|
|
||
Эта заметка (слегка похожая на школьное сочинение) — о небольшом эпизоде из пятой главы «Евгения Онегина». У Татьяны — именины. На праздник съезжаются гости.
Удивительно то, что гостей к Лариным приехало много.
Пушкин пишет, что гости приехали семьями. С одной стороны, это говорит — о хлебосольстве Лариных, а также о том, что соседи — любят Лариных и рады празднику именин их дочери. Но! Гостей очень уж много! Приезжать семьями! Зимой! В возках, кибитках, санях и бричках! Дом Лариных разве резиновый?
Пушкин весело пишет о том, как приезжают гости.
Наше внимание усыпляется. И мы не воспринимаем критически: «а что такого? подумаешь, гости приехали! подумаешь, семьями приехали! эка невидаль!» Но господа, господа! "Крик кормилиц и плач детей" — это разве весело? Не проходите мимо! Конечно, дети часто плачут, а кормилицы — часто кричат. В этом нет ничего необычного. В этом нет ничего страшного. Поплачут и успокоятся. Покричат и перестанут. Однако, за этим небольшим штрихом (плачем детей и криком кормилиц) давайте представим общую картину происходящего. Ведь это же целое мероприятие — выехать семьёй в гости!
Если вы смотрели английский сериал «Аббатство Даунтон», то можете вспомнить, каким большим был дом графа Грэнтэма. Возможно, вы согласитесь с тем, что даже для такого большого дома (как дом графа Грэнтэма) приезд гостей — это значительное мероприятие. Приезжает же не только гость и его семья. Приезжает многочисленная прислуга. Вместе с господином путешествует его дворецкий. Господину необходим камердинер, а госпоже — горничная. Маленьким детям необходима кормилица, подросшим детям необходима няня, взрослым детям необходим слуга. Все они на чём-то едут. Нужен кучер. Всех этих людей необходимо где-то разместить. Господ нужно поселить в господские комнаты. Так ведь и для слуг нужны комнаты. В общем, даже если в гости приезжает только одна семья, это уже целая история, каким образом принять эту семью. А к Лариным на именины не одна семья приехала. Как минимум, несколько.
Посмотрим, кто приехал в гости к Лариным.
Приехали Гвоздин и Пустяков. Вы знаете этих людей? Известно ли о них что-нибудь, кроме той краткой характеристики, которую привёл Пушкин? Нет, о них ничего не известно. Только то, что (я повторю):
Как бы то ни было, Гвоздин и Пустяков (с супругой) являются гостями Лариных. Риторический вопрос: можно ли назвать хозяина превосходным, если мужики его — бедствуют? Это так, небольшой каламбур Пушкина, разминка перед следующим каламбуром.
Следующие гости Лариных охарактеризованы замечательным образом. Я был очень впечатлён (собственно, моя заметка возникла именно из-за фрагмента, который процитирую ниже)
Прошу любить и жаловать — седая чета Скотининых! У которых, ни много ни мало, — двадцать восемь детей! Я повторю ещё раз. Двадцать восемь детей! На именины к Лариным приехала семья Скотининых в полном составе. И было их всех, вместе взятых, — тридцать человек! Считайте сами: их самих — двое. И с ними — двадцать восемь детей. А что ещё обозначает фраза, что у Скотининых имеются дети всех во́зрастов? Не сказано, что у Скотининых были дети разных во́зрастов? Тогда бы ещё выглядело правдоподобно: один ребёнок двух лет, другой ребёнок тридцати лет, и между ними кто-то ещё, предположим, лет четырнадцати. Так нет же! Именно сказано: всех во́зрастов ! А что это означает? А это означает то, что, если, например, ребёнок девятилетнего возраста у них бы отсутствовал, то тогда уже нельзя было бы сказать, что с ними были дети всех во́зрастов. А так пожалуйста! К Лариным на именины приехало тридцать человек одних только Скотининых! Каково́? И если Скотинины путешествуют без слуг (что невероятно), то и тогда им нужно было бы прибыть на пяти каретах (если предположить, что они едут в карете вшестером).
Я полагаю, что образ четы Скотининых — гиперболизирован. Конечно, никто не имеет, во-первых, такого количества детей, а, во-вторых, никто не путешествует в таком составе. Цыганский табор отдыхает. Дом Лариных не вынес бы нашествия Скотининых, будь это правдой. Но возникает другой вопрос: что означает этот образ — седой четы Скотининых? Далеко ходить не нужно. Скотинин — это персонаж комедии Фонвизина. А Скотинина — это другой персонаж той же комедии. Сестра его, госпожа Простакова (в девичестве Скотинина). Седая чета Скотининых — это не муж с женой. Это — брат с сестрой. Замечу, что слово "чета" означает — пару человек. Мы привыкли воспринимать чету, как — супружескую чету. А тут у Пушкина — каламбур. И означает этот каламбур то, что в гости к Лариным — пожаловали не их соседи. А — литературные персонажи. Которые к этому времени (за тот промежуток, который прошёл между эпохой Фонвизина и эпохой Пушкина) обзавелись — множеством детей (действительно, различных возрастов). Действительно, у четы Скотининых выросло многочисленное поколение Скотининых. Вот, что означает эта гипербола, эта аллегория и этот каламбур Пушкина.
