ПРЕДИСЛОВИЕ.
В этой заметке продолжается разговор о поэме Пушкина «Граф Нулин», начатый здесь.
В своих заметках, я читаю «Графа Нулина» по порядку и, по ходу чтения, комментирую.
В прошлой заметке я остановился на фрагменте:
Не друг ли едет запоздалый,
Товарищ юности удалой?..
Уж не она ли?.. Боже мой!
Вот ближе, ближе... сердце бьется...
Но мимо, мимо звук несется,
Слабей.... и смолкнул за горой.
Читаем дальше.
КОЛЯСКА НА БОК.
Наталья Павловна к балкону
Бежит обрадована звону,
Глядит и видит: за рекой,
У мельницы, коляска скачет.
Вот на мосту — к нам точно! нет;
Поворотила влево. Вслед
Она глядит и чуть не плачет.
Но вдруг — о радость! косогор —
Коляска на бок. — «Филька, Васка!
Кто там? скорей! вон там коляска.
Сей час везти ее на двор
И барина просить обедать!
Да жив ли он? беги проведать,
Скорей, скорей!...»
Слуга бежит.
О чём здесь говорится? Здесь говорится о том, что сознание охотника генерирует образы безостановочно, постоянно.
Все эти образы (порождённые умом) — едут своей дорогой, (сердцу) слышен только звук колокольчика от их экипажа.
Да и тот, звук этот, угрожает утихнуть, исчезнув за горой. И на какой-то из колокольчиков наше сердце откликается сильней обычного. Сердце приходит в трепет и останавливает этого гостя.
Гость, который мог бы скрыться за горой, внезапно переворачивается на неожиданном препятствии.
Откуда возник этот косогор, на котором перевернулась коляска? Этот косогор создала Наталья Павловна своим волнением.
Наталье Павловне не хотелось бы, чтобы гость, который мог проехать мимо, скрылся бы за горою. От этого у Натальи Павловны участилось сердцебиение (сказано: сердце бьется...).
Образно говоря, увеличенная амплитуда сердечных колебаний приводит к тому, что дорога из относительно удобной превращается в холмистую, с неожиданно возникшими косогорами.
Мы же понимаем, что Наталья Павловна и этот путник — части единого сознания. И хотя Наталья Павловна и этот (пока еще неведомый) путник действуют в разных областях сознания,
однако, поскольку, так или иначе, весь спектакль разыгрывается в одной голове, они взаимно влияют друг на друга: и у повозки путника есть колокольчик, звук которого достигает чуткого
слуха Натальи Павловны, и Наталья Павловна может, как по волшебству, изменить дорогу таким образом,
чтобы на ней возник неожиданный косогор (вдруг! ни с того, ни с сего! откуда ни возьмись!), на котором бы коляска путника
опрокинулась, вследствие чего путник вынужден был бы совершить остановку и войти в дом Натальи Павловны.
Они же должны поговорить друг с другом! Они должны пообщаться и Наталья Павловна должна выяснить, насколько та добыча, за которой отправился её муж, соответствует её сердцу!
Так и произошло.
Но вдруг — о радость! косогор —
Коляска на бок
Да уж. Радость.
Итак, муж (ум, сознание) отправился на охоту. Жена (душа, сердце) осталась дома. Возник образ. Он мог бы проехать мимо, но жена (сердце) остановило его. Скоро этот образ (гость) войдёт в дом.
И они побеседуют.
ВОТ У КРЫЛЬЦА, ВОТ В СЕНИ ВХОДЯТ.
Слуга бежит.
Наталья Павловна спешит
Взбить пышный локон, шаль накинуть,
Задернуть завес, стул подвинуть,
И ждет. «Да скоро ль, мой творец?»
Вот едут, едут наконец.
Перед встречей с незнакомцем, Наталья Павловна отдаёт приказание слугам и готовится сама ко встрече (поправляет причёску, накидывает шаль, ждёт).
Что означает значит — впустить незнакомца в дом и оказать ему гостеприимство? Что такое дом? Дом — это человек. Дом — это человеческое сознание.
А незнакомец — это новая необычная идея (одна из многих идей, претендующих на объяснение нашего загадочного мира).
Впустить незнакомца в дом — это значит принять эту идею к рассмотрению, включить эту идею в сферу других идей (об устройстве нашего мира), которыми уже наполнено сознание.
