Велигжанин Андрей Витальевич : другие произведения.

Источник источника или виноград Лаэрта

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:





      ИСТОЧНИК ИСТОЧНИКА ИЛИ ВИНОГРАД ЛАЭРТА

      Богиня Афина говорит Телемаху:

Наши предки издавна гостями друг другу считаются; это,
Может быть, слышишь нередко и сам ты, когда посещаешь
Деда героя Лаэрта... а он, говорят, уж не ходит
Более в город, но в поле далеко живёт, удрученный
Горем, с старушкой служанкой, которая, старца покоя,
Пищей его подкрепляет, когда устает он, влачася
По полю взад и вперед посреди своего винограда.

      О чём речь?

      Тут — множество смыслов. Самых разных.

      Начнём смотреть. Прежде я говорил о хитрости Афины и о том, зачем она использует маску, приходя к Телемаху.

      Надевание маски — это приём. Благодаря этому приёму, слова Афины становятся многозначными.

      Вот она говорит: 'Наши предки издавна гостями друг другу считаются'.

      Это о чём? Это говорит Ментес о своих предках, о мудром царе Анхиале и его отце? Или это говорит Афина от своего лица, говоря о своих божественных предках, то есть о самом Зевсе?

      В том или другом случае смысл — совершенно различный.

      Если это слова Ментеса, сказанные от самого Ментеса, то смысла в них немного. Ну и что? Ну были предки Ментеса гостями предков Телемаха. Ну, хорошо. Встречались, гостили друг у друга, весело проводили время. Ну и что?

      А если это слова самой Афины, сказанные от её лица, и говорящие о её божественных предках, то слова эти обретают совсем иное значение.

      О чем тогда она говорит? Она говорит о том, что предки божеств и предки людей — являются гостями друг другу.

      Ну, это же просто — откровение о том, что божества приходят в мир людей! И давно приходят!

      И более того: и люди могут быть гостями у божеств.

      Миры, божественный и человеческий, не изолированы. Божества — не только на небе. Они могут приходить в мир людей (быть в гостях у людей). Могут приходить и приходят.

      И люди. Живут не только на земле. Могут гостить у божеств.

      Есть сообщения между мирами. Божественный мир и физический — взаимно проникают друг в друга. Боги гостят у людей. Люди гостят у богов. Вот, что означают слова Афины: 'Наши предки издавна гостями друг другу считаются'.

      Далее она добавляет: 'Это, может быть, слышишь нередко и сам ты, когда посещаешь деда... героя Лаэрта'.

      Здесь, в сюжете Одиссеи впервые упоминается дед. Затем о нём долго не будут вспоминать. Но это не значит, что Лаэрт — незначительный персонаж. Напротив, если бы дед не был нужен для повествования, богиня Афина не говорила о нём бы. Боги не бросают слов на ветер, не направляют слова в пустоту. Если бы дед не был важен, богиня о нём не говорила бы.

      Но для чего он важен? Какое значение имеет?

      Из рассказа Афины не ясно. Слова богини скупы. И снова перед нами — загадка.

      И мы подумаем, что она может означать.

      И хотя слова Афины о Лаэрте скупы, какая-то информация в них содержится, поэтому попытаемся подумать, что же богиня нам сообщает.

      Итак, из рассказа Афины мы узнаем, что:

  1. Лаэрт старый,
  2. Живёт за городом,
  3. Живёт в поле,
  4. Поле находится далеко от города,
  5. Лаэрт удручен горем,
  6. Лаэрт живёт со служанкой,
  7. Служанка старая,
  8. Служанка подкрепляет Лаэрта пищей,
  9. Лаэрт подкрепляется, когда устает,
  10. Лаэрт устает от постоянных перемещений,
  11. Перемещается Лаэрт случайным образом (взад и вперёд),
  12. Вокруг Лаэрта — виноградный сад, и судя по всему, сад этот — огромный.

      Что и говорить, картина, нарисованная богиней Афиной, — довольно причудливая.

      Старик живёт один в далёком поле, из слуг у него только служанка, ходит беспорядочным образом, но между тем, вокруг него — произрастает сад, и сад полон винограда.