Переходим к другим гостям.
Про уездного франтика Петушкова ничего сказать не могу. А вот Буянов — это тоже литературный персонаж (как и седая чета Скотининых). Так что дом Лариных оказался заполнен — фантомами! призраками! ду́хами! Гости Лариных — это не люди, а ду́хи! Буянов — это персонаж произведения «Опасный сосед» , которое принадлежит перу Василия Львовича Пушкина, дяди поэта. Да-да. Собственной персоной. Сравните приведённый отрывок (Мой брат двоюродный, Буянов, в пуху, в картузе с козырьком) с фрагментом из «Опасного соседа»:
Этот сейчас дядя Пушкина, Василий Львович, пребывает в тени своего знаменитого племянника. А в то время (когда «Евгений Онегин» выходил только в свет и печатался главами) — всё было по-другому: Василий Львович был известен. И известен он был именно благодаря «Опасному соседу» и его главному герою, Буянову. Так что это — деталь! То, что Буянов пожаловал в гости к Лариным! Собственной персоной. «Пришел, — и понесло повсюду кабаком.» В наши дни «Опасной сосед» известен мало и потому следует сказать об его сюжете несколько слов. Сюжет незамысловатый. Буянов приходит к главному герою (от лица которого ведётся повествование) и вместе они едут... в публичный дом. Там они пьют, Буянов садится играть в карты, а главный герой собирается уединиться с одной из девушек, но... Буянов ввязывается в драку (с теми, с кем играл в карты), возникает шум, переполох, приезжает полиция, Буянов дерётся с полицейскими. Главный герой покидает это милое место.
Так что, Буянов — это такой змей-искуситель, чертёнок, от которого несёт кабаком, словно от чёрта серой. И вот вопрос: зачем такой гость в доме Лариных? Что хорошего могло бы случиться, когда в гостях Буянов?
А, между прочим, этот самый Буянов, этот литературный персонаж, встретится ещё в «Евгение Онегине», в седьмой главе.
Он, оказывается, к Татьяне сватался! Да, Татьяна ему отказала. Но он-то каков! Парень не промах! Хотя годами, кажется, пора бы уж молодцу остепениться. Произведение Василия Львовича «Опасный сосед» написано в 1811 году. То есть в 1811 году Буянов был мужчиной цветущего возраста. Куда ему, постаревшему, свататься к молоденьким девушкам? А ничего! Сватается!
Но оставлю Буянова и закончу перечисление гостей Лариных, собравшихся поздравить Татьяну с именинами.
Моя любимая парочка — Панфил и Трике! Причём, что интересно? Интересно, что не Панфил Харликов приехал вместе с семьёй и с Трике, а Трике приехал вместе с Панфилом. С одной стороны, что разница невелика: что в лоб, что по лбу. Трике с Панфилом или Панфил с Трике, — существенно ли? Главное, — что оба приехали... Однако. Однако. Однако. Однако, есть нюанс. Когда говорится, что приехал Трике, то создаётся впечатление, что Ларины специально приглашали именно его, Трике, отправляя приглашение аж в Тамбов, и тот, по зимней дороге, аж из Тамбова, по пути заехал к Панфилу и забрал его вместе с собой. Далеко ли имение Лариных находится от Тамбова? Этого мы не знаем. Может, далеко. Может, близко. Мы знаем, что действие происходит зимой. А зимой — передвигаться непросто. Ларины до Москвы добирались целую неделю. Так что, если даже предположить, что имение Лариных расположено в Тамбовской губернии, всё равно до губернского города далеко (чуть дальше, чем до соседнего имения). И ситуация выглядит совсем нелепо, если имение Лариных находится не в Тамбовской губернии (где-нибудь в Костромских лесах или на Псковщине), а они приглашают Трике, и тот едет издалека (и по пути прихватывает с собой семью Панфила Харликова). Скорее, наоборот: Панфил Харликов — это сосед Лариных. Панфила приглашают на именины, а у Панфила (в это время) оказывается француз (прибывший издалека), поэтому Панфил прибывает к Лариным вместе со своим гостем. Но тогда вернее было бы сказать: что Панфил Харликов приехал с Трике, но никак не Трике приехал с Панфилом Харликовым. Тут, конечно, Пушкин опять каламбурит. А интересно знать, у Панфила Харликова — больлшая семья? Столь же большая, как у Скотининых или всё-таки поменьше? Тут, я думаю, дело вот в чём. Панфил Харликов — это такой же фантом и призрак, как и все остальные. С призраками так и бывает: соберёшь их в гости целое множество, а им не тесно. Сколько бы духов на именины ни собралось, можно пригласить в два раза больше. Это ж духи! Вот и семья Панфила Харликова — это не живые люди. Это — образы. Потому-то и можно сказать, что приехал Трике и привёз вместе с собой — целую семью... Целое множество идей и образов привёз вместе с собой остряк из Тамбова.
И завершает перечень гостей, прибывших к Лариным, — ротный командир, который привёз музы́ку...
Да, это — радость. Музы́ки Лариным как раз для полного счастья не доставало. Опять же, можно только догадываться, сколько человек приехало вместе с ротным командиром: квартет? квинтет? секстет?
Ох, уж эти гости... Думаю, повеселились они знатно.
|
|
08.12.2022 09:35 |
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"