|
|
|
У сыновей старика Иапета, у Прометея и Эпиметея, — говорящие имена.
|
|
Имя Прометей составлено из двух слов: "про" и "метей".
|
|
И имя Эпиметей составлено из двух слов: "эпи" и "метей".
|
|
В имени двух братьев есть общее слово: "метей". Его значение — "думающий", "размышляющий", "мыслитель".
|
|
Различие между братьями-мыслителями состоит в том, что Прометей — есть "думающий до", а Эпиметей — "думающий после".
|
|
Мы знакомы с подобным словообразованием терминов "пролог" и "эпилог".
"Пролог" — это предисловие, первые слова текста.
"Эпилог" — это послесловие, последние слова текста.
|
|
Так и Прометей — это мыслитель, размышляющий первым. А его брат Эпиметей — мыслитель, размышляющий последним.
|
|
Если имя Прометея подсказывает нам, что его обладатель — есть тот, кто обдумывает свои действия, планирует и предусматривает,
то имя Эпиметея подсказывает нам, что его обладатель — есть тот, кто размышляет над результатами действий, анализирует полученный опыт и делает выводы.
|
|
И оба брата — и тот, кто обдумывает предполагаемые свои действия, и тот, кто размышлает над результатами, — это просто две неразрывные части процесса познания,
которое невозможно одно без другого.
|
|
Так что говорящие имена братьев — это что такое?
|
|
Это — очередной ребус. Это — очередная аллегория.
|
|
Прометей и Эпиметей — это не персонажи. Вернее сказать, не так. Они, конечно, мифилогические персонажи, наделённые собственной индивидуальной историей. Но они — не только персонажи. Они — две части единого целого. Они — словно сиамские близнецы, искусственно разделённые для чего-то.
|
|
Предполагаю, что цель данного разделения братьев — более значительная и более глубокая, чем мои предварительные наблюдения.
|
|
Или другое сравнение. Прометея и Эпиметея можно сравнить с левым и правым полушариями головного мозга. То есть с двумя частицами одного целого (которые и разделить нельзя). Можно рассматривать и изучать левое полушарие мозга отдельно от правого. Можно даже придумать левому полушарию мозга свою историю (с богатыми интересными историями). Но отделить одно от другого — нельзя.
|
|
Пока же я порассуждаю на предмет того, что означают эти говорящие имена, применительно к их детям, Девкалиону и Пирре.
|
|
Девкалион — сын Прометея. У нас опять ребус. Если подставить в этот ребус говорящее имя Прометея, то получается, что Девкалион — сын "думающего до", сын "предусмотртительного", сын "изначально размышляющего".
|
|
А если мы подумаем, что дети наследуют многие качества своих родителей, и что дети являются продолжением своих родителей, то Девкалион, как сын своего отца, наследует от него качества предварительного размышления.
|
|
Поэтому Девкалион не только сын Прометея. Девкалион — это сам Прометей ("думающий до", "предусмотртительный", "изначально размышляющий").
|
|
Также и Пирра, дочь Эпиметея. Тоже — ребус.
|
|
Пирра — не только дочь Эпиметея ("думающего после", "познающего", "делающего выводы", "приобретающего опыт"). Пирра, как наследница своего отца, сама обладает качествами, присущими своему отцу и сама является Эпиметеей ("думающей после", "познающей", "делающей выводы", "приобретающей опыт").
|
|
Если вспомнить ранее выдвинутую гипотезу о том, что Девкалион соответствует — мужской гамете, а Пирра — ядру женской гаметы, то обнаружится, насколько удивительно предложенные соответствия
подходят ещё и в распределении ролей между Девкалионом и Пиррой при спасении от потопа на Парнасе.
Роль Девкалиона — активная в начале процесса. Он, действительно, Прометей (думающий изначально). Как мужская гамета, Девкалион должен заметить Парнас (женскую яйцеклетку), добраться до Парнаса, причалить к Парнасу (атаковать оболочку яйцеклетки и проникнуть внутрь)
Действительно, роль Пирры — наиболее значительная в завершении процесса. Она, действительно, Эпиметея (думающая после). Она принимает Девкалиона, и развитие нового организма будет происходить в среде, которую предоставляет мать. И в дальнейшем — роль матери чрезвычайно велика при рождении, вскармливании, заботе и воспитании.
|
| |
| |