Это — ответственно. И волнительно. С одной стороны, новая идея — это интересно (как всякое новое). С другой стороны, новая идея может — оказаться пустой, бесплодной,
неверной, вредной, зря потратишь время и силы на болтовню. Поэтому, нетерпение Натальи Павловны вполне объяснимо (Да скоро ль, мой творец?). Скорей бы уж вошёл.
И рассказал, кто он, откуда, куда и зачем едет.
Забрызганный в дороге дальной,
Опасно раненый, печальный
Кой-как тащится экипаж.
Вслед барин молодой хромает.
Слуга-француз не унывает
И говорит: allons, courage!
Француская фраза allons, courage означает "ну, смелей!". Забавно, что фонетически она напоминает известный мем "алё, гараж".
Фраза "алё, гараж" получила широкое распространение после фильма "Волга, Волга". Должно быть, сценаристы фильма в качестве источника вдохновения погружались и в «Графа Нулина» тоже.
Почему об экипаже сказано, что он опасно раненый ? Эта опасность объясняется тем, что судьба экипажа целиком зависит от Натальи Павловны. Кто такая Наталья Павловна?
Это — душа. Это — сердце. Если сердце одобрит, экипаж продолжит путешествие. Если сердце не одобрит, экипаж никуда не поедет. Погибнет и сам экипаж, и Нулин (он ведь всё ещё нуль), и его слуга.
Правда, слуга — весёлый малый. Слуга не унывает. A почему? Потому что, кто такой слуга? Слуга — это помощник. Погибнет этот барин — слуга перейдёт на службу к другому.
К третьему. К десятому. Может переходить до тех пор, пока сердце Натальи Павловны не одобрит какого-либо из его господинов. Причём, у этого весёлого слуги все новые хозяева, как один, будут — Нулинами.
Нулин — всякий раз рождается заново. Кто такой Нулин? Это тот, кто возник из ничего. Он может погибнуть (если Наталья Павловна его не одобрит).
Но он вновь возродится, вот в чём дело! Если Наталья Павловна не примет Нулина, не одобрит, не благословит на дальнейшее путешествие, появится другой образ, охотник придумает другую идею,
и эта новая идея — тоже будет кем? Нулиным! Тем, кого нет. Тем, кто только появился на свет. И тем, кто не боится погибнуть (потому что он не может погибнуть,
любая новая идея несёт на себе отпечаток новизны, возникла из ничего, поэтому имя у неё — Нулин).
Вот у крыльца, вот в сени входят.
Покаместь барину теперь
Покой особенный отводят
И настежь отворяют дверь —
Пока Picard шумит, хлопочет,
И барин одеваться хочет,
Сказать ли вам, кто он таков?
Забавная деталь — Нулину отвели особенный покой. С точки зрения бытового сюжета, в этой детали нет ничего примечательного. В усадьбах есть комнаты для гостей,
и эти комнаты отдаются в распоряжение вновь прибывших. Но мы же рассматриваем аллегорию, в которой Наталья Павловна — это душа и хозяйка дома. А дом это тело человека, его разум и всё остальное.
В этой связи, отведение особого покоя означает то, что новому гостю уже предложен кров в нашем доме (в нашей голове).
Ещё ничего о госте почти не известно, кто он и откуда. Но ему уже — отворили дверь настежь и ему уже отвели покой.
Будь «Граф Нулин» обычной книжкой, обычной сюжетной зарисовкой, в этом не было бы ничего удивительного: таковы законы гостеприимства.
Однако, если «Граф Нулин» аллегория, то эта незначительная деталь
(о предоставлении покоев гостю, то есть идее, еще не обдуманной и еще не включенной в круг других идей, составляющих мировоззрение человека) — становится весьма занимательной.
Граф Нулин из чужих краев,
Где промотал он в вихре моды
Свои грядущие доходы.
Себя казать, как чудный зверь,
В Петрополь едет он теперь
С запасом фраков и жилетов,
Шляп, вееров, плащей, корсетов,
Булавок, запонок, лорнетов,
Цветных платков, чулков а jour,
С ужасной книжкою Гизота,
С тетрадью злых карикатур,
С романом новым Вальтер-Скотта,
С bon-mots парижского двора,
С последней песней Беранжера,
С мотивами Россини, Пера,
Et cetera, et cetera.
Прокомментирую этот фрагмент чуть позже.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В следующей заметке познакомимся с Графом Нулиным поближе.
|