «подошво-дарителем». А «Аргусо-убийцей» — называют. В чем тут дело? Похоже, мы чего-то не видим в поступке Меркурия такого, чего видят боги. Есть, должно быть, в убийстве Аргуса некий смысл. Только какой? Есть, должно быть, во всей этой истории какое-то скрытое значение, за которое боги отдают Меркурию должное и даже Юнона не сердится на него за то, что он совершил. Но что это за значение? Зайдем с другой стороны. Мог бы Меркурий не убивать Аргуса? Мог бы. Ведь миссия Меркурия состояла в том, чтобы освободить Ио от наблюдателя. А совсем не в убийстве Аргуса. Освободить же Ио уже было легко, потому что Аргус был усыплен. И Меркурий мог бы просто увести корову Ио у спящего Аргуса, как он увёл когда-то быков у влюбленного Аполлона. Но Меркурий убил Аргуса. Значит, именно убийство Аргуса имеет в этой истории какое-то значение (хотя мы и не видим, в чем именно это значение могло бы заключаться). Хорошо. Меркурий убил Аргуса. Пусть так. А мог бы Меркурий убить Аргуса, не усыпляя его? Вполне. Меркурий — бог, Аргус — смертный. Бог может умертвить смертного без усилий. Для этого богу не нужно ни усыплять смертного, ни рассказывать смертному о чем-либо; ни даже показываться не нужно. Чик! И нет Аргуса. Словно и не было. Зачем же, в таком случае, Меркурий усыпил Аргуса, если он мог бы убить его, не усыпляя? Значит, была у Меркурия какая-то цель в том, чтобы усыпить Аргуса. Вывод? Меркурий мог не убивать Аргуса. Но, видим, что он его убил. И Меркурий мог не усыплять Аргуса. Но, видим, что усыпил. Следовательно, была у Меркурия какая-то цель, чтобы убить. И была у Меркурия какая-то цель, чтобы усыпить. Какие это цели? В чем их смысл? Это другой вопрос. Но прежде, чем ответить на него, сначала нужно — просто заметить, что какие-то цели — были. Пока мы не понимаем смысла действий Меркурия. Но можем заметить, что, во-первых, смысл есть, и во-вторых, что смысл этот спрятан. Ну что же? Уже неплохо! Одно дело — воспринимать миф, как бессмыслицу (Меркурий совершает какие-то действия, убивает и усыпляет). Другое дело — заметить, что поступки его — не бессмыслица. Действия Меркурия все-равно пока остаются необъяснимыми (и ещё вопрос, можно ли их объяснить, и можно ли понять, в чем заключался смысл убийства и усыпления). Зато — становится интересно. Поняв, что в действиях Меркурия есть смысл, мы, образно говоря, заметили - след Меркурия. Увидели то, что этот хитрец хотел бы скрыть. И теперь — можно пойти по следу Меркурия. И попытаться разгадать его загадки. Но чтобы разгадывать их, нужно их замечать. А это не просто. Потому что Меркурий — скрытен. *** Хорошо. Пойдем дальше. В мифах о Меркурии есть замечательный персонаж, который заметил то, что не заметили другие. Это — пастух Ватт, который заметил, как Меркурий похитил быков Аполлона. Да и у самого Аргуса — сто глаз, поэтому и Аргус — видит больше, чем видят люди, ста глаз не имеющие. Фактически, миф о Ватте и миф об Аргусе являются вариациями одного и того же мифа. Там и там действует Меркурий. Там и там — пастухи, причем оба — внимательные. Один пастух следит за быками. Другой — за коровой. Одного пастуха Меркурий умерщвляет. Другого — превращает в камень (то есть: умерщвляет тоже). Так что, можно рассматривать оба мифа совместно. И один миф поможет нам понять другой. Ранее я размышлял о мифе о Ватте (подробнее здесь) и говорил о том, что миф этот представляет собой аллегорию, то есть иносказание. Ключом же к разгадке служат — быки Аполлона. Это не просто быки. Это — дни человеческой жизни. А что тогда представляет собой корова, за которой следит Аргус? Корова эта — вся человеческая жизнь. Корова — это все множество дней человеческой жизни, в неразрывности их! Быки Аполлона и нимфа Ио, превращенная в корову, это — разные аспекты, но — одного и того же. Быков — много. И эта аллегория говорит нам о том, что каждый день нашей жизни — уникален и наполнен собственными событиями. А корова — одна. И эта аллегория говорит нам о том, что каждый уникальный день отдельной жизни — связаны воедино. Образуют единое целое. Что такое нимфа Ио? Она представляет собой — человеческую жизнь. А что означает аллегория, что «Юпитер влюбился в Ио» ? Эта аллегория означает, что — «божество полюбило человека» . |
29.01.2024 07:00 |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"