|
|
||
ВЗАД И ВПЕРЁД
Ранее я размышлял о Лаэрте, отце Одиссея, и о словах Афины о нём, что он
В этой заметке хочу вернуться к словам Афины и поразмышлять над движениями старика. Мы привыкли, что правильное движение — это движение вперёд. Что бы ни случилось, нужно двигаться в направлении выбранной цели. А если старик бродит хаотично, где-то вперёд, а где-то назад, то это, вероятно, по причине своей старости и удреченности горем. Но движения старика — это ещё и подсказка читателю «Одиссеи», каким образом следует воспринимать текст. «Одиссея» — это сложное и запутанное произведение. У «Одиссеи» есть не только линейный сюжет (здесь начало, а здесь завершение), у «Одиссеи» есть части, связанные между собой. И для того, чтобы лучше понимать смыслы «Одиссеи», нужно попытаться воспринимать «Одиссею» именно так, как бродит по саду старик Лаэрт. При чтении, нужно продвигаться вперёд. Но также нужно и возвращаться назад. Нужно сопоставлять одни части текста с другими. Нужно обдумывать ранее сказаннное (с учётом информации, ранее приобретенной). Так что движение взад и вперёд — это ещё и методика восприятия «Одиссеи». Замечательно, что в столь давнее время были тексты, настолько замысловатые в композиционном отношении. Этот принцип — взад и вперёд — постараюсь пояснять по мере возможностей в последующих заметках об «Одиссеи». И также хочу сказать, что не все задумки Гомера мне ясны. Многое проясняется, в процессе чтения и последующего обдумывания, но ещё много есть такого, над чем можно размышлять. И ещё больше того, что не охвачено вниманием. Что ещё не замечено. Большим мыслителем был слепой Гомер. Взад и вперёд — это тоже своеобразный вид возвращения, а возвращение — это центральная тема «Одиссеи».
|
04.09.2024 07:10 |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"