      А интересно, каким образом старушка-служанка находит своего хозяина в виноградном саду, чтобы дать ему пищи? Ведь в виноградном саду, за кустами винограда, уже в соседнем ряду ничегошеньки не видно. Даже если сад окультурен и высажен правильным образом, рядами, и то трудно заметить человека между кустами. А если сад заросший и полудикий? Тем более. А каким может быть сад у старого немощного человека, о котором говорится, что он удручен горем? До сада ли ему, если он удручен? Значит, сад его предоставлен сам себе. По существу, это — дикие заросли. И отыскать в этих зарослях Лаэрта — непросто. А служанка — старенькая. Так, что, если представить себе картинку, изображенную Афиной, старца в заброшенном саду и старушку, которая бегает по саду в поисках хозяина, чтобы его покормить, — не поразит ли она воображение своею странностью? Старик же ещё, сказано, перемещается всё время, перемещается хаотично, и, перемещаясь, возвращается на прежнее место, и может оказаться там, где старушка побывала недавно. Так она долго будет искать его.

      И обычно, когда в повествовании обнаруживаются странности подобного рода, они, странности эти, подразумевают иносказание.

      Опять загадка. Не просто так богиня Афина вспоминает о Лаэрте. И не просто так старик Лаэрт бродит по саду.

      О чем же здесь говорится?

      Думаю, так...

      Кто такой Телемах? Телемах — это Сознание человека. Сознание — это совместный ребенок физической и духовной природы человека. Физическую природу человека олицетворяет мать Телемаха (Пенелопа, она же мать-Природа), духовную природу человека олицетворяет отец Телемаха (Одиссей, он же дух Телемаха). Где находится мать, понятно. Где находится отец, неизвестно. Описывается момент времени, когда Сознание достигло зрелости и осуществляет процесс Самопознания, пытаясь отыскать своего отца (обрести себя самого).

      Это я пересказал трактовку, о которой уже говорил в более ранних заметках, толкованиях Одиссеи.

       К этому можно добавить, что дух человека (отец Одиссей) является — источником жизни. Это и понятно. Отец и в физическом мире нужен для начала жизни.

      Итак, Одиссей — это источник жизни Телемаха. А Лаэрт? Лаэрт — это источник жизни Одиссея.

      Таким образом, Лаэрт — это источник источника.

      И если Одиссей, источник сознания, — находится неизвестно где, его отец, источник источника, находится здесь же.

      Если Телемах — это Сознание, то дом Телемаха — это голова. Город Телемаха (или остров Итака) — это тело. А что такое поле, где пребывает Лаэрт? Это место — удалённое от тела. Ну, то есть Лаэрт пребывает в некотором удалении от тела, то есть это область — вокруг тела. Невидимая граница вокруг тела. Некое поле, окружающее человека. Что-то вроде — границ человека.

      Видимо, это указание на то, что не было бы у человека границ, не было бы и самого человека.

      Возможно, и человек существует благодаря тому, что у него есть границы. Возможно, границы — это древний механизм, благодаря которому из окружающей среды обособилась отдельная сущность, которая стала эволюционировать и прошла путь от простейшей клетки до сложного человеческого организма.

      Это только моя гипотеза. И её нужно обдумать.

      Во всяком случае, некое сходство есть. Лаэрт находится в поле. И вокруг человека имеется поле.

      Итак, Лаэрт — это охранитель тела. Это — древний механизм, благодаря которому произошло выделение отдельной сущности из окружающего мира. Благодаря ему, Лаэрта, возникла эта жизнь. Эта, отдельная, жизнь возникла в этой, отдельной, сущности. Потом же - возникло всё остальное. Потом - появился путешественник Одиссей, исследователь мира. Возможность же исследования мира появляется тогда, когда есть что-то, что обеспечивает сохранность собственных границ. И вот Лаэрт дома, бродит по саду, а Одиссей неизвестно где.

      Вернёмся же, однако, к словам Афины и обдумаем их ещё раз (с учётом вышеизложенного) :

      Наши предки издавна гостями друг другу считаются; это, может быть, слышишь нередко и сам ты, когда посещаешь деда... героя Лаэрта...

      Небольшая реплика насчёт героя. Конечно, Лаэрт — герой. И это не преувеличение Афины. И произнесла она слово 'герой' не ради красноречия. Лаэрт — герой, потому что благодаря ему в этом конкретном теле появилась жизнь. И Лаэрт — герой, потому что благодаря ему в этом конкретном теле жизнь сохраняется.

      Лаэрт не просто так бродит по саду. Он обеспечивает сохранность границ. Нет границ — нет жизни. Есть границы — есть жизнь. Плохие границы, разрушенные границы приведут к тому, что на твою территорию проникнут враги и всё жители государства погибнут. Образно говоря, если в сад проникнут вредители, погибнет весь сад, весь виноград. Поэтому старик не просто так ходит, не потому что он так состарился, что ничего уже не помнит и просто бродит без цели, возвращается туда, где был, и идёт куда-то ещё (где тоже когда-то был). Цель этого старика — возделывание и охрана сада, обеспечение сохранности границ. Он едва ли не самый ценный житель Итаки, этот беспокойный старик, отец Одиссея!

      Но, конечно, Лаэрт — герой и в мифологии. Лаэрт — участник Каледонской охоты. А они там всё герои — те, кто принимал участие в охоте на ужасного Каледонского вепря. Кстати, как и Нестор, посетить которого Телемаха посоветовала Афина.

      Но я отвлёкся. Речь о Несторе, надеюсь, впереди. А пока вернёмся к словам Афины:

      Наши предки издавна гостями друг другу считаются; это, может быть, слышишь нередко и сам ты, когда посещаешь деда... героя Лаэрта...

      Итак, Лаэрт живёт в поле и у него, у своего деда, Телемах может узнать о том, что боги и люди являются гостями друг друга. Это — очень важная информация. В свете того, что Телемаха нужно найти своего отца. А отец пребывает где-то не в физическом мире. И где же его искать, непонятно. Но есть, оказывается, дед, который бродит по полю, и в гости к которому, оказывается, приходят божественные гости.

      Это — прямой намёк Афины, как следует поступить Телемаху для того, чтобы найти отца. Нужно чаще бывать у деда!

      Где находится поле, по которому бродит Лаэрт? Вдали от города. Фактически, это поле обозначает границу миров: внутреннего и внешнего. И объяснимо также, почему Афина говорит о божественных и человеческих предках, которые издавно ходят друг другу в гости. Где же они ещё могут встретиться, как не на границе миров? Всё объяснимо.

      Афина говорит ещё кое-что. От лица Мендеса она говорит о своём корабле:

      Свой же корабль я оставил под склоном Ней она лесистым, на поле, в пристани Ретре, далеко от города...

      Зачем это Афина говорит? И что за корабль? Ведь ранее говорилось о том, что в Итаку она шагнула 'прямо с Олимпа', без всякого корабля, просто надев на ноги золотые сандалии, 'амброзиальные, всюду её над водой и над твёрдым лоном земли беспредельные лёгким носящие ветром'.

      Действительно, зачем Афине корабль, если она и без него переносится с лёгкостью, куда пожелает?

      Что же она — обманывает? Нет корабля?

      Не обманывает. И корабль — есть. Но корабль этот предназначен не для её перемещений, а для перемещений Телемаха!

      Афина специально приготовила корабль, чтобы Телемах смог отправиться на нём искать отца! Специально приготовила корабль и рассказала Телемаху о том, где его можно найти.

      А где находится корабль? В поле, далеко от города. То есть где-то примерно там же, где находится Лаэрт. В поле, далеко от города. То есть средство передвижения Телемах найдёт там же, где находится его дед!

      Вот, как важен дед в сюжете Одиссеи! Он — не спятивший бедный старик, беспорядочно слоняющийся по саду.

      Он — проводник в другие миры.

      Он — основатель города.

      Он — хранитель города.

      Герой Лаэрт.

03.08.2024 07:40

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"